ТЕМА НОМЕРА
Совершенствование управления и инфраструктуры молодежной политики
В статье обсуждаются вопросы, связанные с совершенствованием и управлением инфраструктуры молодежной политики. Автор указывает на необходимость принятия специальных мер, ориентированных на повышение роли молодежи, как базового элемента обеспечения общественно-государственного характера реализации молодежной политики.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежное сообщество, инфраструктура молодежной политики.
Недостаточная вовлеченность молодежи в процесс социальных и политических действий способствует размыванию российской самоидентификации молодежи. По нашим данным, сегодня для 31% (11,8 млн человек) молодых людей идентификация себя в качестве граждан Российской Федерацией затруднена. К моменту достижения возраста максимальной трудовой активности они не считают себя связанными со своей страной обязательствами по личному участию в решении ее проблем, не связывают эти проблемы с собой, часто ищут возможности для самореализации вне России, не имеют со своей страной социального контракта и не считают себя ей ничем обязанными.
Молодые люди, которые в процессе социализации не были допущены до участия в принятии общественно значимых решений, не имеют социального контракта со страной, который бы закреплял их обязательства решать проблемы этой страны и ее населения. Только признание политической элитой, а за ней и всей взрослой частью общества полисубъ-ектности и общественно-государственного характера молодежной политики и, как следствие, практическое выстраивание соответствующей системы ее управления, может обеспечить объективную основу для достижения в процессе реализации молодежной политики требуемой сегодня результативности и эффективности. При этом современная система управ© Рожнов О.А., 2011
О.А. Рожнов
ления молодежной политикой должна включать не только органы государственного управления, но и структуры, практически обеспечивающие взаимодействие и процесс совместной выработки решений основных субъектов молодежной политики и, прежде всего, молодежные организации, бизнес-сообщества, а также церкви и семьи.
Основное звено молодежного сообщества — молодежные объединения и ассоциации — сегодня практически полностью финансово и ресурсно зависят от государства и местного самоуправления, не имеют достаточного опыта в формулировании и отстаивании своих интересов, а также должного представительства в органах власти всех уровней, не имеют экспертной, методической и научной поддержки, слабо взаимодействуют со «взрослыми» организациями некоммерческого сектора, а часто вынуждены конкурировать с ними за ресурсы. Примеры конструктивных взаимоотношений с бизнесом, который является основным потребителем результатов молодежной политики, единичны и мало результативны. Как правило, недостаточно разработаны методические основы деятельности молодежных общественных объединений, их опыт не обобщается и не анализируется, успешный опыт не распространяется. Лишь единицы организаций способны самовоспроизводиться и самообновляться, тогда как большинство является продуктом одного поколения и заканчивают деятельность с уходом лидера — основателя.
При этом, если деятельность в молодежной сфере будет осуществляться только через государственные и муниципальные учреждения, молодежная политика перестанет отвечать интересам самой молодежи, ее общественных объединений, подпитываться идеями и реальными запросами подрастающего поколения.
Сегодня как никогда для России принципиально важным становится выстраивание эффективной долгосрочно ориентированной системы управления настоящим и, в еще большей степени, будущим человеческим капиталом страны. Именно поэтому в центр внимания государства, гражданских институтов и самого молодежного сообщества сейчас выходят цели формирования комплексных общенациональных механизмов развития и реализации социального, культурного, профессионального, духовно-нравственного, инновационного и экономического потенциалов молодежи.
Задачи преобразования потенциала молодежи в человеческий капитал страны носят максимально комплексный межведомственный и надот-раслевой (межсекторный) характер, требуют предельно широкого взгляда на роль молодежи в строительстве современного гражданского общества и российского государства.
При выстраивании системы управления молодежной политикой важно различать молодежную политику, понимаемую в широком и узком смысле.
В первом случае это целенаправленная деятельность субъектов, направленная на регулирование всей совокупности процессов, связанных с
молодежной сферой, и отношений между молодежью и более старшей частью общества.
Во втором случае — это, прежде всего, деятельность субъектов, регулирующая процессы, связанные с взаимодействием между органами государственного управления и молодежным сообществом, представленным в основном общественными объединениями и их ассоциациями. Принципиально, что базовые процессы социализации молодежи, связанные с взращиванием высоконравственной, образованной, патриотичной, творческой, здоровой личности молодого человека, и, соответственно, проблемы гражданской идентичности, ценностных установок, увеличения человеческого капитала относятся к сфере молодежной политики широкого смысла и не могут успешно решаться усилиями одного и даже нескольких ведомств.
Исходя из вышеизложенного, структуру управления и инфраструктуру молодежной политики должны составлять государственные органы и их учреждения, молодежные общественные объединения, органы, обеспечивающие межведомственное взаимодействие субъектов молодежной политики, а также тесное сотрудничество субъектов коммерческого и некоммерческого секторов общества. Построение эффективной системы управления предусматривает регламентацию взаимодействия всех этих субъектов.
Необходимо также разграничение полномочий и предметов ведения по организационно-правовым основаниям реализации молодежной политики. Последняя в широком понимании является межотраслевой и межсекторной сферой, а в узком — отраслью, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственное кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности, инфраструктуру учреждений.
Взаимодействие субъектов молодежной политики должно строиться на основе:
1. Определения единой для страны системы целей и основных приоритетов молодежной политики в соответствии со стратегией развития страны и потребностями молодежи.
2. Децентрализации управления молодежными программами. За исполнение общероссийских и межрегиональных проектов должен отвечать соответствующий орган на федеральном уровне, за исполнение региональных и местных проектов — на региональном. При этом на федеральном уровне должна быть создана общая система оценки качества работы с молодежью, сформированы основные подходы к этой работе, а также стандарты обучения молодежных работников. Оценка результативности молодежной политики должна стать одним из важнейших критериев оценки эффективности работы региональной власти.
3. Межведомственного и межсекторного (государственного, коммерческого и некоммерческого секторов) характера разработки и реализации молодежной политики.
4. Общественно-государственного подхода. Признания активной, а не реактивной роли самой молодежи и ее общественных объединений. Государство совместно с молодежными объединениями должно определять приоритетные направления, в рамках которых организации могут выдвигать инициативы и получать поддержку своих проектов.
Государственные и муниципальные органы молодежной сферы должны быть немногочисленными, чтобы не брать на себя функции объединений самой молодежи, но должны соответствовать масштабу поставленных задач, а также зависеть от уровня государственного или муниципального управления и количества молодого населения, проживающего на отнесенной к ведению этого государственного органа территории.
Считаю крайне необходимым формирование федеральных государственных учреждений по приоритетным направлениям, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Данные учреждения должны быть соответствующим образом обеспечены помещениями и оборудованы.
Это должны быть и учреждения по конкретным направлениям (талантливая молодежь, занятость, предпринимательство), и федеральные молодежные центры (лагеря), круглогодично ведущие методическую работу, а также подготовку и переподготовку молодежных лидеров и актива. Таких центров для обеспечения целостности молодежной политики в масштабах всей страны должно быть от трех до семи, что обусловлено географическими масштабами и административным делением государства.
Целесообразно также формирование Федерального научно-метод ичес-кого центра, который должен создать теоретическую и методическую основу для выработки комплексных мер, необходимых для успешной реализации молодежной политики широкого смысла: проведение исследовательских, законопроектных и методических работ, разработка программ в области молодежной политики, организация изучения и распространения результатов реализованных пилотных проектов, методическая оснащенность повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере молодежной политики. Этот центр должен взять на себя разработку методологического аппарата, обеспечивающего сравнимость исследований в молодежной сфере на региональном и муниципальном уровнях, взаимодействие с отечественными и зарубежными научными и исследовательскими центрами. В его задачи будет входить подготовка ежегодных докладов «О положении молодежи» Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации. Широкое использование в практике деятельности Центра современных дистанционных технологий и возможностей интернета позволит при сравнительно скромных кадровых и финансовых ресурсах поддерживать в актуальном состоянии профессиональные знания работников молодежной сферы и осуществлять подготовку молодежных лидеров на территории всей страны.
Основной элемент инфраструктуры — это сеть государственных и муниципальных учреждений в каждом субъекте Федерации, которую должны составлять дома молодежи, многофункциональные молодежные центры, подростковые молодежные клубы различной направленности, расположенные удобно для молодежи географически (по возможности, в шаговой доступности). Нормативы должны составлять — не менее 25 квадратных метров площадей и 2 штатные единицы для работы с молодежью на каждые 1000 человек населения. В населенных пунктах, где проживает менее 1000 человек, должно быть выделено отдельное помещение и 1 (одна) или
0,5 ставки.
Подобная инфраструктура обеспечит решение целого ряда задач.
Во-первых, она обеспечит организацию досуга, не предоставляя молодежь улице. Как показывает опыт целого ряда регионов, в городах и поселках, где создаются молодежные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в 5—7 раз снижается количество правонарушений среди подростков.
Во-вторых, функционирующая инфраструктура решает вопросы профориентации и профессиональной подготовки. Молодой человек, как правило, связывает свой выбор профессии с тем, чем он занимался в кружке, клубе, доме молодежи. Это увлечение формирует его профессиональные интересы и хобби на всю взрослую жизнь. В ином случае он получает дополнительные навыки, необходимые как в быту, так и на случай смены профессии.
В-третьих, благодаря инфраструктуре молодой человек находит себе друзей и единомышленников, не только среди тех, кто живет по соседству. Обстановка единства интересов со сверстниками и авторитет руководителя учреждения — наставника, безусловно, делают социализацию и самореализацию молодого человека более эффективной.
Считаю, что общественная составляющая молодежной политики менее структурирована и не имеет в отличие от государственной четкого вертикального построения. Формально общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и работающие на местном уровне. В действительности их взаимосвязи, взаимовлияние, сферы взаимодействия намного сложнее и многограннее. Такое многообразие форм и обилие структурных связей составляет трудность для управления, однако именно в этих отличиях от государственного и муниципального управления кроется уникальный ресурс общественного сектора для осуществления реальной молодежной политики.
Молодежные общественные объединения — это институт самореализации и социализации молодежи, механизм ее вовлечения в общественную и политическую жизнь, подготовки молодого поколения к взрослой жизни, профессиональной деятельности, воспитание у нее активной жизненной позиции.
По оценке Конгресса местных и региональных властей Европы (2003 г.), молодежные объединения и организации, молодежные группы и коммунальные центры являются «идеальным каналом участия молодежи в общественной жизни и проведении молодежной политики в области спорта, культуры, ремесел, искусства и иных форм творчества или самовыражения, а также в социальной сфере».
Необходимым условием для оптимальной общественно-государственной модели является определенная структурированность взаимоотношений молодежного сообщества и органов государственной власти.
В этой связи важным элементом молодежной сферы субъекта РФ является молодежный парламент при законодательном собрании региона. Молодежный парламент формируется на представительской основе, как правило, из делегированных общественными молодежными объединениями представителей и позволяет учитывать интересы молодежи при принятии законов, готовить и продвигать кадры.
Достаточно перспективная форма взаимодействия регионального молодежного сообщества с исполнительной властью — молодежное правительство. В этом случае избранные (делегированные) в молодежное правительство молодежные лидеры не просто включаются в работу исполнительной ветви власти, но и получают практические навыки административной работы, участвуют в решении социально значимых проблем региона или муниципального образования.
В регионах целесообразно создание и других молодежных структур в зависимости от специфики каждого и по конкретным направлениям деятельности (штаб студенческих отрядов, молодежный казачий круг и т.п.)
Все эти структуры составят эффективный механизм общественно-государственного характера и, если они будут не номинальными, то получат возможность реального влияния на принимаемые решения.
Перечисленные выше общественно-государственные механизмы должны существовать и на уровне местных органов и муниципалитетов, поддерживаться соответствующими отделами по делам молодежи. В таком случае практически любой молодой человек региона, имеющий задатки и желание, сможет получить возможность саморазвития и включиться в принятие решений на соответствующих уровнях власти.
На федеральном уровне уже существует весь спектр общественных институтов, аналогичный предложенному для субъектов Российской Федерации и необходимый для координации работы в общероссийском масштабе.
Для координации общественных объединений создана «зонтичная» структура — Национальный совет молодежных и детских объединений России (по Указу Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992 г. № 1075), которая объединяет международные, общероссийские, межрегиональные общественные объединения, а также «круглые столы» субъектов РФ.
Все организации имеют в Национальном совете равные права. Национальные советы существуют во всех странах Европы и объединены в Европейский молодежный форум — официальную «зонтичную» структуру, поддерживаемую Советом Европы.
При Федеральном Собрании Российской Федерации работают молодежные парламентские структуры, при Государственной Думе действует Общественная молодежная палата, при Совете Федерации — Межпарламентская молодежная ассамблея.
Заметную роль в общественной составляющей молодежной политики играют также молодежные общественно-политические организации и движения, молодежные крылья политических партий, которые работают на федеральном и региональном уровне и оказывают на социализацию и становление молодежи значительное влияние.
Вместе с тем, следует отметить, что возможности молодежного сообщества продуктивно действовать в качестве субъекта молодежной политики остаются на низком уровне. Это требует от государства принятия специальных мер, ориентированных на повышение роли молодежи, как базового элемента обеспечения общественно-государственного характера реализации молодежной политики.
Задача общества и государства сегодня — оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития.
Государство должно стимулировать создание реально работающих, самоуправляемых молодежных общественных организаций и их включенность в процессы управления молодежной политикой.
В заключение хочу отметить, что помимо возможности предоставления поддержки проектам молодежных организаций в виде грантов, необходимо предусмотреть выделение отдельного финансирования на обучение и поддержку молодежных работников и тренеров для повышения уровня реализуемых проектов, а также на поддержку организаций, представляющих интересы российской молодежи за рубежом.
Литература
1. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи /Науч. ред. И.М. Ильинский. — М., 1993.
2. Российская молодежь: проблемы и решения. — М.: Центр соц. прогнозир., 2005.