Научная статья на тему 'Совершенствование управления развитием региона на основе использования систем поддержки принятия решений'

Совершенствование управления развитием региона на основе использования систем поддержки принятия решений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ПРИРОДОПОДОБНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / MANAGEMENT / REGION / DEVELOPMENT / NATURE SIMILAR PROFESSIONAL OUTLOOK / SYSTEMS OF SUPPORT OF DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Погонышев Владимир Анатольевич, Погонышева Дина Алексеевна, Анищенко Андрей Михайлович

Характерной особенностью когнитивной экономики выступает главенство естественных и технических наук, связанных с разработкой и реализацией природоподобных технологий. В настоящее время актуален переход к новой управленческой парадигме, которая дает научному сообществу на основе жизнедеятельностного подхода природоподобную модель постановки проблем и их биоадекватных решений. В работе обоснована необходимость применения интеллектуальных технологий для поддержки принятия решений в задаче формирования природоподобного профессионального мировоззрения персонала. Выделены специфические особенности задачи оценки сотрудников, погружающие последнюю в нечеткую среду. Описан многосценарный подход для решения задачи оценки работников, учитывающий важность и неравнозначность показателей, характеризующих сотрудников рыночных субъектов. Результатами исследования выступают также описание методики управления процессом формирования природоподобного профессионального мировоззрения на основе систем поддержки принятия решений, алгоритмы и инструментально-аналитическая компонента ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Погонышев Владимир Анатольевич, Погонышева Дина Алексеевна, Анищенко Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of regional development management based on the use of decision support systems

As characteristic of cognitive economy domination of the natural and technical science connected with development and implementation of nature similar technologies. Now transition to a new administrative paradigm which gives to scientific community on the basis of zhiznedeyatelnostny approach nature similar model of statement of problems and their bioadequate decisions is relevant. In work need of use of intellectual technologies for support of decision-making in a problem of formation of nature similar professional outlook of personnel is proved. The features of a problem of assessment of employees immersing the last on indistinct Wednesday are marked out specifically. The multiscenario approach for the solution of a problem of assessment of workers considering importance and inadequacy of the indicators characterizing employees of market subjects is described. As results of a research also the description of a technique of management of process of formation of nature similar professional outlook on the basis of the systems of support of decision-making, algorithms and tool and analytical a component of its realization act.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления развитием региона на основе использования систем поддержки принятия решений»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 12 • декабрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

совершенствование управления развитием региона на основе использования систем поддержки принятия решений

Погонышев В.А.1, Погонышева Д.А.2, Анищенко А.М.2

1 Брянский государственный аграрный университет, Брянск, Россия

2 Брянский государственный университет им. акад. И. Г Петровского, Брянск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Характерной особенностью когнитивной экономики выступает главенство естественных и технических наук, связанных с разработкой и реализацией природоподобных технологий. В настоящее время актуален переход к новой управленческой парадигме, которая дает научному сообществу на основе жизнедеятельностного подхода природоподобную модель постановки проблем и их биоадекватных решений. В работе обоснована необходимость применения интеллектуальных технологий для поддержки принятия решений в задаче формирования природоподобного профессионального мировоззрения персонала. Выделены специфические особенности задачи оценки сотрудников, погружающие последнюю в нечеткую среду. Описан многосценарный подход для решения задачи оценки работников, учитывающий важность и неравнозначность показателей, характеризующих сотрудников рыночных субъектов. Результатами исследования выступают также описание методики управления процессом формирования природоподобного профессионального мировоззрения на основе систем поддержки принятия решений, алгоритмы и инструментально-аналитическая компонента ее реализации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление, регион, развитие, природоподобное профессиональное мировоззрение, системы поддержки принятия решений.

Improvement of regional development management based on the use of decision support systems

Pogonyshev V.A.1, Pogonysheva D.A.2, Anischenko A.M.2

1 Bryansk State Agrarian University, Russia

2 Bryansk State University named after academician Ivan Georgiyevich Petrovsky, Russia

введение

В настоящее время управленческие теории, являющиеся мейнстри-мом, не в состоянии объяснить механизмы экономической динамики [1, 2, 15, 20] (Anisimov, 2004; Gladyshev, Ivanov, Maslova, 2002; Meskon, Albert, Khedouri, 1997; Prokhorov, 2002). Противоречия между личностью и государством приводят к потере персоналом готовности и способности к самосовершенствованию, саморазвитию, самоуправлению. Решение данной проблемы приведет к экономическому росту в стране. Понимание актуальных проблем социально-экономического

развития региона в условиях обострения вызовов глобальной конкуренции обусловливает использование интеллектуальных технологий их решения, что затруднено недостаточностью методологической культуры управленцев. В качестве основы при-родоподобной технологии управления региональными социально-экономическими системами выступают жизнедеятельностный подход и ноосферная теория [3, 5] (УетайзЫу, 2012; ОвгЬву г йт., 2017). Суть этой технологии заключается в холистической парадигме тесного единства природы, человека и общества. Управление региональными социально-экономическими системами в цифровую эпоху должно быть осуществлено с учетом равновесия триад в соответствии с организацией человека и окружающей действительности. Опираясь на идентичность и синхронность законов самоорганизации в природе и обществе, авторы на основе жизнедеятельностного подхода разработали модель природоподобного профессионального мировоззрения индивида, реализуемую с применением системы поддержки принятия решений.

В настоящее время в Брянской области достигнуты достаточно высокие результаты в социально-экономическом развитии, однако в регионе по-прежнему ощущается высокая потребность в инновационно-креативных специалистах для цифровой экономики [9]. Формирование регионального инновационного климата обусловлено

ABSTRACT:_

As characteristic of cognitive economy domination of the natural and technical science connected with development and implementation of nature similar technologies. Now transition to a new administrative paradigm which gives to scientific community on the basis of zhiznedeyatelnostny approach nature similar model of statement of problems and their bioadequate decisions is relevant. In work need of use of intellectual technologies for support of decision-making in a problem of formation of nature similar professional outlook of personnel is proved. The features of a problem of assessment of employees immersing the last on indistinct Wednesday are marked out specifically. The multiscenario approach for the solution of a problem of assessment of workers considering importance and inadequacy of the indicators characterizing employees of market subjects is described. As results of a research also the description of a technique of management of process of formation of nature similar professional outlook on the basis of the systems of support of decision-making, algorithms and tool and analytical a component of its realization act.

KEYWORDS: management, region, development, nature similar professional outlook, systems of support of decision-making

JEL Classification: R10, R11, R12, R19 Received: 07.12.2018 / Published: 28.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Pogonyshev V.A. (pog0bgsha.com )

CITATION:_

Pogonyshev V.A., Pogonysheva D.A., Anischenko A.M. (2018) Sovershenstvovanie upravleniya razvitiem regiona na osnove is-polzovaniya sistem podderzhki prinyatiya resheniy [Improvement of regional development management based on the use of decision support systems]. Kreativnaya ekonomika. 12. (12). - 1977-1988. doi: 10.18334/ce.12.12.39700

решением проблемы наращивания человеческого капитала в сфере образования, науки, технологий и инноваций.

Жизнедеятельностный подход приводит к росту конкурентных возможностей рыночных субъектов в процессе раскрытия интеллектуально-креативного потенциала людей, внутренних сил самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Выполненные исследования показывают, что дефиниции «деятельность» и «жизнедеятельность» не идентичны [16] (Ozhegov, 2004). Деятельность связана с преобразованием материи, вещества и энергии в продукт. Жизнедеятельность - это цикл процессов, обеспечивающих бытие субъекта. Если в деятельности индивид «раскрывается», то в жизнедеятельности он саморазвивается и самосовершенствуется на креативном уровне как в личностном, так и профессиональном плане, становится способным к более продуктивному сотрудничеству в различных межкультурных и межпрофессиональных бизнес-структурах.

В бизнес-структурах можно выделить единицы целесообразной экономической деятельности сотрудников. В качестве первоэлементов рассматриваются разнородные сферы: предметная, техническая, технологическая, продукционная, социальная, потребительская, эргономическая, организационная. Помимо этого выделяются линии и единицы статических и динамических компонентов социально-экономического процесса, представляющие собой информационные устройства, учитывающие трансформацию используемых ресурсов в продукты с целью удовлетворения потребности индивида. Функционирование бизнес-процессов происходит в региональных подсистемах. Управление социально-экономическими системами региона на основе природоподобного подхода мы называем природоподобным [5-8] (Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2014; Gorbov, Gorbova, Pogonyshev, Pogonysheva, 2017; Gorbov, Gorbova, Pogonyshev, Pogonysheva, 2017).

На региональном уровне единица жизнедеятельности может быть представлена таким образом: «Население региона (7) целесообразно (1) оказывая воздействие (2) системой материально-технических ресурсов (З) на используемые сырье и материалы (4) преобразует (5) в продукцию с целью удовлетворения актуальных

ОБ АВТОРАХ:_

Погонышев Владимир Анатольевич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры математики, физики и информатики (pog0bgsha.com)

Погонышева Дина Алексеевна, кандидат экономических наук, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой автоматизированных информационных систем и технологий (Dinochka320mai1.ru) Анищенко Андрей Михайлович, магистрант ([email protected])

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Погонышев В.А., Погонышева Д.А., Анищенко А.М. Совершенствование управления развитием региона на основе использования систем поддержки принятия решений // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 12. - С. 1977-1988. doi: 10.18334/ce.12.12.39700

потребностей людей (6) в информационно-организационной среде (8) энергоинформационного регионального пространства (9)» [5-8] (Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2014; Gorbov, Gorbova, Pogonyshev, Pogonysheva, 2017; Gorbov, Gorbova, Pogonyshev, Pogonysheva, 2017). Это описание жизнедеятельностного процесса в 9-сферной цифровой среде, характерного для любого иерархического уровня, в том числе регионального. Структурно-функциональное подобие выделенных иерархических уровней выступает условием устойчивости транспарентной социально-экономической системы. Важная роль при этом отводится приданию жизнедеятельностному процессу вихревого движения. В настоящее время результаты исследования элементарных и глобальных систем свидетельствуют о сближении процессов в сознании, бытии людей и в окружающей действительности, для которых характерна многомерность, динамичность, имплицитность, аллокация, дискретность, цикличность, сто-хастичность, турбулентность, фрактальность, вихревое движение, голографичность, поляризация, системность трансформаций и т.д. [5-8] (Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2014; Gorbov, Gorbova, Pogonyshev, Pogonysheva, 2017; Gorbov, Gorbova, Pogonyshev, Pogonysheva, 2017).

В цифровую эпоху управление из науки трансформируется в искусство. На передний план выступают талант и интуиция как посредники рационального и неопределенного. В основу управления положена ориентация на человека-сотрудника и человека-клиента [13, 14] (Melnikov, Gorelov, 2013; Melnikov, Melnikov, Chibisova V.G., 2016). В бизнес-структурах существует значительное число альтернатив при планировании и прогнозировании финансово-хозяйственной деятельности рыночных субъектов [4, 10, 11, 12, 17] (Gavrilova, Kudryavtsev, 2009; Emelyanov, Leonova, 2014; Ilenkova, 2000; Kudryavtseva, 2014; Muzyka, 2011). Фундаментальной и неотъемлемой частью сложных динамических систем, в которых протекают нелинейные, турбулентные процессы, выступает неопределенность [19] (Prigozhin, 2001). В условиях высокой значимости полипрофессиональных и трансдисциплинарных знаний, их синтеза, использования цифровых технологий аксиомой процветания рыночного субъекта выступает адаптация к скорости трансформации внешнего окружения.

Эффективность функционирования социально-экономического процесса тесно связана с уровнем сформированности профессионального мировоззрения индивидов. Опираясь на исследования выдающихся ученых (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, В. А. Сластенин и др.) под природоподобным профессиональным мировоззрением (ППМ) мы понимаем систему знаний личности об окружающей действительности, своем месте в ней, отраженную в аксиологических ориентирах о будущей природоподобной профессиональной деятельности. В структуру профессионального мировоззрения исследователи традиционно включают такие компоненты, как моти-вационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивно-коммуникативный [18] (Belozertsev, Goneev, Pashkov i dr., 2007).

С учетом основ жизнедеятельностного подхода и ноосферной теории считаем, что мотивационно-ценностный компонент описывают такие показатели, как аксиологический (осознание значимости природоподобной деятельности, в том числе приро-доподобной инновационной); мотивационный (желание успешности; потребность в природоподобном самосовершенствовании); целеполагающий (сформированность природоподобной творческой позиции). Когнитивно-деятельностную составляющую характеризуют показатели: когнитивный (объем и качество знаний, в том числе о жизнедеятельностном подходе и ноосферной теории); деятельностный (уровень природоподобных умений и навыков, компетенций; владение природоподобными технологиями принятия биоадекватных решений); инновационный (использование природоподобных технологий решения профессиональных задач). Для характеристики рефлексивно-коммуникативного компонента использованы показатели: рефлексивный (рефлексия эффективности природоподобной деятельности); самоконтроль; уровень коммуникативности. Репродуктивный уровень сформированности природоподобного профессионального мировоззрения проявляется фрагментарно. Продуктивный уровень характеризуется устойчивым положительным отношением к профессии. Для креативного уровня задачи решаются на творческом плане. Характерно владение технологиями конструктивного природоподобного межпрофессионального и межличностного взаимодействия.

Авторы считают, что уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента ППМ индивида обусловлен состоянием развития социально-целевой системы; для оценки уровня состояния когнитивно-деятельностного компонента ППМ исследуются состояния систем: социально-эргономической, социально-технической, социально-технологической и социально-предметной; уровень сформированности рефлексивно-коммуникативного компонента ППМ личности обусловлен состоянием социально-продукционной системы. На основе взаимосвязи внешней и внутренней среды уровень сформированности ППМ сотрудников оценивается экспертами (руководители и специалисты) по 100-балльной шкале.

В цифровой среде целесообразно использовать интеллектуальные технологии в качестве инструмента обеспечения оценки уровня сформированности ППМ персонала. Учет внутренних и внешних статических и динамических подсистем, показателей, характеризующих взаимосвязь, содержащих количественные и качественные данные, актуализирует разработку и использование систем поддержки принятия решений (СППР) для оценки и прогнозирования уровня сформированности ППМ сотрудников. Алгоритм интеллектуальной технологии обработки информации о взаимосвязи и взаимодействии компонентов ППМ индивидов включает подготовку массивов данных о функционировании статической и динамической подсистем, установление между ними логической связи. Степень значимости каждого из компонентов ППМ индивидов устанавливается методом экспертных оценок, выставляемых руководителями и специалистами организаций и внешними экспертами.

Эксперты уточняют уровни состояния первоэлементов социально-экономического процесса, при условии, что первоэлементы могут характеризоваться 0.. .100 уровнями, в том числе уровни 0-60 означают низкое состояние, 61-80 - среднее, 81-100 - высокое. Эксперты анализируют уровни компонентов ППМ. Предполагается, что каждый отдельный компонент может быть сформирован либо на репродуктивном, либо на продуктивном или креативном уровне. Далее экспертами разрабатываются мероприятия по оптимизации уровня сформированности ППМ сотрудников, обусловленного состоянием социально-экономического процесса. Информационное обеспечение оценки уровня сформированности ППМ персонала включает также базы данных, содержащих нормативно-справочную и правовую информацию, экспертные оценки, различные документы организации и т. д.

С целью подготовки инновационно-креативных специалистов, обладающих ППМ, считаем возможным использовать предложенную СППР в информационно-образовательном пространстве университета. СППР как основополагающий залог эффективной оценки ППМ позволяет не только оценить уровень сформированности ППМ личности и последствия инвестиций в его развитие в каждом конкретном случае, но и оперативно выявлять закономерности и зависимости между составляющими ППМ в целом, учитывать их при разработке стратегического плана развития бизнес-структур и региона в целом в долгосрочной перспективе, обосновать эффективность принимаемых управленческих решений, проверить последствия их реализации, тем самым обеспечив формирование ППМ на оптимальном уровне. Объектами управления в данной модели являются обеспечивающие формирование ППМ виды деятельности образовательной организации: «Образовательная деятельность», «Научно-исследовательская деятельность», «Научно-техническая деятельность». Их реализация требует создания соответствующих условий (организационно-экономических, организационно-дидактических, морально-психологических) и привлечения материально-технических, финансовых, кадровых и прочих ресурсов. Эффективность процесса формирования ППМ обучающихся оценивается посредством достижения набора показателей (рис.).

При проектировании программного обеспечения нами была определена необходимость реализации следующих его функциональных возможностей: автоматический расчет показателей сформированности ППМ на регулярной основе; возможность многомерного анализа показателей по любому измерению на различном иерархическом уровне; быстрота обработки транзакций, формулировка запросов в терминах предметной области с использованием адаптированной библиотеки; наличие возможности визуализации данных.

Коммерческая сущность проекта состоит в возможности реализации системы в учебных заведениях различных образовательных уровней, а также в модульной конструкции предлагаемого ИТ-решения, что позволяет успешно адаптировать его для различных предметных областей. Предполагается, что разработанная методика управления формированием ППМ и ее информационно-аналитическая поддержка

Традиционные АИС мониторинга качества и эффективности образования

Предлагаемая СППР, реализующая формирование природоподобного профессионального мировоззрения обучающегося

Начало

Ввод данных (ФИО, № варианта Ввод данных (время/конец)

Ввод данных (время/конец)

Расчет времени решения учебно-профессиональных задач

1

Ввод данных (количество неточностей и ошибок)

Расчет индивидуального коэффициента эффективности КЭ

г

Результаты расчета (математическое ожидание КЭ, статистическое отклонение, доверительный интервал)

Рисунок. Алгоритм расчета коэффициента эффективности формирования профессионального

мировоззрения у студент ов Источник: составлено авторами

позволит оптимизировать процесс оценки ППМ индивидов, графически представлять результаты исследования, выявлять те виды деятельности университета, которые необходимо скорректировать для управления формированием ППМ обучающихся, устанавливать негативные отклонения в уровне развития ППМ и прогнозировать его; осуществлять долгосрочное планирование мероприятий по повышению ППМ людей на основе полученных результатов и отчетов, оценивать эффективность реализации мероприятий по повышению уровня ППМ индивидов в каждом конкретном случае.

Заключение

Социально-экономическое развитие Брянской области обусловлено решением проблемы наращивания человеческого капитала в сфере образования, науки, технологий и инноваций.

На основе выполненных исследований под природоподобным профессиональным мировоззрением индивида авторы понимают систему знаний личности об окружающей действительности, своем месте в цифровой среде, отраженную в аксиологических ориентирах о будущей природоподобной профессиональной деятельности, в ходе реализации которой принимаются биоадекватные решения.

Разработанная интеллектуальная технология является средством обеспечения оценки уровня сформированности природоподобного профессионального мировоззрения субъектов цифровой среды, принимая во внимание особенности взаимодействия статических и динамических подсистем.

Использование авторской методики поддерживает формирование природоподоб-ных профессиональных компетенций в области экономики и управления у студентов университета - будущих инновационно-креативных специалистов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. - Москва, 2004.

2. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Маслова Н.В. Введение в управление / Коллектив авто-

ров. - Москва: Изд-во Академии наук социальных технологий и местного самоуправления (АНСТиМС), 2002.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - Москва: Айрис-пресс, 2012.

4. Гаврилова Т.А. Кудрявцев Д.В. Инновационное развитие: экономика, интеллекту-

альное развитие, управление знаниями. - Москва: Инфра-М, 2009.

5. Горбов Н.М. и др. Биоадекватное управление: жизнедеятельностный подход, приро-

досообразная методология. - Брянск: ООО «Новый проект», 2017.

6. Горбов Н.М., Горбова Т.М., Погонышева Д.А., Рябых Е.С. Методика формирования

профессиональных компетенций в области экономики у студентов профессиональных образовательных учреждений с использованием природосообразных технологий на основе нейрокомпьютерных технологий (динамическая модель организации) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов наука и образование, 2014. - № 1(56). - с. 51.

7. Горбов Н.М., Горбова Т.М., Погонышев В.А., Погонышева Д.А. Совершенствование

биоадекватного квантового управления на основе использования нейроком-пьютерных технологий // Креативная экономика, 2017. - № 4. - doi: 10.18334/ ce.11.4.37799.

8. Горбов Н.М., Горбова Т.М., Погонышев В.А., Погонышева Д.А. Биоадекватное управление социо-эколого-экономическими системами на основе фрактального подхода и нейрокомпьютинга // Креативная экономика, 2017. - № 10. - doi: 10.18334/ce.11.10.38412.

9. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общест-

во» (2011-2020 годы). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/4b6b1ec3d9a61a82 04d8fdc520469db8e0daa367(дата обращения: 01.12.2018).

10. Емельянов. Ю., Леонова Ю. Оценка инвестиционной привлекательности регионов России // Проблемы теории и практики управления, 2014. - № 7.

11. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2000.

12. Кудрявцева Е.И. Когнитивная экономика и когнитивный менеджмент: новая концепция управления человеческими ресурсами // Управленческое консультирование, 2014. - № 4(64).

13. Мельников О.Н., Горелов Н.А. Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций // Креативная экономика, 2013. - № 3(75).

14. Мельников О.Н., Мельников И.О., Чибисова В.Г. Алгоритм комплексного обеспечения повышения эффективности проявления инновационной активности специалистами современных организаций // Российское предпринимательство, 2016. - № 17. - doi: 10.18334/rp.17.17.36537.

15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - Москва: Дело, 1997.

16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва: Мир образования, 2004.

17. Музыка О.А. Бифуркации в природе и обществе: естественнонаучный и социоси-нергетический аспект // Современные наукоемкие технологии, 2011. - № 1.

18. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

19. Пригожин И. Конец определенности. - Ижевск: РХД, 2001.

20. Прохоров А.П. Русская модель управления. - Москва: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002.

¡references:

Anisimov O.S. (2004). Metodologicheskiy slovar dlya upravlentsev [Methodological dictionary for managers]Moscow. (in Russian).

Belozertsev E.P., Goneev A.D., Pashkov A.G. i dr. (2007). Pedagogika professionalnogo obrazovaniya[Pedagogy of professional education] M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya». (in Russian).

Emelyanov. Yu., Leonova Yu. (2014). Otsenka investitsionnoy privlekatelnosti regionov Rossii [Assessing the Investment Attractiveness of Russia's Regions]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (7). (in Russian).

Gavrilova T.A. Kudryavtsev D.V. (2009). Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektualnoe razvitie, upravlenie znaniyami [Innovative development: economy, intellectual development, knowledge management] Moscow: Infra-M. (in Russian).

Gladyshev A.G., Ivanov V.N., Maslova N.V. (2002). Vvedenie v upravlenie [Introduction to management]Moscow: Izd-vo Akademii nauk sotsialnyh tekhnologiy i mestnogo samoupravleniya (ANSTiMS). (in Russian).

Gorbov N.M. i dr. (2017). Bioadekvatnoe upravlenie: zhiznedeyatelnostnyy podkhod, prirodosoobraznaya metodologiya [Bioadequate control: lifehood approach, natural methodology] Bryansk: OOO «Novyy proekt». (in Russian).

Gorbov N.M., Gorbova T.M., Pogonyshev V.A., Pogonysheva D.A. (2017). Bioadekvatnoe upravlenie sotsio-ekologo-ekonomicheskimi sistemami na osnove fraktalnogo podkhoda i neyrokompyutinga [Bio-adequate management of socio-ecological-economic system on the basis of fractal approach and neurocomputing].Creative economy. 11 (10). (in Russian). doi: 10.18334/ ce.11.10.38412.

Gorbov N.M., Gorbova T.M., Pogonyshev V.A., Pogonysheva D.A. (2017). Sovershenstvovanie bioadekvatnogo kvantovogo upravleniya na osnove ispolzovaniya neyrokompyuternyh tekhnologiy [Improvement of bio-adequate quantum control on the basis of the use of neurocomputer technologies]. Creative economy. 11(4). (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.4.37799.

Gorbov N.M., Gorbova T.M., Pogonysheva D.A., Ryabyh E.S. (2014). Metodika formirovaniya professionalnyh kompetentsiy v oblasti ekonomiki u studentov professionalnyh obrazovatelnyh uchrezhdeniy s ispolzovaniem prirodosoobraznyh tekhnologiy na osnove neyrokompyuternyh tekhnologiy (dinamicheskaya model organizatsii) [Methods of formation of professional competences in the field of economics among students of professional educational institutions using natural technologies based on neurocomputer technologies (dynamic model of organization)]. Khroniki obedinennogo fonda elektronnyh resursov nauka i obrazovanie. 1 (1(56)). 51. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ilenkova S.D. (2000). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management] M.: YuNITI. (in Russian).

Kudryavtseva E.I. (2014). Kognitivnaya ekonomika i kognitivnyy menedzhment: novaya kontseptsiya upravleniya chelovecheskimi resursami [Cognitive Economy and Cognitive Management: The New Concept of Human Resources Management]. Management consulting. (4(64)). (in Russian).

Melnikov O.N., Gorelov N.A. (2013). Smena obrazovatelnyh paradigm kak uslovie kreativnogo razvitiya lichnosti obuchayuschegosya i formirovaniya professionalnyh kompetentsiy [Change of Educational Paradigms as a Condition for Creative Development of Student's Personality and Professional Competency Formation]. Creative economy. (3(75)). (in Russian).

Melnikov O.N., Melnikov I.O., Chibisova V.G. (2016). Algoritm kompleksnogo obespecheniya povysheniya effektivnosti proyavleniya innovatsionnoy aktivnosti spetsialistami sovremennyh organizatsiy [The algorithm of complex ensuring of efficiency increase of innovation activities of the professionals of modern organizations]. Russian Journal of Entrepreneurship. (17). 2087-2102. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.17.36537.

Meskon M., Albert M., Khedouri F. (1997). Osnovy menedzhmenta [Management basics] Moscow: Delo. (in Russian).

Muzyka O.A. (2011). Bifurkatsii v prirode i obschestve: estestvennonauchnyy i sotsiosinergeticheskiy aspekt[Bifurcations in nature and society: natural science and socio-synergetic aspect]. Modern high technologies. (1). (in Russian).

Ozhegov S.I. (2004). Slovar russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language] Moscow: Mir obrazovaniya. (in Russian).

Prigozhin I. (2001). Konets opredelennosti [End of certainty] Izhevsk: RKhD. (in Russian).

Prokhorov A.P. (2002). Russkaya model upravleniya [Russian management model] Moscow: ZAO «Zhurnal Ekspert». (in Russian).

Vernadskiy V.I. (2012). Biosfera i noosfera [The biosphere and the noosphere] Moscow: Ayris-press. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.