12 (300) - 2008
Фондовый рынок
совершенствование управления государственным долгом российской федерации, выраженным в государственных ценных бумагах как публичных обязательствах россии
а. в. мартьянов,
заместитель начальника отдела Минфина россии
Для современного обеспечения качественным управлением государственного долга следует решить еще немало серьезных задач. достаточно вспомнить, что Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством российской Федерации отдельных законодательных актов российской Федерации» в Бюджетный кодекс российской Федерации были внесены значительные изменения, в том числе и в ст. 6, в которую были добавлены новые определения. Одно из них — публичные обязательства, при этом Бюджетный кодекс российской Федерации, определяя в ст. 6, что публичными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации), не содержит какого-либо перечня этих обязательств и не конкретизирует в дальнейшем это понятие в отличие от бюджетной классификации, расходов бюджета, бюджетной росписи и многих других.
таким образом, состав публичных обязательств остается достаточно неопределенным, в то же вре-
мя, по нашему мнению, представляется достаточно обоснованным отнести государственный долг российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, к ее публичных обязательствам.
В соответствии с п. 4 ст. 75 конституции российской Федерации государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
Пунктом 1 ст. 2 Гражданского кодекса российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
таким образом, в соответствии со ст. 816 и 817 Гражданского кодекса российской Федерации, когда государственные (муниципальные) заимствования осуществляются путем выпуска и размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг, между займодавцем (физическое или юридическое лицо) и заемщиком (российская Федерация, субъект российской Федерации, муниципальное образование) заключается гражданский правовой договор.
В то же время ст. 124 Гражданского кодекса российской Федерации прямо оговаривает, что к данным заемщикам, которые являются публичными правовыми образованиями, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов правоотношений.
статья 142 Гражданского кодекса российской Федерации устанавливает, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
При этом ст. 143 и 144 Гражданского кодекса российской Федерации предусмотрено, что виды ценных бумаг и требования к ним устанавливаются особыми законами — законами о ценных бумагах.
таким образом, Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее — закон об эмиссии) является законом о ценных бумагах, оговаривающим особенности участия российской Федерации, субъекта российской Федерации, муниципального образования в вышеуказанных гражданских правовых отношениях, регулируемых также вне зависимости от типа эмитента Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
таким образом, обязательства по государственному долгу российской Федерации обусловлены целым рядом законодательных актов, при этом ст. 3 закона об эмиссии устанавливает, что государственные ценные бумаги удостоверяют право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг, денежных средств, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии, что в свою очередь полностью соответствует статьям 142, 143 и 144 Гражданского кодекса российской Федерации.
статьей 11 указанного закона об эмиссии предусмотрено, что эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных ценных бумаг в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения и условиями эмиссии, которые в свою очередь в соответствии с ст. 8 ч. 1 и ст. 9 ч. 1 являются нормативными правовыми актами.
По нашему мнению, принятие Генеральных условий эмиссии и обращения, а также условий эмиссии и обращения в форме нормативных правовых
актов, подлежащих обязательному официальному опубликованию в соответствии со ст. 12 закона об эмиссии, вытекает из п. 3 ст. 15 конституции российской Федерации, поскольку отношения, вытекающие из договора государственного займа, напрямую затрагивают охраняемое в соответствии со ст. 35 конституции российской Федерации право частной собственности.
статья 9 закона об эмиссии устанавливает, что номинал эмиссионной ценной бумаги должен быть обязательно указан в условиях эмиссии и обращения. В соответствии с ст. 9 п. 6 Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга, утвержденных приказом Министерства финансов российской Федерации от 27.04. 2002 № 37н, п. 6 Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденными приказом Министерства финансов российской Федерации от 16.08.2001 № 65н, п. 6 Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций утвержденных приказом Министерства финансов российской Федерации от 19.08.2004 № 68н установлена величина номинальной стоимости указанных облигаций в размере 1000 руб. Аналогичные правовые нормы содержатся в условиях эмиссии и обращения иных государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени российской Федерации.
Еще одним требованием ст. 9 закона об эмиссии является необходимость указания в условиях эмиссии и обращения размера дохода по ценной бумаге или порядка его расчета, что в свою очередь также соответствует ст. 142, 143 и 144 Гражданского кодекса российской Федерации.
Пунктом 12 Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга, утвержденных приказом Министерства финансов российской Федерации от 27.04.2002 № 37н, п. 10 Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденных приказом Министерства финансов российской Федерации от 16.08.2001 № 65н, п. 42 Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций утвержденных приказом Министерства финансов российской Федерации от 19.08.2004 № 68н установлен порядок расчета размера купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска указанных облигаций исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций.
кроме того, порядок расчета величины купона по облигациям федеральных займов математически
формализован в Приложении 2 к Положению Банка россии от 25.03.2003 № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» следующей формулой:
г N С = -'- х — х Т ' 100 365 ' '
где С1 — величина текущего купона;
N — номинальная стоимость облигации/непогашенная часть номинальной стоимости облигации;
г — размер купонной ставки; Т — длительность купонного периода в днях. При этом вышеуказанное Положение Банка россии является нормативным правовым актом, зарегистрированным Министерством юстиции российской Федерации.
В свою очередь Приложением № 4 к Положению об обслуживании государственных сберегательных облигаций утвержденному приказом Министерства финансов российской Федерации от 10.01.2006 № 1н предусмотрен аналогичный расчет величины купона по государственным сберегательным облигациям.
Вместе с тем необходимо отметить, что обязательства российской Федерации, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг российской Федерации, могут быть выражены не только в валюте российской Федерации, как это прямо предусмотрено вышеуказанными Генераль-
ными условиями эмиссии и обращения и условиями эмиссии и обращения, но и в соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса российской Федерации и п. 5 ст. 98 Бюджетного кодекса российской Федерации в иностранной валюте, а также в соответствии со ст. 317 Гражданского кодекса российской Федерации в условных денежных единицах или драгоценных металлах, причем средством платежа по двум последним в соответствии со статьей 6 закона об эмиссии могут быть как валюта российской Федерации, так и иностранная валюта.
Однако вышеуказанная ст. 6 закона об эмиссии оговаривает, что государственные ценные бумаги российской Федерации, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, должны быть выражены только в валюте российской Федерации.
Литература
1. Конституция российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс российской Федерации.
3. Гражданский кодекс российской Федерации.
4. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
5. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».