дарством в полном объеме в порядке и сроки, которые установлены в главе 18 «Реабилитация» УПК РФ. Таким образом, к сожалению, из статьи 139 УПК РФ не видно, что возмещение вреда происходит независимо от вины должностных лиц государственных органов, а содержится лишь ссылка на порядок возмещения вреда, установленный для реабилитированных граждан.
В заключение необходимо сказать следующее. Учитывая активное участие юридического лица в уголовном процессе и возросшую роль юридических лиц в жизни общества с момента перехода страны к рыночным отношениям, все чаще юридические лица становятся участниками уголовно-процессуальных отношений. В этой связи введение понятия юридического лица должно содержаться в уголовно-процессуальном законодательстве, при этом процессуальные права и обязанности должны быть детально регламентированы.
Т. Л. Роганоеа*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЗНАНИЯ
Ключевые слова: уголовно-процессуальное право, дознание, процессуальные функции, орган дознания, неотложные следственные действия. Аннотация: В работе рассмотрены проблемы правового регулирования дознания как формы предварительного расследования. Проведен анализ нормативных актов, регламентирующих деятельность должностных лиц, реализующих процессуальные функции органа дознания. Представлена система неотложных следственных действий, а также условия их проведения.
Правом производства дознания наделены дознаватели (п. 7 ст. 5, ст. 41,ч. Зет. 151 УПК РФ), следователи (ч. 4 ст. 150, п. 7ч. 2ст. 151УПКРФ), органы дознания (п. 24 ст. 5, п. 3 ст. 149 УПК РФ), начальники подразделения дознания (ч. 2 ст. 40-1 УПК РФ). В соответствии с законом дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные законом (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Должность дознавателя предусмотрена в органах дознания: органов внутренних дел, пограничных органах Федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов Министерства юстиции на уровне субъектов Российской Федерации, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Начальник органа дознания или его заместитель (например, в органах внутренних дел - начальник криминальной милиции или милиции общественной безопасности) вправе поручить расследование в форме дознания не только штатному дознавателю, но и любому должностному лицу органа дознания (например, участковому уполномоченному милиции, оперуполномоченному подразделения криминальной милиции). Такое поручение может возлагаться:
а) на постоянной основе и оформлено в виде приказа о назначении
* Научный сотрудник центра организации научных исследований университета Государственной пожарной службы МЧС России.
на должность дознавателя или предусмотрено должностной инструкцией;
б) на временной основе в виде разового поручения (например, о расследовании в форме дознания конкретного преступления) и оформляться резолюцией или письменным распоряжением.
Таким образом, сотрудник милиции может приобрести процессуальный статус дознавателя.
Процессуальные функции органа дознания реализуют и иные должностные лица служб и подразделений органов внутренних дел:
а) участковый уполномоченный милиции (п. 9.1, 10.1, 10.2 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД РФ № 900 от 16.09.2002 г.);
б) сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (п. 2.4. Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ № 569 от 26 мая 2000 г. и ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13.01.2001 г. № 1);
в) сотрудник ГИБДД ГУВД, УВД субъекта РФ (в соответствии с Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ № 297 от 20.04.1999 г. в редакции Приказа МВД РФ № 209 от 28.03.2005 г., в функции ДПС ГИБДД МВД РФ входят: проведение в соответствии с законодательством РФ проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (п. 4.8), неотложных действий на месте ДТП (п. 6.1.14) и задержание в соответствии с уголовно-процессу-альным законодательством РФ лиц, подозреваемых в совершении преступления, с последующей передачей этих лиц в ОВД по территориальности (п. 10.10.10);
г) оперуполномоченный подразделения криминальной милиции;
д) начальник горрайоргана внутренних дел, его заместитель (приказ МВД РФ № 260 от 20.09.1994 г.);
е) начальник органа внутренних дел, его заместители - начальник криминальной милиции и милиции общественной безопасности (ответ Правового Департамента МВД РФ на обращение ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, исх. № 25/2892 от 06.07.2005 г.);1
1 Детальный ответ на вопрос, кто из руководящего состава наделяется полномочиями
ж) оперативный дежурный строевых подразделений ДПС и территориальных подразделений органов внутренних дел.
При составлении постановления (в том числе и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) должностным лицом, не являющимся штатным дознавателем, во вводной части решения должно быть отражено: исполняющий обязанности дознавателя, наименование подразделения милиции, звание, фамилия, инициалы дознавателя. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).
Независимо от ведомственной подследственности все дознаватели наделены одними и теми же правами. Дознаватели осуществляют уголовнопроцессуальную деятельность и не уполномочены производить административную и оперативно-розыскную деятельность по этому уголовному делу. Дознаватель при расследовании преступления обязан соблюдать правила о подследственности уголовных дел. Указания начальника органа дознания, прокурора, начальника подразделения дознания обязательны для исполнения дознавателем, а обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 4 ст. 40, ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Требования, поручения и запросы следователя, дознавателя, органа дознания, предъявляемые в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).
В п. 19 ст. 5 УПК РФ сформулировано понятие неотложных следственных действий как действий, осуществляемых органом дознания после возбуждения уголовного дела (выделено нами - Т. Р.), по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Таким образом, закон предусматривает проведение неотложных следственных действий2 только после возбуждения уголовного дела. Одна-
начальника органа дознания, должен найти отражение в приказе МВД РФ.
2 Проведениедознавателеминыхпроцессуальныхдействийзаконнепредусматривает и в противном случае это может привести к признанию доказательств недопустимыми. Возникает необходимость изменить редакцию ч. 1 ст. 157 УПК РФ и представить дознавателю право осуществлять не только неотложные следственные действия, но и иные процессуальные действия, а также применять неотложные меры процессуального принуждения.
ко ч. 2 ст. 176 УПК РФ допускает в случаях, не терпящих отлагательства,3 осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела.
Возникла коллизия между ч. 2 ст. 176 УПК РФ и ст. 5, 157 УПК РФ, представляющих право проводить неотложные следственные действия только после возбуждения уголовного дела. Для устранения такого противоречия законодателю необходимо не только определить цель производства неотложных следственных действий, но и сущность.
Непременным условием проведения дознавателем неотложных следственных действий по неподследственным ему делам является невозможность следователя по объективным причинам немедленно приступить к расследованию. УПК РФ не определяет конкретный перечень неотложных следственных действий, оставляя выбор за дознавателем. Законодатель полагает, что любое следственное действие при расследовании конкретного преступления может быть отнесено к неотложному. Полагаем, что неотложными следственными действиями не могут быть очная ставка, следственный эксперимент, предъявление для опознания, производство судебной экспертизы, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте, так как:
1. Эта группа действий направлена на проверку ранее собранных доказательств.
2. Непременным условием их проведения является наличие уже имеющихся в распоряжении органа дознания (ранее им собранных) доказательств.
Допрос обвиняемого также не может быть отнесен к неотложным следственным действиям, так как в соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК РФ орган дознания не вправе выносить постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.
Задачами неотложных следственных действий являются:
1. Обнаружение и фиксация следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
2. Установление и задержание лица, подозреваемого в совершении
3 Термины «в случаях, не терпящих отлагательств» и «неотложная ситуация» являются синонимическими. Под ними понимают внезапное возникновение обстановки, которая требует безотлагательных, немедленных процессуальных действий, т. к. в противном случае (промедление) это может привести к негативным последствиям: утрате следов преступления; сокрытии лиц, их совершивших, невозможность возмещения вреда, причиненного преступлением.
преступления.
При производстве неотложных следственных действий решения дознавателя должны утверждаться начальником органа дознания в связи с тем, что закон наделяет правом их проведения только орган дознания. Необходимо принимать во внимание, что орган дознания обязан возбудить уголовное дело и провести комплекс неотложных следственных действий (ч. 1 ст. 157 УПК РФ) только при наличии неотложной ситуации, когда по объективным или субъективным причинам следователь не имеет реальной возможности возбудить уголовное дело.
При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении должно передаваться по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. В случаях, не терпящих отлагательств, следователь вне зависимости от подследственности (в том числе и по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ) обязан возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия в соответствии С 4.5 ст. 152 УПК РФ. Передача уголовного дела от одного органа расследования другому всегда производится через прокурора (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
При определении формы предварительного расследования при возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления (не в отношении конкретных лиц) необходимо соблюдать правила подследственности.4 В данном случае учитывается такой предметный (родовой) признак как квалификация преступления.
Персональная подследственность имеет преимущество перед предметной5 и альтернативной. При конкуренции предметных подследственностей большую силу имеет тот орган, к чей подследственности относится более тяжкое преступление и поэтому орган следствия всегда имеет преимущества перед дознавателем.
Прекращение уголовного дела представляет собой одну из форм окончания предварительного расследования. Уголовно-процессуальная деятельность по такому делу полностью заканчивается. Прекращение уголовного дела производится только в том случае, если имеются на то основания, т. е. предусмотренные уголовно-процессуальным законом обстоятельства, которые исключают производство по делу и (или) предоставляют дознавателю (следователю) право или обязывающее их прекратить уголовное дело.
4 При выполнении неотложных следственных действий в ст. 157 УПК РФ установлены специальные правила подследственности, и требования ст. 151 УПК РФ на них не распространяются.
5 Кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК РФ.
Орган дознания, проведя следственные действия в порядке ст. 157 УПК РФ не вправе прекратить уголовное дело по п. 1 и 2 ст. 24 УПК РФ, т. к. такое обстоятельство как отсутствие в деянии состава преступления можно выявить только в ходе расследования и в процессе выполнения не только неотложных, но и других следственных действий. Закон не предоставляет право органу дознания осуществить весь комплекс следственных действий6 по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания не уполномочен ст. 157 УПК РФ прекратить уголовное дело, подследственное следователю.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что рассмотренные в этой статье вопросы требуют корректировки как на правотворческом, так и на правоприменительном уровне.
6 Ст. 157 УПК РФ не предоставляет органу дознания осуществлять иные процессуальные действия, в том числе и прекращать уголовные дела независимо от их оснований.
С. Н. Гармоников *
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ МЕХАНИЗМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ ОБЩЕГО
БЮДЖЕТА
Ключевые слова: Евразийское Экономическое Сообщество, таможенный союз, вывозная таможенная пошлина, ввозная таможенная пошлина, межбюджетное распределение пошлин.
Аннотация: В работе формулируются основные положения механизма распределения таможенных пошлин в формируемом Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией таможенном союзе Евразийского Экономического Сообщества.
В целях построения полноценного таможенного союза в соответствии с общепризнанными принципами международного права 6 октября 2007 года в г. Душанбе Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, в котором дано следующее определение таможенного союза: «"таможенный союз” - форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами».
Таким образом, в соответствии с вышеприведенным определением таможенного союза в пределах единой таможенной территории подлежат беспрепятственному перемещению как товары, происходящие с единой таможенной территории, так и происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на этой таможенной территории, при условии применения всеми государствами-членами таможенного союза единого тамо-
* Соискатель Российской таможенной академии.