Научная статья на тему 'Совет Главного управления Восточной Сибири 1822-1887 гг. : предпосылки возникновения'

Совет Главного управления Восточной Сибири 1822-1887 гг. : предпосылки возникновения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / XIX ВЕК / XIX CENTURY / СИБИРСКИЕ РЕФОРМЫ / "СИБИРСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ" 1822 Г. / SIBERIAN BOARD ADMINISTRATION OF THE YEAR 1822 / М. М. СПЕРАНСКИЙ / СОВЕТ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ / COUNCIL OF CENTRAL BOARD ADMINISTRATION OF EAST SIBERIA / SIBERIAN REFORM / M. M. SPERANSKIY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шигильдеева Лидия Вадимовна

Исследуются сибирские реформы 1822 г., анализируются причины появления Совета Главного управления Восточной Сибири. Рассматривается развитие идеи создания советов Главного управления от проектов Сперанского по преобразованию Сибирского края, их обсуждения и редактирования в 1-м Сибирском комитете до утверждения в «Учреждении для управления Сибирских губерний» от 22 июня 1822 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Council of Central Board Administration of East Siberia during Years 1822-1887: the Reasons and Conditions of Origin

This article is devoted to study Siberian reforms of 1822, to analyse the reasons of appearance of Council of Central board Administration of East Siberia. The changes of this idea were examined attentively the conditions of central board administration beginning with Speranskiy's plans. He wanted to transform Siberian Region. They were much discussed, The first Siberian Committee edited these plans and by the end of the 22nd of June 1822 they were confirmed.

Текст научной работы на тему «Совет Главного управления Восточной Сибири 1822-1887 гг. : предпосылки возникновения»



2017. Т. 20. С. 13-20

Серия «История»

Иркутского государственного университета

И ЗВЕСТИЯ

^ о ^ I-1

Ч1ТЩ V»

Онлайн-доступ к журналу: Ьйр://1гуе8йа_Ы81л8и.ги/ги/тНех.Ыт1

УДК 9(57)

Совет Главного управления Восточной Сибири 1822-1887 гг.: предпосылки возникновения

Л. В. Шигильдеева

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Исследуются сибирские реформы 1822 г., анализируются причины появления Совета Главного управления Восточной Сибири. Рассматривается развитие идеи создания советов Главного управления - от проектов Сперанского по преобразованию Сибирского края, их обсуждения и редактирования в 1-м Сибирском комитете до утверждения в «Учреждении для управления Сибирских губерний» от 22 июня 1822 г.

Ключевые слова: Российская империя, XIX век, сибирские реформы, «Сибирское учреждение» 1822 г., М. М. Сперанский, Совет Главного управления Восточной Сибири.

Советы Главного управления появились в Сибири в ходе реформ 1822 г., проведенных М. М. Сперанским. Сама тема сибирских реформ достаточно обширна и хорошо отображена в зарубежной и отечественной историографии. В работах исследователей досоветского периода В. И. Вагина [5], М. А. Корфа [17], С. Прутченко [27], С. М. Середонина [32], Н. М. Яд-ринцева [37]; в трудах советских и современных ученых С. В. Кодана [15], Л. А. Пекшевой [26], В. А. Томсинова [35], а также в коллективных монографиях «М. М. Сперанский: Сибирский вариант имперского регионализма (к 180-летию сибирский реформ М. М. Сперанского)» [21], «Сперанский в Иркутске» [12] рассмотрены личность Сперанского и его вклад в развитие Российской империи, в том числе Сибирского края, во время деятельности реформатора в должности сибирского генерал-губернатора, дан анализ сибирских реформ 1822 г.

Управление Сибирским краем и административная политика, власть в Сибири, взаимодействие центра и периферии стали предметом исследований О. А. Авдеевой [1; 2], И. Л. Дамешек [9-11], Л. М. Дамешека [10-12], А. В. Ремнева [30; 31], А. В. Сивковой [34]. Этому вопросу посвящен и ряд диссертаций: Д. Н. Гергилева [7], А. В. Комарова [16], Н. И. Краснякова [18].

Подробный анализ наместнической власти, чиновничьего аппарата Российской империи и ее отдельных регионов, в частности Сибири, представлен в работах: Г. Ф. Быкони [3], А. С. Гапонова [6], Л. М. Дамешека [9; 11; 21; 33], П. А. Зайончковского [13], Т. Г. Карчаевой [14], А. А. Кузнецова [19; 20], Н. П. Матхановой [22, 23]. К сибирским реформам Сперанского проявили интерес и зарубежные специалисты - в частности, американский

ученый М. Раев (анализ его работы «Сибирь и реформы 1822 года» представлен в учебном пособии «Очерки историографии Сибири эпохи империи (XVIII - начало XX века») [25] и корейский историк Ох Ду Юн [24]. Но в то же время, к сожалению, историография пока не располагает исследованиями, посвященными Совету Главного управления Восточной Сибири. Таким образом, деятельность Главного управления Восточной Сибири, Совета, образованного при нем, и чиновников, входящих в его состав, до сих пор остается не изученной.

В ходе исследования нами были использованы архивные документы, дела и журналы заседаний 1-го Сибирского комитета, часть которых была опубликована в двухтомном труде С. Прутченко «Сибирские окраины» [27], а также делопроизводственные материалы центральных архивов, впервые вводимые в научный оборот.

Совет Главного управления появился в результате сибирских реформ 1822 г., инициатором которых стал М. М. Сперанский. О необходимости реформирования Сибирского края представители высших административных кругов задумывались давно. Вопросы внутренней политики, такие как взаимодействие с местным населением и уплата им налогов в казну (ясака), а также внешней - отношения с соседними государствами (Китаем и Монголией), внешняя торговля, укрепление границ на Дальнем Востоке и др. -требовали особенного внимания правительства к региону и грамотной, четкой организации административной системы управления с учетом местных особенностей.

В начале XIX в. из Сибири поступало огромное количество жалоб на притеснения, злоупотребления властью, лихоимство и т. д. с указанием конкретных имен и случаев. Часто писали о нарушениях при сборе ясака, о вытеснении коренного населения с их земель и о злоупотреблениях чиновников данной им властью. Поэтому Комитет министров высказал Александру I свои опасения по поводу сложившейся в Сибири ситуации и указал на возможные негативные последствия - подрыв авторитета действующей власти, уход кочевых народов через границу в другие государства, вероятность восстания (край был еще и главным местом ссылки - как уголовной, так и административной) .

В такой сложный период для управления Сибирским краем император назначил генерал-губернатором человека очень порядочного и деятельного, честного и трудолюбивого - Михаила Михайловича Сперанского. Именно тот, вступив в должность генерал-губернатора, за три года провел ревизию края, выявив различного рода правонарушения, составил свои предложения по усовершенствованию и устройству края. За время пребывания в должности М. М. Сперанский разработал 10 законопроектов, касающихся управления краем. Для их рассмотрения был специально создан 1-й Сибирский комитет, в состав которого, помимо самого реформатора, вошли: министр внутренних дел граф В. П. Кочубей (председателем комитета), министр финансов граф Д. А. Гурьев, министр народного просвещения и образования князь А. Н. Голицын, граф А. А. Аракчеев, государственный контролер ба-

рон Б. Б. Кампенгаузен и управляющий делами Г. С. Батеньков. Комитет подготовил «Сибирское учреждение», на основании которого были проведены сибирские реформы.

Согласно идее М. М. Сперанского Главное управление в Сибири представляет собой Совет под председательством генерал-губернатора: «По Учреждению не генерал-губернатор управляет Губерниею Именем Императорского Величества, но Наместническое Правление, в коем он Председатель, а Губернатор и Советники суть Заседатели» [27, т. 2, с. 82]. Однако допускались существенные оговорки: положения Совета без утверждения генерал-губернатора не имеют силы, определенные дела решаются без совещания и только генерал-губернатором [Там же].

В первоначальном варианте проекта в Совет Главного управления Сперанский, принимая во внимание особенность региона и недостаток кадров в нем, предлагал включить следующих чиновников: бригадного начальника внутренней стражи, окружного начальника путей сообщения и советников Главного управления, положенных по штату. «Сверх сего в Совет приглашаются для временного представления Казенные Палаты». По мере необходимости в Совет могли быть приглашены гражданский губернатор, председатели губернского правления, казенной палаты и губернского суда. Кроме перечисленных, были указаны еще три должности: губернский прокурор, почт-директор, директор училища, однако затем они были вычеркнуты из проектного варианта [28, л. 5 об .-6].

Генерал-губернатор, председатель Совета, оставался в этой должности и имел право утверждать положения Совета даже в случае своего отсутствия на заседании по болезни или по другой важной причине. Председательствовал в отсутствие генерал-губернатора в Совете назначенный им гражданский губернатор [28, л. 6, 6 об., 7].

Сам Михаил Михайлович представлял Совет таким образом: «Совет Главного Управления предполагается составить из Губернатора и Председателей Губернских мест; правильнее было бы составить его из лиц, местному Управлению посторонних; но во первых составить его из дворянства или купечества по выборам невозможно потому, что там нет дворянства и весьма мало купечества: сие последнее сословие едва достаточно к тому, чтоб доставить нужное число лиц для собственного его управления в Думах и Магистратах. Во вторых составить Совет из Чиновников посторонних было бы противно Економии в людях везде, а особливо в Сибири необходимой, и сверх того сии Чиновники не участвуя сами в Управлении и стоя, так сказать, вне его, не могли бы иметь точных сведений о положении дел, и при сем недостатке сведения они вероятно не более бы имели независимости в Совете, как и Члены настоящего Управления; избрать же их из чиновников высших классов было бы весьма затруднительно, весьма убыточно, и едва-ли возможно.

Впрочем когда Сибирь более будет иметь населения, когда богатства ея придут в большее движение и доходы умножатся: тогда можно будет составить Совет Главного ея Управления из людей высшего сословия - сие не

сделает существенной перемены в предполагаемом ныне Учреждении» [27, т. 2, с. 83].

В письме от 13 сентября 1822 г. (доставлено в Санкт-Петербург 31 октября 1822 г.) Петру Михайловичу Капцевичу2 М. М. Сперанский пишет о Совете Главного Управления и советниках следующее: «В комитете был вопрос о замещении вакансий, зависящих от министров. Следующие лица предназначены: советниками главного управления: Коллет и Рязанов, - два старика, кои оставались бы за штатом; председателем Тобольского губернского правления Кривоногов, а Томского Соколовский, бывший директором Тельминской фабрики. Я не знаю, угадал ли я вашу мысль, предложив первого; но мне казалось, что он для полицмейстера стар, а для председателя годен по точности его и привычке к дисциплине и верному исполнению; второго предложили министры финансов и внутренних дел, по рекомендации Фролова. Он человек способный. Третьего советника нет еще в виду. Кажется, однако ж, что граф Виктор Павлович3 назначит одного из начальников отделений. Подобная сему операция сделана с стариками и в Иркутске, и, мне кажется, основательно: ибо сии советники должны действительно ограничить себя только советами, когда их спросят, а к сему нужна только опытность, а не большая деятельность. Дело другое советники делопроизводители. Сии последние должны не столько советовать, сколько производить и исполнять; по сему-то и поставлены они в самом их назначении в зависимости от выбора генерал-губернатора. Мысль сия не моя; я нашел ее здесь уже образованною вообще для всех генерал-губернаторов и приложил только к Сибири» [4, с.765-766].

Таким образом, в Сибири, по мнению Сперанского, необходимо вместо неограниченной личной власти создать установление, которое помогло бы законными средствами избежать различных злоупотреблений и самовластия. Для усиления надзора создать из раздробленных, а потому и неэффективных частей одно общее установление [27, т. 2, с. 84-85].

Сибирский комитет на заседании в октябре 1821 г. выявил «неудобства» в действующем управлении Сибири. Одним из первых названо неудобство разделения: огромные территории и большие расстояния между городами затрудняли действие одного Главного управления. Не устраивало заседателей также обладание генерал-губернатора личной властью: бесконтрольность и единоличность приводили к злоупотреблениям и самовластию [27, т. 2, с. 157-158].

Рассмотрев все положения проекта нового «Учреждения», Сибирский комитет принял решение разделить Сибирь на две части, в каждой из которых должно быть Главное управление: Западной Сибири - в Тобольске, а Восточной - в Иркутске.

2 Первый генерал-губернатор Западной Сибири с 1822 по 1827 г.

3 Виктор Павлович Кочубей, граф, министр внутренних дел, председатель 1-го Сибирского комитета.

Главное управление должно представлять собой Совет в составе гражданского губернатора, председателей губернских мест, прокурора и трех особенных советников, которые будут в то же время и начальниками отделений канцелярии Главного управления; председатель управления - генерал-губернатор.

После утверждения основных аспектов нового сибирского «Учреждения» комитет приступил к их подробному рассмотрению [27, т. 2, с. 160165]. По истечении месяца работы над предложенным М. М. Сперанским вариантом «Учреждения» комитет счел необходимым внести некоторые изменения и принять положение об управлении в следующем виде:

«II. По составу Совета Главного Управления. Сибирский Генерал-Губернатор признавал, что Совет Главного Управления удобнее было бы составить из чиновников, не управляющих отдельно разными частями в Губернском Управлении, но предвидя невозможность в скором приискании и определении таковых чиновников и избегая значительных казенных издержек на содержание их, ограничить состав сего Совета под председательством генерал-губернатора из Гражданского Губернатора, Председателей Губернских мест, Губернского Прокурора и трех особых Советников, кои должны быть вместе с тем Производителями дел в Канцелярии Главного Управления. Комитет, приемля в уважение важность вверяемой Главному Управлению власти, считает нужным, дабы главным правилом положено было определить в Совете Главного Управления трех Советников от Министерства. Но как в самом начале действительно может встретиться затруднение в определении сих Советников, то состав сего Совета и должно по необходимости оставить в том положении, как предположено в проекте Учреждения, допуская сие как исключение из общего правила. На будущее же время, по приискании и определении чиновников, Гражданский Губернатор, Председатели Губернских мест, Прокурор и Директор почт в Западной Сибири должны быть приглашаемы в Совет Главного Управления в двух случаях: а) временно для объяснения дел по части каждого; б) для постоянного присутствия по недостатку Советников заменяя оных Губернатором и старшими в чинах из Председателей» [27, т. 2, с. 169-170].

Предложения были подписаны всеми членами комитета 8 декабря 1821 г. [27, т. 2, с. 171].

На заседании Сибирского комитета 13 апреля 1822 г. был пересмотрен проект общего «Учреждения для управления Сибири» «вследствие учиненных на оной в журнале 8-го декабря 1821 года замечаний». С учетом указанных замечаний были внесены новые изменения: «В состав Совета Главного управления положено дабы советники определяемы были Именными Высочайшими Указами из них три как производителями дел по представлению генерал-губернатора, а прочие три по представлению Министерства в случаях же недостатка полного числа сих чиновников места их временно занимать должны Главные чиновники той Губернии, где Совет учреждается» [27, т. 2, с. 193-194].

19 мая 1822 г. заседание Сибирского комитета было посвящено окончательному рассмотрению проекта «Учреждения». А 25 мая 1822 г. комитет принял решение: «постановления, изложенные в проектах распорядительных Указов и соответствующие положениям, описанным в журналах (№ 29, 30, 31, 37, 39 и 41), поднести на Высочайшее утверждение» [27, т. 2, с. 196].

После высочайшего утверждения 22 июня 1822 г. «Учреждения для управления Сибирских губерний» начался процесс преобразования Сибирского края по новому образцу. Сторонником плавного перехода от одной системы управления к другой являлся Сперанский. В своем письме от 1 августа 1822 г. бывший генерал-губернатор Сибири писал нынешнему генерал-губернатору Западной Сибири П. М. Капцевичу о необходимости постепенного введения реформы и распространения на все сферы управления обширного края. «Общая черта всех сих учреждений есть та, чтоб вводить новый порядок постепенно и по мере местных способов, не разрушая старого. Все они представляют большее план к постепенному образованию сибирского управления, нежели внезапную перемену...» [4, с. 759].

Одним из недостатков старого «Учреждения» 1775 г. являлась безграничная власть генерал-губернатора. Отсутствие ограничений прав и полномочий, удаленность от высшего начальства, недостаток дворянства и общественного мнения создали предпосылки для появления в Сибири самовластия генерал-губернатора. В целях предотвращения этого М. М. Сперанским впервые в Российской империи была создана система сдержек и противовесов, которую и составили Советы Главного управления Сибири.

Список литературы

1. Авдеева О. А. Сибирь в государственно-правовой системе России в XVII -начале XX в. : науч. изд. / О. А. Авдеева. - Иркутск : Оттиск, 2007. - 342 с.

2. Авдеева О. А. Государственное устройство Сибири во второй половине XIX - начале XX в. : науч. изд. / О. А. Авдеева. - Иркутск : Оттиск, 2006. - 200 с.

3. Быконя Г. Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII -начале XIX в.: формирование военно-бюрократического дворянства / Г. Ф. Быконя. - Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. - 299 с.

4. В память графа Михаила Михайловича Сперанскаго, 1772-1872 / под ред. А. Ф. Бычкова. - СПб. : Изд. Император. публ. б-ки, 1872. - XXVIII, 855, XXVII с.

5. Вагин В. И. Историческия сведения о деятельности графа М. М. Сперанскаго в Сибири, с 1819 по 1822 г. В 2 т. / собр. В. Вагиным. - СПб. : Тип. 2 Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1872. - 2 т.

6. Гапонов А. С. Сибирское управление и чиновничество XIX в. в отечественной историографии : дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09 / А. С. Талонов. - Томск, 2011. - 209 с.

7. Гергилев Д. Н. Развитие системы административного управления Сибирью в XVIII - первой трети XIX в. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Д. Н. Гергилев. -Красноярск, 2010. - 200 с.

8. Гимелъштейн А. В. Сибирское общество в условиях становления и развития системы региональной власти (на материалах Восточной Сибири второй половины XIX в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / А. В. Гимельштейн. - Улан-Удэ, 2004. - 26 с.

9. Дамешек И. Л. Сибирь в системе имперского регионализма (1822-1917 гг.) / И. Л. Дамешек, Л. М. Дамешек. - Иркутск : [б. и.], 2009. - 389 с.

10. Дамешек И. Л. Сибирь в системе имперского регионализма (компаративное исследование окраинной политики России в первой половине XIX в.) / И. Л. Дамешек. - Иркутск : Оттиск, 2002. - 207 с.

11. Дамешек Л. М. Окраины Российской империи: институты и бюрократия XIX - начала XX в. : учеб. пособие / Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. - 223 с.

12. Дамешек Л. М. М. М. Сперанский в Иркутске, 1819-1822 / Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек. - Иркутск : Оттиск, 2016. - 46 с.

13. Зайотковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. / П. А. Зайончковский. - М. : Мысль, 1978. - 288 с.

14. Карчаева Т. Г. Енисейская губернская администрация: численность и состав (1822-1917 гг.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Т. Г. Карчаева. - Иркутск, 2013. - 291 с.

15. Кодан С. В. М. М. Сперанский и кодификация сибирского законодательства / С. В. Кодан // Политика самодержавия в Сибири XIX - начала XX в. : сб. науч. тр. - Иркутск, 1988. - С. 114-123.

16. Комаров А. В. Особые органы центрального управления Сибирью в XVII - начале XX в. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / А. В. Комаров. - Иркутск, 2004. - 233 с.

17. Корф М. А. Жизнь графа Сперанского: биография отдельного лица : в 2 т. / бар. М. Корф. - СПб. : Имп. Публ. б-ка : Тип. 2 Отд. Собств. Е. И. В. Канце-лярии,1861. - 2 т.

18. Красняков Н. И. Становление системы государственного управления в Сибири в XVIII - первой половине XIX в. : дис. ... канд. юрид. наук : 12:00:01 / Н. И. Красняков. - Екатеринбург, 2004. - 205 с.

19. Кузнецов А. А. Чиновничество и развитие культуры губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. : дис. ... канд. ист. наук : 07:00:02 / А. А. Кузнецов. - Иркутск, 2002. - 323 с.

20. Кузнецов А. А. Чиновничество и развитие культуры губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. / А. А. Кузнецов. - Иркутск : Изд-во ВСИ МВД России, 2012. - 213 с.

21. М. М. Сперанский: сибирский вариант имперского регионализма (К 180-летию сибирских реформ М. М. Сперанского) / Л. М. Дамешек [и др.]. - Иркутск : Оттиск, 2003. - 263 с.

22. Матханова Н. П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX в. : проблемы соц. стратификации / Н. П. Матханова. - Новосибирск : Сиб. хронограф, 2002. - 258 с.

23. Матханова Н. П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX в.: в. Я. Руперт, Н. Н. Муравьев-Амурский, М. С. Корсаков / Н. П. Матханова. -Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1998. - 428 с.

24. Ох Ду Юн. Реформы М. М. Сперанского: Идеи и реальность : дис. ... канд. ист. наук : 07:00:02 / Ох Ду Юн. - М., 1998. - 162 с.

25. Очерки историографии Сибири эпохи империи (XVIII - начало XX в.) / Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек, В. П. Шахеров, А. С. Маджаров, Т. А. Перцева. -Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. - 261 с.

26. Пекшеева Л. А. Деятельность М. М. Сперанского в сфере местного управления: 1803-1831 гг. : дис. ... канд. ист. наук : 07:00:09 / Л. А. Пекшеева. - Воронеж, 2007. - 212 с.

27. Прутченко С. Сибирские окраины. Областные установления, связанные с Сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : ист.-юрид. очерки. В 2 т. / С. Прутченко. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. - 2 т.

28. РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 18. Л. 5 об.-7.

29. РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 7. Л. 121 об.-131.

30. Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. / А. В. Ремнев. - Омск : Изд-во Ом. ун-та, 1995. - 236 с.

31. Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика во второй половине XIX - начала XX в. / А. В. Ремнев. - Омск : Изд-во Ом. ун-та, 1997. - 252 с.

32. Середонин С. М. Граф М. М. Сперанский : очерк государственной деятельности / С. М. Середонин. - СПб. : Тип. Т-ва «Общественная польза», 1909. - [2], 189 с.

33. Сибирь в составе Российской империи / И. Л. Дамешек [и др. ]. - М. : Нов. лит. обозрение, 2007. - 362 с.

34. Сивкова А. В. Сибирь в имперском законодательстве (1770-1881) / А. В. Сивкова. - Иркутск : Изд-во ГОУ ВПО ИГЛУ, 2010. - 246 с.

35. Томсинов В. А. Светило российской бюрократии : исторический портрет М. М. Сперанского / В. А. Томсинов. - М. : Зерцало-М, 2013. - XVIII, 457 с.

36. Шиловский М. В. Сибирь, конец XVI - начало XX в.: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов / М. В. Шиловский, Д. Я. Резун. -Новосибирск : Сова, 2005. - 193 с.

37. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. / Н. М. Ядринцев. - СПб.: Изд-во. И. М. Сибирякова, 1892. - XII, 720 с.

Council of Central Board Administration of East Siberia during Years 1822-1887: the Reasons and Conditions of Origin

L. V. Shigildeeva Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. This article is devoted to study Siberian reforms of 1822, to analyse the reasons of appearance of Council of Central board Administration of East Siberia. The changes of this idea were examined attentively the conditions of central board administration beginning with Speranskiy's plans. He wanted to transform Siberian Region. They were much discussed, The first Siberian Committee edited these plans and by the end of the 22nd of June 1822 they were confirmed.

Keywords: Russian Empire, XIX century, Siberian reform, Siberian board Administration of the year 1822, M. M. Speranskiy, Council of Central Board Administration of East Siberia.

Шигильдеева Лидия Вадимовна

магистрант кафедра истории России Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)24-05-22 e-mail: Lady-Lida.2011@yandex. ru

Shigildeeva Lidiia Vadimovna

Undergraduate

Department of History ofRussia

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003

tel.: 8(3952)24-05-22

e-mail: Lady-Lida. 2011@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.