УДК 330.12 С.В. Домнина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА*
Цель работы - обосновать методологический подход к формированию комплексной оценки благосостояния, разработать механизм реализации стратегии управления благосостоянием населения на уровне региона. Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе формирования, оценки и управления благосостоянием на мезоуровне. Использовались методы сравнения, ранжирования, экспертных оценок, социологических исследований, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов. Предложен интегральный индекс благосостояния в целях межрегиональных сравнений . Рассчитан данный показатель для регионов Приволжского федерального округа; показано влияние на индекс субъективной составляющей на примере Самарской области. Разработан механизм реализации стратегии управления благосостоянием населения региона.
Полученные научные результаты принципиально изменяют существующий подход к проблеме оценки и управления благосостоянием населения региона, отводя ведущую роль в этом системному, процессному подходу и принципу всеобщего качества. Практическая значимость результатов исследования заключается в развитии методологических основ формирования интегрального показателя для оценки благосостояния населения региона, повышающих качество управления благосостоянием. Авторские разработки могут послужить исходным материалом для дальнейших актуальных научных исследований, развивающих теорию и методологию оценки и управления благосостоянием населения региона.
Ключевые слова: благосостояние, индекс благосостояния населения региона, управление благосостоянием.
S.V. Domnina
IMPROVING MANAGEMENT AND ASSESSMANT OF WELFARE IN THE REGION
The purpose of the work is to justify the methodological approach to developing a comprehensive assessment of welfare, to develop a mechanism for implementing welfare management strategies at regional level. The subject of the research is a set of socio-economic relations that arise in the process of developing, assessing and managing welfare at meso level. The methods of comparing, ranking, expert assessment, sociological research, schematic interpretation of the phenomena and processes are used. The author puts forward an integral index of welfare for interregional comparisons. This indicator is calculated for the regions of the Volga Federal District; the effect of subjective component on the index is shown on the example of the Samara region. The mechanism of wealth management strategy implementation in the region is offered.
The obtained scientific results fundamentally change the existing approach to assessing and managing welfare of people in the region, highlighting the leading role of systemic, process approach and the principle of total quality. The practical significance of the results of the study is development of methodological foundations of forming an integral indicator to assess the welfare of the region, improving the quality of wealth management. The author's findings can serve as a source material for further scientific research developing the theory and methodology for assessing and managing the welfare of the population.
Key words: welfare, welfare index of the region, wealth management.
Управление благосостоянием населения редко является предметом исследования в области региональной экономики. Как правило, научные работы по данной проблеме проводятся в рамках экономической теории, экономики труда, статистики или социологии. Поэтому не учитывается специфика регионального воспроизводственного процесса. Кроме того, в работах, посвященных исследованию благосостояния населения и различных его сторон, нет единства при трактовке категории «благосостояние». Однако именно однозначное определение категории является исходным пунктом в разработке методологии, теории и практики оценки и управления уровнем и качеством жизни населения. Разногласия касаются содержательного аспекта
благосостояния. Часто его отожествляют с уровнем и качеством жизни. В отличие от имеющихся определений категории в данной работе предлагается использовать диалектический подход к определению благо -состояния с выделением формы (уровня жизни) и содержания (качества жизни).
Кроме того, остается открытым вопрос о составляющих благосостояния. Представители различных направ -лений экономической мысли акцентировали отдельные элементы благосостояния - производственный, потребительский, распределительный, доходный, имущественный, культурный, психологический, этический, социальный, правовой, экологический, образовательный, медицинский, демографический и др. Однако бла-
* Выполнено в рамках научно-исследовательской работы «Теоретическое исследование социально-экономических проблем собственности и общественного благосостояния» программы «Проведение научных исследований на 2010 - 2011 гг. по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации».
♦
♦
госостояние - это чрезвычайно широкое и многогранное понятие, охватывающее почти все сферы жизнедеятельности людей.
Благосостояние следует рассматривать в трех аспектах - природном, экономическом и институциональном, в рамках которых определены 22 составляющие: климатическая, ресурсная, производственная, доходная, обменная, распределительная, потребительная, предпринимательская, имущественная, финансовая, досуговая, интеллектуальная, экологическая, медицинская, демографическая, психологическая, социальная, культурная, образовательная, инфраструктурная, информационно-коммуникационная и составляющая безопасности [2, с. 12].
До сих пор остаются слабо изученными методологические проблемы формирования интегральной оценки применительно к категории «региональное благо -состояние», которая не рассматривается как целостная система, имеющая сложную структуру. Предлагается использовать индекс благосостояния населения региона (ИБНР), в который входят 43 количественных показателя официальной статистики и 22 качественных показателя, полученных в процессе социологических исследований. Количественные и качественные показатели выбраны таким образом, чтобы были отражены все вышеперечисленные 22 составляющие благосостояния. Для интегрирования показателей в единый индекс предлагается использовать метод экспертных оценок [2, с. 13 - 15]. Отличие ИБНР от известных в экономической литературе индексов благосостояния (индекса устойчивого экономического благо -состояния [3], индекса благосостояния [6, с. 19], индекса глобального благосостояния [7], сводного индекса благосостояния [5, с. 54] и др.) заключается в том, что в нем сочетаются количественные (объективные, данные официальной статистики) и качественные (субъективные, данные социологических опросов) показатели, характеризующие все 22 составляющие благосостояния; при интегрировании показателей в единый индекс благосостояния используется не среднеарифметическая величина, а средневзвешенная на основе экспертных оценок, что позволяет учесть степень значимости каждого показателя в сводном индексе [1, с. 91].
0,48______0,42______0,48______0,47______0,47
сг
с/ л?'
8 / / < ^ чЧ/ С*
Л?
У
«А У" У -/
У
& ос?
Регион
Рис. 1. Средние значения ИБНР за 2003 - 2009 гг. по регионам ПФО
Средние значения ИБНР (без учета социологических исследований) за 2003 - 2009 гг. по регионам Приволжского федерального округа показаны на рис. 1.
Анализ динамики ИБНР регионов-лидеров показал, что ИБНР Самарской области с 2003 по 2009 г. сокращается на 8,3%, а Республики Татарстан, наоборот, увеличивается на 9,4%. Проведенное ранжирование регионов по составляющим благосостояния показало, что Самарская область имеет больше сильных сторон по сравнению с Республикой Татарстан (10 против 7), а снижение уровня ИБНР может свидетельствовать о том, что не в полной мере используется потенциал региона в области повышения благосостояния.
На основе проведенного социологического исследования удовлетворенности качеством жизни населением Самарской области определена субъективная составляющая ИБНР - 0,44, которая ниже на 25% объективной составляющей (0,59), в результате чего сводный ИБНР составил 0,51 (ниже объективной составляющей на 13,4 %). Самой слабой стороной качества жизни население Самарской области считает неудовлетворительное состояние автомобильных дорог общего пользования (так ответили 56% населения, средний балл - 2 из 10 возможных). Более всего население довольно природной составляющей качества жизни - комфортностью проживания (6,2 балла). Все остальные составляющие находятся в едином поле -поле среднего качества жизни - от 3 до 7 баллов. Следует отметить, что в поле высокого качества жизни не оказалось ни одной составляющей.
Анализ ИБНР по Самарской области за 2003 - 2009 гг показал снижение уровня жизни населения и отставание от него качества жизни. Поэтому необходима целенаправленная политика в регионе в области управления повышением качества всех составляющих благосостояния. Предлагаемый механизм реализации стратегии менеджмента благосостояния базируется на следующих основополагающих положениях:
- на авторской трактовке благосостояния и его составляющих;
- на процессном подходе к управлению благосостоянием;
- на системе менеджмента качества благосостояния в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 90012008 «Системы менеджмента качества. Требования» [4] (рис. 2).
Для повышения благосостояния необходима разработка не только экономических инструментов, моделей, механизмов и принципов управления, но и институционального обеспечения данного процесса.
Механизм институционального обеспечения менеджмента благосостояния должен включать в себя:
1) систему методического обеспечения (методику оценки благосостояния, методику управления благосо -стоянием);
у у
4/ / ^ А/
ч‘
0.70 -
0.60
0,51
0.50
0.40 --
0.30
0.20
0.10 --
0.00
♦
♦
Планирование
Взаимодействие с населением (субъективная оценка уровня и качества жизни на основе соииологичес^х опросов)
Совершенствование бюджетного процесса
Менеджмент ресурсов
ІЕІ
Человеческие ресурсы
Производственная среда
Инфраструктура
Совершенствование процесса взаимодействия с федеральной властью, органами местного самоуправления и бизнесом
Институциональное обеспечение и организация исполнения социальных обязательств со стороны субъекта Федерации
Совершенствование мех анизма управления
тт
С)
с)
С)
Методы управления
Совершенс тво вание системы ин ст итуц ио наль но го обеспечения УБНР
Совершенс тво вание системы качества на всех уровнях УБНР
• Экономические;
• организационные;
• финансовые;
• административные;
• технологические;
• экспертные;
• социологические;
• правовые;
• социально -
пс ихологические
Валидация,
верификация
Мониторинг результатов реализации управления благосостоянием населения региона
-О-
В
Измерение и мониторинг
"ЛЗГ
Удовлетворенность населения уровнем и качеством жизни
Улучшения
Корректирующие действия Предупреждающие действия
II
н
и
<3
3
к
8
* ^ ^ о
§ £
0 § ^ §
1 Ҥ 1|
3 <
§ и
И § * 1
ІЗ із
•6
=4
Рис. 2. Механизм реализации стратегии управления благосостоянием населения региона
2) систему оценки благосостояния населения региона (ИБНР социологические опросы, экспертную оценку важности показателей ИБНР, разработку принципов оценки);
3) систему оценки эффективности управления благосостоянием;
4) систему административного сопровождения (создание совета по вопросам повышения благосостояния населения области; разработку матрицы ответственности органов государственной власти);
5) систему правового обеспечения (разработку и принятие закона «О благосостоянии населения Самарской области», распоряжения «О критериях и системе показателей для оценки благосостояния населения Самарской области»);
6) систему информационного обеспечения (систему показателей официальной статистики, социологические опросы, предоставление информации населению через средства массовой информации);
7) систему инфраструктурного обеспечения (повышение уровня и качества всех видов инфраструктуры);
8) систему управления качеством (разработку Стандарта менеджмента благо -состояния, принципов менеджмента благосостояния);
9) систему математического и компьютерного обеспечения (создание программы «Оценка благосостояния населения региона - ИБНР»);
10) систему интеллектуального обеспечения (создание полноценного института интеллектуальной собственности);
11) систему мониторинга.
Построенный на основе
процессного подхода и принципа всеобщего качества механизм реализации стратегии управления благосостоянием с институциональным обеспечением позволит повысить качество на всех уровнях управления, создаст обратную связь с потребителями (населением), а система объективных и субъективных индикаторов позволит вовремя реагировать на изменения корректирующими и предупреждающими действиями.
1. Домнина С.В. Институциональные условия формирования благосостояния населения региона // Вестник Самарского государственного университета. Сер. Экономика и управление. 2011. № 6 (87).
2. Домнина С.В. Система показателей интегрального ин -декса благосостояния населения региона // Экономика и уп -равление собственностью. 2011. № 2.
3. Мэйо Э., Мак-Джилливрей А. Болезни роста? Индекс устойчивого экономического благосостояния для Соединенного Королевства 1950-1990 годы / пер. С. Куратова. 1^1.: http://www.greensalvation.org/old/Russian/Publish/03_rus/ 03_09.htm.
4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (180 9001:2008) (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 № 471-ст; дата введения - 13 ноября 2009 г.).
5. Уровень и образ жизни населения России в 1989 -2009 гг.: доклад к XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 5 - 7 апреля 2011 г.) / Г.В. Андрущак, А.Я. Бурдяк, В.Е. Гимпельсон и др.; рук. авт. кол. Е.Г. Ясин. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
6. Sen A.K. Real national income // Revew of Economic Studies. 1976. Vol. 43.
7. The 2010 Legatum Prosperity Index / Legatum Institute. URL: http://www.prosperity.com/faqs.aspx.
удк 339.564 В. С. Круглов
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЭКСПОРТА
В статье рассматриваются основные проблемы развития отечественного промышленного экспорта в современных условиях международного разделения труда. Выявлены основные тенденции мирового экспорта. Обоснована необходимость развития отечественного экспорта по пути увеличения доли промышленной продукции. Определены основные направления отечественной экспортной и промышленной политики. Теоретические предложения подкреплены статистическими данными, характеризующими особенности развития отечественного экспорта. Предложены направления стимулирования отечественного промышленного экспорта. На некоторых из них сделан акцент, например на международной промышленной кооперации.
Ключевые слова: отечественный промышленный экспорт, международное разделение труда.
V.S. Kruglov
DEVELOPMENT OF DOMESTIC INDUSTRIAL EXPORT
The paper considers major problems of domestics industrial export development in contemporary conditions of evolution of international division of labors. The main trends in world exports are identified. The author proves the necessity of domestic exports development by increasing the share of industrial output. The main directions of domestic exports and industrial policy are defined. Theoretical proposals backed by statistical data characterizing features of domestic exports development are given. The main directions of domestic industrial export stimulation are offered. Some of them receive special attention, for example international industrial cooperation.
Key words: national industrial export, international division of labor.
Международная торговля зародилась еще в глубокой древности. Некоторые ученые относят начало ее развития к временам Древнего Рима, другие начинают отсчет со времени Великих географических открытий. Широкое же развитие международная торговля получает с середины XIX в., в эпоху возникновения крупной промышленности и перехода капиталистических стран к интенсивному ее использованию. Функционирование промышленности, оторванной от национальной почвы, оказалось в глубочайшей зависимости от международной торговли, мирового рынка и международного разделения труда.
В наши дни развитие экспортной деятельности имеет огромное значение как для экономики всей страны, так и для экономики отдельного промышленного предприятия. Значительна роль таможенных перечислений, полученных от экспорта, в Федеральном бюджете страны, значительна и экспортная квота в хозяйственной деятельности многих отечественных предприятий .
В современной экономической науке трактовка понятия «экспорт» не вызывает каких-либо разногласий. В «Советском энциклопедическом словаре» указано, что «экспортом» (от лат. exporto - «вывожу») является вывоз товаров или капиталов за границу [7, с. 1533]. Практически аналогичное определение понятия «экспорт» приведено в «Оксфордском словаре современного английского языка» [10, р. 300]. Современный словарь иностранных слов объясняет термин «экспорт» как «вывоз товаров из страны с целью их продажи или использования в других странах» [8, с. 705].
Объектом экспорта могут являться как товары, так и услуги. Субъектами экспорта могут выступать коммерческие предприятия различных форм собственности, физические лица, государство (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, а также различные государственные предприятия и организации) и некоммерческие организации.
Россия, имеющая мощный промышленный комплекс, представлена в мировом экспорте довольно слабо (табл. 1). Причем, несмотря на рост поставок за рубеж, заметна тенденция снижения доли РФ в мировом экспорте, в то время как многие страны, и в том числе развивающиеся, наращивают объемы экспорта и по -вышают его качественную структуру.
Т а б л и ц а 1 Доля России в мировом экспорте, %
Показатели 1980-е гг. 1990-е гг. 2000-е гг.
Мировой экспорт 100 100 100
Российский экспорт 3,30 2,59 1,бб
Основной тенденцией на внешнем рынке является рост удельного веса обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. Основу мировой торговли составляет обмен продукцией машиностроения, ведущими экспортерами промышленных товаров выступают индустриальные страны [2, с. 12].
В условиях глобализации международного экономического пространства и достигнутого уровня международного разделения труда одним из главных факторов успешного развития национальной экономики государства выступает степень его участия в международном