Территория науки, 2013, № 2
что процесс управления предприятием, по сути, реализуется посредством целенаправленного воздействия на потоки информации. Другими словами, процесс управления предприятием осуществляется с помощью полученной информации. Но само ее получение связано с управлением процессами поступления, обработки и сбора. Следовательно, эффективное управление предприятием возможно на основе эффективного управления получением и движением достоверной информации, позволяющей принять решение, адекватное сложившейся ситуации.
Список литературы
1. Абасс К. Джауд Теоретические подходы к определению сущности механизма управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.msnauka.com/10_NPE_20n/Ecommics/10_82399.doc.htm.
2. Ивахненков С.В. Теоретические аспекты применения информационных технологий на предприятиях [электронный ресурс].
3. Семенов, А. К. Основы менеджмента [Текст] / А. К. Семенов, В.И. Набоков - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -556 с.
4. Карданская, Н. Л. Основы принятия управленческих решений [Текст] /Н. Л Карданская. - М.: Русская деловая литература, 1998. - 288 с.
5. Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием [Гекст] / Н. С. Сачко, И. М. Бабук, В. И. Демидов; под ред. Н. С. Сачко, И. М. Бабука. - Мн.: Выш. шк., 1988. - 272 с.
6. Борисенко, И. Л. Основы менеджмента [Текст]/ И. Л. Борисенко. - Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2003. - 100 с.
7. Мандрыкин, А. В. Информационные системы управления предприятием [Гекст] / А. В. Мандрыкин, А. В. Непышневский. - Воронеж: Изд-во В1 ТУ, 2000. - 54 с.
Давыдова Е.Ю., Гапонова С.Н.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Ключевые слова: стратегическое управление, инновации,
познавательный процесс, предметно-информационная среда, педагогические технологии.
Аннотация: в статье рассматриваются направления развития управления вузом на основе информационных технологий.
127
Территория науки, 2013, № 2
Keywords: strategic management, innovation, learning process, subject-information environment, educational technology.
Abstract: The article considers the direction of university management based on information technology.
В настоящее время происходят изменения в обществе и экономике, имеющие глобальный характер [1]. Таковыми являются: последствия мирового экономического кризиса, сокращение финансирования образования со стороны государства, жесткая конкуренция на региональном, национальном и мировом рынках образовательных услуг, повышение требований потребителей к качеству образовательных услуг и результатам научных исследований, потеря университетами бывшей стабильности, конкуренция традиционных способов с иными формами освоения знаний, особенности в области содержания и технологии образования. Наряду с этим российские вузы сталкиваются с высокой скоростью изменения внешней среды. Все это делает необходимым разработку более эффективных методов управления вузами, действующих в рыночных условиях. В связи с этим все чаще говорят о необходимости стратегического подхода к управлению современным вузом. В условиях жесткой конкурентной борьбы стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания организации [2].
Стратегическое управление вузом должно быть ориентировано на введение инноваций, поскольку они являются основным вектором развития современной экономики и составляют основу деятельности не только высокотехнологичных и наукоемких отраслей, но, в том числе, и системы образования, уровень которой наряду с инновационной системой страны является показателем ее конкурентоспособности на мировом рынке. Ориентация на инновации является единственным способом реагировать на высокую скорость изменений, которые требуют от организаций постоянного генерирования новых управленческих и иных решений. Для организаций высшего профессионального образования данная проблема является наиболее актуальной, поскольку они являются источниками кадров для современной экономики, ориентированной на инновационный путь развития. Чтобы выполнять свое предназначение и оставаться конкурентоспособными в условиях снижения бюджетного финансирования, вузы должны обладать высоким адаптационным потенциалом, который позволил бы им развиваться в условиях изменяющейся внешней среды [3].
В настоящее время практически все развитые страны мира
128
Территория науки, 2013, № 2
осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы учащийся действительно стал центральной фигурой учебного процесса. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии, грамотно работать с информацией;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях [4].
Для этого необходимы: возможность вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс, возможность широкого общения со сверстниками из других вузов своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своего вуза, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования. Решение этих задач требует комплексных усилий не только вуза, но и всего общества. Нужна новая парадигма образования: студент - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) - преподаватель, присущая всем видам образования, всем образовательным системам. Только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые
информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Таким образом, прежде всего важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются: обучение в сотрудничестве, метод проектов,
129
Территория науки, 2013, № 2
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Все три направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности [5].
Переход от индустриального к информационному обществу с широким проникновением информационных технологий во все сферы практической деятельности открывает, помимо всего прочего, новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера: расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности студентов, привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок, развитие познавательных способностей, интегрированное обучение предмету, развитие мотивации. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации и наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций).
На этапе усвоения новых знаний проведение занятий с использованием информационных технологий является мощным стимулом в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия. Визуальное представление определений, формул, качественных чертежей, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение студентами новых знаний и умений [4].
На этапе закрепления учащимися новых знаний и способов действий студенты поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Такая деятельность
130
Территория науки, 2013, № 2
позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.
На этапе всесторонней проверки ЗУН (знаний, умений и навыков) рекомендуется тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Для обобщения и систематизации знаний можно предложить студентам выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или учебные веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационнокоммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед студентами группы, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других.
Таким образом, компьютер в качестве электронного ассистента, обладая специфическими функциональными возможностями (быстродействие, мультимедийность) при условии продуманной методики организации процесса обучения, может стать мощным средством для стpуктуpиpования и систематизация математических и физических знаний и умений, для формирования миpовоззpения и развития интеллекта студента, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Гапонова С.Н. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе разработки и внедрения информационной системы предприятия [Текст]: монография / С.Н. Гапонова, Е.Ю. Давыдова. - Воронеж, 2008. - 114 с.
2. Коновалов Л.В. Совершенствование стратегического управления вузом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econference.ru/blog/confD5/ 150.html.
3. Ассорина Г.Ю. Совершенствование системы управления вузом с учетом инновационной стратегической составляющей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econference.ru/blog/conf06/247.html.
131
Территория науки, 2013, № 2
4. Леденев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_artide& article_id=5087.
5. Немыкина Т.И. Информационные технологии в образовательном
процессе [Электронный ресурс] / Т.И. Немыкина, М.А. Павлова, А.С. Ярославцев. - Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?
section=content&op=show_article&article_id=5077.
Иванов В. Н., Бобро И. Ю.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ERP-СИСТЕМ
Воронежский экономико-правовой институт, г.Россошь
Ключевые слова: ERP-системы, автоматизированные системы управления, бизнес-процессы.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы использования ERP-систем в промышленности.
Keywords: ERP-systems, management information systems, business processes.
Abstract: This article deals with the problems and prospects of ERP-systems in the industry.
По мере структурирования промышленных компаний все более популярными становятся современные автоматизированные системы поддержки управленческой деятельности, так называемые, ERP-системы (от Enterprise resources planning - Управление ресурсами предприятия).
ERP-системы - набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий -планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности.
ERP-системы имеют следующие характеристики: это готовое ПО, разработанное для среды клиент-сервер, как традиционной, так и базирующейся на интернет-технологиях. Эти системы интегрируют большинство бизнес-процессов; они обрабатывают большую часть деловых операций организации; обеспечивают доступ к данным в режиме реального времени: в некоторых случаях данные системы
132