Научная статья на тему 'Совершенствование законодательного регулирования транспортной отрасли и грузовых перевозок на территории Российской Федерации'

Совершенствование законодательного регулирования транспортной отрасли и грузовых перевозок на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
724
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / TRANSPORT INDUSTRY / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ГОСДУМА / STATE DUMA / FREIGHT TRANSPORTATION / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тен С. Ю.

Рассмотрены нормативно-правовые акты, которые в 2014-2015 гг. внесли значительный вклад в решение основных проблем транспортной отрасли страны. Дан обзор законопроектов, разрабатываемых Комитетом по транспорту Государственной Думы Российской Федерации для повышения эффективности государственной политики, контроля и надзора за рынком услуг по перевозке грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving legislative regulation of transport industry and freight transportation in the territory of the Russian Federation

The paper considers laws and regulations which made a major contribution to solving main problems of Russia’s transport industry in 2014-2015, and provides an overview of legislation that is being developed by the Transport Committee of the State Duma of the Russian Federation to improve efficiency of state policy, control and oversight over the freight transportation market.

Текст научной работы на тему «Совершенствование законодательного регулирования транспортной отрасли и грузовых перевозок на территории Российской Федерации»

Совершенствование законодательного регулирования транспортной отрасли и грузовых перевозок на территории Российской Федерации

С. Ю. Тен,

заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту

В 2014-2015 гг. принят ряд нормативно-правовых актов, которые внесли значительный вклад в решение основных проблем транспортной отрасли страны. В настоящее время Комитет по транспорту Государственной Думы Российской Федерации активно работает над законопроектами, которые позволят повысить эффективность государственной политики, контроля и надзора за рынком услуг по перевозке грузов.

Автомобильный транспорт

В 2014-2015 гг. наиболее значимые законодательные изменения произошли в автотранспортной отрасли. В связи со значительной емкостью российского рынка международных транспортных услуг ряд государств, имеющих избыточный парк грузовых автомобилей, стремится обойти требования российской разрешительной системы международных автомобильных грузоперевозок, прибегая, в частности, к незаконным методам. Выборочные проверки в ряде субъектов Российской Федерации показали, что более четверти международных перевозок выполнялось с нарушениями. Ежегодный ущерб от таких действий составляет 5 млрд руб. Для более эффективного транспортного

контроля за соблюдением иностранными автомобильными перевозчиками порядка осуществления международных автомобильных перевозок 4 ноября 2014 г. принят в редакции согласительной комиссии Федеральный закон № 362-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на совершенствование государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок».

Закон вводит положение о том, что вид перевозки определяется исходя из данных товарно-транспортной накладной, предусмотренной Конвенцией о договоре международной автомобильной дорожной перевозки грузов. Кроме того, закон устанавливает требования к иностранным перевозчикам по обязательному заполнению российских разрешений и обязывает водителя транспортного средства предъявлять необходимые документы уполномоченным органам на территории Российской Федерации для контроля соответствующих отметок. Закон призван обеспечить адекватную защиту интересов российских перевозчиков на международном рынке транспортных услуг.

Для упрощения процесса перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов Государственная Дума (ГД) приняла Федеральный закон № 248-ФЗ от 13 июля

2015 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов». Новый закон предусматривает возможность перевозки тяжеловесного груза без оформления специального разрешения на движение с превышением массы до 2 % или предельно допустимых осевых нагрузок.

Законом предусмотрено право уполномоченного органа выдавать специальное разрешение самостоятельно или через подведомственные учреждения и устанавливать межведомственное информационное взаимодействие по выдаче разрешений на движение.

Законом уточнен перечень опасных грузов, для перевоза которых требуется специальное разрешение на движение. Таким образом, уменьшится число обращений за получением специального разрешения и сократятся сроки предоставления государственной услуги по его выдаче.

Государственная Дума приняла решение отложить до марта 2017 г. вступление в силу Федерального закона №130-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который неофициально называется законом о водителях-мигрантах. Эта отсрочка обусловлена тем, что жителям Крыма и Севастополя, работающим по найму водителями транспортных средств, нужно дополнительное время, чтобы поменять свои водительские удостоверения на документы российского образца.

Одна из важнейших проблем дорожной отрасли - осуществление контроля и надзора за состоянием автомобильных дорог. Для четкого разграничения полномочий и ликвидации правовых коллизий в Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правительство РФ внесло в ГД законопроект № 727963-6. Законопроект однозначно определяет сферу компетенции федеральных, региональных и муниципальных органов власти и препятствует возникновению разногласий между ними по указанному во-

просу. При этом к законопроекту есть масса вопросов в части эффективности предлагаемых решений. Необходимо законодательно закрепить, что такое «сохранность автомобильных дорог», «обеспечение сохранности автомобильных дорог».

Для повышения безопасности перевозок Министерство транспорта РФ издало приказ № 20 от 26 июня 2012 г., по которому с 1 января 2013 г. пассажирский транспорт, используемый для коммерческих перевозок пассажиров, а также грузовой транспорт, перевозящий опасные грузы, должен быть оснащен навигационным оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Однако в законодательстве Российской Федерации нет нормативно-правовых актов, предусматривающих ответственность за осуществление перевозок на транспортном средстве, не оснащенном средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами, если такое оснащение обязательно. В связи с этим проектом Федерального закона №118658-6 устанавливается административная ответственность за осуществление указанных перевозок на транспортном средстве, не оснащенном в установленном порядке средствами навигации, в виде наложения административного штрафа. Названные меры позволят повысить уровень безопасности и ответственность перевозчиков при осуществлении перевозок пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, усилить оперативный контроль за транспортными средствами, в том числе с целью предотвращения террористических актов, чрезвычайных и других нештатных ситуаций, требующих немедленного реагирования, за счет мониторинга местоположения и состояния транспортных средств.

Железнодорожный транспорт

В число ключевых проблем развития рынка железнодорожных перевозок входит профицит вагонов на сети. Неэффективность управления подвижным составом компаниями-операторами служит причиной снижения показателя оборота вагонов и коэффициента их использования в груженом рейсе.

В целях рационализации использования инфраструктуры железных дорог и повышения эффективности перевозки грузов ГД приняла Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный

закон „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон „О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"», который называют законом о простое порожних вагонов. В Уставе железнодорожного транспорта закон закрепил принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования и обязал владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования сверх нормативного времени. Новый закон усилил ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки порожних вагонов после выгрузки и установил приоритеты взаимодействия при организации железнодорожного сообщения, что благоприятно скажется на скорости железнодорожных перевозок и на количестве вагонов в сети.

Водный транспорт

Для перевозок водным транспортом важным вопросом является распределение полномочий по классификации и освидетельствованию подлежащих государственной регистрации судов за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. 31 декабря 2014 г. ГД приняла Федеральный закон № 502-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Новый закон определяет и закрепляет порядок наделения классификационных обществ, в том числе и иностранных, соответствующими функциями. Эти организации наделяются правом утверждения и издания правил, содержащих организационно-технические требования при классификации и освидетельствования судов относительно требований к безопасности, материалам и изделиям для судов. Это позволит привести требования нормативно-правового регулирования в данной сфере в соответствие с международными договорами Российской Федерации. Вступление в силу названного закона позволит создать современную нормативно-правовую базу по данному вопросу, обеспечить равные условия работы для классификационных сообществ (в частности, иностранных), повысить эффективность государственного регулирования деятельности по классификации и освидетельствованию судов.

В сфере морского и речного транспорта в ГД будет рассмотрен законопроект № 639382-6 «О внесении изме-

№ 5 (60) 2015

«Транспорт Российской Федерации» | 7

нений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», поднимающий вопрос саморегулирования рынка лоцманских услуг. Законопроект направлен на повышение безопасности мореплавания и гарантирует лоцманские проводки судов в районах обязательной лоцманской проводки в соответствии с едиными для всех лоцманских организаций требованиями.

В настоящее время лоцманскую проводку судов в сфере торгового мореплавания осуществляют организации различных правовых форм и форм собственности. Экономической или организационной консолидации между данными субъектами, как правило, нет, либо она недостаточна для обеспечения надлежащей координации и выполнения всеми лоцманскими организациями общих требований и правил. В законодательстве Российской Федерации не установлены особенности деятельности лоцманских организаций и требования к ним.

В связи с отменой лицензирования и сертификации лоцманской деятельности необходим новый инструмент управления рынком для пресечения его хаотического развития и недобросовестной

конкуренции. Этим инструментом может стать национальная лоцманская саморегулируемая организация, которая создаст условия для стабильного и качественного предоставления лоцманских услуг, соответствующих установленным в организации стандартам и правилам вне зависимости от территориального расположения и особенностей режима работы морских портов.

Вопросы

государственного контроля

В рамках законотворческой деятельности Министерства транспорта РФ предусмотрена разработка законопроектов, которые также призваны повысить эффективность государственного контроля и надзора за функционированием сферы транспорта. Идет разработка изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Распоряжением правительства РФ от 2 апреля 2014 г. № 503-р утвержден план мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, который предусматривает формирование правовых основ для создания и

деятельности единой саморегулируемой организации (СРО) в сфере услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава. Обязательное членство в СРО позволит создать юридическую основу для соблюдения всеми участниками рынка принципов саморегулирования и создать условия для развития конкурентного и цивилизованного рынка операторских услуг. Данный законопроект предполагается внести на рассмотрение в ГД в ноябре 2015 г.

Осенью 2015 г. планируется внести в ГД и законопроект, закрепляющий в нормативно-правовой базе понятие «свободный порт».

В декабре 2015 г. Министерство транспорта РФ планирует внести на рассмотрение правительства РФ два важных законопроекта: «О логистической деятельности» и «О статусе логистического оператора», предусмотренных Транспортной стратегией РФ до 2030 г. Законопроекты закрепят основные термины в сфере логистики, их трактовку, определят права и обязанности сторон при предоставлении логистических услуг. п

аспол- АРКТИКА

НАСТОЯЩЕЕ И ВУДУЩЕЕ

[

V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ

АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУГДЕЕ

декабрь 2015

КВЦ ЭКСПОФОРУМ

Санкт-Петербург Петербургское шоссе, 64/1

ФОРМИРОВАНИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТК ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГОДА

Щр +7 [812] 327-93-70

Сог^егепсеРо1гЛ www.forumarctic.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.