УДК 343.85
Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в уголовно-исполнительной системе:
интеграция теории и практики
С.В. БАБУРИН - начальник ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
В статье анализируются проблемы, имеющиеся в практике воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными, предлагаются пути дальнейшего совершенствования данного направления деятельности исправительных учреждений, приводятся результаты опроса сотрудников территориальных органов ФСИН России, обосновывается необходимость укрепления статуса психологической работы с осужденными, развития психотерапевтического направления деятельности пенитенциарных психологов, повышения качества существующих программ психолого-педагогической работы с осужденными.
Ключевые слова: воспитательная, социальная и психологическая работа с осужденными; правовой статус; программы психолого-педагогической работы; научно-методическое обеспечение.
Improving the educational, social and psychological work in the penal system: integration of theory and practice
S.V. BABURIN - Head of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation
The paper analyzes the problems existing in the practice of educational, social and psychological work with convicts, the ways of the further improvement of this work in penal institutions, it presents the results of employees interview of territorial bodies of the Federal Penal Service of Russia, it substantiates the necessity of strengthening the status of psychological work with convicts, development psychotherapeutic work of prison psychologists, improvement the quality of existing programs of psycho-pedagogical work with convicts.
Keywords: educational, social and psychological work with convicts; legal status; the program of psychological and pedagogical work; scientific and methodological support.
Проводимая на современном этапе уголовно-исполнительная политика направлена на гуманизацию исполнения наказания. Ее задача - изменение концепции исправительного учреждения, его преобразование в эффективную реабилитационную систему, нацеленную на ресоциализацию личности осужденных, профилактику совершаемых ими правонарушений1. В связи с этим совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы, проводимой в исправительных учреждениях, представляет собой задачу первостепенной важности.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусматривается ряд мер, направленных на повышение эффективности данного направления работы, в частности поиск и внедрение новых форм и механизмов работы с осужденными, совершенствование системы мотивации осужденных к законопослушному поведению, оптимизация психодиагностического инструментария психолога, применение базовых программ психологической коррекции личности осужденных, развитие психотерапевтического направления работы психолога, дальнейшее совершенствование условий для получения осужденными образования. Особое внимание уделяется повышению роли и активному использованию научного потенциала ведомственных научно-исследовательских и образовательных организаций в проведении научно-прикладных исследований по психолого-педагогической тематике2.
Проведенное нами исследование позволило выявить ряд проблем, имеющихся в практике воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными, а
также наметить пути дальнейшего совершенствования данного направления деятельности исправительных учреждений3. Так, по мнению опрошенных нами сотрудников территориальных органов ФСИН России, система нормативно-правового регулирования воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными нуждается в дополнительной оценке и корректировке (41,4% респондентов).
Учитывая современные тенденции развития уголовно-исполнительной системы России, такие как планируемое постепенное снижение количества осужденных, содержащихся в жилых помещениях исправительных учреждений, создание центров исправления осужденных, можно предположить, что Положение об отряде осужденных исправительного учреждения потребует в перспективе переработки либо отмены с соответствующей разработкой нового нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе. Данного мнения придерживаются 20,1% опрошенных.
Более 20% респондентов предлагают юридически закрепить в УИК Рф статус психологической работы с осужденными, дополнив кодекс соответствующей главой (среди опрошенных психологов данный процент еще выше - 41,7%). При этом 17,4% анкетируемых считают необходимым рассмотреть вопрос о возможности включения психологической работы в перечень основных средств исправления осужденных, установленный ч. 2 ст. 9 УИК РФ. С учетом сказанного предлагается также переработать нормативный акт, регламентирующий
вопросы организации психологической работы в уголовно-исполнительной системе4.
Анализируя данные предложения, хотелось бы отметить, что в настоящее время вопросы проведения психологической работы с осужденными в правовом отношении практически не урегулированы. Отсутствуют какие-либо стандарты и правила оказания психологической помощи в пенитенциарной сфере, утвержденные перечни сертифицированных психокоррекционных методик, адаптированных и разрешенных к использованию в уголовно-исполнительной системе. В связи с этим считаем, что вести речь о законодательном закреплении психологической работы в качестве средства исправления возможно только при условии решения названных вопросов. Учитывая активное развитие психотерапевтического (клинического) направления психологической работы, целесообразным представляется также рассмотреть вопрос о введении института обязательной сертификации деятельности пенитенциарных психологов, что позволит повысить качество оказываемой осужденным психологической помощи, исключить возможность причинения вреда их психическому здоровью.
Треть опрошенных (34,4%) предлагает переработать нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие систему стимулирования осужденных к законопослушному, социально активному и социально ответственному поведению. Изменения должны коснуться как содержания самой системы (с учетом расширения возможностей для последовательного перехода от закрытых к более открытым условиям отбывания наказания), так и вопросов ее функционирования (например, критерии, порядок и субъекты оценки осужденных). Данные изменения потребуют предварительного психолого-педагогического и криминологического обоснования, изучения отечественного и зарубежного пенитенциарного опыта.
Около трети респондентов (29,6%) предлагает закрепить в УИК РФ подробный и исчерпывающий перечень критериев исправления осужденных, что также потребует значительной исследовательской работы. На наш взгляд, юридическое решение данного вопроса проблематично, необходимым видится совершенствование самой системы оценки, ее процедур и субъектного состава, уточнение правового значения разрабатываемых заключений и проводимых психолого-педагогических экспертиз.
Свыше половины опрошенных сотрудников (54,5%) полагает целесообразным принятие федерального закона, регламентирующего вопросы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и разработку подзаконных нормативных правовых актов, определяющих механизм его реализации.
В числе наиболее актуальных мер по совершенствованию социальной, воспитательной и психологической работы в уголовно-исполнительной системе респонденты также выделили следующие:
- установление оптимального баланса между психолого-педагогическим и иными направлениями работы в зависимости от вида исправительного учреждения (42,8%);
- повышение психолого-педагогической компетентности сотрудников, реализующих свои функции в непосредственном контакте с осужденными (32,4%);
- совершенствование программных и технических средств автоматизации воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными (средства профессионального взаимодействия, автоматизированные рабочие места, специальные программы) при одновременной оптимизации документооборота и системы отчетности (32,4%);
- совершенствование научно-методического обеспечения воспитательной, социальной и психологической работы в уголовно-исполнительной системе (22,4%);
- разработка и внедрение единой педагогической концепции исполнения наказания в виде лишения свободы, определяющей базовые принципы и подходы к осуществлению педагогического воздействия на осужденных и формированию в исправительном учреждении реабилитирующей социальной среды (21,3%);
- совершенствование правовых и организационных основ взаимодействия подразделений уголовно-исполнительной системы с государственными и муниципальными органами и учреждениями, общественными объединениями и религиозными организациями (18,1%).
Отдельно следует сказать о развитии психотерапевтического направления деятельности пенитенциарных психологов. Анализ научной литературы и уголовно-исполнительной практики свидетельствует о наличии большого опыта применения психотерапевтических методик в работе психолога с осужденными. Развитие психотерапевтического направления в практике исправитель-
ных учреждений возможно как посредством дополнительной психотерапевтической (клинической) подготовки пенитенциарных психологов, так и за счет увеличения штатной численности медицинских работников психотерапевтического профиля (врачи-психиатры и врачи-психотерапевты). Большинство опрошенных практических психологов (52,6%) предлагает развивать оба эти направления.
По их мнению, пенитенциарных психологов в первую очередь необходимо обучать психотерапевтическим программам (методикам) работы с осужденными, склонными к суицидальному поведению (76,8%), проявлению агрессии (46%), страдающими наркотической зависимостью (42,7%), осужденными за преступления сексуального характера (24,6%).
Особое значение имеет совершенствование научно-методического обеспечения воспитательной, социальной и психологической работы в уголовно-исполнительной системе.
В числе наиболее значимых мероприятий опрошенные сотрудники указали следующие:
- создание централизованных банков данных отечественного пенитенциарного опыта, результатов научно-исследовательских работ и психологических исследований, рекомендованных к использованию, с возможностью доступа с рабочих мест (50,7%);
- разработку научных рекомендаций для практических работников по различным аспектам организации воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными и личным составом (40,3%);
- участие представителей научно-исследовательских и образовательных организаций ФСИН России в проведении занятий в рамках служебной подготовки практических сотрудников (34,8%);
- проведение ФСИН России конкурсов лучших практик (опыта) в области совершенствования воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными (наряду с ежегодно проводимыми конкурсами профессионального мастерства пенитенциарных психологов и начальников отряда) (10,4%).
Кроме того, отмечается необходимость повышения качества существующих программ психолого-педагогической работы с осужденными.
Проведенное нами исследование позволяет говорить о возросшем в последние
годы уровне научно-методического обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Федеральной службой исполнения наказаний при участии подведомственных научных и образовательных организаций был проведен ряд научно-практических экспериментов, целью которых стали поиск и апробация новых эффективных моделей организационного построения работы с осужденными в условиях исправительного учреждения (эксперименты по созданию центров исправления осужденных исправительных учреждений, воспитательных центров, внедрению системы «социального лифта», созданию службы пенитенциарных капелланов, внедрению аутсорсинга пенитенциарных психологов и др.).
Вологодский институт права и экономики ФСИН России принял участие в научно-методическом сопровождении эксперимента по созданию воспитательного центра для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте; мониторинге апробации модели центра исправления осужденных; разработке и апробации базовых типовых программ работы с различными категориями осужденных; разработке программы психолого-педагогического воздействия на осужденных, имеющих экстремистские установки, программы обучения пенитенциарных капелланов.
Увеличилось количество проводимых научных исследований по проблемам совершенствования воспитательной, социальной и психологической работы в пенитенциарной сфере, научных разработок прикладного характера, направляемых в исправительные учреждения. Так, в 2015 г. научными и образовательными организациями ФСИН России по заявкам управлений центрального аппарата и территориальных органов ФСИН России проводятся психолого-педагогические исследования по 40 научным темам, в рамках которых предусмотрена подготовка 55 научных разработок. Еще примерно такое же количество исследований осуществляется образовательными организациями инициативно. Кроме того, в научно-исследовательскую работу вовлечены межрегиональные отделы психологической работы территориальных органов ФСИН России.
Наиболее востребованными, по мнению практических сотрудников, в настоящее время являются научно-методические разработки:
- по профилактике психологического стресса и профессионального выгорания
сотрудников уголовно-исполнительной системы (36,7%);
- методическому обеспечению психотерапевтического направления работы пенитенциарного психолога (33,3%);
- психологической коррекции ценностно-смысловой сферы осужденных (26,5%);
- организации профессионального взаимодействия субъектов процесса исправления и ресоциализации осужденных к лишению свободы (16,3%);
- психолого-педагогическому воздействию на осужденных, имеющих экстремистские установки (15,8%);
- технологическому обеспечению социальной работы с различными категориями осужденных к лишению свободы (15,6%);
- психолого-педагогическому сопровождению правовой социализации осужденных (15,4%).
Эффективность исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки персонала. В современных условиях, когда отмечаются ухудшение криминогенного состава осужденных, рост численности педагогически запущенных осужденных и лиц, имеющих психические расстройства, очевидна необходимость для сотрудника быть готовым действовать в неустойчивых, быстро меняющихся условиях, сопряженных с действием экстремальных, психотравмирующих факторов. В связи с этим большое значение должно придаваться повышению психолого-педагогической компетентности персонала исправительных учреждений, обучению навыкам бесконфликтного общения с осужденными, противодействия их негативному влиянию.
Проведенное нами исследование показало, что среди мероприятий, которые необходимо реализовать в целях совершенствования профессиональной подготовки кадров психолого-педагогического профиля, практические сотрудники отдают приоритет:
- обучению пенитенциарных психологов по направлению клинической психологии и вопросам применения психотерапевтических методик работы с осужденными (45,2%);
- прохождению комплексной психолого-педагогической подготовки всеми сотрудниками, реализующими свои функции в непосредственном контакте с осужденными (44,6%)5;
- дальнейшему расширению перечня программ повышения квалификации для
сотрудников психолого-педагогического профиля (26,7%).
На наш взгляд, определяющая роль в решении данных задач должна принадлежать образовательным организациям ФСИН России, осуществляющим подготовку пенитенциарных психологов. В связи с этим необходимым представляется обучение преподавательского состава психотерапевтическим методикам работы с осужденными. Целесообразно дальнейшее развитие программ повышения квалификации, более широкое привлечение практиков к их реализации, применение дистанционных и иных информационных образовательных технологий.
Итоги проведенного нами исследования позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Основой совершенствования воспитательной, социальной и психологической работы в уголовно-исполнительной системе должен стать профессионализм (компетентность) сотрудников исправительных учреждений, их готовность к психолого-педагогической деятельности и тесное профессиональное взаимодействие на основе единых педагогических принципов работы. Решению данной задачи будет способствовать повышение качества обучения специалистов психолого-педагогического профиля с учетом разработанных к настоящему времени перечней профессиональных специализированных компетенций выпускников.
2. Необходимо продолжить поиск и экспериментальную отработку эффективных моделей организационного построения работы с осужденными с целью создания в исправительных учреждениях действенной социализирующей среды, развития их социальной инфраструктуры, позволяющей реализовывать широкий спектр исправительных программ и программ подготовки осужденных к освобождению.
3. Требуется повышение качества проводимых научно-прикладных исследований психолого-педагогического профиля, систематизация работы по разработке, адаптированию и централизованному внедрению в практику разрешенных к использованию программ психологической коррекции личности и поведения осужденных.
4. Нуждается в корректировке система нормативно-правового регулирования воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными. Изменения
должны коснуться в первую очередь правового обеспечения оказания психологической помощи осужденным и организации взаимодействия с внешними субъектами их ресоциализации.
5. Совершенствование данного направления деятельности должно опираться на существующие традиции, отечественный и зарубежный опыт работы с лицами, преступившими закон.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Голодов П.В. Проблемы применения системы «социального лифта» в условиях исправительного учреждения для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 2 (18). С. 26.
2 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
3 Исследование проводилось в сентябре 2015 г. методом анкетирования сотрудников отделов по воспитательной работе с осужденными и психологических служб территориальных органов ФСИН России (442 респондента из 70 территориальных органов ФСИН России).
4 См.: Приказ Минюста России от 12.12.2005 г № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».
5 Например, обучение приемам психического самоуправления, саморегуляции для поддержания психического здоровья в процессе профессиональной деятельности; психологическим приемам противодействия манипулятивно-му воздействия со стороны осужденных; преодоления конфликтных ситуаций и др.
1 Sm.: Golodov P.V. Problemy primenenija sistemy «social'nogo lifta» v uslovijah ispravitel'nogo uchrezhdenija dlja lic, sovershivshih prestuplenija v nesovershennoletnem vozraste // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 2 (18). S. 26.
2 Sm.: Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.10.2010 g. № 1772-r «O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 g.» // SZ RF. 2010. № 43. St. 5544.
3 Issledovanie provodilos' v sentjabre 2015 g. metodom anketirovanija sotrudnikov otdelov po vospitatel'noj rabote s osuzhdennymi i psihologicheskih sluzhb territorial'nyh organov FSIN Rossii (442 respondenta iz 70 territorial'nyh organov FSIN Rossii).
4 Sm.: Prikaz Minjusta Rossii ot 12.12.2005 g. № 238 «Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii dejatel'nosti psihologicheskoj sluzhby ugolovno-ispolnitel'noj sistemy».
5 Naprimer, obuchenie priemam psihicheskogo samoupravlenija, samoreguljacii dlja podderzhanija psihicheskogo zdorov'ja v processe professional'noj dejatel'nosti; psihologicheskim priemam protivodejstvija manipuljativnomu vozdejstvija so storony osuzhdennyh; preodolenija konfliktnyh situacij i dr. h