УДК:796
Совершенствование защитных действий боксера посредством применения лап ракеток (PETARD)
Колодезников К. С.1 *, Халгаев Б.Д.2
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
г. Якутск, Россия ORCID: 0000-0003-3427-5056, [email protected]* 2 Средняя общеобразовательная школа №12 г. Якутск, Россия ORCID: 0009-0001-6146-6096, [email protected]
Аннотация: Актуальность текущего исследования навеяна последними нововведениями в мире любительского бокса, что на фоне увеличения досрочно завершённых боев заставляет задуматься о поиске оптимальных путей выхода из создавшейся ситуации. Наиболее перспективным и оптимальным видится путь разработки новых подходов к тренировочным процессам и стратегиям подготовки бойцов, которые позволят не просто готовить людей к выходу на ринг, но и обеспечат максимально возможный уровень их безопасности. Материалы и методы исследования. Анализ литературных источников; педагогическое наблюдение; контрольное тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты. внедрение и применение новых упражнений, разработанных в целях проведения описываемого эксперимента, заметны значительно более высокие показатели сдвига у представителей экспериментальной группы, при этом бойцы этой группы не просто улучшили свои навыки, но и продемонстрировали более высокий уровень их выполнения по сравнению с начальным периодом исследования. Заключение. Экспериментальная проверка показала, что применение разработанных упражнений с лапами-ракетками (Petard) способствует значительному улучшению защитных действий боксеров. В частности, было отмечено повышение скорости реакции и точности выполнения защитных движений. На основе полученных данных были разработаны практические рекомендации, которые могут быть включены в тренировочный процесс боксеров различного уровня подготовки. Научная новизна: состоит в методике применения лакп-ракеток в боксе, которые обеспечивают высокую эффективность совершенствования технико-тактических действий боксеров. Практическая значимость: разработанные комплексы помогают тренерам совершенствовать тренировочный процесс, улучшая технические наыки боксеров.
Ключевые слова: технико-тактическое мастерство, бокс, лапы-ракетки, совершенствование, защитные действия.
Для цитирования: Колодезников К.С.*, Халгаев Б.Д. Совершенствование защитных действий боксера посредством применения лап ракеток (PETARD). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .
Improving the protective actions of a boxer through the use of the paws of
rackets (PETARD)
Kirsan S. Kolodeznikov1 *, Bogdan D. Khalgaev2 1 M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
Yakutsk, Russia ORCID: 0000-0003-3427-5056, [email protected]* 2 Secondary school No. 12 Yakutsk, Russia
ORCID: 0009-0001-6146-6096, [email protected]
Abstract: The relevance of the current study is inspired by the latest innovations in the world of amateur boxing, which, against the background of an increase in prematurely completed fights, makes us think about finding the best ways out of this situation. The most promising and optimal way is to develop new approaches to training processes and strategies for training fighters, which will not only prepare people to enter the ring, but also ensure the highest possible level of their safety. Materials and methods of research. Analysis of literary sources; pedagogical supervision; control testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Results. The introduction and application of new exercises developed for the purpose of conducting the described experiment, significantly higher rates of shift are noticeable among representatives of the experimental group, while the fighters of this group not only improved their skills, but also demonstrated a higher level of their performance compared to the initial period of the study. Conclusion. An experimental test showed that the use of the developed exercises with racket paws (Petard) contributes to a significant improvement in the protective actions of boxers. In particular, an increase in the reaction speed and accuracy of performing defensive movements was noted. Based on the data obtained, practical recommendations have been developed that can be included in the training process of boxers of various training levels. Scientific novelty: it consists in the method of using lacp rackets in boxing, which ensure high efficiency of improving the technical and tactical actions of boxers. Practical significance: the developed complexes help trainers to improve the training process, improving the technical skills of boxers.
Keywords: technical and tactical skills, boxing, racket paws, improvement, defensive actions.
For citation: Kirsan S. Kolodeznikov*, Bogdan D. Khalgaev. Improving the protective actions of a boxer through the use of racket paws (PETARD). Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .
Введение
Все профессионалы и исследователи, имеющие отношение к сфере бокса, согласны с формулировкой, которая в вольном исполнении гласит - независимо от уровня мастерства бойца и техники нанесения ударов, отсутствие навыков защиты неизбежно приведёт к поражению [1,2].
В рамках любых современных методик обучения боксу преобладающее внимание уделяется именно развитию защитных действий, а не акцентированию внимания на атакующей тактике, что позволяет констатировать исключительную важность отработки и дальнейшего совершенствования защиты в тренировочном процессе как для начинающих спортсменов-боксёров, так и для уже сформировавшихся бойцов, обладающих некоторым опытом в этой сфере [3,4,5].
Актуальность текущего исследования навеяна последними нововведениями в мире любительского бокса, что на фоне увеличения досрочно завершённых боев заставляет задуматься о поиске оптимальных путей выхода из создавшейся ситуации. Наиболее перспективным и оптимальным видится путь разработки новых подходов к тренировочным процессам и стратегиям подготовки бойцов, которые позволят не просто
готовить людей к выходу на ринг, но и обеспечат максимально возможный уровень их безопасности. В этой связи становится совершенно закономерным вывод о том, что раз бойца лишают дополнительной защиты в виде технологических приспособлений и обмундирования, в частности, защитного шлема, то необходимо сделать так, чтобы он не получал удары, а это возможно только за счёт дальнейшего совершенствования техники защиты. Однако изобретения самой инновационной техники защиты недостаточно, поскольку требуется создать методику её усвоения бойцом в процессе тренировок [6].
Во всевозможных научных источниках и тематической литературе можно обнаружить достаточно большой массив информации о том, как выстраивать тренировочный процесс, опираясь на популярные методы спаррингов или упражнения со снарядами, при этом становится совершенно очевидно, что нужно разрабатывать и опробовать на практике новые способы по улучшению защиты спортсменов на ринге [7].
Несмотря на достаточное количество энтузиастов, разрабатывающих и внедряющих собственные наработки в этой области, до сих пор проводится слишком мало исследований, по ходу которых осуществляется полноценная проверка эффективности того или иного инновационного метода защитных техник, что, в конечном, итоге мешает их широкому внедрению в тренировочный процесс [8].
Целью исследования является определение влияния применения специальных упражнений с лапами-ракетками Petard в совершенствовании защитных действий боксеров.
Материалы и методы
Метод изучения литературы, передовых практик и педагогический эксперимент.
Результаты и обсуждение
Экспериментальная часть исследования состояла из педагогического эксперимента и нескольких контрольных педагогических испытаний, что, в свою очередь, позволило не только проверить ранее сделанные теоретические выводы на практике, но и оценить общую эффективность различных методов обучения в контролируемых условиях боксёрских залов.
В рамках проводимых наблюдений по ходу текущего исследования мы анализировали учебно-тренировочные секции бокса, при этом параллельно проводился опрос как тренерско-преподавательского состава, так и самих спортсменов. Основной целью опросов была выработка обобщающей картины приоритетов во взглядах на тренировочные методы и упражнения с боксёрскими лапами, в частности, какие из них
наиболее ценятся и эффективны в развитии защитных действий. Мы выяснили предпочтения участников относительно специфических упражнений с лапами, что позволило улучшить понимание того, как эти инструменты могут быть интегрированы в программы дальнейшей боксёрской подготовки для повышения технической грамотности и тактической готовности бойцов.
Для объективной оценки эффективности, созданной нами методики, мы провели серию педагогических контрольных испытаний, по ходу которых акцент делался на измерении уровня освоения спортсменами защитных техник, что, в свою очередь, позволило нам собрать необходимые данные о реальной продуктивности каждого предложенного нами к исполнению бойцами упражнения.
Весь собранный по ходу эксперимента массив информации подвергался тщательному анализу с использованием специализированных компьютерных программ, что обеспечило достаточно высокую точность при определении статистически значимых различий в результативности тех или иных методик тренировок.
Исследование проводилось среди студентов СВФУ, в три этапа. В ходе которых, мы получили статистические данные.
Всего в эксперименте было задействовано 14 человек, которых мы разделили на две равные группы: одна из них экспериментальная, другая — контрольная.
Наша авторская система тренировок разработанная для экспериментальной группы, помогла не только эффективно защищаться от разнообразных ударов в бою, но и параллельно улучшать свои рефлексы и координацию, в том числе, столь необходимую каждому бойцу способность быстрой адаптации к динамике поединка.
Несмотря на то обстоятельство, что основной акцент текущего исследования делался на использовании лап-ракеток «Petard», бойцов не только не ограничивали в занятиях на других тренажёрах, которые они могли подбирать по собственному желанию в выделенное для этих целей время, но и даже в рамках нашего эксперимента предусматривалась пара упражнений с теннисным мячем. Первое заключалось в отработке уклонов от летящего с небольшого расстояния мяча, который бросали под различными углами, а второе подразумевало уклонения от раскачивающегося мяча, имитирующего прямой и боковой удары. Это позволило оттачивать защитные манёвры, такие как уклон корпусом и нырок, а также прорабатывать навыки подготовки и проведения контратаки.
Для того, чтобы иметь исходную информацию, на основании которой можно отследить наличие или отсутствие какого либо прогресса, было принято решение о необходимости осуществления тестирования представителей обеих групп по тестам,
сущность которых описана ранее в текущей работе, при этом все полученные результаты были сведены в две отдельные таблицы под номерами 1.и 2.
Таблица 1
Исходные показатели физической подготовленности спортсменов экспериментальной
группы
Челночный Бег на Прыжок в Вынос Тест на
Фамилия и имя Год рождения бег 60 м длину с ливость гибкость
(сек) места (см) 1000 м. (см)
Васильев Павел 2004 6,97 8,32 209 3,16 10
Филиппов Стас 2001 8,20 9,05 230 3,35 12
Лазарев Георгий 1996 7,80 9,08 209 3,18 10
Малгин Никита 1999 8,07 9 204 3,24 1
Иванов Дьулустан 2004 8,08 8,59 207 3,46 8
Стручков Виталий 2001 7,64 8,61 226 3,26 15
Кривошапкин Роман 2004 7,36 9,18 210 3,47 2,5
Средние показатели 7,59 8,75 217 3,31 7,5
Таблица 2
Исходные показатели физической подготовленности спортсменов контрольной группы
Челночный Бег на Прыжок в Вынос Тест на
Фамилия и имя Год рождения бег 60 м длину с ливость гибкость
(сек) места (см) 1000 м. (см)
Алексеев Ярослав 2002 7,70 8,60 242 3,23 15
Протопопов Гурий 2004 7,45 9,11 216 3,23 13
Седалищев Яков 2003 7,90 10,40 194 3,45 16
Иванов Валентин 2003 7,15 8,60 248 3,16 9
Михайлов Мичил 2000 7,34 8,40 214 3,20 16
Егоров Валерий-Талбан 2000 7,65 7,80 235 3,31 7
Сидоров Байдам 2002 7,75 8,38 227 3,51 12
Средние показатели 7,52 9,10 221 3,28,5 11,25
Для того,чтобы полученные результаты легче было сопоставить между разными группами, было принято решение о целесообразности их визуализации посредством создания столбчатой диаграммы, что нашло своё отражение на диаграмме рисунка 6.
Челночш ИЭксперименглльнля гр^'ппа 1_ Контрольная [:п:.Г -' гибкость
(си)
Рис. 6. Диаграмма отражения исходных показателей физического состояния представителей экспериментальной и контрольной групп.
Благодаря использованию приёма визуализации через построение диаграммы рисунка 6 получилось достаточно просто установить наличие примерно одинаковых показателей у всех бойцов, независимо от того к какой группе их отнесли экспериментаторы, при этом следует всё-таки отметить едва заметное превосходство бойцов, входящих во вторую группу, которая на диаграмме отмечена серым цветом.
После этого совершенно логичным будет продемонстрировать результаты, полученные после тестирования представителей обеих групп на финальной стадии проведения текущего исследования, что нашло своё отражение в рамках таблиц 3 и 4.
Таблица 3
Конечные показатели физической подготовленности спортсменов
экспериментальной группы
Фамилия и имя Год рождения Челночный бег Бег на 60 м (сек) Прыжок в длину с места (см) Выносливость 1000 м. Тест на гибкость (см)
Васильев Павел 2004 6,91 7,60 219 3,11 12
Филиппов Стас 2001 7,90 8,84 238 3,30 12
Лазарев Георгий 1996 7,80 8,75 220 3,20 18
Малгин Никита 1999 7,86 8,90 218 3,20 7
Иванов Дьулустан 2004 7,75 8,22 222 3,15 14
Стручков Виталий 2001 7,50 8,26 244 3,10 18
Кривошапкин Роман 2004 7,20 8,88 216 3,25 8
Средние показатели 7,40 8,25 228 3,20 12,5
Таблица 4
Конечные показатели физической подготовленности спортсменов контрольной
группы
Фамилия и имя Год рож дения Ч елночн ый бег О на 60 м(сек) Прыжо к в длину с места (см) Ошибка! 1000 м. Тест на гибкость (см)
Алексеев Ярослав 2002 7,60 8,50 245 3,20 16
Протопопов Гурий 2001 7,44 9 221 3,22 13
Седалищев Яша 2003 7,89 10,15 210 3,45 18
Иванов Валентин 2003 7,10 8,45 255 3,08 12
Михайлов Мичил 2000 7,30 8,35 219 3,10 17
Егоров Валерий-Талбан 2000 7,35 7,50 237 3,25 8
Сидоров Байдам 2002 7,15 8,30 232 3,48 15
Средние показатели 7,50 8,83 233 3,28 14
Как и для случая с показателями первичных результатов, полученных в начале проведения эксперимента, в данном случае было решено облегчить восприятие собранной информации посредством визуализации всего массива данных, что и было сделано через построение сводной столбчатой диаграммы, отражённой на рисунке 7.
Челночный бег Еет на 60 м. Прыжок в Выносливость Тест на
(см)
Рис. 7. Диаграмма отражения конечных показателей физического состояния представителей экспериментальной и контрольной групп.
Благодаря наглядной визуализации, становится просто совершенно ясно, что группе, все бойцы, принявшие участие в
которую демонстрирует диаграмма рисунка 7, независимо от принадлежности к какой либо текущем исследовании продемонстрировали
заметный прогресс в личном развитии, при этом наличие некоторых различий, с одной стороны, можно объяснить индивидуальными особенностями каждого человека, а с другой стороны , общий прогресс всех участников показывает лишь стремление любого бойца к дальнейшему самосовершенствованию, при этом следует принять во внимание, поскольку мы работали только с бойцами первой группы, представители контрольной группы не сидели на диванах в то время, когда тренировались члены экспериментальной группы. Тем не менее, интересно отметить, что участники из экспериментальной группы показали более выраженные улучшения по широкому спектру тестов по сравнению с их коллегами из контрольной группы, что, безусловно, заслуживает особого внимания и позволяет делать вполне определённые выводы.
После того, как были собраны массивы данных о начальных и конечных результатах тестирования в рамках проведённого эксперимента, возникла необходимость установления усреднённых показателей улучшения по каждой группе, следствием чего стало создание таблиц под номерами 5 и 6, в рамках которых приводятся все продемонстрированные спортсменами результаты и показан средний сдвиг в ту или иную сторону.
Таблица 5
Средние показатели физической подготовленности в единицах (улучшение) экспериментальной группы (за весь период исследования)
Сравниваемые показатели Возраст Ошибка! бег Бег на 60 м (сек) Прыж ок в длину с места (см) Ошибка! 1000 м. Тест на гибкость (см)
Исходные данные (1октября 2023 г) 19-25 лет 7,59 8,75 217 3,31 7,5
Конечные данные (31 марта 2024 г) 19-25 лет 7,40 8,25 228 3,20 12,5
Сдвиг 0,19 0,50 11 0,11 5
Таблица 6
Средние показатели физической подготовленности в единицах (улучшение) контрольной группы (за весь период исследования)
Сравниваемые показатели Возраст Ошибка! бег Бег на 60 м (сек) Прыжок в длину с места (см) Ошибка! 1000 м. Тест на гибкость (см)
Исходные данные (1 октября 2023 г) 19-25 лет 7,52 9,10 221 3,28,5 11,25
Конечные данные (31 марта 2024 г) 19-25 лет 7,50 8,83 233 3,28 14
Сдвиг 0,12 0,27 12 0,05 2,75
Для удобства сравнения показателей сдвига по различным тестам между разными группами сведём их значения в одну таблицу под номером 7.
Таблица 7
Сравнение среднего сдвига между показателями групп
Группы Возраст бег Бег на 60 м Прыжок в длину с места 1000 м. Тест на гибкость (см)
(сек) (см)
Экспериментальная 19-25 0,19 0,50 11 0,11 5
Контрольная 19-25 0,12 0,27 12 0,05 2,75
Разница 0,7 0,23 1 0,6 2,25
Визуализация информации по показателю среднего сдвига, который продемонстрировали результаты представителей обеих групп приводится на столбчатой диаграмме рисунка 8.
14т-
Челночный оег Бег на 60 п. (сек) Прыжок в длин;'с Выносливость Тест на гибкость
места (сы) 1000 м (си)
■Экспериментальная группа [^Контрольная группа
Рис. 8. Диаграмма сравнения среднего сдвига между показателями групп-
После использования визуализации посредством построения диаграммы стало совершенно очевидно, что первая группа, отмеченная синим цветом, достигла заметных успехов в демонстрации общего прогресса всех членов через более высокий показатель
сдвига. Эти успехи оказались особенно значимыми в дисциплинах, связанных с бегом и прыжками, в отличие от членов второй группы, где улучшения хоть и были, но проявились менее заметно на фоне результата первой группы, за единственным исключением в виде прыжков.
Для удобства обработки начальных и конечных значений средних показателей по каждой группе, объединим их в сводной таблице 8.
Таблица 8
Сравнение теста на реакцию спортсменов экспериментальной контрольной групп между
средними исходными и конечными показателями
Название Уклоны Попадания Название Уклоны Попадания
показателей показателей
эксперимент контрольной
альной группы
группы
Исходный 63 37 Исходный 65 35
Конечный 85 18 Конечный 76 24
Сдвиг 22 -19 Сдвиг 11 -11
Изучая информацию, отражённую в рамках таблицы 8 можно обнаружить, что после внедрения и применения новых упражнений, разработанных в целях проведения описываемого эксперимента, заметны значительно более высокие показатели сдвига у представителей экспериментальной группы, при этом бойцы этой группы не просто улучшили свои навыки, но и продемонстрировали более высокий уровень их выполнения по сравнению с начальным периодом исследования.
Хотя участники контрольной группы также показали очевидные улучшения, эти изменения были менее значительными, что в свою очередь, подчёркивает обоснованность нашей уверенности в том, что разработанные нами инновационные методики тренировок действительно способствуют более резкому и заметному прогрессу бойцов на фоне традиционного тренировочного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Создание комплекса специальных упражнений с использованием лап-ракеток (Рйагфнаправлено на улучшение реакции боксера и точности его защитных действий. Упражнения включают в себя различные комбинации уклонений и блоков с последующими контратаками, что позволяет боксеру развивать способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям поединка.
Экспериментальная проверка показала, что применение разработанных упражнений с лапами-ракетками (Petard) способствует значительному улучшению защитных действий боксеров. В частности, было отмечено повышение скорости реакции и точности выполнения защитных движений. На основе полученных данных были
разработаны практические рекомендации, которые могут быть включены в тренировочный процесс боксеров различного уровня подготовки.
Таким образом, в ходе проведенного нами педагогического эксперимента было установлено, что использование в тренировочном процессе лап-ракеток (Petard) в целях совершенствования защитных действий боксеров является достаточно эффективной.
Список литературы
1. Колодезников К.С. , Пельменев М.В. Бокс: анализ функциональной подготовки на предсоревновательном этапе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 198-204.
2. Колодезников К. С., Кривошапкин П. И., Васильев Е. В. Мониторинг соревновательной деятельности боксера высокой квалификации. Теория и практика физической культуры. 2019; 10: 87-88.
3. Колодезникова М. Г. Комплексное научно- методическое обеспечение спортсменов-единоборцев высокой квалификации в условиях Крайнего Севера. Теория и практика физической культуры. 2019; 10: 6-8.
4. Кузьменко А. А. Динамика психоэмоционального состояния высококвалифицированных боксеров-любителей в период сгонки веса. Известия института педагогики и психологии образования. 2021; 2: 129-132.
5. Португалов С. Н. , Арансон М. В. Образовательные программы по спортивному питанию. Вестник спортивной науки. 2008; 4: 90-92.
6. Расчетин Г. А., Вагин А. Ю., Кисилев В. А. Совершенствование методики ударных движений боксеров в зависимости от их квалификации. Инновации и инвестиции. 2023; 2: 113-114.
7. Ibragimov A.K. Developing the Professional Competence of Teachers as A Pedagogical Problem. E Conference Globe. 2021: 333-338.
8. Khalmukhamedov R.D., V.N. Shin, F.K. Turdiev, S.S. Tajibaev. Boxing theory and methodology. Textbook. Tashkent. 2016: 38- 39.
References
1. Kirsan S. Kolodeznikov, Mikhail V. Pelmenev. Boxing: analysis of functional training at the pre-competition stage. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 198-204 [In Russ., In Engl.].
2. Kolodeznikov K.S., Krivoshapkin P.I., Vasiliev E.V. Monitoring the competitive activity of highly qualified boxers. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2019; 10: 87-88 [In Russ., In Engl.].
3. Kolodeznikova M.G. Comprehensive scientific and methodological support for highly qualified martial artists in the Far North. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2019; 10: 6-8 [In Russ., In Engl.].
4. Kuzmenko A.A. Dynamics of the psycho-emotional state of highly qualified amateur boxers during weight loss. Izvestiya instituta pedagogiki I psihologii obrazovaniya. 2021; 2: 129-132 [In Russ.].
5. Portugalov S.N., Aranson M.V. Educational programs on sports nutrition. Vestnik sportivnoj nauki. 2008; 4: 90-92 [In Russ.].
6. Raschetin G.A., Vagin A.Yu., Kiselyev V.A. Improving the technique of striking movements of boxers depending on their qualifications. Innnovacii I investicii. 2023; 2: 113-114 [In Russ.].
7. Ibragimov A.K. Developing the Professional Competence of Teachers as A Pedagogical Problem. E Conference Globe. 2021: 333-338.
8. Khalmukhamedov R.D., V.N. Shin, F.K. Turdiev, S.S. Tajibaev. Boxing theory and methodology. Textbook. Tashkent. 2016: 38- 39.
Статья поступила в редакцию: 20.11.2024
Колодезников Кирсан Степанович - кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный тренер РС(Я) по боксу, Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, дом 53, e-mail: [email protected]
Халгаев Богдан Дмитриевич - учитель физической культуры, СОШ №1 г. Якутска, 677007, Россия, г. Якутск, проспект Ленина, дом 50, e-mail: khalgaev.b@,mail.ru