Ситара МУСТАФАЕВА
Сотрудник кафедры истории славянских стран исторического факультета Бакинского государственного университета
(Баку, Азербайджан).
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАНИЦ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНА И АРМЕНИИ)
Резюме
В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом установления азербайджано-армянской границы в 1920—1922 годах. На основе
богатого фактического материала автор пытается пролить свет на причины территориальных споров между Азербайджаном и Арменией.
В в е д е н и е
Формирование границ современных суверенных государств Кавказа произошло в основном в период с 1918-го по 1921 год. С провозглашением в мае 1918 года независимых государств — Азербайджана, Армении и Грузии вопрос о принадлежности тех или иных территорий каждой из новообразованных республик приобрел особую остроту. В основе территориальных споров этого периода лежало несоответствие дореволюционного административно-территориального устройства края этническому составу населения. В губерниях Южно-Кавказского региона было немало уездов с этнически смешанным населением. Попытки размежевания по национальному признаку породили территориальные конфликты.
Это и вызвало армяно-азербайджанскую конфронтацию, которая характеризовала отношения между двумя странами вплоть до установления в регионе гегемонии Советской России. Политика Советской России по отношению к спорным территориям меня-
лась в зависимости от ее интересов, но чаще удовлетворялись притязания армянской стороны.
Однако и установление Советской власти в регионе не приостановило, а еще усилило территориальные претензии Армении к Азербайджану. Это обусловило особую остроту вопроса об установлении границ между двумя советскими республиками в начале 1920-х годов.
Проблема установления азербайджано-армянской границы в 1920—1922 годах и роль Советской России в этом процессе до сих пор не были предметом отдельного исследования ни в советский, ни в постсоветский период — они изучалась лишь в общем контексте политических событий на Кавказе.
Состояние азербайджано-армянской границы накануне советизации Азербайджана
В период существования Азербайджанской Демократической Республики (АДР) ее территория составляла 113 895,97 кв. км. Из них 97 297,67 кв. км не были объектом чьих-либо притязаний. Сюда входили следующие территории: Бакинская губерния (39 075,15 кв. км), Гянджинская губерния (44 371,29 кв. км), Закатальский округ (3 992,54 кв. км) и часть Ире-ванской губернии (9 858,69 кв. км — сюда входили I и II полицейские участки Шару-ро-Даралаязского уезда; I, II, III и IV полицейские участки Нахчыванского уезда; I и
II полицейские участки Ново-Баязетского уезда). Северная граница республики проходила вдоль течения реки Самур и Главного Кавказского хребта. На западе граница с Грузией, за исключением небольшого участка, совпадала с сегодняшней границей. Азербайджано-армянская граница шла по прежней административной границе Сурмалинского уезда до реки Аракс, проходила через Иреванский уезд через селения Агамалы, Баш-Гяр-ны и Имирзин и следовала по границе Ново-Баязетского и Шаруро-Даралаязского уездов, сворачивала потом по озеру Гейча (Севан) и делила его пополам. Селение Чубухлы оставалось за Арменией, а весь остальной восточный берег озера — за Азербайджаном1. На основании указанной границы в территорию Азербайджана входят целиком вся Гян-джинская губерния и все уезды — Сурмалинский, Нахчыванский и Шаруро-Даралаязс-кий Иреванской губернии, а также южная часть Иреванского уезда с селениями Камарлу, Беюк-Веди, Давалу и восточная часть Ново-Баязетского уезда. Накануне апрельской революции 1920 года Карабах, Зангезур и Нахчыван входили в состав Азербайджанской Республики.
К числу территорий, на которые претендовала Армения, относились Газах, Карабах, Нахчыван и Зангезур.
В годы независимости руководство АДР вынуждено было передать ряд своих исторических территорий Армении. В период работы Батумской конференции (11 мая — 4 июня 1918 г.) между представителями Азербайджана и Армении велись переговоры о границах между двумя странами. В докладе члена делегации Закавказского мусульманского совета Н. Усуббекова на чрезвычайном заседании бывших членов закавказского сейма 27 мая 1918 года отмечалось, что «самым главным залогом процветания Закавказья, по мнению турецкой делегации, является солидарность и единение Закавказских народов, для достижения чего необходима будет некоторая территориальная уступка армя-
1 См.: Государственный архив Азербайджанской Республики (ГААР), ф. 28с, оп. 1с, д. 99, л. 1.
нам со стороны Азербайджана»2. Таким образом, Турция выступала за создание армянского государства в Закавказье и советовала Азербайджану отказаться от ряда своих территорий. 29 мая на заседании Мусульманского национального совета в Тифлисе обсуждались результаты переговоров представителей Совета с представителями Армянского национального совета по данному вопросу. В своем выступлении здесь член Мусульманского национального совета Ф.Х. Хойский сообщает, что для образования армянской федерации им нужен политический центр, а таковым после отхода Александрополя (Гюм-ри. — С.М.) к Турции может быть только Иреван, а потому уступка Иревана армянам является неизбежной. Члены Совета Х. Хасмамедов, М.Ю. Джафаров, М. Магеррамов и др. в своих речах признавали уступку Иревана армянам «исторической необходимостью, неизбежным злом». При голосовании за уступку Иревана подается 16 голосов из 28 общего числа и единогласно решается вопрос об образовании с армянами конфедерации3.
Таким образом, Национальный совет под давлением Турции, «желая помочь объявившему свою независимость соседнему государству», принимает такое важное решение, как уступка города армянам. Уже 1 июня 1918 года на заседании Мусульманского национального совета в Тифлисе был оглашен протест, подписанный членами Национального совета (Г. Сеидовым, Б. Рзаевым и Н. Нариманбековым) против уступки Иревана Армянской Республике. Однако Национальный совет постановил без обсуждения протест приобщить к протоколу4. Протест не был принят, поскольку в Батуми на переговорах между представителями Азербайджана и Армении была достигнута договоренность по следующим вопросам: Азербайджан согласен с созданием в пределах Александропольской губернии армянского государства; город Иреван уступается Армении с условием, что армяне отказываются от притязаний на часть Елизаветпольской губернии, то есть на нагорную часть Карабаха5. Из письма председателя Совета министров Азербайджанской Республики Ф.Х. Хойского, отправленного 31 июля 1918 года председателю азербайджанской делегации в Стамбуле М.Э. Расулзаде, становится ясно, что вместе с Иреваном Армянской Республике на Батумской конференции была уступлена и часть Газахского уезда6.
Однако Иреван был уступлен Армении временно. В январе 1919 года представитель Азербайджана в Грузии М.Ю. Джафаров в беседе о границах Азербайджана с английским генералом Бичем заметил, что Иреван был уступлен армянам временно, пока турки не очистят Александрополь7. Но даже эти уступки не смогли в дальнейшем воспрепятствовать обострению отношений между этими республиками.
Роль Советской России в урегулировании территориальных споров между Азербайджаном и Арменией
Дипломатическая переписка между Советским Азербайджаном и Араратской (Армянской. — С.М.) Республикой относительно Карабаха и Зангезура началась с первых
2 ГААР, ф. 970, оп. 1, д. 1, л. 46.
3 См.: ГААР, ф. 970, оп. 1. д. 1, л. 51—52.
4 См.: ГААР, ф. 970, оп. 1. д. 1, л. 53—54.
5 См.: Гасанов Дж. Азербайджан в системе международных отношений (1918—1920-е гг.). Баку, 1993.
С. 89—90 (на азерб. яз.).
6 См.: Азербайджанская Демократическая Республика. Внешняя политика (Документы и материалы). Баку, 1998. С. 42.
7 См.: ГААР, ф. 970, оп. 1, д. 42, л. 3—4.
дней установления большевистской власти в Азербайджане. Москва, в свою очередь, согласившись на предложение Армении, взяла на себя роль посредника между этими двумя республиками. Объявив ряд территорий спорными (Нахчыван, Зангезур и Карабах), большевики заявили о том, что они будут заняты войсками Красной Армии8. Однако в вопросе о принадлежности ряда территорий той или иной республике большевики метались из стороны в сторону и в большинстве случаев поддерживали армян. Доказательством тому является множество документов. В первые дни после советизации Азербайджана Г. Орджоникидзе в телеграмме на имя народного комиссара иностранных дел Советской России Г. Чичерина пишет, что территории Зангезура и Карабаха необходимо оставить в составе Азербайджана, чтобы они не попали в руки османов9. Г. Орджоникидзе в одной из своих записок В. Ленину, И. Сталину и Г. Чичерину пишет, что армянская делегация в случае отказа Азербайджана от Шаруро-Даралаязского уезда и Нахчыванского района согласится на немедленное присоединение Карабаха и Зан-гезура к Азербайджану и что этот вопрос они поднимут в Баку в разговоре с Н. Наримановым.
9 мая 1920 года Азербайджан обратился к Армении с предложением не позже 15 мая
1920 года начать переговоры по пограничным вопросам. Армения отклонила это предложение, так как еще надеялась на помощь великих держав в вопросе о границах. А помощь на этот раз поступила от Советской России. 15 мая 1920 года заместитель наркома иностранных дел РСФСР Л. Карахан направил телеграмму на имя наркома иностранных дел Азербайджана М. Гусейнова. В нем сообщалось, что армянское правительство обратилось к российскому правительству с просьбой о посредничестве между Азербайджаном и Арменией и что советское правительство, выразив согласие на это, решило занять частями Красной Армии спорные между Азербайджаном и Арменией местности10.
Интерес представляет телеграмма Г. Орджоникидзе Г. Чичерину от 19 июня 1920 года «Азербайджан претендует на Карабах, Зангезур, Нахчыванский и Шаруро-Дарала-язский уезд. В Карабахе и Зангезуре провозглашена Советская власть, и вышеупомянутые территории считают себя частью Азербайджанской Советской Республики. Нахичевань уже несколько месяцев в руках повстанцев азербайджанцев-мусульман. Относительно Шаруро-Даралаязского уезда у меня сведений нет»11. Чичерин в письме Ленину утверждает: «Азербайджанское правительство заявило претензию на Карабах, Зангезур и Ша-руро-Даралаязский уезд вместе с Нахчываном, Ордубадом и Джульфой. Большая часть этих местностей находится фактически в руках Армянской Республики»12. Однако на самом деле Карабах и Зангезур не могли в это время находиться в руках Армении, так как в соответствии с Декретом о районных советах народного хозяйства от 28 июня 1920 года были определены границы районов Азербайджана: в частности, в Карабахский район включены были Зангезурский, Джеванширский и Шушинский уезды13. Таким образом, по этому документу в июне 1920 года Карабах и Зангезур по-прежнему были в составе Азербайджанской Республики.
В этот период С. Киров (член Кавбюро ЦК РКП(б). — С.М.) с Кавказа направляет письмо Чичерину о положении дел в Грузии, Азербайджане и Армении, в котором пишет: «Я имел с ним (Гусейновым М.Д. — С.М.) и с армянским представительством нео-
8 См.: ГААР, ф. 28с, оп. 1с, д. 99, л. 96.
9 К истории образования Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. 1918— 1925. Документы и материалы. Баку, 1989. С. 34.
10 См.: ГААР, ф. 28с, оп. 1с, д. 99, л. 96.
11 К истории образования Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. С. 49—50.
12 Мамедова Ш.Интерпретация тоталитаризма. Сталинизм в Азербайджане. 1920—1930. Баку, 2004. С. 163.
13 См.: Декреты Азревкома (1920—1921 гг.). Сборник документов. Баку, 1988. С. 87—88.
днократные совещания... В результате всего этого от азербайджанцев добился только одного — готовности уступить Армении Шаруро-Даралаязский уезд, остальные же, то есть Нахичеванский уезд, Ордубад, Джульфу, Зангезур, Карабах, азербайджанцы считают, безусловно, своими. В свою очередь, представители Армении категорически претендуют на эти области. Главным мотивом азербайджанцев является то, что эти области при правительстве АДР принадлежали Азербайджану и уступка этих областей сейчас будет, по их мнению, дискредитированием Советской власти не только в Азербайджане, но и в Персии и Турции. Представители Армении и Азербайджана наметили в ближайшее время созвать мирную конференцию для разрешения всех спорных вопросов, но ни та, ни другая сторона положительно не верит, что они могут до чего-нибудь договориться на этой конференции. Так безнадежно стоит этот вопрос здесь. Я уже вам сообщил, что единственный выход из создавшегося положения — твердо решить этот вопрос в Москве, только ее авторитет может решить дело»14.
В телеграмме от 14 июля 1920 года на имя Чичерина Орджоникидзе и представитель России в Армении Легран пишут: «Считаем необходимым такое разрешение вопроса, которое отчасти может удовлетворить Азербайджан: Карабах целиком и безоговорочно присоединяется к Азербайджану. Зангезур объявляется спорным, остальные области (Нахичевань, Шарур-Даралаяз, Ордубад) остаются за Арменией»15.
Эта же политика нашла свое отражение в постановлении заседания Бюро ЦК АКП(б), проходившего 15 июля 1920 года, где обсуждался вопрос о мире с Арменией: «1. Карабах и Зангезур должны быть присоединены к Азербайджану. 2. От Нахичевани и других отказаться, предложить оккупировать русскими войсками»16.
Карабах, Нахчыван и Зангезур — предмет торга в процессе советизации Армении
10 августа 1920 года в Иреване между РСФСР и Араратской Республикой было подписано предварительное соглашение о прекращении военных действий, по которому «войсками РСФСР занимаются спорные области Карабах, Зангезур и Нахичевань» до определения границ между Азербайджаном и Арменией17. Азербайджанская сторона выступила против объявления территорий Карабаха, Зангезура и Нахчывана спорными.
Подписав с РСФСР вышеуказанный договор, министр иностранных дел Армении Агаджанян, в ответ на неоднократные предложения Азербайджана о созыве конференции для урегулирования всех спорных вопросов, отправляет министру иностранных дел Азербайджана телеграмму следующего содержания: «Согласно предварительному договору, заключенному между представителями правительства Армении и полномочным представителем РСФСР Леграном 10 августа 1920 года, территориальные споры между Арменией и Азербайджаном должны быть разрешены на основах, которые будут уста-
14 Борьба за победу Советской власти в Грузии. Документы и материалы (1917—1921 гг.). Тбилиси, 1958. С. 613—614.
15 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), фонд 85 «Орджоникидзе Г.К.», оп. 13, д. 98, л. 1.
16 К истории образования Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. С. 57.
17 См.: Мустафазаде Р. Две республики. Азербайджано-российские отношения в 1918—1922 гг. М., 2006. С. 221.
новлены мирным договором, имеющим быть заключенным между РСФСР и республикой Арменией в скорейшем будущем. Ввиду изложенного в ответ на предложение Ваше о созыве 20 августа сего года Армяно-Азербайджанской конференции сообщаю, что правительство мое созыв такой до заключения окончательного договора с РСФСР считает преждевременным». Армянские представители заявляли, что армяно-азербайджанская граница будет установлена согласно соглашению от 10 августа 1920 года между Россией и Арменией18. По новому договору от 28 октября 1920 года по урегулированию отношений с Россией Армения отказывалась от притязаний на Карабах при условии передачи ей Зан-гезура и Нахчывана и предоставлении ссуды в 2,5 млн золотых рублей19.
Фактически Советская Россия после советизации Азербайджана, используя территориальный вопрос, пыталась привлечь на свою сторону и другие кавказские государства, в данном случае Армению. Это видно из слов Сталина, который 9 ноября 1920 года в Баку выступил с докладом на объединенном заседании Кавбюро ЦК РКП(б), ЦК АКП(б), Ревкома АзССР, Бакинского комитета партии о ближайшей партийной и советской работе в Азербайджане. На один из письменных вопросов Сталин дал такой ответ: «В Зангезуре восстание (дашнакское). Мы с ними боремся. Если хотят узнать, кому принадлежать должны (спорные) Зангезур и Нахичевань, то теперешнему правительству (дашнаков) Армении их передать нельзя, будет советское, тогда можно будет»20.
По окончании войны с Арменией Турция 2 декабря 1920 года в Александрополе заключила мир. По этому договору Нахчыван, Шарур и Шахтахты объявлялись «временно» находящимися под защитой Турции. Фактически протекторат Турции устанавливался и над территорией, формально остававшейся за Арменией21.
2 декабря полномочным представителем РСФСР в Армении Леграном было подписано соглашение с представителями дашнакской Армении об объявлении Армении Советской Республикой. Определялась территория Советской Армении следующим образом: Иреванская губерния, часть Карсской области, Зангезурский уезд, часть Газахского уезда и те части Тифлисской губернии, которые находились в составе Армении до 8 сентября 1920 года22. Итак, Армения одновременно подписывает соглашение с Турцией и с Советской Россией, надеясь на помощь последней. Однако против вышеуказанных решений выступили жители Нахчывана. Еще 28 июля 1920 года здесь была создана Нахчыван-ская ССР. Ревком Нахчывана заявил о том, что Нахчыван является неотъемлемой частью Азербайджана. И поэтому Ревком Армении вынужден был 28 декабря 1920 года признать Нахчыван как независимую Советскую Республику. В январе 1921 года при участии представителей Турции, РСФСР, Азербайджана и Армении здесь был проведен опрос населения. 90% населения Нахчывана заявили о своем желании остаться в составе Азербайджа-на23. Анкарское правительство соглашалось вывести свои войска из Нахчывана лишь при условии, если Россия признает этот регион составной частью Азербайджана. Таким образом, сопротивление местных жителей и позиция Турции в вопросе о принадлежности Нахчывана решили судьбу этого края. Вопрос о статусе Нахчыванского края окончательно был решен Московским договором, заключенным 16 марта 1921 года между РСФСР и Турцией, и Карсским договором, подписанным при участии РСФСР 13 октября 1921 года между Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией — с другой. III статья Московского договора определяла статус и границы Нахчыванской области: «Обе договаривающиеся стороны согласны, что Нахичеванс-
18 См.: ГААР, ф. 28с, оп. 1с, д. 99, л. 102.
19 См.: Документы внешней политики СССР. В семи томах. Т. II. М., 1958. С. 728.
20 Хармандарян С.В. Ленин и становление Закавказской федерации. 1921—1923. Ереван, 1969. С. 47.
21 См.: Документы внешней политики СССР. В семи томах. Т. III. М., 1959. С. 675.
22 См.: Документы внешней политики СССР. В семи томах. Т. IV. М., 1960. С. 711.
23 См.: Мусаев И. Политическое положение в азербайджанских регионах Нахчыван и Зангезур и политика зарубежных государств (1917—1921 гг.). Баку, 1996. С. 269—301 (на азерб. яз.).
кая область в границах, указанных в Приложении 1(с) настоящего договора, образуют автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству24. Однако статьи Московского договора относительно Нахчыванского края фактически игнорировались со стороны Советской Армении. В телеграмме от 13 июля 1921 года народного комиссара иностранных дел АССР М.Д. Гусейнова на имя Г. Орджоникидзе выражена просьба принять меры к отозванию из Нахчыванского края представителей Армении, так как их действия могут вызвать с турецкой стороны «новые попытки претензий на нахкрай под предлогом неисполнения Московского договора»25.
Решение Политбюро и Оргбюро АКП(б) относительно передачи Зангезура Армении было реализовано уже в 1921 году. И это несмотря на то, что мусульманское население края было против присоединения к Армении. В докладе чрезвычайного комиссара Карабаха и Зангезура Ш. Махмудбекова от 24 декабря 1920 года говорится, что к нему пришли «представители Низменного Зангезура, состоящего из 4-х участков, и заявили о своем категорическом решении остаться под управлением Азербайджанской Советской власти, если же их ходатайство не будет удовлетворено, то они просят указать место, куда они могли бы переселиться».
Между тем в своем докладе на I съезде Советов Азербайджанской ССР 9 мая 1921 года М. Гусейнов о Зангезуре говорит как о территории Армении26. Согласно данным армянских авторов, 20 июля 1921 года Совет народных комиссаров утвердил декрет об административном делении Армении, по которому Советская Армения была разделена на 8 уездов — Иреванский, Александропольский, Эчмиадзинский, Иджеванский, Карак-лисский, Нор-Баязетский, Лори-Памбакский и Даралаязский. Позже был организован Зангезурский уезд27. Таким образом, западная часть Зангезура была изъята решением центра из состава Азербайджана и присоединена к Армении.
Сложно решался вопрос о Нагорном Карабахе. После советизации Грузии 2 мая
1921 года на пленуме Кавбюро ЦК РКП(б) было принято решение о создании комиссии из представителей закавказских республик под председательством С. Кирова для определения границ между советскими республиками Кавказа с предоставлением заключения на утверждение пленума Кавбюро. Еще до начала заседания указанной комиссии в постановлении Кавбюро от 3 июня 1921 года отмечалось, что правительство Советской Армении в своей декларации должно указать на принадлежность Нагорного Карабаха Армении.
12 июня 1921 года Армянское правительство, якобы на основании соглашения с Азербайджаном, издало декрет о присоединении Нагорного Карабаха к Армении. Однако это заявление Армении вызвало резкий протест в Азербайджане. Заседания комиссии в составе председателя Кирова, членов: Сванидзе, Тодрия (от Грузии), Гусейнова, Гаджинского, Расулзаде (от Азербайджана), Бекзадяна (от Армении) проходили в Тифлисе с
25 по 27 июня 1921 года. На первом же заседании Бекзадян предложил членам комиссии учесть несправедливое административное разделение Закавказья царской властью и исключительно тяжелое положение Советской Армении и «во имя общей солидарности, установления раз навсегда самых искренних, дружеских взаимоотношений сделать известные территориальные уступки, при этом в районах, населенных компактным армянским населением». Эти уступки относились к Ахалкалакскому уезду, к Лорийской нейтральной зоне и Нагорному Карабаху.
24 См.: Документы внешней политики СССР. В семи томах. Т. III. С. 599.
25 РГАСПИ, ф. 85 «Орджоникидзе Г.К.», оп. 13, д. 151, л. 1—7.
26 См.: К истории образования Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР.
С. 74.
27 См.: Акопян А.М., Эльчибекян А.М. Очерки по истории Советской Армении. 1917—1925 гг. Ереван, 1953. С. 178.
Бекзадян также отмечал, что в Москве, в мае, в беседе с ним и Мясниковым Сталин вполне разделял эту точку зрения. Однако представители Грузии и Азербайджана, исходя из политических соображений борьбы с внутренней националистической контрреволюцией, выдвинули контрпредложение о недопустимости каких бы то ни было территориальных прирезок. Их поддержал и Киров28. Таким образом, вопрос о территориальном разграничении не был решен в выгодном для Армении ракурсе, и поэтому представитель Армении Бекзадян перенес его на решение Кавбюро ЦК РКП(б).
26 июня 1921 года утром Орджоникидзе с Кировым послали из Тифлиса следующую срочную телеграмму председателю Совнаркома АССР Н. Нариманову: «.Просим созвать экстренно Политбюро и Совнарком и разрешить вопрос о Карабахе, с тем чтобы завтра 27 июня можно было закончить переговоры. Если интересуешься нашим мнением, то оно следующее: в интересах окончательного разрешения всех трений и установления истинно дружественных отношений при решении вопроса о Нагорном Карабахе необходимо руководствоваться таким принципом: ни одно армянское село не должно быть присоединено к Азербайджану, равно как ни одно мусульманское село нельзя присоединить к Армении»29.
27 июня 1921 года на заседании Политбюро и Оргбюро ЦК АКП(б) при обсуждении вопроса о границах Азербайджана с Арменией в связи с работой комиссии в Тифлисе постановили: «В целом вопрос о Нагорном Карабахе в постановке т. Бекзадяна Полит. и Оргбюро считает неприемлемым, ввиду безусловного экономического тяготения Нагорного Карабаха к Азербайджану, в каковом смысле и должен быть разрешен вопрос. Поэтому предложение отделить местности с армянским и азербайджанским населением соответственно к Армении и Азербайджану с точки зрения административной и экономической целесообразности тоже считать неприемлемым»30. В этот же день Н. Нариманов отправляет телеграмму Орджоникидзе с просьбой отозвать из Карабаха чрезвычайного уполномоченного Армении Муравьяна. В телеграмме указывается на тот факт, что вопрос о Карабахе еще не решен окончательно и нахождение там представителя Армении является политической и тактической ошибкой31.
Со 2 по 7 июля 1921 года проходил пленум Кавбюро ЦК РКП(б). 4 июля на вечернем заседании пленума Кавбюро был рассмотрен вопрос о Нагорном Карабахе. Кавбюро было вынесено постановление: «Нагорный Карабах включить в состав ССР Армении и плебисцит провести только в Нагорном Карабахе». Однако после заявления Н. Нариманова о том, что «ввиду той важности, какую имеет карабахский вопрос для Азербайджана», он считает «необходимым перенести его на окончательное решение ЦК РКП(б)», с этим мнением Кавбюро согласилось. 5 июля на следующем заседании Кав-бюро отменяется решение о переносе вопроса в Москву, в ЦК РКП(б), и принимается новое постановление, в котором говорилось: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном — Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в городе Шуше». Кроме того, ЦК КП(б) Азербайджана было поручено определить границы автономной области и представить на утверждение Кавбюро ЦК РКП(б)32.
28 См.: Хармандарян С.В. Указ. соч. С. 101—102.
29 Там же. С. 103.
30 К истории образования Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. С. 86—87.
31 См.: рГаСпИ, ф. 85 «Орджоникидзе Г.К.», оп. 13, д. 98, л. 1.
32 См.: К истории образования Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. С. 90—92.
Установление государственной границы между Азербайджаном и Арменией
15 августа 1921 года пленум Кавбюро, заслушав вопрос о границах между советскими республиками Закавказья, постановил: предложить председателям СНК и Ревкома Азербайджана, Армении, Грузии подписать договор, определяющий границы между тремя республиками, и поручил комиссии в составе Лукашина, Гусейнова, Сванидзе, Орахе-лашвили выработать проект договора33. В дальнейшем подобный общий договор между правительствами кавказских республик не был подписан. И территориальный вопрос продолжал остро стоять все 1920—1930-е годы.
На заседании Президиума АзЦИК 15 апреля 1922 года постановили: «Для ликвидации спорных вопросов о границе между АССР и ССРА образовать две смешанные комиссии: одну по Казахскому, другую по Карабахскому району». Это постановление было отправлено председателем АзЦИК Агамалы оглы в Союзный совет с просьбой известить ЦИК Армении об этом решении. Извещенный об этом ЦИК Армении телеграммой от 27 апреля 1922 года сообщил следующее: «Постановлением Президиума ЦИК Армении для выяснения спорных пограничных вопросов между Делижанским и Казахским уездами организованы две комиссии. Также выражено пожелание о назначении председателями этих смешанных комиссий представителей Союзного Совета, о чем просим Вашего согласия»34. На заседании Союзного Совета 8 мая 1922 года постановили: «Образовать специальную комиссию из Представителя Союзного Совета и ЦИКов АССР и ССРА для выяснения споров в пограничном районе между упомянутыми Республиками»35.
Распоряжением Закавказского Чрезвычайного комитета с 22 августа 1922 года упразднялись все пограничные заставы в крае, объявлялись свободными все внутренние границы, внешними границами стали считаться границы с Турцией и Персией36. Это распоряжение должно было смягчить пограничные споры между кавказскими республиками. Однако, несмотря на вышеуказанное решение, пограничные споры продолжали существовать. На имя председателя правительства Армении Довлатова 30 сентября 1922 года было отправлено от уполномоченного НКИД Азербайджана Ширвани сообщение следующего содержания: «По сообщению Главного управления милиции Азербайджанской Республики, властями пограничного Кафанского района Зангезурского уезда притесняются жители Халадузского и Даржлинского обществ, с целью добиться признаниями последними властей Армянской Республики. Ввиду того, что они являются частью Кубатлинского уезда, следовательно, в административном отношении подчинены Правительству АССР, прошу Правительство ССР Армении, в Вашем лице, внушить пограничным властям прекратить незаконные их выступления»37.
На заседании Президиума Заккрайкома РКП(б), проходящем 30 октября 1922 года, обсуждался вопрос, связанный с ликвидацией пограничных споров на армяно-азербайджанской (в районе Таузского, Газахского и Каравансарайского уездов) и грузино-азербайджанской (Сигнахский район) границах. По данному вопросу было принято следую-
33 См.: Хармандарян С.В. Указ. соч. С. 110.
34 ГААР, ф. 28, оп. 1, д. 96, л. 63.
35 ГААР, ф. 379, оп. 40с, д. 16, л. 5.
36 См.: ГААР, ф. 379, оп. 40с, д. 45, л. 2.
37 ГААР, ф. 28с, оп. 1с, д. 135, л. 15.
щее постановление: «Для окончательной ликвидации пограничных споров наметить комиссию Заккрайкома: т.т. Г.К. Орджоникидзе, Н. Нариманова, А. Мясникова. Заккрай-ком констатирует, что постановления Президиума Союзного Совета 20 мая сего года о ликвидации земельных споров между селениями Татлы мусульманское и Татлу Армянское, селениями Чахмахли и Лалакенд... до сих пор в местах не проведено в жизнь. Это вызывает сейчас ряд недоразумений на местах, грозящих вылиться в острую форму. Зак-крайком полагает возможным установления того порядка землевед. и лесопользования, какой существовал на местах до образования отдельных республик, при этом вопрос может быть разрешен или в форме изменения государственных границ, в смысле перехода части армянских селений к Азербайджану, или же в форме установления полнейшей гарантии со стороны Армении, что впредь пользование спорными землями будет допущено для азербайджанских крестьян беспрепятственно»38. Однако в изучаемый нами период не было созвано ни одно совещание.
Согласно объяснительной записке к карте государственных границ Азербайджанской ССР от 24 октября 1922 года государственная граница между Азербайджаном и Арменией не фиксировалась никакими пограничными договорными актами, а была установлена по фактическому территориальному владению после сельскохозяйственной переписи в Азербайджанской ССР в конце 1921 года, исполненной Центральным статистическим управлением. Причем пограничная линия, нанесенная на карте, не строилась по признаку «цепи естественных топографических пунктов», а проводилась по линии ряда селений, жители которых в административном порядке и фактически находились в подданстве АССР, а потому описания ее не могли быть закреплены никакими географическими названиями39.
В м е с т о з а к л ю ч е н и я
Советизация обернулась для Азербайджана потерей части его исторических земель. Территория Северного Азербайджана к началу 1920 года составляла 113 895,97 тыс. кв. км, а после советизации она потеряла 29 338,2 кв. км. Из них 12 779,6 кв. км были уступлены Армении. В результате проводимой Советской Россией политики территория Армении, состоящая в момент образования республики в 1918 году из 9,2 тыс.кв. км, в течение 1920—1922 годов расширилась до 28,1 тыс. кв. км40. И уже по данным переписи 1926 года, территория Армении составила 30,24 тыс. кв. км41. То есть за годы Советской власти Азербайджан потерял 12 тыс. кв. км своих территорий. Армении были «подарены» следующие районы: Гафан, Горус, Сисиан и Мегри, составляющие примерно 4 504,5 кв. км42. И лишь нахождение турецких войск в Нахчыване и сопротивление местного населения помешало Армении присоединить к себе этот край.
Отторжение же части исторического Карабаха — Зангезура от Азербайджана послужило началом реализации плана армянской партии «Дашнакцутюн», который последовательно проводился в жизнь в течение десятилетий и был направлен на присоединение к Армении все новых азербайджанских земель. Один из лидеров партии Ов. Качазнуни считал Советскую Россию единственной опорой Армении. В 1923 году он писал: «Вопрос
38 ГААР, ф. 411, оп. 1, д. 54, л. 25.
39 См.: ГААР, ф. 28, оп. 1, д. 84, л. 3—4.
40 См.: Зейналова Т.М. Из истории национального государственного строительства в Азербайджане (1920—1930-е гг.). Баку, 2004. С. 33, 49 (на азерб. яз.).
41 См.: ЗСФСР в цифрах. Центральное статистическое управление ЗСФСР. Тифлис, 1929. С. 1.
42 См.: Мусаев И. Указ. соч. С. 328.
расширения наших (армянских. — С.М.) границ можно разрешить, только опираясь на Россию, ибо только Россия может заставить турок отступить, и это единственный практический способ для завоевания земель; остальное — наивность или самообман. То есть если и здесь остается какая-нибудь надежда — опять на большевиков.»43
43 Качазнуни Ов. Дашнакцутюн больше нечего делать! Баку, 1990. С. 77.