Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43 (181). Филология. Искусствоведение. Вып. 39. С. 176-178.
ИНФОРМАЦИЯ. РЕЦЕНЗИИ
С. В. Черевань
«СОВЕРШИЛОСЬ» - ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МУЗЫКИ АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА И СОБИНОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ 2008
В САРАТОВЕ
«Вы сегодня слышали симфонию так, как ее задумал композитор» Севиль Крылатова (пресс-конференция в день открытия Собиновского фестиваля 18 мая 2008 года).
В Саратове состоялась глобальная Российская премьера. В рамках XXI Собиновского фестиваля (2008) на сцене академического театра оперы и балета прозвучал Симфонический цикл «Совершишася» Алемдара Караманова (1934-2007). Симфоническое Евангелие в 10 частях (1965-1966) для солистов, хора и оркестра открывало программу фестиваля - как мощный импульс, грандиозное действо с привлечением всех лучших исполнительских коллективов города Саратова.
Ключевые слова: Алемдар Караманов, симфонический цикл.
Событие значительное и значимое по многим параметрам. Юрий Леонидович Кочнев (главный дирижер, худ. руководитель фестиваля, лауреат Гос. премии РФ, народный артист России) традиционно обращается к terra incognito - редко или практически не звучащим произведениям, требующим уникальных исполнительских ресурсов. К примеру, хор на сцене состоял из 186 человек! На предыдущих фестивалях прозвучали «Военный реквием» Б. Бриттена, оратория «Сотворение мира» Й. Гайдна, российская премьера Пятой симфонии современного американского композитора-минималиста Филиппа Гласса «Мост между прошлым, настоящим и будущим», оратория «Христос на Масличной горе» Л. Бетховена. В этом году случилась уникальная возможность открыть для себя абсолютно незнакомый мир симферопольского композитора, автора уже 24 (!) космогонических симфоний. Об Алемдаре Караманове в последнее время много и охотно пишут (в связи с направлением «musica nova sacra»), на мало кто из профессионалов его слышал. Ученик Тихона Хренникова в Московской консерватории, сокурсник Альфреда Шнитке, словно порывая с современными тенденциями и общественной столичной жизнью, достаточно уединенно в отдаленной крымской провинции продолжает развивать традиции русского романтизма. А главное - он осознает свое жизненное предназначение как воплоще-
ние Божественной темы в музыке. «Религия как первичный импульс порождала мое вдохновение, поднимала на новую высоту все мое творчество», - признавался композитор.
Симфония «Совершишася» написана по мотивам четырех книг Евангелия - от Матфея, Луки, Иоанна и Марка, в первоначальной редакции длилась 160 минут и предполагала участие около 300 музыкантов. Как долго это сочинение (впрочем, как и другие творения «симферопольского отшельника») было молчаливым, 40 лет терпеливо ждало своего часа! Мировая премьера состоялась в Киеве 13 декабря 2006 года, и композитору впоследствии довелось увидеть трансляцию своего «детища». Но, со слов сестры автора, Севиль Крылатовой, приехавшей вместе с сыном и дочерью композитора, именно премьера в Саратове стала подлинным проникновением в замысел сочинения. А исполнение «Совершишася» - эталоном звучания, воплощением и раскрытием концепции произведения через звуки, доходящие до самого сердца.
Действительно, симфония прозвучала на одном дыхании. Полный зал, затаив дыхание, слушал совершенно незнакомую музыку. «Звук рождается из тишины, покоится в бархатной шкатулочке», - говорил великий пианист Г. Нейгауз. Тишина, соотносимая с присутствием Ангелов, шелестом их крыльев
- Божественная тишина - также была одной из звуковых «красок» премьеры на Волге.
Особенно запомнилась тихая скорбная кульминация в IV части «Совершишася» (в переводе со старославянского - «Совершилось»)
- последнее слово Иисуса Христа в земной жизни. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив голову, предал дух» [Евангелие от Иоанна 19:30]. В звучании органа (синтезатора) надвременного, возвышенно отстраненного характера вкрапляются резкие диссонирующие отрывистые звуки духовых инструментов, образуя полифонию смысловых пластов. Здесь ощущается и взгляд автора, и мучительное осознание самого скорбного и трагичного момента не только в жизненном пути Христа, но и для всех верующих. В кульминации - продолжительная тишина всего зала.
Очень четко прослеживалась драматургия сочинения в целом. Громкие кульминации проживались на грани срыва, высшей точке накала, буквально на пределе эмоций (V часть о распятии Христа «Которого пронзили») и были просто великолепны, убедительны. Маэстро Юрий Кочнев настолько глубоко проник в музыкальную ткань, а его мимика, руки, пластика, движения были так выразительны, эмоциональны, собраны, что в них словно отражалось все действо симфонии. На его лице отражались и мука, и любовь, страдание-сострадание и духовная проясненность, радость ликования великого Воскресения духа. Колоссальная отдача дирижера на пике возможностей, поток мощной энергетики, словно гипнотически воздействовал на оркестр. Роскошные крещендо и диминуэндо, замирание и мощнейшее форте, певучесть музыкальных фраз продемонстрировали хороший уровень звучания оркестра. Слаженно звучали и четыре хоровых коллектива - лауреаты международных конкурсов: Губернский театр хоровой музыки и хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова; лауреат Всероссийского конкурса Концертный детский хор Губернского театра хоровой музыки и хор театра. Собранность звука, чистота интонирования хора, проникновение в образы симфонии, ансамбль с оркестром и солистами - заслуга трех хормейстеров, которые достойно справились с задачей - заслуженный деятель России Людмила Лицова, заслуженная артистка России Людмила Тадтаева, Анэта Николаева.
В целом премьера прошла именно достойно - во всех отношениях. Сочность, певучесть звучания, возвышенная одухотворенность проявились в соло виолончели (лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Московской Государственной филармонии Рустам Комачков) во II части, повествующей о Христе и детях - «Таковых есть Царствие Божие», проникновенном ламен-тозном соло скрипки (заслуженная артистка России Алла Маркина) в VII части «Пеленами и благовониями» - «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонялась во гроб» [Евангелие от Иоанна 20:11].
Музыкальный язык Алемдара Караманова удивляет сочетанием стилистических пластов, казалось бы, не сочетаемых друг с другом. Сакральность сюжета, возвышенная духовно-философская тематика у него органично синтезируется с ярким мелодизмом и экспрессивностью эмоций, активным сек-вентным развитием в духе П. И. Чайковского, еврейским колоритом и вполне современным звучанием. Отдельные фрагменты Симфонического Евангелия словно воскрешают образы барочных композиций -Мессы Си минор и «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Но ведущей, сквозной музыкальной интонацией является певучая кантилен-ность, «бесконечная мелодия» (свойственная еще С. В. Рахманинову), впитавшая в себя демократичные, узнаваемые обороты советской эпохи - так называемый «шум культуры». Местами даже возникали аллюзии с кинематографом 60-80-х годов XX века! Весь этот сплав придает глубочайшую человечность, искреннее, земное прочтение религиозного замысла, пропущенное через сердце, душу композитора, поддержанное и исполнителями «Совершишася» в Саратове. Рождается эффект «Откровения». И, кстати, небезынтересным представляется тот факт, что дирижер Юрий Кочнев родился в Симферополе, неразрывно связанном с жизнью и творчеством Алемдара Караманова.
Единственное обстоятельство показалось несколько выбивающимся из общей картины восприятия - это цветные видеопроекции, расположенные слева и справа от сцены. Живописи, не относящейся к временному виду искусства, естественно, не подвластно отражение динамики и процессуальности развития, свойственной музыке. Чередование
полотен на религиозную тематику не всегда соответствовало сюжетной канве происходящего либо эмоциональному состоянию текста и музыки.
Написание Симфонического Евангелия -посланное свыше Откровение, - утверждал А. Караманов. Оно знаменовало приход композитора к православной вере и начало его восхождения к Божественной Истине.
«Совершишася» А. Караманова - действительно, свершилось! Гигантский труд
композитора, преодоление сложностей с партитурой сочинения, напряженная работа около 300 исполнителей.... Наконец, впервые в России представили это грандиозное сочинение! Думается, что историческая премьера в Саратове станет началом пути - сценического исполнения космогонических, молчащих симфоний А. Караманова. И открытие его музыкальной Атлантиды будет продолжено дальше.