- компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);
- критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.
Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях в коллективе, можно организовать управление этим сложным процессом. Грамотное разрешение конфликтов -одно из условий создания нормальной психологической атмосферы в коллективе.
Примечания:
1. Акинтьева В.Е. Создание детальной модели формирования коммуникативной культуры будущего военного специалиста в образовательном пространстве военного вуза / В.Е. Акинтьева // Вестник академии военных наук. - М., 2008. - №2. (23) -С.90-95.
2. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Ка-ряк. - Новосибирск: Наука, 1983. - 140 с.
3. Келеман Л.А. Методологические и теоретические основания исследования интеллигентности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология.- 2005. - № 1. - С. 27-39.
SOVIETDAILY OCCURRENCE OFTHE1920TH
Belozyorova Alexandra Andreevna, Post-graduate Student, Humanitarian Institute, North-Caucasian Federal University, Stavropol
In article features of the Soviet daily occurrence in the 20th the XX on the example of life of the intellectuals, workers and the peasantryareconsideredcentury.
Keywords: daily occurrence; intellectuals; life; new economic policy (NEP); new bourgeoisie; working class; peasantry; city culture.
IN
4L
! st
pf
■ ON
Ï
СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 1920-Х ГГ.
В статье рассмотрены особенности советской повседневности в 20-е XX в. на примере жизни интеллигенции, рабочих и крестьянства.
Ключевые слова: повседневность; интеллигенция; быт; новая экономическая политика (НЭП); новая буржуазия;рабочий класс;крестьянство; городская культура.
УДК 93/94
© БелозероваА.А.,2014
Экономические реалии НЭПа внесли ряд кардинальных изменений в атмосферу повседневной, общественной, духовной жизни в стране. Прежде всего, резко сократилось финансирование культуры, а безработица среди творческой интеллигенции приняла значительные масштабы.Ужесточился контроль властей за общественными организациями интеллигенции [3, С. 67]. Для них устанавливался не разрешительный, а регистрационный порядок создания. Ни одно общественное объединение, кроме профсоюзов, не могло начинать своей деятельности без регистрации в Наркомате внутренних дел РСФСР или его местных органах.
Советские нормы многочисленны, но в данном случае имеет смысл обратиться всего лишь к двум из них, охватывавшим идеологический и бытовой контексты повседневной жизни [2, С. 175]. Последняя имела четко выраженную вербальную форму - это понятие "коммуна". Появление, развитие и финал этой формы коллективизированного быта, как представляется, позволит проиллюстрировать закономерный крах попытки превратить патологию в норму повседневной жизни. В области же идеологии ситуация была не столь словесно однозначной, но не менее выразительной и связанной с господством коммунистической системы миропонимания, заменившей большинству населения религию. Этот феномен советской действительности можно было бы назвать "новой религией". И "коммуна", и "коммунистическая вера" представляют собой ментальные нормы-аномалии, появившиеся в 20-30-х гг.
В конце 20-х гг. началась крупная борьба с так называемыми песнями улицы ("городской романс"), с цыганским романсом. Поучительна судьба песни "Кирпичики" (музыка В. Кручина, слова Б. Гер-
БЕЛОЗЕРОВА Александра Андреевна, магистрант, Гуманитарный институт, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]
шина), написанной в 1923 г. В середине 20-х гг. песню распевала вся страна, она нравилась молодежи. Официальная критика обрушилась на новый музыкальный жанр, представляющий собой своеобразный сплав городской и рабочей культуры: частое исполнение "Кирпичиков" самой рабочей массой есть не что иное, как проявление сильного еще влияния на нее со стороны деклассированной, люмпенизированной части городской мелкой буржуазии.
Большая работа партии по перевоспитанию буржуазных специалистов, значительное обновление состава интеллигенции привели к тому, что к концу 20-х гг. она стала более активно и сознательно участвовать в строительстве новой жизни. Тем не менее, разбогатевшие нэпманы, мелкие частные торговцы, лавочники и ремесленники оказались в этот период на первых ролях [4, С. 303]. Новых богачей мало интересовало классическое искусство. Они помнили свое голодное детство и не было силы, которая сумела бы остановить утоление того детского голода. Они устанавливали свою моду. Главным развлечением стали кабаре и рестораны - общеевропейская тенденция того времени [4, С. 305]. Особенно были знамениты в 20-е годы кабаре Берлина.
В кабаре выступали артисты-куплетисты с нехитрыми песенными сюжетами, исполнители веселых фельетонов, скетчей, антреприз. Художественная ценность тех произведений весьма спорна, и многие из них уже давно забыты. Но, тем не менее, простые непритязательные слова и легкие музыкальные мотивы некоторых песенок вошли в историю культуры страны. И не только вошли, но стали передаваться из поколения в поколение, обрастая новыми рифмами, меняя какие-то слова, сливаясь с народным творчеством [6, С. 210]. Именно тогда родились такие популярные песни, как "Бублики", "Лимончики", "Мурка", "Фонарики", "Крутится-вертится шар голубой".
Эти песни многократно подвергались критике и осмеянию за аполитичность, безыдейность, мещанский вкус. Но долголетие этих куплетов доказало их самобытность и талантливость. Легкие жанры царствовали и в драматических театрах [5, С. 179]. И тут не всё удержалось в требуемых границах. Московская студия Вахтангова, будущий театр им. Вахтангова, в 1922 году обратилась к постановке сказки Карло Гоцци "Принцесса Турандот". Казалось бы, сказка - такой простой и незатейливый материал. Актеры смеялись и шутили, пока репетировали. Так, с шутками, порой весьма острыми, и появился спектакль, которому
суждено было стать символом театра, спектакль-памфлет, таящий в себе за легкостью жанра мудрость и улыбку одновременно.
Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России [4, С. 246]. Быт как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей, и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т. п.
В годы НЭПа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, и государственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как они исполняли свои обязанности [1, С. 62].
Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именно ему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. От советской власти он получил права на бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивало социальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало его стремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярно проводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однако часто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всего по рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массовая безработица в годы НЭПа, низкий культурный уровень не позволяли рабочим серьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывались многочисленные эксперименты по насаждению "социалистических ценностей", трудовые коммуны, общежития.
Крестьянский быт в годы НЭПа изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле, желание приумно-
жить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало свое будущее.
Таким образом, перемены, которые произошли в повседневной жизни, привели к смене ролей в обществе. На первый план вышли разбогатевшие нэпманы, лавочники и ремесленники. Произошли перемены и в быту: ухудшились бытовые условия высших слоев россий-
ского общества; рабочий класс номинально занял лидирующее положение в обществе, но, в условиях послевоенной разрухи, его бытовая жизнь не улучшилась; появился новый класс - нэпманы или новая буржуазия.
Примечания:
1. Жиромская В.Б. После революционных бурь: население России в первой половине 1920-х годов. - М., 1996.
2. История русской культуры / под ред. М.Р. Зезиной, Л.В. Кош-ман, B.C. Шульгина.- М., 1990.
3. Кондаков И.В. Культура России. Краткий очерк истории и теории. - М., 2008.
4. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии 1920-1930 годов.- СПб., 1999.
5. Павлюченков С.А. Россия нэповская.- М., 2002.
6. Яковлев H.H. Россия в годы НЭПа. - М., 1993.
PUBLIC RELATIONS TECHNOLOGIES IN PROMOTING THE ACTIVITIES OF STUDENT ORGANIZATIONS BEING AS A MEDIATOR IN RESOLVING STUDENT CONFLICTS
Konstantinova Anna Sergeyevna, PhDofPhilology, Senior Professor, Chair of Conflictology, Public Relations and Journalism, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk E-mail: [email protected]
The article highlights the issues of information support and promotion of student trade Union organizations as a possible mediator
in the process of constructive resolution and conflict resolution among students.
Keywords: public relations; student's organizations; mediation; conflict; information support.
IN
4L
! st
Ki
■.—I
■ ON
I
E
ТЕХНОЛОГИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ПРОДВИЖЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ПОСРЕДНИКА В РЕШЕНИИ СТУДЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ1
В статье освещаются вопросы информационной поддержки и продвижения сту-денческихпрофсоюзныхорганизаций как возможного медиатора в процессе конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов в студенческой среде. Ключевые слова: связи с общественностью; профсоюзные студенческие организации; медиация; конфликт; информационная поддержка.
71
УДК 659.4
© Константинова A.C., 2014
В большинстве высших учебных заведений не уделяется должного внимания профилактике конфликтов в студенческой среде, анализу вызывающих их причин, разработке мер по их разрешению. Между тем игнорирование таких сложных процессов, как конфликты, при характерном для современного периода увеличении их числа, нарастании разрушительных последствий способствует углублению и развитию социально-негативных процессов, характеризующихся доминированием иррациональных, стихийных элементов, сложно поддающихся управлению или ограничению без жестких насильственных методов [3, С. 59].
Эффективным инструментом разрешения конфликтов в студенческой среде может стать применение технологий медиации в рамках деятельности профсоюзных студенческих организаций. Профсоюзные организации - единственные общественные организации, чьи права и гарантии закреплены законами (Федеральный Закон "О
КОНСТАНТИНОВА Анна Сергеевна, кандидат филологическихнаук, старший преподаватель, кафедра Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, Пятигорский государственный лингвистический университет, Пятигорск [email protected]
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-33-01254.