Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьев Андрей Владимирович, Кузьменко Галина Анатольевна

Выявление взаимосвязей между проявлениями эмоционального и социального интеллекта юных хоккеистов 13-14 лет, определение характера их кластеризации, выделение ключевых факторов, обеспечивающих адаптацию и осмысленное управление спортивным совершенствованием, стали целью исследования. Обоснована позиция о сущности управления спортивной деятельностью, где ее ведущим субъектом выступает юный спортсмен. Раскрыта проблематика применения тренерами стратегии обособления от юных хоккеистов, демонстрирующих нежелательные результаты спортивной деятельности, которая не вызывает мобилизацию спортсменом усилий, а, напротив, создает условия для миграции в другие спортивные команды, что повышает значимость направленного развития эмоционального интеллекта, структурно входящего в социальный интеллект личности. Выявлены достоверные связи между показателями эмоционального интеллекта юных хоккеистов и проявлениями волевой сферы, организационных умений, контролирующе-оценочной деятельности, деловым статусом личности и мотивацией достижения, соорганизующими процесс самоуправления спортивным совершенствованием. Определены кластеры сопряжения исследуемых переменных, где в базовых: деловой статус личности юного хоккеиста сопрягается с отношениями в системе «тренер - спортсмен»; «психологическая атмосфера в коллективе» - с социальным интеллектом; вербальный интеллект интегрируется с эмоциональным. Мотивация достижения встраивается верхним кластером во все проявления эмоционального и социального интеллекта в спорте, выступающих для нее базой личностного развития и актуализирует значимость психологически грамотной коммуникации в системе «тренер - спортсмен». Наибольшими факторными весами характеризуются: итоговый и эмоциональный показатели отношений «тренер -спортсмен»; психологическая атмосфера в коллективе; социальный и эмоциональный интеллект. Даны рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению 25% юных хоккеистов, демонстрирующих низкие показатели исследуемых качеств и ограничивающих ресурсы самоуправления спортивной подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS TRAINING MANAGEMENT IMPROVEMENT OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AGED 13-14 YEARS ON THE BASIS OF EMOTIONAL AND SOCIAL INTELLIGENCE

The purpose of the study: identification the relationships between the emotional and social intelligence of young hockey players aged 13-14, determination the nature of their clustering, and highlighting the key factors that ensure adaptation and meaningful management of sports improvement. The position on the essence of sports activity management where the leading subject is a young athlete has been substantiated. The problem of coaches’ using the strategy of isolation from young hockey players demonstrating undesirable results of sports activity is revealed, which does not cause the athlete to mobilize efforts, but, on the contrary, creates conditions for migration to other sports teams, which increases the significance of the directed development of emotional intelligence, structurally included in the social intelligence of the person. There were revealed reliable connections between the indicators of young hockey players emotional intelligence and manifestations of the volitional sphere, organizational skills, control-evaluative activity, the personality business status and achievement motivation co-organizing the self-management process by sports improvement. The conjugation clusters of the studied variables are defined where in basic: the business status of the young hockey player interfaced with the attitude in the “coach-athlete” system; “psychological atmosphere in the team” - with social intelligence; verbal intelligence integrates with emotional intelligence. Achievement motivation is embedded by the upper cluster in all manifestations of emotional and social intelligence in sports. It serves as the basis for personal development and actualizes the importance of psychologically competent communication in the “coach-athlete” system. The most important factor weights are: the final and emotional indicators of the “coach-athlete” relationship; psychological atmosphere in the team; social and emotional intelligence. Recommendations on psychological and pedagogical support for 25% of young hockey players demonstrating low indicators of the studied qualities and limiting the resources of sports training self-management are given.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

А.В. КОНДРАТЬЕВ, Г.А. КУЗЬМЕНКО,

МПГУ, г. Москва

Аннотация

Выявление взаимосвязей между проявлениями эмоционального и социального интеллекта юных хоккеистов 13-14 лет, определение характера их кластеризации, выделение ключевых факторов, обеспечивающих адаптацию и осмысленное управление спортивным совершенствованием, стали целью исследования. Обоснована позиция о сущности управления спортивной деятельностью, где ее ведущим субъектом выступает юный спортсмен. Раскрыта проблематика применения тренерами стратегии обособления от юных хоккеистов, демонстрирующих нежелательные результаты спортивной деятельности, которая не вызывает мобилизацию спортсменом усилий, а, напротив, создает условия для миграции в другие спортивные команды, что повышает значимость направленного развития эмоционального интеллекта, структурно входящего в социальный интеллект личности. Выявлены достоверные связи между показателями эмоционального интеллекта юных хоккеистов и проявлениями волевой сферы, организационных умений, контролирующе-оценочной деятельности, деловым статусом личности и мотивацией достижения, соорганизующими процесс самоуправления спортивным совершенствованием. Определены кластеры сопряжения исследуемых переменных, где в базовых: деловой статус личности юного хоккеиста сопрягается с отношениями в системе «тренер - спортсмен»; «психологическая атмосфера в коллективе» - с социальным интеллектом; вербальный интеллект интегрируется с эмоциональным. Мотивация достижения встраивается верхним кластером во все проявления эмоционального и социального интеллекта в спорте, выступающих для нее базой личностного развития и актуализирует значимость психологически грамотной коммуникации в системе «тренер - спортсмен». Наибольшими факторными весами характеризуются: итоговый и эмоциональный показатели отношений «тренер -спортсмен»; психологическая атмосфера в коллективе; социальный и эмоциональный интеллект. Даны рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению 25% юных хоккеистов, демонстрирующих низкие показатели исследуемых качеств и ограничивающих ресурсы самоуправления спортивной подготовкой.

Ключевые слова: юные хоккеисты, спортивное совершенствование, управление, эмоциональный и социальный

интеллект.

SPORTS TRAINING MANAGEMENT IMPROVEMENT OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AGED 13-14 YEARS ON THE BASIS OF EMOTIONAL AND SOCIAL INTELLIGENCE

A.V. KONDRATYEV, G.A. KUZMENKO, MPSU, Moscow city

Abstract

The purpose of the study: identification the relationships between the emotional and social intelligence of young hockey players aged 13-14, determination the nature of their clustering, and highlighting the key factors that ensure adaptation and meaningful management of sports improvement. The position on the essence of sports activity management where the leading subject is a young athlete has been substantiated. The problem of coaches' using the strategy of isolation from young hockey players demonstrating undesirable results of sports activity is revealed, which does not cause the athlete to mobilize efforts, but, on the contrary, creates conditions for migration to other sports teams, which increases the significance of the directed development of emotional intelligence, structurally included in the social intelligence of the person. There were revealed reliable connections between the indicators of young hockey players emotional intelligence and manifestations of the volitional sphere, organizational skills, control-evaluative activity, the personality business status and achievement

motivation co-organizing the self-management process by sports improvement. The conjugation clusters of the studied variables are defined where in basic: the business status of the young hockey player interfaced with the attitude in the "coach-athlete" system; "psychological atmosphere in the team" - with social intelligence; verbal intelligence integrates with emotional intelligence. Achievement motivation is embedded by the upper cluster in all manifestations of emotional and social intelligence in sports. It serves as the basis for personal development and actualizes the importance of psychologically competent communication in the "coach-athlete" system. The most important factor weights are: the final and emotional indicators of the "coach-athlete" relationship; psychological atmosphere in the team; social and emotional intelligence. Recommendations on psychological and pedagogical support for 25% of young hockey players demonstrating low indicators of the studied qualities and limiting

the resources of sports training self-management are given.

Keywords: young hockey players, sports improvement, management, emotional and social intelligence.

Процесс управления спортивной подготовкой юных хоккеистов обусловлен в ряде факторов профессиональной психолого-педагогической компетентностью тренера и управляемостью юного спортсмена, призванного полноценно реализовывать педагогические идеи спортивного совершенствования соревновательно значимых способностей. Вопрос «управляемости» мы рассматриваем не абсолютизированием формализованной исполнительской деятельности юного спортсмена, а прежде всего интеллектуальной проработкой каждого вопроса теории и практики спортивной подготовки, всего спектра психолого-педагогических рекомендаций, адекватной интерпретацией профессионального поведения тренера в применении им средств и методов обучения, воспитания и развития юного хоккеиста.

Немаловажная роль в реализации стремления и умения понять юным спортсменом линии поведения тренера принадлежит эмоциональному интеллекту как условию идентификации личности и деятельности юного спортсмена с позицией тренера, запланированными и ожидаемыми им результатами при конструктивной рефлексивной проработке системы требований, а не обособления от поведения и деятельности тренера, что отражается во «взаимообусловленности личностных ресурсов и требований деятельности как фактора самореализации личности в спорте» [2].

Разграничение юным хоккеистом «возможного» и «невозможного» в интерпретации и самоуправлении спортивной подготовкой связано, по В. С. Мухиной, с актуализацией позиций личности на «идентификацию» или «обособление» [7] в психолого-педагогических ситуациях, широчайший спектр которых раскрыт в публикациях [3, 5] и преодоление которых способствует спортивному совершенствованию.

Множество естественных и созданных ситуаций в спортивной деятельности требует грамотной их интерпретации в рефлексивном анализе юного спортсмена. Выпадающая в официальной структуре кадрового обеспечения детско-юношеского спорта функция спортивного психолога, не имеющая правового статуса для регламентированного сопровождения юного спортсмена, могла бы способствовать «связыванию» разорванных звеньев деятельностных позиций «тренер» и «спортсмен», а «раз-

витие стилевой гибкости тренеров в детско-юношеском спорте» [4] выступило бы ресурсом повышения их профессиональной компетентности. Проведенные психолого-педагогические наблюдения позволяют охарактеризовать эффекты «обособления» как психологического приема, применяемого тренерами (п = 20), когда они не согласны с качеством деятельности и характером поведения юных хоккеистов, выражающегося в ориентации хоккеиста на «скамейку запасных, без практики соревновательной деятельности». При этом тренеры в данной ситуации убежденно преследуют единственную цель -актуализировать потребность юного хоккеиста в самосовершенствовании соревновательных умений и способностей. Объяснение причин временной изоляции юного спортсмена, по мнению большинства тренеров (80%), минимизирует «психолого-педагогический эффект», данные тренеры придерживаются позиции «спортсмену должно быть "психологически больно", некомфортно, что должно вызвать проработку иной модели поведения». Вместе с тем ситуации дистанцирования тренера от спортсмена, по мнению юных хоккеистов 13-14 лет (86%, п = 50), очень тяжело проживаются: «Непонятно, что думает тренер?», «Как долго продлится психологическое наказание?», «Нужен ли я как спортсмен команде?» И в большинстве случаев тренеры получают обратный эффект - «обособление тренера» вызывает «обособление юного хоккеиста», тренер ожидает совершенствования процесса самоуправления юным спортсменом своей спортивной деятельностью, а получает его миграцию из команды в команду. Это повышает значимость направленного развития по Г.Д. Бабушкину - «интеллекта в системе общественных отношений» [1] - эмоционального интеллекта, структурно входящего в социальный интеллект личности, который, по 8. Екпег, Е Еа^епЬаЛ и 8. ЕаЬоЫе, выступает «значимым фактором повышения результативности в спорте» [10].

В связи с этим целью нашего исследования является выявление взаимосвязей между проявлениями эмоционального и социального интеллекта юных хоккеистов 13-14 лет, определение характера их кластеризации, выделение ключевых факторов, обеспечивающих адаптацию и осмысленное управление спортивным совершенствованием.

Методы и организация исследования

Исследование проводилось на контингенте юных хоккеистов 13-14 лет (n = 24), проходящих дополнительную спортивную подготовку в НХЦ г. Москвы. Методы исследования: педагогическое наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, анкетирование, тестирование. Проведены следующие тесты - социометрия: субъективная оценка делового статуса личности в спортивной деятельности (Г.А. Кузьменко); эмоциональный интеллект (N. Holl); социальный интеллект (J.P. Guilford, M. О S ullivan) [6]; социальная креативность личности (Н.П. Фетискин); отношения «тренер - спортсмен», гностический, эмоциональный, поведенческий, итоговый показатель (Ю. Ханин, А. Стамбулов); психологическая атмосфера в коллективе (А.Ф. Фидлер); уровень субъективного контроля: интер-нальность в области достижений - модифицированный тест Дж. Роттера; мотивация достижения (А. Мехраби-ан) [9]; вербальный тест интеллекта Г. Айзенка (тест IQ); оценка настойчивости (М.В. Чумаков); субъективная оценка качества контролирующе-оценочной, организационной деятельности (Г.А. Кузьменко), методы описательной статистики, корреляционный, кластерный, факторный анализ (программа Statistica 8).

Результаты исследования

Эффективность процесса управления юными хоккеистами собственной деятельностью на этапах спортивного совершенствования зависит от множественных проявлений социального и в его структуре эмоционального интеллекта, выходящего через множественные проявления (рис. 1) на способности организовывать, контролировать деятельность, мотивировать ее ход и достижение результатов. Важен факт, что устоявшийся в детско-юношеском спорте авторитарный подход и метод строгой дисциплины срабатывают на мобилизацию усилий юными хоккеистами, и это проявляется в отрицательных связях «психологической атмосферы в коллективе» и «социальным интеллектом» с «поведением юного спортсмена»: чем хуже атмосфера, тем в большей степени требуется социальное прогнозирование поведения тренера и других спортсменов, тем в большей степени мобилизуются все личностные качества и спортивные способности юного хоккеиста, что вновь отражает отсутствие значимого субъекта в спортивном совершенствовании детей и подростков в хоккее с шайбой - спортивного психолога, гуманизирующего данный процесс.

3. Социальный интеллект

5. Тест отношений, шкала «тренер - спортсмен»: гностический

7. Тест отношений, шкала «тренер - спортсмен»: поведенческий

1. Деловой статус личности

12. Вербальный интеллект

13. Настойчивость

4. Социальная креативность личности

10. УСК: интернальность в области достижений

9. Психологическая атмосфера в коллективе

8. Тест отношений, шкала «тренер - спортсмен»: итоговый

11. Мотивация достижения

14. Контролирующе-оценочная деятельность

15. Организационная деятельность

6. Тест отношений «тренер - спортсмен»: эмоциональный

Рис. 1. Корреляционные плеяды, характеризующие связи эмоционального, социального интеллекта и деятельностных проявлений личности юного хоккеиста

На рисунке обозначены:

пунктирными линиями (----)- отрицательные сильные связи;

жирными линиями (-) - положительные сильные связи;

тонкими линиями (-) - положительные средние связи

Требуется понимание, что «мотивация достижения» встраивается в преемственные связи исследуемых переменных самым верхним кластером, и конструктивное переживание при полноценной реализации мотивации достижения юными хоккеистами в спортивной деятельности возможны только на фоне гармонизации проявлений личности в системе общественных отношений -с учетом раскрытия созидательного потенциала 14 нижележащих переменных (рис. 2). Поэтому чрезвычайно значимые умения юного спортсмена «управлять деятельностью» через планирование, самоконтроль, самооценку, самокоррекцию возможны при развитии интеллектуальных способностей личности.

Интересен факт, что «деловой статус личности» юного хоккеиста сопрягается с итоговым показателем отношений в системе «тренер - спортсмен», что говорит о зна-

чимости налаживания конструктивных взаимодействий субъектов при полноценной информационной ясности их картины. «Интернальность в области достижений» и «настойчивость» в спортивном совершенствовании, определяемые рефлексивными умениями юного хоккеиста, опираются на социальные, эмоциональные, дея-тельностные контексты отношений и обеспечивают личности возможности реализации организационных умений.

Третий значимый блок представляет связка «социального интеллекта» и «психологической атмосферы в коллективе», и далее, на более высоком уровне систематизации, встраиваются эмоциональный, вербальный интеллект, социальная креативность личности, комплексно выступающие базовыми образованиями к реализации мотивации достижений.

Factor Loadings (Unrotated) (Spreadsheetl 5) Extraction: Principal components (Marked loadings are >,700000)

Деловой статус личности; -0,522 Varl

Отнош. «тренер - спортсмен»: итоговый; -0,960 Var8

Отнош. «тренер - спортсмен»: гностический; -0,703 Var5

Отнош. «тренер - спортсмен»: поведенческий; -0,729 Var7

Контролирующе-оценочная деятельность; -0,572 NewVar4

Отнош. «тренер - спортсмен»: эмоциональный; -0,846 Var6

УСК: интернальность в области достижений; -0,678 Var10

Настойчивость; -0,504 NewVar3

Организационная деятельность; -0,516 NewVar5

Социальный интеллект; -0,857 Var3

Психологическая атмосфера в коллективе; 0,871 Var9

Эмоциональный интеллект; -0,796 Var2

Вербальный интеллект; -0,408 NewVar2

Социальная креативность личности; -0,639 Var4

Мотивация достижения; -0,332 NewVarl

Tree Diagram for Variables Single Linkage Euclidean distances

50 100 150 200 250 Linkage Distance

300 350

Рис. 2. Кластеризация сопряженности исследуемых переменных, отражающих базовую деятельностную природу эмоционального интеллекта юного хоккеиста

На рисунке 3 представлена тенденция социальных и эмоциональных проявлений личности юного хоккеиста в деятельности.

Нумерация рядов на рисунке 3 представлена в соответствии с номерами переменных на рис. 1. В целом большая или меньшая социальная зрелость личности юного хоккеиста отражается единой тенденцией во всех показателях, за исключением «делового статуса личности», который прирастает при ее высокой тренировочной и соревновательной успешности. Особого психолого-

педагогического внимания и индивидуальной работы требуют некоторые юные спортсмены (№ 3, 8, 13, 16, 18, 21), поскольку полноценность реализации атрибутов социального и эмоционального интеллекта в спортивном совершенствовании способствует не только преодолению барьеров коммуникации, но и совершенствованию процессов обучения, воспитания, развития подростка-хоккеиста в спорте.

Результаты исследований позволяют конкретизировать пути совершенствования процесса управления

Теория и методика детско-юношеского спорта

спортивной тренировкой, где, по В.Н. Платонову, «объектом является поведение спортсмена и его состояние... как следствие применяемых тренировочных и соревновательных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной подготовки» [8], и в спектр объектов управления включить проявления социального и эмоционального интеллекта при сопряженном контроле развития и реализации волевых качеств и организационных способностей. Это инициирует передачу в спектр самоконтроля таких способностей, как эмоционально конструктивное взаимодействие с тренером на основе понимания интеллектуальной сущности требований, условий совершенствования делового статуса личности на фоне непрерывной вовлеченности в направленное развитие соревновательно значимых качеств и способностей при оптимальной и оптимально завышенной самооценке индивидуальных перспектив самореализации в спорте. Важным для подростка, как представителя

800

700

600

500

400

300

200

100

0

ситуационного вида спорта, становится психологическая раскрепощенность в деятельности, позволяющая проявиться социальной креативности и отрабатывать способы реализации лидерской функции в спорте. А поскольку формирование направленности личности на достижения встраивается итоговым кластером, это подтверждает весомость рефлексивной оценки подростком качества деятельности, его запрос на совершенствование взаимодействий в спортивном коллективе в системе горизонтальных и вертикальных связей. Субъекты управления и самоуправления в системе спортивной подготовки - тренер и юный спортсмен. Субъект-субъектные отношения в данной диаде ориентируют на равную долю ответственности в управлении состоянием, поведением и акмеологически направленной деятельностью, развитием актуальных в спорте проявлений социального и эмоционального интеллекта, определяющих профессионально мировоззрение каждого.

1 23456789

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Номер спортсмена

-ж-

X

Ряд 15 Ряд 14 Ряд 13 Ряд 12 Ряд 11 Ряд 10 Ряд 9 Ряд 8 Ряд 7 Ряд 6 Ряд 5 Ряд 4 Ряд 3 Ряд 2 Ряд 1

Рис. 3. Диаграмма распределения в выборке (n = 24) исследуемых показателей

Выводы

Выявленные корреляционные связи, ведущие факторы, особенности сопряжения переменных в кластеры вскрывают спектр психолого-педагогических проблем, требующих разрешения при обучении юного спортсмена управлять собственным спортивным совершенствованием. Рассмотренные нами проявления социального и эмоционального интеллекта юного хоккеиста (деловой статус личности; отношения «тренер - спортсмен»: эмоциональный, гностический, поведенческий, итоговый показатели; сформированность контролирующе-оценоч-ной деятельности; интернальность в области достижений; настойчивость; организационная деятельность; социальный интеллект; психологическая атмосфера в кол-

лективе; эмоциональный интеллект; вербальный интеллект; социальная креативность личности; мотивация достижения) - становятся атрибутами внимания субъектов спортивной деятельности и объектами управления и самоуправления. Проведенное исследование позволяет понять значимость факторов эмоционального и социального интеллекта юных хоккеистов, обеспечивающих адаптацию и осмысленное управление процессом спортивного совершенствования, поскольку данный процесс ориентирован на обучение умениям полноценно задействовать и разнопланово, адекватно требованиям спортивной деятельности реализовывать интеллектуальный и двигательный потенциал.

Литература

1. Бабушкин, Г.Д. Актуализация интеллектуальной активности спортсмена: постановка проблемы // Омский научный вестник. - 2012. - № 3. - 109. - С. 159-162.

2. Багадирова, С.К. Взаимообусловленность личностных ресурсов и требований деятельности как фактор, определяющий возможность самореализации личности в спорте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. - 2019. - Т. 25. - № 4. - С. 232-235.

3. Дубовицкая, Т.Д., Романова, Г.М., Макарова, И.Н., Овсянникова, И.Н. Психологические барьеры профессиональной карьеры спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 51-53.

4. Кузьменко, Г.А., Ким, Т.К. Ориентиры спортивной науки и практики как основания к развитию стилевой гибкости тренеров в детско-юношеском спорте / В сборнике: Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации. Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. - 2020. - С. 23-27.

5. Кузьменко, Г.А. Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей. - 2013. - 560 с.

6. Малышева, Л.В. Модели интеллекта: 100 лет развития / Л.В. Малышева. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мухина, В.С. Личность: мифы и реальность: альтернативный взгляд, системный подход, инновационные аспекты / В.С. Мухина. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 1084 с.

8. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

9. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с. - C. 69.

10. Eisner, S, Lautenbach, F., Laborde, S. The Links between Cortisol and Performance: Motivation, Motivity, Cognition, and Emotion: Cortisol and Emotional Intelligence in Athletes / Sport Psychology: Theories and Applications for Performance, Health and Humanity. European Congress of Sport Psychology. - Bern, Schweiz. 14.07.1519.09.15.

References

1. Babushkin, G.D. (2012), Actualization of the sportsman's intellectual activity: problem statement, Omskiy nauchniy vestnik, no. 3 (109), pp. 159-162.

2. Bagadirova, S.K. (2019), Interdependence of personal resources and activity requirements as a factor determining the possibility of personality self-realization in sports, Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Peda-gogika. Psihologiya. Sociokinetika, vol. 25, no. 4, pp. 232-235.

3. Dubovitskaya, T.D., Romanova, G.M., Makarova, I.N. and Ovsyannikova, I.N. (2020), Psychological barriers to professional career of athletes, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no 2, pp. 51-53.

4. Kuzmenko, G.A. and Kim, T.K. (2020), Landmarks of sports science and practice as the basis for the development of style flexibility of coaches in children and youth sports, In: Sbornik nauchnyh trudov XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, v dvux ch., pp. 23-27.

5. Kuzmenko, G.A. (2013), Development of personal qualities of students in educational and sports activities: textbook, Moscow: Prometey, 560 p.

6. Malysheva, L.V. (2006), Models of intelligence: 100 years of development, Moscow: MPSI; Voronezh: NPO "MODEK", 280 p.

7. Muhina, V.S. (2014), Personality: myths and reality: an alternative view, systems approach, innovative aspects. 4th ed, rev. and add, Moscow: Natsional'niy knizhniy centr, 1084 p.

8. Platonov, V.N. (1997), General theory of athletes' training in Olympic sports, Kiev: "Olimpiyskaya literatura", 583 p.

9. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuylov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups, Moscow: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 490 pp.

10. Elsner, S., Lautenbach, F. and Laborde, S. (2015), The Links between Cortisol and Performance: Motivation, Motivity, Cognition, and Emotion: Cortisol and Emotional Intelligence in Athletes. In: Sport Psychology: Theories and Applications for Performance, Health and Humanity. European Congress of Sport Psychology, Bern, Schweiz. 14.07.1519.09.15.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.