Научная статья на тему 'Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности дознания'

Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности дознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1139
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / ДОЗНАНИЕ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / CRIMINAL PROCEDURE / INQUIRY / INVESTIGATIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роганова Татьяна Львовна

В работе рассмотрены проблемы правового регулирования дознания как формы предварительного расследования. Проведен анализ нормативных актов, регламентирующих деятельность должностных лиц, реализующих процессуальные функции органа дознания. Представлена система неотложных следственных действий, а также условия их проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of criminal procedure activity in an inquiry

The problems of legal regulation of the inquiry as the real form of any preliminary investigation have been considered in the article. There is an analysis of those legal normative acts which must regulate not only the system of urgent investigative actions but the conditions for their realization in the criminal procedure activity.

Текст научной работы на тему «Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности дознания»

дарством в полном объеме в порядке и сроки, которые установлены в главе 18 «Реабилитация» УПК РФ. Таким образом, к сожалению, из статьи 139 УПК РФ не видно, что возмещение вреда происходит независимо от вины должностных лиц государственных органов, а содержится лишь ссылка на порядок возмещения вреда, установленный для реабилитированных граждан.

В заключение необходимо сказать следующее. Учитывая активное участие юридического лица в уголовном процессе и возросшую роль юридических лиц в жизни общества с момента перехода страны к рыночным отношениям, все чаще юридические лица становятся участниками уголовно-процессуальных отношений. В этой связи введение понятия юридического лица должно содержаться в уголовно-процессуальном законодательстве, при этом процессуальные права и обязанности должны быть детально регламентированы.

Т. Л. Роганоеа*

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЗНАНИЯ

Ключевые слова: уголовно-процессуальное право, дознание, процессуальные функции, орган дознания, неотложные следственные действия. Аннотация: В работе рассмотрены проблемы правового регулирования дознания как формы предварительного расследования. Проведен анализ нормативных актов, регламентирующих деятельность должностных лиц, реализующих процессуальные функции органа дознания. Представлена система неотложных следственных действий, а также условия их проведения.

Правом производства дознания наделены дознаватели (п. 7 ст. 5, ст. 41,ч. Зет. 151 УПК РФ), следователи (ч. 4 ст. 150, п. 7ч. 2ст. 151УПКРФ), органы дознания (п. 24 ст. 5, п. 3 ст. 149 УПК РФ), начальники подразделения дознания (ч. 2 ст. 40-1 УПК РФ). В соответствии с законом дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные законом (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Должность дознавателя предусмотрена в органах дознания: органов внутренних дел, пограничных органах Федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов Министерства юстиции на уровне субъектов Российской Федерации, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Начальник органа дознания или его заместитель (например, в органах внутренних дел - начальник криминальной милиции или милиции общественной безопасности) вправе поручить расследование в форме дознания не только штатному дознавателю, но и любому должностному лицу органа дознания (например, участковому уполномоченному милиции, оперуполномоченному подразделения криминальной милиции). Такое поручение может возлагаться:

а) на постоянной основе и оформлено в виде приказа о назначении

* Научный сотрудник центра организации научных исследований университета Государственной пожарной службы МЧС России.

на должность дознавателя или предусмотрено должностной инструкцией;

б) на временной основе в виде разового поручения (например, о расследовании в форме дознания конкретного преступления) и оформляться резолюцией или письменным распоряжением.

Таким образом, сотрудник милиции может приобрести процессуальный статус дознавателя.

Процессуальные функции органа дознания реализуют и иные должностные лица служб и подразделений органов внутренних дел:

а) участковый уполномоченный милиции (п. 9.1, 10.1, 10.2 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД РФ № 900 от 16.09.2002 г.);

б) сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (п. 2.4. Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ № 569 от 26 мая 2000 г. и ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13.01.2001 г. № 1);

в) сотрудник ГИБДД ГУВД, УВД субъекта РФ (в соответствии с Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ № 297 от 20.04.1999 г. в редакции Приказа МВД РФ № 209 от 28.03.2005 г., в функции ДПС ГИБДД МВД РФ входят: проведение в соответствии с законодательством РФ проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (п. 4.8), неотложных действий на месте ДТП (п. 6.1.14) и задержание в соответствии с уголовно-процессу-альным законодательством РФ лиц, подозреваемых в совершении преступления, с последующей передачей этих лиц в ОВД по территориальности (п. 10.10.10);

г) оперуполномоченный подразделения криминальной милиции;

д) начальник горрайоргана внутренних дел, его заместитель (приказ МВД РФ № 260 от 20.09.1994 г.);

е) начальник органа внутренних дел, его заместители - начальник криминальной милиции и милиции общественной безопасности (ответ Правового Департамента МВД РФ на обращение ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, исх. № 25/2892 от 06.07.2005 г.);1

1 Детальный ответ на вопрос, кто из руководящего состава наделяется полномочиями

ж) оперативный дежурный строевых подразделений ДПС и территориальных подразделений органов внутренних дел.

При составлении постановления (в том числе и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) должностным лицом, не являющимся штатным дознавателем, во вводной части решения должно быть отражено: исполняющий обязанности дознавателя, наименование подразделения милиции, звание, фамилия, инициалы дознавателя. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Независимо от ведомственной подследственности все дознаватели наделены одними и теми же правами. Дознаватели осуществляют уголовнопроцессуальную деятельность и не уполномочены производить административную и оперативно-розыскную деятельность по этому уголовному делу. Дознаватель при расследовании преступления обязан соблюдать правила о подследственности уголовных дел. Указания начальника органа дознания, прокурора, начальника подразделения дознания обязательны для исполнения дознавателем, а обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 4 ст. 40, ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Требования, поручения и запросы следователя, дознавателя, органа дознания, предъявляемые в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

В п. 19 ст. 5 УПК РФ сформулировано понятие неотложных следственных действий как действий, осуществляемых органом дознания после возбуждения уголовного дела (выделено нами - Т. Р.), по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Таким образом, закон предусматривает проведение неотложных следственных действий2 только после возбуждения уголовного дела. Одна-

начальника органа дознания, должен найти отражение в приказе МВД РФ.

2 Проведениедознавателеминыхпроцессуальныхдействийзаконнепредусматривает и в противном случае это может привести к признанию доказательств недопустимыми. Возникает необходимость изменить редакцию ч. 1 ст. 157 УПК РФ и представить дознавателю право осуществлять не только неотложные следственные действия, но и иные процессуальные действия, а также применять неотложные меры процессуального принуждения.

ко ч. 2 ст. 176 УПК РФ допускает в случаях, не терпящих отлагательства,3 осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела.

Возникла коллизия между ч. 2 ст. 176 УПК РФ и ст. 5, 157 УПК РФ, представляющих право проводить неотложные следственные действия только после возбуждения уголовного дела. Для устранения такого противоречия законодателю необходимо не только определить цель производства неотложных следственных действий, но и сущность.

Непременным условием проведения дознавателем неотложных следственных действий по неподследственным ему делам является невозможность следователя по объективным причинам немедленно приступить к расследованию. УПК РФ не определяет конкретный перечень неотложных следственных действий, оставляя выбор за дознавателем. Законодатель полагает, что любое следственное действие при расследовании конкретного преступления может быть отнесено к неотложному. Полагаем, что неотложными следственными действиями не могут быть очная ставка, следственный эксперимент, предъявление для опознания, производство судебной экспертизы, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте, так как:

1. Эта группа действий направлена на проверку ранее собранных доказательств.

2. Непременным условием их проведения является наличие уже имеющихся в распоряжении органа дознания (ранее им собранных) доказательств.

Допрос обвиняемого также не может быть отнесен к неотложным следственным действиям, так как в соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК РФ орган дознания не вправе выносить постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Задачами неотложных следственных действий являются:

1. Обнаружение и фиксация следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

2. Установление и задержание лица, подозреваемого в совершении

3 Термины «в случаях, не терпящих отлагательств» и «неотложная ситуация» являются синонимическими. Под ними понимают внезапное возникновение обстановки, которая требует безотлагательных, немедленных процессуальных действий, т. к. в противном случае (промедление) это может привести к негативным последствиям: утрате следов преступления; сокрытии лиц, их совершивших, невозможность возмещения вреда, причиненного преступлением.

преступления.

При производстве неотложных следственных действий решения дознавателя должны утверждаться начальником органа дознания в связи с тем, что закон наделяет правом их проведения только орган дознания. Необходимо принимать во внимание, что орган дознания обязан возбудить уголовное дело и провести комплекс неотложных следственных действий (ч. 1 ст. 157 УПК РФ) только при наличии неотложной ситуации, когда по объективным или субъективным причинам следователь не имеет реальной возможности возбудить уголовное дело.

При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении должно передаваться по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. В случаях, не терпящих отлагательств, следователь вне зависимости от подследственности (в том числе и по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ) обязан возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия в соответствии С 4.5 ст. 152 УПК РФ. Передача уголовного дела от одного органа расследования другому всегда производится через прокурора (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

При определении формы предварительного расследования при возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления (не в отношении конкретных лиц) необходимо соблюдать правила подследственности.4 В данном случае учитывается такой предметный (родовой) признак как квалификация преступления.

Персональная подследственность имеет преимущество перед предметной5 и альтернативной. При конкуренции предметных подследственностей большую силу имеет тот орган, к чей подследственности относится более тяжкое преступление и поэтому орган следствия всегда имеет преимущества перед дознавателем.

Прекращение уголовного дела представляет собой одну из форм окончания предварительного расследования. Уголовно-процессуальная деятельность по такому делу полностью заканчивается. Прекращение уголовного дела производится только в том случае, если имеются на то основания, т. е. предусмотренные уголовно-процессуальным законом обстоятельства, которые исключают производство по делу и (или) предоставляют дознавателю (следователю) право или обязывающее их прекратить уголовное дело.

4 При выполнении неотложных следственных действий в ст. 157 УПК РФ установлены специальные правила подследственности, и требования ст. 151 УПК РФ на них не распространяются.

5 Кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК РФ.

Орган дознания, проведя следственные действия в порядке ст. 157 УПК РФ не вправе прекратить уголовное дело по п. 1 и 2 ст. 24 УПК РФ, т. к. такое обстоятельство как отсутствие в деянии состава преступления можно выявить только в ходе расследования и в процессе выполнения не только неотложных, но и других следственных действий. Закон не предоставляет право органу дознания осуществить весь комплекс следственных действий6 по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания не уполномочен ст. 157 УПК РФ прекратить уголовное дело, подследственное следователю.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что рассмотренные в этой статье вопросы требуют корректировки как на правотворческом, так и на правоприменительном уровне.

6 Ст. 157 УПК РФ не предоставляет органу дознания осуществлять иные процессуальные действия, в том числе и прекращать уголовные дела независимо от их оснований.

С. Н. Гармоников *

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ МЕХАНИЗМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ ОБЩЕГО

БЮДЖЕТА

Ключевые слова: Евразийское Экономическое Сообщество, таможенный союз, вывозная таможенная пошлина, ввозная таможенная пошлина, межбюджетное распределение пошлин.

Аннотация: В работе формулируются основные положения механизма распределения таможенных пошлин в формируемом Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией таможенном союзе Евразийского Экономического Сообщества.

В целях построения полноценного таможенного союза в соответствии с общепризнанными принципами международного права 6 октября 2007 года в г. Душанбе Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, в котором дано следующее определение таможенного союза: «"таможенный союз” - форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами».

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным определением таможенного союза в пределах единой таможенной территории подлежат беспрепятственному перемещению как товары, происходящие с единой таможенной территории, так и происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на этой таможенной территории, при условии применения всеми государствами-членами таможенного союза единого тамо-

* Соискатель Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.