Научная статья на тему ' Совет по противодействию коррупции при Президенте российской Федерации: правовые основы организации и деятельности'

Совет по противодействию коррупции при Президенте российской Федерации: правовые основы организации и деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3416
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
противодействие коррупции / Совет по противодействию коррупции / полномочия Совета по противодействию коррупции / президиум Совета по противодействию коррупции / члены Совета по противодействию коррупции. / counteracting corruption / Presidential Council on Counteracting Corruption / powers of the Presidential Council on Counteracting Corruption / Presidium of the Presidential Council.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Николаевич Руденко

В представленной статье впервые комплексно исследуются правовые основы организации и деятельности совещательного органа – Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Особое внимание уделено обстоятельствам, при которых принималось решение о создании этого Совета в 2008 г. Показано, что учреждение Совета является одной из мер по организации в России целостной системы противодействия коррупции. Подчеркивая стремление Российской Федерации выполнить требования статьи 6 Конвенции ООН о создании в каждой стране-участнице этой Конвенции специальных органов, осуществляющих предупреждение коррупции, автор рассматривает особенности формирования персонального состава Совета и организации его деятельности в свете рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО), а также освещает деятельность президиума Совета и его органов (рабочих групп и комиссий). Он аргументированно оспаривает выдвигаемый в российской научной литературе тезис о формальной работе Совета, проводя в этих целях сравнительный анализ работы Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупций, действовавшего в 2003–2007 гг. , и Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, учрежденного в 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESIDENTIAL COUNCIL ON COUNERRACTING CORRUPTION: LEGAL BASISES OF ORGANIZATION AND ACTIVITIES

The article is the first work, which comprehensively analyzes the legal basis for the organization and activities of the advisory body – the Presidential Council on Counteracting Corruption. It focuses more on the circumstances of the decision on establishing this Council in 2008. It shows that the creation of the Council is one of the measures to organize an integrated anti-corruption system in Russia. It emphasizes the intention of the Russian Federation to comply with the requirements of Article 6 of the UN Convention against Corruption (UNCAC) to establish special anticorruption bodies in each states parties of the Convention. It analyses the peculiarities of the Council composition and organization of its activity. At the same time, it pays attention to the recommendations of the Group of States against Corruption (GRECO). The author highlights the activities of the Council Presidium and its bodies (working groups and commissions). He disputes the propagated in the Russian scientific literature thesis on the formal work of the Council. Therefore he compares the work of Presidential Council Combatting Corruption, which operated in 2003–2007, and the work of Presidential Council on Counteracting Corruption, established in 2008.

Текст научной работы на тему « Совет по противодействию коррупции при Президенте российской Федерации: правовые основы организации и деятельности»

УДК 328.185

DOI 10Л7506/artides.anticormptюn.2018.674688

Виктор Николаевич Руденко

доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН, врио директора Института философии и права УрО РАН, г. Екатеринбург. Е-таН: rudenkovn@yandex.ru 01ЯСЮ: 0000-0003-1802-2198

СОВЕТ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В представленной статье впервые комплексно исследуются правовые основы организации и деятельности совещательного органа - Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Особое внимание уделено обстоятельствам, при которых принималось решение о создании этого Совета в 2008 г. Показано, что учреждение Совета является одной из мер по организации в России целостной системы противодействия коррупции. Подчеркивая стремление Российской Федерации выполнить требования статьи 6 Конвенции ООН о создании в каждой стране-участнице этой Конвенции специальных органов, осуществляющих предупреждение коррупции, автор рассматривает особенности формирования персонального состава Совета и организации его деятельности в свете рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО), а также освещает деятельность президиума Совета и его органов (рабочих групп и комиссий). Он аргументированно оспаривает выдвигаемый в российской научной литературе тезис о формальной работе Совета, проводя в этих целях сравнительный анализ работы Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупций, действовавшего в 2003-2007 гг., и Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, учрежденного в 2008 г.

Ключевые слова: противодействие коррупции, Совет по противодействию коррупции, полномочия Совета по противодействию коррупции, президиум Совета по противодействию коррупции, члены Совета по противодействию коррупции.

Важным составным элементом антикоррупционной политики Российской Федерации является организационная

работа. Так, к актуальным вопросам в настоящее время относится создание единой для всей страны системы органов по противодействию коррупции.

Во главе создаваемой системы стоит Президент Российской Федерации. В силу конституционных полномочий он определяет основные направления политики страны по борьбе с коррупцией, представляя их в ежегодных посланиях Федеральному Собранию, бюджетных посланиях Правительству, своих указах, в иных основополагающих документах, и прежде всего в Национальной стратегии противодействия коррупции (Национальная стратегия... 2010) и утверждаемых на два года национальных планах противодействия коррупции.

Наряду с Президентом РФ к числу субъектов, вырабатывающих и реализующих государственную политику в области противодействия коррупции, относятся также Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры, Счетная палата РФ (Михайлов 2014: 8-9).

В целях создания целостной системы борьбы с коррупцией в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, в 2008 г. был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (Указ № 815, 2008).

До принятия этого решения с конца 2003 г. по начало 2007 г. в стране действовал Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, образованный согласно Указу Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384 (подробнее об этом см.: (Куракин 2004)). Данный Совет являлся совещательным органом при Президенте РФ и был призван содействовать реализации конституционных полномочий Президента. В соответствии с Положением о Совете руководство им должны были осуществлять по очереди члены Совета. В их число входили исключительно высокопоставленные лица - Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. При Совете действовали Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению

конфликта интересов. В 2006 г. Российская Федерации ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции (Конвенция. 2003). Спустя некоторое время, 3 февраля 2007 г., был издан Указ Президента РФ № 129, предусматривавший создание Межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений этой Конвенции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Данным Указом Президента Совет по борьбе с коррупцией был упразднен.

Для роспуска этого Совета были вполне весомые причины. Во-первых, в то время в стране не была развернута системная работа по противодействию коррупции. Поэтому отсутствовала полная ясность относительно того, для чего создается этот Совет - для борьбы с коррупцией или для достижения определенных эффектов в рамках очередного избирательного цикла (Кабанов 2004). В целом Совет представлял собой достаточно формальную структуру, перед которой не ставилась задача выработки политики страны в сфере противодействия коррупции. Совет лишь заслушивал доклады Генерального прокурора и предложения по противодействию коррупции. Состав же органа не позволял вести системную антикоррупционную работу в силу повседневной занятости его членов. В связи с этим работа Совета была сконцентрирована на рассмотрении сиюминутных вопросов. В итоге создание этой организационной структуры не оправдало себя (Александров 2011: 42-43).

Решение об учреждении Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (далее - Совет) было утверждено с учетом новых правовых реалий. Во-первых, были приняты во внимание требования статьи 6 Конвенции ООН против коррупции о наличии специального органа или органов, осуществляющих предупреждение коррупции, рекомендации относительно методов и направлений их деятельности. Конвенцией прямо предусмотрено, что такой орган (органы) предупреждает коррупцию, организуя свою работу в русле следующих направлений:

а) проведение политики, способствующей участию общества и отражающей принципы правопорядка, должного управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности; в надлежащих

случаях осуществление надзора и координации проведения такой политики;

б) расширение и распространение знаний по вопросам предупреждения коррупции (Конвенция... 2003 ст. 6, ст. 5).

Во-вторых, в 2008 г. были созданы предпосылки для системной работы по противодействию коррупции. Прежде всего, шла подготовка к принятию Закона «О противодействии коррупции». В конце года закон был принят и вступил в силу 31 октября (Федеральный закон № 273-Ф3, 2008).

Таким образом, в России был создан новый орган, осуществляющий предупреждение коррупции. Подобно предыдущему, он является совещательным органом при Президенте РФ. Возглавляет его непосредственно сам Президент, который лично проводит заседания Совета.

Основными задачами Совета в соответствии с Указом Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 являются:

- подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Периодичность заседаний Совета не регламентируется. Следует отметить, что до 2016 г. Совет собирался один раз в год.

В состав Совета первоначально входили 19 членов, главным образом высокопоставленные должностные лица. Это Президент РФ, Председатель Следственного комитета РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного суда РФ, министр юстиции РФ, министр внутренних дел РФ, директор Федеральной службы безопасности РФ, министр экономического развития РФ, руководитель Администрации Президента РФ, мэр Москвы, Председатель Счетной палаты РФ и др. Только один член Совета - член Общественной палаты - представлял институты гражданского общества.

В 2010 г. подход к формированию состава Совета был несколько изменен. В декабре 2008 г. был опубликован доклад Группы государств против коррупции (ГРЕКО), где содержалась высокая оценка мер, предпринимаемых Российской Федерацией в области противодействия коррупции (Joint First. 2008). Прежде всего это было связано с самим фактом создания нового координационного органа, на который возлагается задача содействия в разработке и осуществлении государственной политики в сфере противодействия коррупции (Joint First. 2008: п. 53). Эксперты ГРЕКО положительно оценили то обстоятельство, что Совет возглавляет сам Президент, а в его состав входят высшие должностные лица (Joint First...2008: п. 23), ибо это свидетельствует о решимости и серьезности намерений в плане противодействия коррупции. В то же время в докладе было рекомендовано усилить представительство в составе Совета гражданского общества и регионов (Joint First. 2008: п. 53). Данное замечание было учтено Российской Федерацией: Указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 396 в состав Совета были включены пять новых членов, не являющихся ни высшими должностными лицами, ни депутатами, ни государственными служащими. При этом был соблюден критерий географической локализации: новые члены Совета представляли три федеральных округа - Дальневосточный (Якутия); Уральский (Екатеринбург), Центральный (Москва, Курск). Принятый принцип сохраняется по настоящее время (сегодня представлены Уральский и Центральный федеральные округа). По состоянию на начало 2019 г. в состав Совета входят 28 его членов, четверо из которых представляют научно-педагогическую общественность и регионы.

По-новому, по сравнению с Советом по борьбе с коррупцией, организована и деятельность Совета по противодействию коррупции в целом.

Указом Президента предусмотрено создание президиума совета, который выполняет следующие функции:

- формирует повестку дня заседаний Совета;

- рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;

- создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа членов Совета, а также из числа представителей иных

государственных органов, представителей общественных объединений и организаций, экспертов, ученых и специалистов;

- рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. №. 1066 (Указ № 815, 2008: п. 5).

Решение вопросов, отнесенных к компетенции Совета, осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 33.

По итогам обсуждения вопросов на заседаниях президиума Совета принимаются решения, которые оформляются протоколом. Для реализации этих решений могут даваться поручения Президента Российской Федерации (Указ № 815, 2008: пп. «в» п. 5).

Состав президиума Совета по состоянию на начало 2019 г. сформирован в количестве 16 его членов, представляющих Администрацию Президента РФ, Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Федеральную службу безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты РФ и др. Периодичность заседаний президиума Совета не регламентирована, но стоит отметить, что начиная с 2015 г. они проводятся шесть раз в год.

На заседаниях, состоявшихся в 2018 г., рассматривались, в частности, вопросы о мерах по противодействию коррупции в области здравоохранения, фармацевтической деятельности и обращения медицинской техники; о коррупционных угрозах в сфере охраны окружающей среды; об организации работы по противодействию коррупции в Росимуществе; о мерах по противодействию злоупотреблению служебными полномочиями должностными лицами; о реализации антикоррупционной политики в отношении организаций, выполняющих публичные

функции либо использующих бюджетные средства; о работе, проводимой в рамках участия Российской Федерации в международных антикоррупционных организациях - Группе государств против коррупции (ГРЕКО) и Рабочей группе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815, президиум Совета может создавать рабочие группы и комиссии. Данный вопрос достаточно подробно исследован П.А. Кабановым. Положения и выводы его статьи актуальны и сегодня (Кабанов 2013). Количество рабочих групп и комиссий, работающих при президиуме Совета, с 2013 г. по настоящее время, не изменилось. Периодически собираются Рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества (создана в 2010 г.) и Рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти (создана в 2011 г.) - постоянно действующие рабочие группы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Работу первой группы обеспечивает Министерство юстиции РФ, второй - Министерство экономического развития РФ.

В информационном пространстве России в большей мере представлена первая группа. Только в 2018 г. сообщалось как минимум о трех ее заседаниях, посвященных вопросам реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 гг., в частности проблемам, связанным с проведением Седьмого Евразийского антикоррупционного форума «Конфликт интересов: право и этика», а также с повышением роли некоммерческих организаций в реализации государственной антикоррупционной политики и недостаточной эффективностью реализации комиссиями по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации полномочий по разработке региональной антикоррупционной программы и антикоррупционных программ органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В январе и марте 2019 г. проведены два заседания Рабочей группы, на которых изучались вопросы реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 гг., а также

предложения по содействию общественных организаций антикоррупционному просвещению учащихся средних школ в рамках реализации Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 января 2019 г. № 98-р. Решались также вопросы систематизации законодательства в сфере противодействия коррупции, осуществляемого Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Заседания Рабочей группы проходят под председательством министра или заместителя министра юстиции Российской Федерации. Рабочая группа тесно взаимодействует со Счетной палатой Российской Федерации (о составе этой рабочей группы см.: (Кабанов 2013)).

Вторая рабочая группа неоднократно поднимала и рассматривала вопрос о независимой антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов в сфере предпринимательской деятельности. Она занималась проработкой проблемы реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса, подготовкой предложений о возможности и целесообразности регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации, других форм легального продвижения интересов бизнес-сообщества в органах государственной власти. С участием членов Рабочей группы осуществлялась разработка методических рекомендаций по вопросам предупреждения коррупции в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данная группа тесно взаимодействует с Торгово-промышленной палатой России, с Российским Союзом промышленников и предпринимателей, с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Руководители этих организаций наряду с депутатами Федерального Собрания РФ, представителями федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных и судебных органов, Уполномоченного по правам предпринимателей входят в состав Рабочей группы. Состав данной Рабочей группы, как следует из материалов сайта Минэкономразвития, первоначально был утвержден в 2011 г. в количестве 18 членов. В 2016 г. в Рабочую группу входили 27 членов,

в том же году состав был сокращен до 25 человек. Обращает на себя внимание, что среди членов Рабочей группы есть представитель антикоррупционной общественной организации - Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции».

При президиуме Совета с 2010 по 2014 г. действовала также Комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров Российской Федерации в области противодействия коррупции, созданная на основании Распоряжения Президента РФ от 22 июля 2010 г. № 489-рп. Однако Указом Президента РФ от 14 февраля 2014 г. № 80 эта Комиссия была упразднена.

В целом приоритетной задачей президиума Совета и его рабочих групп является выработка государственной политики в сфере регулирования антикоррупционных отношений и совершенствования законодательства. Президиум Совета является здесь организующим центром. Посредством же рабочих групп осуществляется связь с институтами гражданского общества и бизнес-сообществом, обеспечивается практическое участие представителей общественности и бизнеса в деятельности государства по противодействию коррупции.

Важное место в обеспечении деятельности Совета и его президиума занимает Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. Полномочие по обеспечению деятельности Совета и президиума закреплено в Положении, регламентирующем деятельность Управления (Положение № 878, 2013: пп. 5 п. 4). Кроме того, Управление обеспечивает деятельность президиума Совета, выполняющего функции комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов (Положение № 878, 2013: пп. 12 п. 5).

Данное Управление готовит рабочие материалы для их рассмотрения членами Совета и президиума, организует заседания. Помимо выполнения этих, чисто технических, функций Управление участвует в подготовке законопроектов, вносимых Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы, а также проектов указов, распоряжений, поручений и указаний Президента

Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления (Положение № 878, 2013: пп. 1 п. 5). В связи с этим после каждого заседания Совета служащие Управления безотлагательно работают над оформлением поручений и распоряжений Президента, зафиксированных в протоколе заседания Совета (См., например: Перечень... 2016).

Руководитель Управления традиционно является членом Совета.

Заседания Совета проводятся, как правило, в зале Совета безопасности в Кремле. Они проходят в закрытом режиме. Однако вступительный доклад председателя Совета заслушивается в присутствии журналистов. Затем начинается рабочее совещание, на котором выступают члены Совета, чьи доклады включены в повестку заседания. После происходит свободный обмен мнениями. Кратко выступить может каждый желающий1.

Всего в период с 2010 г. состоялось семь заседаний Совета, последнее из которых - в 2016 г.

На этих заседаниях Совета обсуждались проекты национальных планов по противодействию коррупции, итоги их исполнения. Рассматривались проекты законов об изменении уголовного, административного, уголовно-процессуального и иного законодательства, вопросы создания государственного механизма, обеспечивающего изъятие и обращение в доход государства незаконно приобретенного имущества, проблемы государственной защиты заявителей о фактах коррупции и многие другие первостепенные вопросы государственной антикоррупционной политики. Неоднократно Совет заслушивал данные Генеральной прокуратуры РФ о выявлении коррупционных нарушений, обсуждал правоприменительную практику в сфере противодействия коррупции. В частности, на заседании, состоявшемся 26 января 2016 г., была проанализирована практика противодействия так называемым «откатам» при совершении муниципальных и государственных закупок. Совет обращался к проблемам участия гражданского общества в профилактике правонарушений коррупционной направленности.

По итогам всех обсуждений издавались указы, распоряжения и давались поручения Президента Российской Федерации.

1 Автор этих строк брал слово на всех заседаниях начиная с 2011 г.

В настоящее время Совет является важнейшим звеном в системе органов, обеспечивающих противодействие коррупции в России. Трудно согласиться с тем, что данный орган, подобно Совету по борьбе с коррупцией, «представляет собой исключительно формальную структуру противодействия коррупции, не реализующую приоритетных (превентивных) мер борьбы» (Александров 2011: 43). Как следует из вышесказанного, Совет через его президиум и рабочие группы проводит достаточно большую и неформальную работу с негосударственными некоммерческими структурами, организует просветительскую работу по вопросам противодействия коррупции в стране, взаимодействует с бизнес-сообществом по вопросам согласования интересов государства и предпринимателей. Таким образом, деятельность Совета отвечает требованиям статьи 6 Конвенции ООН против коррупции. Достаточно большую работу выполняют члены Совета - представители правоохранительных и других государственных органов. Значительная их часть задействована в работе президиума и рабочих групп. Члены совета, представляющие гражданское общество и регионы, в течение последних лет также активно участвуют в выполнении поставленных перед ними задач. Это и организация конгрессов и конференций по антикоррупционной тематике, и подготовка современных учебных пособий для высших учебных заведений для реализации соответствующих программ обучения, а также экспертных заключений по проектам правовых актов и рабочих вариантов учебных пособий.

Разумеется, что в работе Совета имеется ряд недостатков. К ним можно отнести нестабильную периодичность заседаний всего состава Совета в последние годы, что связано с загруженностью Президента РФ. В связи с этим основную работу фактически выполняет президиум совета. В свою очередь, в составе президиума Совета отсутствуют представители гражданского обществ и регионов, что не позволяет оперативно учитывать их мнение. Кроме того, пока не налажена системная работа по обеспечению взаимодействия Совета с комиссиями по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации. Решение всех этих проблем могло бы способствовать более эффективной работе Совета.

Материал поступил в редколлегию 20.09.2018 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аверин А.Н., Понеделков А.В., Узденов Т.А. 2018. Правовая основа деятельности Президента Российской Федерации в противодействии коррупции // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 1 (92). С. 46-49.

Александров В.И. 2011. Формирование структуры противодействия коррупции в России // Вопр. гос. и муницип. управления. № 2. С. 39-52.

Кабанов П.А. 2013. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации и образуемые им рабочие органы как высшие федеральные специализированные антикоррупционные учреждения: вопросы повышения качества правового регулирования и эффективности их деятельности // NB: Административное право и практика администрирования. № 2. С. 91-104.

Кабанов П.А. 2004. Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией - новый орган по противодействию коррупции: осознанная необходимость или предвыборный орган? // Противодействие преступности : сб. науч. тр. Нижнекамск : Моск. гуманит.-экон. ин-т, Нижне-кам. фил. С. 36-42.

Куракин А.В. 2004. Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией: структура, задачи и функции // Современное право. № 7. С. 49-51.

Медведев Д.А. 2008. Вступительное слово на заседании Совета по противодействию коррупции (Москва, 30.09.2008) // Право и безопасность. № 3. С. 40-41.

Медведев Д.А. 2009. Вступительное слово на заседании Совета по противодействию коррупции // Вестн. Рос. нации. № 1. С. 28-30.

Михайлов В.И. 2014. Современный этап государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции и задачи по ее научному обеспечению // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции : сб. тр. по итогам Всерос. науч. конф. / под ред. В.Н. Руден-ко. Екатеринбург : УрО РАН. С. 7-27.

Chikireva Irina P., Nelaeva Galina A. 2017. Russis-GRECO cooperation: combatting corruption in the field of state and municipal service // Journal for the International and European Law, Economics and Market Integration. Vol. 4, № 1. P. 69-84.

Национальная стратегия противодействия коррупции. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16. Ст. 1875.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. (Принята Генеральной Ассамблеей ООН на 51 пленарном заседании 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780.

Перечень поручений по итогам заседания Совета по противодействию коррупции 16 февраля 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/51361 (дата обращения: 20.10.2018).

Положение об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. Утверждено Указом Президента РФ от

3 декабря 2013 года № 878 (ред. от 14.06.2018) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2013. № 49, ч. 7. Ст. 6399.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6228.

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (ред. от 09.10.2017) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2008. № 21. Ст. 2429.

Указ Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 года № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2011. № 9. Ст. 1223.

Joint First and Second Evaluation Rounds. Evaluation Report on the Russian Federation (Greco Eval I-II Rep (2008) 2E). Adopted by GRECO at its 40th Plenary Meeting (Strasbourg, 1-5 December 2008) [Электронный ресурс]. Strasbourg, 5 December 2008. 79 p. URL: https://rm.coe.int/ CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=090 00016806c7d06 (дата обращения: 11.09.2018).

Viktor N. Rudenko, Doctor of Law, Full Professor, Corresponding Member of the RAS, Director, Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia. E-mail: rudenkovn@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-1802-2198

PRESIDENTIAL COUNCIL ON COUNERRACTING CORRUPTION: LEGAL BASISES OF ORGANIZATION AND ACTIVITIES

Abstract. The article is the first work, which comprehensively analyzes the legal basis for the organization and activities of the advisory body -the Presidential Council on Counteracting Corruption. It focuses more on the circumstances of the decision on establishing this Council in 2008. It shows that the creation of the Council is one of the measures to organize an integrated anti-corruption system in Russia. It emphasizes the intention of the Russian Federation to comply with the requirements of Article 6 of the UN Convention against Corruption (UNCAC) to establish special anticorruption bodies in each states parties of the Convention. It analyses the peculiarities of the Council composition and organization of its activity. At the same time, it pays attention to the recommendations of the Group of States against Corruption (GRECO). The author highlights the activities of the Council Presidium and its bodies (working groups and commissions). He disputes the propagated in the Russian scientific literature thesis on the formal work of the Council. Therefore he compares the work of Presidential

Council Combatting Corruption, which operated in 2003-2007, and the work of Presidential Council on Counteracting Corruption, established in 2008.

Keywords: counteracting corruption; Presidential Council on Counteracting Corruption; powers of the Presidential Council on Counteracting Corruption; Presidium of the Presidential Council.

References

Aleksandrov V.I. Formirovanie struktury protivodeystviya korruptsii v Rossii [Formation of the structure of counteracting corruption in Russia], Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya, 2011, no. 2, pp. 39-52. (in Russ.).

Averin A.N., Ponedelkov A.V., Uzdenov T.A. Pravovaya osnova deyatel'nosti Prezidenta Rossiyskoy Federatsii v protivodeystvii korruptsii [The legal basis for the activities of the President of the Russian Federation in counteracting corruption], Nauka i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, 2018, no. 1 (92), pp. 46-49. (in Russ.).

Chikireva Irina P., Nelaeva Galina A. Russis-GRECO cooperation: combatting corruption in the field of state and municipal service, Journal for the International and European Law, Economics and Market Integration, 2017, vol. 4, no. 1, pp. 69-84.

Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda № 273-FZ «O rotivodeystvii korruptsii» [Federal Law on 25 December 2008 No. 273-FZ on the Counteracting Corruption], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2008, no. 52, pt. 1, art. 6228. (in Russ.).

Joint First and Second Evaluation Rounds. Evaluation Report on the Russian Federation (Greco Eval I-II Rep (2008) 2E). Adopted by GRECO at its 40th Plenary Meeting (Strasbourg, 1-5 December 2008), Strasbourg, 5 December 2008, 79 p., available at: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/Displa yDCTMContent?documentId=09000016806c7d06 (accessed September 11, 2018).

Kabanov P.A. Prezidium Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii i obrazuemye im rabochie organy kak vysshie federal'nye spetsializirovannye antikorruptsionnye uchrezhdeniya: voprosy povysheniya kachestva pravovogo regulirovaniya i effektivnosti ikh deyatel'nosti [The Presidium of the Presidential Council and the working bodies formed by it as the highest federal specialized anti-corruption institutions: issues of improving the quality of legal regulation and the effectiveness of their activities], NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya, 2013, no. 2, pp. 91-104. (in Russ.).

Kabanov P.A. Sovet pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po bor'be s korruptsiey - novyy organ po protivodeystviyu korruptsii: osoznannaya neobkhodimost' ili predvybornyy organ? [Is the Presidential Council on Combatting Corruption (a New Body on Counteracting Corruption) conscious need or preelection body?], Protivodeystvie prestupnosti: sb. nauch. tr., Nizhnekamsk, Mosk. gumanit.-ekon. in-t, Nizhnekam. fil., 2004, pp. 36-42. (in Russ.).

Konventsiya Organizatsii Ob»edinennykh Natsiy protiv korruptsii. (Prinyata General'noyAssambleey OON na 51 plenarnom zasedanii 31 oktyabrya 2003 goda)

[UN Convention against Corruption], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2006, no. 26, art. 2780. (in Russ.).

Kurakin A.V. Sovet pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po bor'be s korruptsiey: struktura,zadachi i funktsii [The Presidential Council on Combatting Corruption: Structure, tasks and functions], Sovremennoe pravo, 2004, no. 7, pp. 49-51. (in Russ.).

Medvedev D.A. Vstupitel'noe slovo na zasedanii Soveta po protivodeystviyu korruptsii (Moskva, 30.09.2008) [Opening Speech at the Meeting of the Council on Counteracting Corruption], Pravo i bezopasnost', 2008, no. 3, pp. 40-41. (in Russ.).

Medvedev D.A. Vstupitel'noe slovo na zasedanii Soveta po protivodeystviyu korruptsii [Opening Speech at the Meeting of the Council on Counteracting Corruption], Vestnik Rossiyskoy natsii, 2009, no. 1, pp. 28-30. (in Russ.).

Mikhaylov V.I. Sovremennyy etap gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti protivodeystviya korruptsii i zadachi po ee nauchnomu obespecheniyu [Present stage of government policy of the Russian Federation in sphere of combating corruption and objectives of its scientific support], V.N. Rudenko (ed.) Aktual'nyeproblemynauchnogo obespecheniyagosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti protivodeystviya korruptsii : sb. tr. po itogam Vseros. nauch. konf., Ekaterinburg, UrO RAN, 2014, pp. 7-27. (in Russ.).

Natsional'naya strategiya protivodeystviya korruptsii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13 aprelya 2010 goda № 460 [National anticorruption strategy], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2010, no. 16, art. 1875. (in Russ.).

Perechen porucheniy po itogam zasedaniya Soveta po protivodeystviyu korruptsii 16 fevralya 2016 goda [The list of instructions resulted in the meeting of the Council on Counteracting Corruption on 16 February, 2016], available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51361 (accessed October 20, 2018). (in Russ.).

Polozhenie ob Upravlenii Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po voprosam protivodeystviya korruptsii. Utverzhdeno Ukazom Prezidenta RF ot 3 dekabrya 2013 goda № 878 (red. ot 14.06.2018) [Statement on the Presidential Anti-Corruption Department], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2013, no. 49, pt. 7, art. 6399. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19 maya 2008 goda № 815 «O merakh po protivodeystviyu korruptsii» (red. ot 09.10.2017) [Presidential Executive Order on 19 May 2008 No. 815 on the Measures for Counteracting Corruption], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2008, no. 21, art. 2429. (in Russ.).

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 25 fevralya 2011 goda № 233 «O nekotorykh voprosakh organizatsii deyatel'nosti prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii» [Presidential Executive Order on 25 February 2011 No. 233 on Some Issues of Organization of Activities of the Presidium of the Council on Counteracting Corruption], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2011, no. 9, art. 1223. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.