© А.Б. Рыбинский, А.В. Горохов, А.С. Довженок, 2015 УДК 621.271:65: 629.353
А.Б. Рыбинский, А.В. Горохов, А.С. Довженок
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ В ОАО «РАЗРЕЗ ТУГНУЙСКИЙ»
Представлен подход к формированию системы учета, обеспечивающей более эффективное управление использованием рабочего времени карьерных автосамосвалов. Показаны основные шаги по формированию такой системы учета и ее возможности. На примере ОАО «Разрез Тугнуйский» продемонстрированы результаты успешного и не успешного управления использованием рабочего времени самосвалов с применением усовершенствованной системы учета.
Ключевые слова: совершенствование, управление, система учета, использование времени, период учета, коэффициенты использования парка (Кип) и готовности (Ктг) автосамосвалов.
Руководством дирекции по производственным операциям
АО «СУЭК» на 2016 г. поставлена задача повышения эффективности использования времени автотранспорта в ОАО «Разрез Тугнуйский» до уровня 0,82. Для гарантированного достижения этого уровня использования самосвалов в намеченные сроки исполнительным директором разреза было установлено это целевое значение и на 2015 г. Освоение целевой эффективности использования автосамосвалов, как показывает практика, должно быть обеспечено повышением его технической надежности, измеряемой коэффициентом технической готовности, до уровня 0,86.
Для решения этой задачи необходима соответствующая система учета и контроля рабочего времени автосамосвалов. Система учета, основанная на среднемесячных значениях показателей, не позволяет эффективно управлять использованием времени автосамосвалов. Для повышения эффективности управления было принято решение сформировать систему учета этих по-
325
Таблица 1
Фрагмент учета текущих значений Ктг и Кип по каждому автосамосвалу
Отчет по использованию самосвалов за 1 смену 24 сентября 2015
Марка, номер Часы в хозяйстве Часы в работе Часы в ремонте Часы в простое Ожид. Выход Причина простоя КТГ кип
БелАЭ-75306, гар.№202 12 12 1,00 1,00
БелАЭ-75302, гар.№203 12 12 1,00 1,00
БелАЭ-75302, гар.№204 12 7,5 4,5 ТО,сварочные работы 0,63 0,63
БелАЗ-75302, гар.№205 12 3,5 8,5 ТО 0,23 0,29
БелАЗ-75302, гар.№206 12 12 1,00 1,00
БелАЗ-75302, гар.№207 12 12 1,00 1,00
БелАЗ-75302, гар.№208 12 12 1,00 1,00
БелАЗ-75306, гар.№209 12 12 1.00 1.00
БелАЗ-75306, гар.№210 12 12 1,00 1,00
БелАЗ-75306, гар.№211 12 10,5 1,5 ремонт электрооборудования 0,88 0,88
БелАЗ-75306, гар.№212 12 12 1,00 1,00
БелАЗ-75306, гар.№213 12 12 1,00 1,00
БелАЭ-75302, гар.№214 12 12 1,00 1,00
БелАЭ-75306, гар.№215 12 12 1,00 1,00
БелАЭ-75306, гар.№216 12 12 2 смена сварка рамы 0,00 0,00
казателеи за каждую смену по каждому автосамосвалу и по парку в целом.
Была разработана специальная форма для учета названных показателей, которая позволяет видеть баланс времени каждого самосвала, а так же причины его простоев (табл. 1).
Использование такой формы учета обеспечивает автоматическое формирование на ее основе графиков, как целевых так и фактических значений показателей. Учет ведется по текущим сменным значениям (рис. 1, а) и по средним значениям нарастающим итогом за рассматриваемый период (рис. 1, б).
Среднее значение нарастающим итогом за период (КП) рассчитывается по формуле
п
^ КиПЛ I=1
Кср = Кип п
где КипЛ — текущее значение коэффициента использования; I — сутки (смена), за которые рассчитывается коэффициент; п — количество суток (смен).
Аналогично рассчитывается среднее значение нарастающим итогом по коэффициенту технической готовности.
Графическое представление динамики позволяет наглядно видеть за каждые сутки (смену) текущие значения показателей, их критические отклонения относительно целевых значений, а так же сравнивать с предыдущими сутками (сменами). График
Рис. 1. Значения Ктг и Кип по основному парку карьерных самосвалов в ОАО «Разрез Тугнуйский» за февраль 2015 г.: а — текущие значения; б — средние значения нарастающим итогом за период
327
средних значении нарастающим итогом позволяет ежедневно наблюдать тенденцию в достижении целевых показателей и оценивать меру критичности отклонения. Осваиваемая система учета дает возможность оперативно реагировать на отклонения и своевременно принимать управленческие решения.
Оценка и анализ показателей проходит в 3 этапа.
Первый: на горно-транспортном участке (ГТУ). Специалисты ГТУ в 14:00 под руководством начальника участка проводят предварительные расчеты коэффициентов и оценку их значений по каждому автосамосвалу за две смены предыдущих суток. В случае раннего окончания и позднего начала смены, простоев оборудования свыше 15 мин, не выполнения водителями сменного задания ими пишутся объяснительные, а специалисты ГТУ составляют акты.
На втором этапе, у старшего начальника смены начальники горного и горно-транспортного участков со своими специалистами в 14:40 проводят сверку данных по простоям машин и уточняют расчеты.
На следующем этапе, в 15:00 заместитель исполнительного директора проводит оперативное совещание по производству с участием начальника смены, руководителей и специалистов горного и горно-транспортного участков. На совещании уточняется мера ответственности каждого руководителя и специалиста за не обеспечение целевых значений Ктг и Кип, намечаются меры по улучшению ситуации.
Рис. 2. Значения Ктг и Кип по основному парку карьерных самосвалов в ОАО «Разрез Тугнуйский» за май 2015 г.: а — текущие значения; б — средние значения нарастающим итого за период
328
Усовершенствованная система оперативного учета рабочего времени налаживается с февраля 2015 г. В опыте освоения этой системы есть периоды, когда не удавалось удерживать ситуацию на требуемом уровне. Так, в мае часто наблюдались низкие значения Ктг и Кип в текущем периоде, что обусловило тенденцию, при которой наметилось и реализовалось не достижение целевых показателей по результатам месяца (рис. 2).
Основными причинами не удовлетворительных значений К^п1г и Кип в рассматриваемом месяце явились целосуточные простои экскаваторов и неподготовленность других вариантов эффективного использования автосамосвалов. Так BUCYRUS 495HD простаивал в период с 11 по 28 мая в связи годовым ремонтом, Hitachi 3600 в период с 3 по 12 мая в связи с ремонтом и ожиданием запасных частей, с 25 по 31 — в связи с ППР. Распределение под другие экскаваторы избыточного количества самосвалов приводило к их простоям.
В сентябре 2015 г. был достигнут успешный результат оперативного управления использованием рабочего времени автосамосвалов (рис. 3.)
Анализ процесса освоения усовершенствованной системы учета в управлении использованием времени карьерных автосамосвалов показал, что учет и оценка и Кип не только за месяц, но и за каждые сутки и смену позволяет использовать их как индикаторы для установления намечаемых тенденций и
Рис. 3. Значения Ктг и Кип по основному парку карьерных самосвалов в ОАО «Разрез Тугнуйский» за сентябрь 2015 г.: а — текущие значения; б — средние значения нарастающим итого за период
329
Рис. 4. Значения Ктг и Кип по основному парку карьерных самосвалов в ОАО «Разрез Тугнуйский» за январь-сентябрь 2015 г.: а — текущие значения; б — средние значения нарастающим итого за период
выработки управленческих действий по обеспечению достижения целевых показателей (рис. 4).
Для обеспечения устойчивого роста этих показателей необходимо наряду с учетом причин текущих простоев за смену, сутки, месяц, освоить среднесрочный (в течение года) прогноз и учет возможных простоев в работе автотранспорта, обусловленных технологией и организацией ведения горных работ, а так же эксплуатацией и обслуживанием горно-транспортного оборудования.
Таким образом, сокращение временного масштаба с месячного до сменного, в котором проводится учет Ктг и Кии, налаживание учета этих показателей по каждой единице автосамосвала и в целом по парку машин по текущим и средним значениям нарастающим итогом, организация графического и табличного отображения значений коэффициентов позволило сформировать систему ежесменного и ежесуточного учета и анализа Ктг и Кии. Это способствовало повышению управляемости в использовании рабочего времени автосамосвалов в краткосрочном периоде (в течение месяца) и обеспечило успешное опробование в ОАО «Разрез Тугнуйский». Для обеспечения устойчивого роста эффективности использования рабочего времени карьерного автотранспорта необходим переход к среднесрочному прогнозированию перерывов и простоев в работе горно-транспортного оборудования, разработке и реализации мер по их минимизации.
330
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кулецкий В.Н. и др. Подход к управлению технической готовностью карьерного автотранспорта: Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня (научно-технического журнала) / В.Н. Кулецкий, А.Б. Рыбинский, А.В. Горохов, Ю.И. Пожидаев, А.С. Довженок. — М.: Горная книга, 2015. — № 5 (спец. выпуск 23). — 24 с.
2. Кулецкий В.Н. и др. Планирование развития производственного подразделения УДП на примере горнотранспортного участка ОАО «Разрез Тугнуйский»: Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня (научно-технического журнала) / В.Н. Кулецкий, Т.И. Федор-кевич, А.В. Горохов, А.С. Довженок. — М.: Горная книга, 2015. — № 6 (спец. выпуск 29). — 36 с.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Рыбинский Андрей Борисович — заместитель исполнительного директора ОАО «Разрез Тугнуйский» по производству, Республика Бурятия, Мухор-шибирский район, п. Саган-Нур
Горохов Андрей Викторович — начальник горно-транспортного участка ОАО «Разрез Тугнуйский», Республика Бурятия, Мухоршибирский район, п. Саган-Нур
Довженок Александр Сергеевич — д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник ООО «НИИОГР», Челябинск, e-mail: [email protected]
UDC 621.271:65: 629.353
IMPROVEMENT OF AVAILABLE MACHINE TIME USE CONTROL FOR DUMP TRUCKS IN TUGNUISKY OPEN PIT MINE
Rybinsky Andrei B, Deputy Chief Executive Officer for Production, Tugnuisky Open Pit Mine, Republic of Buryatia, Sagan-Nur
Gorokhov Andrei V., Head of Mining and Haulage Transport Department, Tugnuisky Open Pit Mine, Republic of Buryatia, Sagan-Nur Dovzhenok Aleksandr S., Doctor of Engineering Sciences, Principal Researcher, NIIOGR, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
The article describes an approach to record keeping for ensuring more efficient control over use of available time of open pit dump trucks. The main steps toward generation of such record keeping system and its ca-
331
pabilities are illustrated. Successful and ill control over use of dump truck action time with the improved recording keeping system is exemplified in terms of Tugnuisky open pit mine.
Key words: improvement, control, record keeping system, time use, record period, machine fleet use coefficient (X^) and dump truck availability coefficient (Xav).
References
1. Kuletsky V.N., Rybinsky A.B., Gorokhov A.V., Pozhidaev Yu.I., Dovzhe-nok A.S. Mining Informational and Analytical Bulletin, 2015, no. 5, issue 23, 24 p.
2. Kuletsky V.N., Fedorkevich T.I., Gorokhov A.V., Dovzhenok A.S. Mining Informational and Analytical Bulletin, 2015, no. 6, issue 29, 36 p.
332