Научная статья на тему 'Совершенствование уголовно-процессуальных основ независимости судей: опыт государств – участников СНГ'

Совершенствование уголовно-процессуальных основ независимости судей: опыт государств – участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Суд / независимость судей / принцип независимости судей / обеспечение независимости судей / гарантии независимости судей / Концепция обеспечения независимости судей / The court / the independence of judges / the principle of the independence of judges / ensuring the independence of judges / guarantees of the independence of judges / the Concept of ensuring the independence of judges

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — У С. Ищенко

В статье автором рассматривается генезис формирования и развития уголовно-процессуальных основ независимости судей в России и анализируется опыт государств – участников СНГ. Это позволило автору обосновать этапы становления института независимости судей и рассмотреть направления совершенствования уголовно-процессуальных основ независимости судей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of criminal procedure bases of independence of judges: experience of the State Parties of the Commonwealth of Independent States

The author examines the Genesis of the formation and development of the criminal procedural foundations of the independence of judges in Russia and analyzes the experience of the State – participants of the CIS. This allowed the author to substantiate the stages of formation of the Institute of independence of judges and to consider ways to improve the criminal procedural foundations of the independence of judges.

Текст научной работы на тему «Совершенствование уголовно-процессуальных основ независимости судей: опыт государств – участников СНГ»

Совершенствование уголовно-процессуальных основ

независимости судей: опыт государств - участников СНГ

У. С. ИЩЕНКО,

заместитель начальника правового отдела (Академия управления МВД России) E-mail: ya.missmus@mail.ru

Improvement of criminal procedure bases of independence of judges: experience of the State Parties of the Commonwealth of Independent States

U. S. ISHCHENKO,

Deputy Head of Legal Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 342.56:94(574)

В статье автором рассматривается генезис формирования и развития уголовно-процессуальных основ независимости судей в России и анализируется опыт государств - участников СНГ. Это позволило автору обосновать этапы становления института независимости судей и рассмотреть направления совершенствования уголовно-процессуальных основ независимости судей.

Суд, независимость судей, принцип независимости судей, обеспечение независимости судей, гарантии независимости судей, Концепция обеспечения независимости судей.

The author examines the Genesis of the formation and development of the criminal procedural foundations of the independence of judges in Russia and analyzes the experience of the State - participants of the CIS. This allowed the author to substantiate the stages of formation of the Institute of independence of judges and to consider ways to improve the criminal procedural foundations of the independence of judges.

The court, the independence of judges, the principle of the independence of judges, ensuring the independence of judges, guarantees of the independence of judges, the Concept of ensuring the independence of judges.

Отечественное уголовно-процессуальное законодательство всегда в центр внимания возводило институт независимости судей. Исчерпывающее познание учеными-процессуалистами теоретических основ, правотворческой деятельности и правоприменительной практики реализации независимости судей, разработка, внедрение и дальнейшее совершенствование гарантий независимости судей и механизма обеспечения независимости суда требуют всесторон-

него рассмотрения генезиса формирования и развития уголовно-процессуальных основ независимости судей в России [13]. Предмет исследования данной статьи также заключает в себе необходимость изучения опыта государств — участников Стран Независимых Государств (далее — СНГ) в этой сфере.

Процесс формирования уголовно-процессуальных знаний в сфере независимости судей возможно представить в виде последовательной смены этапов, каждый из которых

имеет свои предпосылки и тенденции. Важно обратить внимание, что принцип независимости судей имеет многовековую историю. Становление и развитие уголовно-процессуальных основ независимости судей в России как области научного знания, правотворческой и правоприменительной практики происходило поэтапно, на протяжении продолжительного временного периода.

Первый этап — дореволюционный (60-е гг. XIX в. — начало XX в.) характеризуется зарождением идеи независимости суда. Генезис идеи независимости суда наблюдается еще с возникновения норм византийского права и поступательного становления и развития письменных памятников русского права. Однако именно этот период, охватывающий время с 60-х гг. XIX в. вплоть до 1917 г., является фундаментальным для зарождения института независимости судей.

Следует отметить, что до 1864 г. в России была не оформлена «идея» независимости судей и не существовало реальных гарантий их независимости. Таким образом, в период судебной реформы 1864 г. получает свое оформление и развитие «идеи» судебной власти, впервые получает законодательное закрепление принцип независимости судей и формируются его гарантии.

Второй этап (начало XX в. — 60-е г. XX в.) характеризуется разрушением сложившихся десятилетиями устоев судебной власти, существовавшей в Российской империи. Тем не менее, в советский период сформировались предпосылки, в силу которых в Российской Федерации продолжал свое формирование институт независимости судей, правда, в несколько усеченной форме.

Третий этап (60-е г. XXв. — 1991 г. XX в.). Отправной точкой данного периода является утверждение 27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Инструментальная роль суда в государственном механизме диктатуры пролетариата и соответствующее этому правовое положение суда и судей, отсутствие их реальной независимости и самостоятельности требовали глубоких преобразований, в частности системы гарантий независимости. Одной из таких гарантий явилось судейское самоуправление посредством органов судейского сообщества.

Четвертый этап — постсоветский (1991 г. XX— начало XXI вв.) связывается с выбором Россией в конце XX в. демократического пути развития, с осуществлением принципа разделения властей, с независимостью и самостоятельностью судебной власти и системой их гарантий.

Данный период характеризуется наличием перманентного реформирования во всех областях, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства. Продолжение судебной реформы, основные принципы которой, к сожалению, не реализованы с момента утверждения Судебных Уставов 1864 г. и принятия Концепции судебной реформы 1991 г., способствовало развитию судебной системы в стране и формирования ее независимости от других ветвей государственной власти.

Пятый этап — современный (начало XXI в. — по настоящее время). Дальнейшее провождение взятого курса реформирования судебной системы и ее основных институтов. Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений, закрепление независимости судей в качестве принципа уголовного судопроизводства являются основными направлениями данного этапа.

Закономерный процесс совершенствования системы принципов уголовного судопроизводства повлек за собой законодательные новеллы, а именно Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 166-ФЗ. В УПК РФ, как и в иные отраслевые процессуальные кодексы, было внесено дополнение в виде отдельной статьи 8.1, закрепляющей принцип независимости судей в уголовном судопроизводстве [4].

Анализ тенденций развития судебной системы Российской Федерации и обеспечения независимости судей в современных условиях позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования уголовно-процессуального механизма реализации независимости судей. В нынешних условиях обеспечение принципа независимости судей будет способствовать эффективной реализации целей и задач уголовного судопроизводства, в том числе такой задачи, как беспристрастное, справедливое судебное разбирательство.

Тенденции дальнейшего развития института независимости судей с учетом его уголовно-процессуального закрепления в качестве принципа уголовного судопроизводства позволяют констатировать, что ряд концептуальных положений института независимости судей требуют всестороннего исследования.

Руководство страны оказывает серьезную государственную поддержку и особое внимание системному обеспечению независимости судей. В связи с этим на государственном уровне принимаются всесторонние меры в целях формирования системы, в том числе про-

цессуальных гарантий обеспечения принципа независимости судей и построении механизма их реализации. Особый интерес представляет опыт становления и развития уголовно-процессуальных основ независимости судей государств — участников СНГ. В связи с этим отдельное внимание хотелось уделить обеспечению независимости судей в Республике Казахстан.

В Республике Казахстан (далее — РК) судебная власть также является одной из ветвей государственной власти, в обязанности которой входит разрешение по существу возникающих в обществе споров в связи с нарушением норм законодательства. Судебная власть опирается на нормы Конституции, законов и других нормативных правовых актов. Правосудие в стране осуществляется исключительно только органами судебной власти от имени Республики Казахстан, независимо от волеизъявления какого-либо иного государственного органа, должностного лица или общества в целом [11; 8, С. 261].

За последние годы в Республике Казахстан в органах судебной власти произошли масштабные преобразования, затронувшие нормы совершенствования законодательства, реорганизации судоустройства и судопроизводства, приведение к международным стандартам обеспечения независимости судей. В настоящее время в рамках реализации программы «План нации — 100 конкретных шагов...» [6] в государстве успешно осуществляется реализация институциональных реформ, в соответствии с которыми в рамках дальнейшего перспективного развития судебной системы выделяются основные направления их реализации в виде обеспечения верховенства закона, оптимизации системы отбора судей, дальнейшей модернизации судебной власти, развития института независимости судей.

В развитии принципа независимости судебной системы в Республике Казахстан можно выделить отдельные этапы его становления.

На первоначальном этапе решающим шагом в обеспечении независимости судей стало издание Президентом РК Н. А. Назарбаевым Указа «О мерах по усилению независимости судебной системы Республики Казахстан» [3]. В соответствии с Указом создан новый орган судебной власти — Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде, которому были переданы функции Министерства юстиции, в частности функции по обеспечению организации и деятельности местных судов.

Вторым этапом стало принятие 25 декабря 2000 г. Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» [5].

Это позволило произвести реорганизацию судебной власти и привело к созданию межрайонных специализированных экономических и административных судов, что в значительной мере укрепило судебную систему в государстве и позволило повысить ее авторитет.

Третьим этапом развития независимости судей в РК явилось принятие Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг. [2] и подписание Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Принятие данных актов поспособствовало максимальному упрощению и ускорению прохождения и разрешения судебных дел, увеличению принятия решений на уровне местных судов, а также усилило самостоятельность и независимость судебных органов при осуществлении правосудия.

Четвертым этапом послужило принятие нового УПК РК и сохранение в уголовно-процессуальном законодательстве РК ранее действующей редакции ст. 22. «Независимость судьи» [7], которая гласит:

«1. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции Республики Казахстан и закону.

2. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

3. Гарантии независимости судьи установлены Конституцией Республики Казахстан и законом».

Формулируя принцип независимости судей в соответствии с конституционными положениями нормативных правовых актов [1; 7], законодатель в ст. 22 УПК РК обращает внимание не только на то, что судебная власть осуществляется независимо от иных органов, организаций и физических лиц, но одновременно и на то, что единственным ограничением независимости судей является связанность их деятельности с законом [14].

В свою очередь ученые и практики обращают внимание, что независимость судей неразрывно связана с подчинением их только закону. Это положение действительно несет важную информационную нагрузку, так как подзаконность деятельности судей означает не только строгий процессуальный порядок принятия судебных решений в точном соответствии с процессуальным и материальным законом, но по существу характеризует особый статус суда как органа независимого от других государственных и общественных структур, на который не должна распространяться зависимость от вышестоя-

щего ведомства и который в своей деятельности не подчиняется никому, кроме закона [12].

Как справедливо отмечает К. Ж. Абдиев, судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без любых ограничений, неправомерного влияния, давления, прямого или косвенного вмешательства с любой стороны и по каким-либо причинам [9]. В подтверждении сказанному К. Ж. Архабаева подчеркивает, что независимость судей означает рассмотрение и разрешение ими конкретных дел в таких условиях, которые полностью исключают какое-либо воздействие со стороны. Независимый суд является главным гарантом соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, необходимым для становления правового государства [10].

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что судебная власть в Республике Казахстан является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Совершенствование уголовно-процессуальных основ независимости судей в Республике Казахстан осуществляется поэтапно и целенаправленно, с реализацией в уголовно-процессуальном законодательстве системы гарантий обеспечения независимости судей.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что независимость судей, как явление правовой действительности, обусловлена реализацией одного из основополагающих институтов в сфере уголовного судопроизводства и обращена на достижение назначения, цели и задач уголовного судопроизводства не только России, но государств — участников СНГ.

Список литературы:

1. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г. № 4. Ст. 217.

2. О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года: Указ Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 № 858 // «Казахстанская правда» от 27.08.2009. № 205 (25949).

3. О мерах по усилению независимости судебной системы Республики Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 01.09.2000 [Электронный ресурс]. http:// adilet.zan.kz/rus/docs/P000001744_/info (дата обращения: 12.04.2019).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.07.2013 № 166-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5. О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан от 25.12.2000 № 132 // «Казахстанская правда» от 30.12.2000. № 334-335.

6. Программа Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «План нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» // «Казахстанская правда» от 20.05.2015. № 92 (27968).

7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК // «Казахстанская правда» от 10.07.2014. № 133 (27754).

8. Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. Изд. 3-е, с доп. Алматы: Жет Жаргы, 2007.

9. Абдиев К. Ж. Оградить от неправомерного вмешательства [Электронный ресурс] // https: //www.zakon.kz/4853118 -ogradit -ot-nepravomernogo-vmeshatelstva.html (дата обращения: 12.04.2019).

10. Архабаева К. Ж. О принципе независимости судей Республики Казахстан [Электронный ресурс]. https://www.zakon.kz/4899935-o-printsipe-nezavisimosti-sudey.html (дата обращения: 12.04.2019).

11. Каржаубаев Е. Понятие с сущность судебной власти Республики Казахстан // ФЕМИДА. 2007. №12. С. 19-21.

12. Керимбаев Д. Н. Понятие независимости суда в истории политико-правовой мысли // Вестник КазНПУ: Право. Алматы, 2014. № 2.

13. Кушнерев В. И. Проблемы правового регулирования уголовно-процессуальных сроков в стадии возбуждения уголовного дела // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

14. Мусабекова Г. От чего независим казахстанский судья [Электронный ресурс] // http:// sud.gov.kz/rus/massmedia/sudya-verhovnogo-suda-gmusabekova-ot-chego-nezavisim-kazahstanskiy-sudya-zakonkz-07122017 (дата обращения: 12.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.