таможенно-тарифное регулирование
123
УДК 338.23;339.543.4;336.226.4
совершенствование управления рисками в сфере налогообложения и тарифно-таможенного регулирования инновационной деятельности опк
Бакулина Анна Александровна, д-р экон. наук, доцент, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, заместитель проректора по научной работе, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Ключевая роль оборонно-промышленного комплекса (ОПК) состоит в обеспечении высокой технологичности и конкурентоспособности разрабатываемой продукции военного и гражданского назначения в целях улучшения состояния обороноспособности страны.
Следовательно, концепция регулирования отрасли должна быть направлена на повышение конкурентоспособности продукции, реализацию стимулирующего потенциала тарифно-таможенной и налоговой систем. Но в результате примененного в статье структурного анализа выявлены существенные противоречия в стратегических планах развития отрасли и практике налогообложения и тарифно-таможенного регулирования ОПК.
По результатам исследования, учитывая уровень вовлечения государства в бизнес-процессы отрасли, сформулированы предложения по использованию налогового законодательства и тарифно-таможенного инструментария в целях совершенствования регулирования отрасли.
Ключевые слова: ОПК; налогообложение; тарифное регулирование; таможенное регулирование; государственное регулирование; риск; стратегия инновационного развития.
Risk Management improvement in the Field of Taxation and Customs-and-tariff regulation of innovation Activities of the Defense industry Complex
Bakulina Anna A., ScD (Economics), associate professor of the Corporate Finance and Corporate Governance
Department, Deputy Vice-Rector for Research, Financial University, Moscow, Russia
The key role of the defense industry complex (DIC) is to ensure high technological and competitive advantages of the developed military and civilian products in order to improve the the country's defense capability. Therefore, the concept of the industry regulation should be aimed at increasing the product competitiveness and implementation of the stimulating potential of the customs-and-tariff and tax systems. However, the structural analysis used in the paper revealed significant contradictions in the strategic plans of the industry development, the practice of taxation and customs-and-tariff regulation of the defense industry sector.
Based on the research findings and taking into account the degree of the government involvement in business processes in the industry, proposals on the use of the tax legislation and customs-and-tariff tools to improve the regulation of the industry have been formulated.
Keywords: defense industry complex (DIC); taxation; tariff regulation; customs regulation; government regulation; risk; innovation development strategy.
124
таможенно-тарифное регулирование
Факторы внутреннего и внешнего риска оПк
Важнейшая проблема ОПК — недостаток оборотных средств и средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР) — до сих пор не решена, в результате чего многие предприятия еще не готовы к серийному выпуску высокотехнологичных систем вооружения, что подтверждается тем, что только 36% предприятий ОПК финансово благополучны, а 25% находятся на грани банкротства1. Несмотря на то что в последние годы России удалось частично восстановить утраченные позиции в мировой торговле оружием, успехи переоценить нельзя. Высокая налоговая нагрузка и значительные размеры таможенных пошлин на ввозимое сырье и оборудование не способствуют эффективной модернизации и повышению технологичности продукции [1]. Один из путей решения этой проблемы видится в уменьшении уровня налогообложения отрасли.
На сегодняшний момент стратегические предприятия ОПК подвергаются тому же обложению налогами (например, земельным налогом, налогом на имущество), что и предприятия гражданского сектора экономики. Но, учитывая важность решения возникающих перед ОПК задач по отражению Россией исходящих от НАТО угроз, налоговая нагрузка на стратегические предприятия ОПК должна быть снижена с целью обеспечения эффективного хозяйствования предприятий ОПК и концентрации средств на их развитие, принимая во внимание большие затраты на НИОКР, высокую технологичность продукции, длительный производственный цикл и фактическую ограниченность рынка сбыта.
Специфика продукции ОПК предполагает продажу только в страны, не находящиеся в состоянии войны. С целью облегчения налогового бремени предприятия ОПК долгое время добиваются отмены НДС по авансовым платежам, осуществляемым в рамках контрактов по государственному оборонному заказу. Вопрос представляется дискуссионным, однако очевидно, что отмена НДС с авансовых платежей позволила бы уменьшить потребность
1 Материалы конференции «Экономический потенциал промышленности на службе ОПК». URL: httpv/экономикаопк.рф/ moderator-sektsii-1-finansovaya-politika-na-predpriyatiyah-opk.
в оборотных средствах в рамках краткосрочных и среднесрочных периодов [2].
Развитие ОПК подвержено внутренним и внешним рискам. К основным факторам внутреннего риска относятся недостаток квалифицированных кадров и производственных мощностей; отсутствие единой разработанной методологии оценки рисков внутри предприятий по выполнению государственных контрактов. Факторами внешних рисков являются отсутствие стабильности в банковской системе страны; повышение трудоемкости в выполнении государственного заказа; несовершенство законодательной базы [3]. Ввиду нестабильности внешней среды и необходимости принятия мер по защите государства от внешних угроз целесообразно провести переоценку тарифной системы ставок ввозных пошлин на импортное оборудование с целью решения проблемы зависимости отрасли от дорогостоящего импортного оборудования посредством оптимизации экономического эффекта от его применения и уменьшения потенциальных убытков российских предприятий ОПК, изготавливающих продукцию с сопоставимыми характеристиками по отношению к импортной продукции, как это следует из распоряжения Правительства РФ от 08.12.2011. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Стратегия инновационного развития).
Эадачи по инновационному развитию оПк
Согласно Стратегии инновационного развития основным вектором направления развития технологической отрасли экономики (в том числе ОПК) является формирование системы инновационного развития и обеспечения устойчивости промышленный предприятий [4]. В рамках решения этой задачи по содействию инновациям в различных секторах ОПК посредством сокращения барьеров, мешающих распространению новых технологий и привлечению иностранных инвестиций, предлагается внести поправки в действующее налоговое и таможенное законодательство, которое с учетом современной конъюнктуры и требований экономики может предусматривать:
• освобождение от налогообложения авансовых платежей по контрактам в сфере военно-технического сотрудничества;
• возврат предприятиям ОПК инвестиционной
льготы по налогу на прибыль в части инвестиций в оборудование и НИОКР.
С целью выполнения требований Стратегии инновационного развития должен совершенствоваться порядок уплаты таможенных платежей на ввоз технологического оборудования и его компонентов в зависимости от стратегической значимости предприятия и степени уникальности располагаемых технологий. В данном аспекте большое значение имеют упрощение отдельных процедур возврата НДС, а также распространение данного механизма на соисполнителей государственного оборонного заказа и предоставление налоговых льгот в части прибыли, направляемой на модернизацию и техническое переоснащение производства с целью сохранения уникальной производственной и испытательной базы [5].
Одним из средств привлечения инвесторов может стать как снижение таможенных сборов и отчислений (от чистой прибыли) в госбюджет за использование интеллектуальной собственности в экспортной продукции военного назначения, так и отмена таможенных платежей на ввоз уникального оборудования, не имеющего российских аналогов, с целью развития технологической базы исследований, разработок и производства [6].
В качестве мер содействия переходу Российской Федерации на инновационный уровень Стратегия инновационного развития предлагает развивать механизмы многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, а также организациями гражданского общества и рассматривать обеспечение конкурентоспособности ОПК как основной фактор инновационного развития, определяющий выбор более совершенных способов деятельности. Стратегия инновационного развития предполагает, что, располагая административными и финансовыми ресурсами, государство может обеспечивать многоканальное инновационное развитие отрасли путем повышения ее конкурентоспособности. При этом государственная поддержка должна осуществляться посредством принятия мер по совершенствованию законодательной базы и снижению внешних рисков ОПК [6].
Меры по государственной поддержки оПк
Государственная поддержка ОПК может выражаться в установлении в отношении ОПК льгот-
ного налогообложения и кредитования, таможенных преференций. Мерами государственной поддержки могут быть:
льготное налогообложение и кредитование:
• уменьшение налоговой базы в части инвестирования прибыли в технологическое развитие как производственных мощностей, так новых разработок;
• предоставление потребителям продукции предприятий ОПК инвестиционных налоговых кредитов;
• формирование фондов развития ОПК из части налогов, уплачиваемых предприятиями данной отрасли в федеральный бюджет;
• предоставление налоговых льгот для предприятий ОПК, обладающих крупной научно-экспериментальной производственной базой, в частности установление порядка налогообложения основных фондов и другого имущества с целью обеспечения конкурентоспособности продукции; совершенствование амортизационной политики;
• таможенные преференции и льготы:
• помимо общей защиты внутреннего рынка, снижение таможенных пошлин на оборудование, не производимое в нашей стране, но необходимое для повышения технологичности ОПК;
• налоговые скидки, т.е. суммы, исключаемые из налоговой базы, на амортизационные отчисления и ускоренную амортизацию для оборудования, участвующего в инновационных проектах, позволяя тем самым снижать затраты в начале реализации данных проектов и повышать интерес предприятий в их осуществлении;
• налоговые скидки в начале срока реализации инновационных проектов с последующим повышением базовой налоговой ставки на этапе завершения;
• улучшение инвестиционного климата через льготные кредитные ставки.
Отдельную роль в инновационной модернизации предприятий ОПК (что соответствует Стратегии инновационного развития) играют финансовые посреднические организации, включая страховые компании. Высокие риски, сопровождающие технологичное производство и НИОКР, требуют надежной страховой гарантии.
126
таможенно-тарифное регулирование
Дополнительным механизмом государственной поддержки предприятий ОПК должна служить таможенная политика как основа торговой деятельности государства, устанавливающая объем и структуру ввозимых и вывозимых товаров. Высокие таможенные барьеры часто используются для защиты рынка от ряда изделий зарубежных предприятий, которые могут конкурировать с отечественной продукцией. Однако широкое нецелевое использование такой меры может создавать барьер развития свободной конкуренции и технического переоснащения производства, что особенно нежелательно для разработки и внедрения прогрессивных производственных технологий и новой продукции.
Следует применять различные ставки таможенных тарифов:
• тарифы в виде простой ставки к товарам определенного типа и назначения независимо от страны производства;
• сложные тарифы в зависимости от страны его происхождения и назначения.
Государству необходимо иметь возможность гибко изменять ставки в соответствии с содержанием торговых соглашений и целевого использования импортируемых товаров. Таможенная политика может стать гибким инструментом влияния на развитие предприятий ОПК. Общая политика в отношении применения мер государственной поддержки инноваций в ОПК зависит от многих факторов, а именно: от оборонной значимости создаваемой ими продукции; форм собственности предприятий; специфики производства продукции (мелкосерийное, многономенклатурное и т.д.); продолжительности производственного цикла создания продукции и др.
Поэтому в разных отраслях ОПК должны применяться различные меры государственной поддержки инновационного развития.
В настоящее время следует иметь в виду, что если в ст. 9 утратившего силу Федерального закона
от 27.12.1995 № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе» предусматривались конкретные меры по поддержке ОПК, в том числе выделение ассигнований на реконструкцию организаций, освоение новой техники, поквартальное или поэтапное авансирование работ, льготное налогообложение и т.д., то в ныне действующем Федеральном законе от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» подобного не предусмотрено, и, как следствие, в настоящее время не установлены механизмы стимулирования инноваций посредством налогового или таможенного регулирования.
выводы
Процесс совершенствования управления рисками в сфере налогообложения и тарифно-таможенного регулирования деятельности ОПК в разрезе Стратегии инновационного развития обусловливает необходимость совершенствования законодательной базы преимущественно в части налогообложения. Для повышения уровня инвестиционного развития и обеспечения устойчивости промышленных предприятий представляется необходимым уменьшить в законодательном порядке налоговую нагрузку на стратегические предприятия ОПК, а именно внести поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены НДС с авансовых платежей, что позволило бы снизить потребность предприятий ОПК в оборотных средствах в рамках краткосрочных и среднесрочных периодов. В то же время такие действия, как снижение таможенных сборов и отчисления в госбюджет за использование интеллектуальной собственности в экспортной продукции военного назначения и отмена таможенных платежей на ввоз уникального оборудования, не имеющего российских аналогов, с целью развития технологической базы исследований, разработок и производства, приведут к росту инвестиционной активности и снижению уровня внешних рисков предприятий ОПК.
литература
1. Дадалко В.А., Алексеев А.А., Топчи П. П. Эффективность предприятий оборонно-промышленного комплекса и корпоративное строительство в России. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28376196 (дата обращения: 29.08.2017).
2. Дадалко В. А., Рудых А. Д., Топчи П. П. Проблемы взаимодействия кредитно-финансовых институтов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27594047 (дата обращения: 27.08.2017).
3. Лаврищева Е. Е., Пепина Ю. В. Управление рисками в организациях оборонно-промышленного комплекса. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28904488 (дата обращения: 16.10.2017).
4. Шаталов М.А., Ахмедов А. Э., Смольянинова И. В. Совершенствование механизма управления рисками оборонно-промышленного комплекса в условиях нестабильности внешней среды. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=28041848 (дата обращения: 16.10.2017).
5. Балынин И. В. Итоги налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации в 2011-2015 годы: региональный аспект. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29181672 (дата обращения: 28.08.2017).
6. Бакулина А.А., Топчи П. П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29841832 (дата обращения: 25.08.2017).
7. Караваев И. Е. Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/24608 (дата обращения: 01.07.2016).
8. Гончаренко Л.И. Налоговое стимулирование инновационного развития. В монографии «Инновационное развитие России: проблемы и решения» / под ред. М.А. Эскиндарова, С.Н. Сильвестрова. М.: Финансовый университет, 2014. 1346 с.
REFERENCES
1. Dadalko V. A., Alekseev A. A., Topchi P. P. The effectiveness of defense industry enterprises and corporate construction in Russia [Jeffektivnost' predprijatij oboronno-promyshlennogo kompleksa i korporativnoe stroitel'stvo v Rossii]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28376196 (accessed: 29.08.2017).
2. Dadalko V. A., Rudyh A. D., Topchi P. P. Problems of interaction of credit and financial institutions with enterprises of the military-industrial complex [Problemy vzaimodejstvija kreditno-finansovyh institutov s predprijatijami oboronno-promyshlennogo kompleksa]. URL: https://library.ru/item.asp?id=27594047 (accessed: 27.08.2017).
3. Lavrischeva E.E, Pepin Y. V. Risk management in the organizations of the military-industrial complex [Upravlenie riskami v organizacijah oboronno-promyshlennogo kompleksa]. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=28904488 (accessed: 16.10.2017).
4. Shatalov M. A., Akhmedov A. E., Smolyaninova I.V. Improvement of the mechanism for managing the risks of the defense-industrial complex in conditions of instability of the external environment [Sovershenstvovanie mehanizma upravlenija riskami oboronno-promyshlennogo kompleksa v uslovijah nestabil'nosti vneshnej sredy] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28041848 (accessed: 16.10.2017).
5. Balynin I. V. The results of taxation of profit organizations in the Russian Federation in 2011-2015: the regional aspect [Itogi nalogooblozhenija pribyli organizacij v Rossijskoj Federacii v 2011-2015 gody: regional'nyj aspekt]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29181672 (accessed: 28.08. 2017).
6. Bakulina A.A., Topchi P. P. Management and finance in the defense industry complex: transformations in the digital economy [Upravlenie i finansy v oboronno-promyshlennom komplekse: preobrazovanija v ramkah cifrovoj jekonomiki]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29841832 (accessed: 25.08.2017).
7. Karavaev I. E. The main measures of state support for the innovative development of enterprises of the defense industry complex [Osnovnye mery gosudarstvennoj podderzhki innovacionnogo razvitija predprijatij oboronno-promyshlennogo kompleksa]. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/24608 (accessed: 01.07.2016).
8. Goncharenko L.I. Tax incentives for innovative development. In the monograph "Innovative development of Russia: problems and solutions" / edited M.A. Eskindarov, S.N. Silvestrov [Nalogovoe stimulirovanie innovacionnogo razvitija. V monografii "Innovacionnoe razvitie Rossii: problemy i reshenija" / pod red. M.A. Eskindarova, S.N. Silvestrova]. Moscow, Financial University, 1346 p.