ЮСУПОВА Б.М.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В
РЕГИОНЕ
Совершенствование управления здравоохранением в регионе направлено на повышение эффективности системы оказания медицинской помощи и улучшение качества обслуживания, т. е. на повышение показателей социальной, медицинской и экономической эффективности. Однако за годы реформ не было достигнуто эффективного функционирования системы. В статье рассматриваются факторы, отрицательно влияющие на способность отрасли реально укреплять здоровье населения.
YUSUPOVA BM.
THE IMPROVEMENT OF HEALTHCARE MANAGEMENT IN THE
REGION
The improvement of healthcare management in the region is aimed at the increase of the medical aid efficiency and the improvement of the service quality that is the rise of the social, medical and economic efficiency indicators. However during the years of reforms the system efficient operation has not been reached. The factors affecting the ability of the sector to really strengthen the health of the population are considered in the article.
Ключевые слова: система здравоохранения, региональная политика, управление, программа обязательного медицинского страхования, лечебно-профилактические учреждения.
Keywords: healthcare system, regional policy, management, program of compulsory medical insurance, medical and disease-preventive institutions.
Здравоохранение Республики Дагестан - социально-ориентированная система, призванная обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи населению.
Реформа системы здравоохранения, необходимость которой проистекала из требований перехода к рыночным отношениям, осуществлялась в кризисных условиях экономики при значительном недофинансировании и усилении центробежных тенденций, что привело к сокращению обеспеченности населения медицинским персоналом, необоснованному закрытию ряда лечебно-профилактических учреждений.
Результатом этого стало снижение доступности медицинской помощи населению, ухудшение ее качества. В этих условиях назрела необходимость совершенствования системы управления здравоохранения в регионе.
Управление здравоохранением в регионе направлено на реализацию цели функционирования региональной системы здравоохранения - удовлетворение потребности населения в медицинской помощи и улучшение со-
стояния здоровья населения региона. Следовательно, целью совершенствования управления региональным здравоохранением является повышение эффективности системы оказания медицинской помощи, то есть повышение показателей социальной, медицинской и экономической эффективности отрасли.
Основные задачи совершенствования управления региональным здравоохранением, вытекающие из поставленной цели, включают:
❖ проведение структурных изменений в отрасли, которые, учитывая отсутствие возможности в равной мере развивать все направления деятельности отрасли, необходимо осуществлять, обеспечивая преимущественное развитие тех из них, которые способны дать наибольший эффект для улучшения показателей здоровья на единицу ресурсов;
❖ обеспечение сбалансированности между государственными обязательствами по предоставлению бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и имеющихся средств для ее оказания;
❖ внедрение механизма финансирования отрасли, направленного на создание мотивационных функций у лечебно-профилактических учреждений в оказании запланированного объема медицинской помощи надлежащего качества и обеспечивающего развитие тех учреждений, услуги которых востребованы.
Функции системы управления здравоохранением в регионе заключаются в реализации государственной региональной политики здравоохранения, осуществлении контроля деятельности всех секторов региональной системы здравоохранения, проведении региональной кадровой политики, обеспечении экономического управления и стимулирования региональной системы здравоохранения. На нее возложены функции по осуществлению достаточного, справедливого и устойчивого финансирования отрасли, продуктивного применения научных знаний и технологий в процессе развития здравоохранения региона. Региональные органы управления системой здравоохранения призваны обеспечить социальную справедливость и законность в вопросах доступа к системе оказания медицинской помощи и работу в рамках единой государственной системы здравоохранения.
Система здравоохранения в Республике Дагестан имеет ряд существенных недостатков, препятствующих достижению цели ее эффективного функционирования. При проведении анализа деятельности отрасли были выявлены объективные факторы, отрицательно влияющие на ее деятельность:
❖ труднодоступность горных районов, обусловливающие более высокие уровни обеспеченности медицинскими ресурсами по сравнению с Российской Федерацией;
❖ ухудшение экологической обстановки, отрицательно влияющее на состояние здоровья населения и способствующее повышению роста заболеваемости туберкулезом, злокачественными новообразованиями;
❖ повышенная затратность содержания сети лечебно-профилактических учреждений;
и субъективные, вызванные недостаточно эффективной деятельностью системы управления отраслью, которые в результате воздействия на них управляющего органа становятся факторами совершенствования управления системой здравоохранения в регионе. Эти субъективные факторы можно разделить на внешние и внутренние относительно системы здравоохранения. К внешним факторам относятся:
❖ низкий уровень финансового обеспечения здравоохранения, не обеспечивающий его развитие и поддерживающий сохранение кредиторской задолженности;
❖ финансовая необеспеченность территориальной программы ОМС;
❖ неравномерность поступления средств в лечебно-профилактические учреждения;
❖ преобладающее финансирование из средств бюджета (около 70%) в противовес средствам обязательного медицинского страхования, что вызывает отсутствие связи с результатами лечебной деятельности.
К внутренним факторам необходимо отнести:
❖ несовершенство тарифной политики ОМС - тарифы установлены на койко-день и посещение, стимулируя наращивание объемов;
❖ несбалансированность коечной сети, приводящая к снижению показателей интенсивности работы койки;
❖ низкая укомплектованность кадрами, особенно отмечаемая в горных районах;
❖ отсутствие жесткого контроля качества медицинских услуг;
❖ отсутствие мотивационного механизма в системе оплаты труда персонала;
❖ слабость первичного звена, обусловленная неукомплектованностью кадрами и неудовлетворительным материально-техническим обеспечением.
Предложения по совершенствованию управления отраслью должны быть сформированы по всем факторам, которые имеют воздействие на систему и обеспечивают эффективность ее работы. То есть по следующим основным направлениям: структура, задачи, технологии и персонал, взаимодействие с поставщиками финансовых ресурсов, внутрисистемное взаимодействие с органами управления, фондами ОМС, страховыми организациями, между пациентами и лечебно-профилактическими учреждениями.
Первоочередной задачей системы управления отраслью является сегодня создание оптимальной структуры сети лечебно-профилактических учреждений. Для этого необходима разработка стратегического плана и прогноза развития здравоохранения на основе детального изучения демографической ситуации в Республике Дагестан и уровня заболеваемости населения.
Ресурсы, которые поступают в распоряжение отрасли, являются ограниченными, и все потребности населения удовлетворить невозможно. Поэтому необходимо выбрать приоритеты, решить задачу оптимального рас-
пределения ограниченных ресурсов и выбрать те направления, которые обеспечивают максимальное значение социальной, медицинской и экономической эффективности на единицу ресурсов. А значит, пристальное внимание должно быть уделено амбулаторно-поликлиническому звену, развитию ста-ционарзамещающих методов лечения, выделению коек для долечивания и реабилитации. Отдавать приоритет развитию амбулаторно-поликлинической помощи следует одновременно с реструктуризацией стационаров, обеспечивая условия для диагностики и лечения больных во внебольничных условиях.
В части обеспечения финансовыми ресурсами необходимо, во-первых, обеспечить сбалансированность государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи имеющимся финансовым возможностям, во-вторых, добиваться увеличения уровня финансирования отрасли до уровня реальной потребности, в-третьих, повысить эффективность имеющихся средств.
Для обеспечения сбалансированности государственных обязательств по оказанию бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования согласно «Программы государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи» необходимо определить объемы медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий для всех лечебно-профилактических учреждений региона. Услуги сверх обеспеченных государственным финансированием могут быть оказаны в рамках добровольного медицинского страхования либо за счет личных средств пациента.
Механизм оплаты услуг, оказываемых в рамках программы государственных гарантий, должен быть построен таким образом, чтобы учитывался объем, сложность и качество оказанной медицинской помощи. Предпочтительнее для отрасли оплата планируемых объемов медицинской помощи, которая может быть реализована через систему государственного заказа на основе договорных отношений с финансирующей организацией. Для амбула-торно-поликлинической помощи должен использоваться подушевой принцип, а стационарная и специализированная помощь (высокотехнологичные медицинские услуги, психиатрическая, наркологическая помощь и т.д.) должны оплачиваться на основе необходимых плановых объемов помощи с указанием допустимых фактических отклонений. Этот принцип финансирования будет способствовать внедрению механизма реструктуризации сети путем распределения коечного фонда по интенсивности лечения и ухода, развитию стационарзамещающих технологий, приведению численности персонала в соответствие с выполняемым объемом работы, интенсификации профилактической работы, активизации борьбы за пациента между учреждениями.
Для увеличения объемов финансовых вложений в отрасль, которых в регионе, согласно проведенному анализу, явно недостаточно, возможно введение соплатежей пациента, введение целевых налогов на продажу товаров, потенциально наносящих вред здоровью, установление дополнительного налога или введение повышенного налога для предприятий, имеющих повы-
шенные показатели профессиональной патологии, содействие развитию института общественных объединений (ассоциации, союзов, фондов и т.д.) в сфере здравоохранения.
Немаловажное значение для повышения эффективности использования материальных ресурсов имеет работа по установлению нормативов оснащения лечебно-профилактических учреждений каждого уровня. Табель оснащения учреждений должен быть стандартом, который позволит обеспечить необходимое качество лечения в фельдшерском пункте, врачебной амбулатории, участковой больнице или центральной районной больнице.
Кадровый ресурс отрасли имеет скрытый потенциал, который может повысить эффективность работы отрасли. Сегодня в системе здравоохранения республики отмечаются недостатки, которые порождены и существующей системой оплатой труда персонала.
В частности, низкая интенсивность работы койки обусловлена в том числе и отсутствием экономического стимула руководителей и медицинского персонала в интенсивной работе койки. У работников нет экономического интереса в снижении уровня заболеваемости в регионе, повышении квалификации, освоении новых методов лечения, стремлении к качественному и быстрому выздоровлению пациента. Низкая заработная плата вынуждает широко использовать совместительство, которое выступает основным инструментом стимулирования. Система оплаты труда должна выполнять функцию мотивации, смысл которой заключается в выполнении работниками своей работы в соответствии с делегированными им обязанностями и для достижения поставленной перед организацией цели. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов отрасли здравоохранения необходимо решать путем перевода системы оплаты труда в зависимость от количества и качества оказанной медицинской услуги.
В связи с необходимостью привязки оплаты труда к конечному результату на первый план выдвигается оценка качества оказанной медицинской услуги, которая решается путем стандартизации медицинской помощи.
_Литература_
1. Киселев С.В., Саляхова Л.Я., Клименко В.Е. Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения//Экономика здравоохранения, 2002, №9-10.
2. Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. - М.: Классик-Консалдинг, 2003.
3. Филатов В.Б., Чудинова И.Э., Погорелов Я.Д. Здравоохранение как социальный институт // Экономика здравоохранения, 2001, №7-8.