Общим для указанных счетов является то, что резервы, учитываемые на них, создаются за счет отнесения сумм резервов на прочие расходы организации. Тем самым суммы, учтенные на счетах рассматриваемых резервов, уменьшают величину финансовых результатов отчетного периода. Соответственно отказ от использования в учетной политике оценочных резервов увеличивает сумму конечного финансового результата на сумму возможных резервов.
Такой способ учетной политики как создание оценочных резервов за счет отнесения на финансовые результаты (а именно: 5.1 на счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 5.2 на счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумага», 5 3 на счет 63 «Резервы по сомнительным долгам») предполагают минимизацию значения финансового результата.
Следовательно, каждое предприятие получило возможность, с учетом профессионализма сотрудников бухгалтерии, законно минимизировать финансовый результат деятельности, тем самым снижая налогооблагаемую базу.
Список литературы:
1. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 640 с.
2. Медведев М.Ю. Бухгалтерский учет для посвященных. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - 320 с.
3. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
© Долгих А.С/
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
В данной статье рассматриваются вопросы организации сметного планирования накладных расходов с целью выявления завышения стоимости общепроизводственных и общехозяйственных расходов и принятия соответствующих мер по их снижению.
Одной из проблем бухгалтерского учета затрат производственного предприятия является учет и контроль за накладными расходами. Зачас-
♦ Доцент кафедры Бухгалтерского учета и финансов
тую накладные расходы имеют относительно постоянную величину и колебания их в разные отчетные периоды незначительны, поэтому рекомендуется осуществлять планирование указанных затрат и составлять плановые сметы.
Основные принципы планирования затрат:
- периодичность;
- взаимосвязь с видами деятельности, реализуемыми в системе качества;
- экономическая значимость затрат;
- децентрализация;
- использование единых планово-учетных единиц измерения;
- достаточность информации;
- сметное управление затратами.
Периодичность в зависимости от сложности продукции, сроков изготовления и других особенностей предприятия, может как отражать производственный или коммерческий циклы, так и основываться на календарном плане работы. Обычно периодичность планирования и учета затрат, как и сроки предоставления планов и отчетов, устанавливаются внутренними документами предприятия и не зависят от периодичности бухгалтерского учета.
Взаимосвязи с видами деятельности, реализуемыми в системе качества, с одной стороны, способствуют тому, что система затрат становится одной из составляющих деятельности предприятия в области качества, а с другой - позволяют подойти к решению проблем оценки не только затрат на качество, но и эффективности функционирования системы качества, выявления неэффективных видов деятельности.
Экономическая значимость затрат - принцип, позволяющий рационально сформировать состав затрат. Дело в том, что некоторые категории затрат могут быть настолько незначительны, а организация их учета такой сложной, что можно отказаться от их планирования и учета без особых искажений в общей картине затрат. Однако для исключения возможных ошибок нужно по возможности учитывать все факторы, обусловленные спецификой производственной деятельности.
В соответствии с принципом децентрализации планирование должно осуществляться непосредственно руководителями соответствующих подразделений. Это позволяет не просто более точно спланировать затраты, но и определять должностных лиц, ответственных за их использование.
Использование единых планово-учетных единиц измерения в планировании затрат обеспечивает прямую и обратную связь между общей сметой затрат по предприятию и сметами конкретных подразделений.
При использовании единых планово-учетных единиц создается реальная возможность разработки системы учета, основанной на взаимосвязи
показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, а также показателей результатов деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. На разных уровнях планирования и учета планирования и учета планово-производственные единицы могут быть детализированы или наоборот укрупнены. В основе детализации заложен принцип перехода от более крупных единиц на уровне предприятия в целом, к более мелким, на уровне цеха, участка, отдела. Кроме того, использование планово-учетных единиц измерения обеспечивает возможность экономического анализа затрат.
В соответствии с принципом достаточности информации количество показателей, включенных в планы и отчеты, должно быть минимально необходимым, но достаточным для анализа и не требовать дополнительной аналитической обработки.
Соблюдение в процессе планирования, сбора и учета первичных данных принципа преемственности и многократности использования упрощает систему планирования и учета и повышает ее эффективность. При оперативном управлении информация управленческого учета подкрепляется, а иногда и дополняется бухгалтерскими данными.
Сущность рассматриваемого принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или произведенных расчетах и многократного их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов. Это позволяет создать на предприятии рациональную систему учета затрат соразмерно масштабам производственной деятельности. В результате минимального количества данных получают достаточное количество информации, необходимой для принятия управленческих решений.
И последний принцип - принцип бюджетного или сметного управления затратами означает, что все описанные выше процедуры могут быть осуществлены только на основе планирования и учета затрат путем составления бюджетов подразделений предприятия. При этом бюджетное планирование и учет затрат выступают, в первую очередь, как средство управления производственной деятельностью.
Смету общепроизводственных и общехозяйственных затрат составляют на основе применяемых для планируемого периода норм расхода материалов, топлива и энергии, норм обслуживания рабочих мест и прочих расходов.
Сметы расходов на обслуживание производства и управление составляются раздельно по основным и вспомогательным цехам. Сводная смета общехозяйственных и общепроизводственных расходов является суммой соответствующих расходов только основных цехов.
Основанием для разработки смет на обслуживание производства и управление являются:
- балансовая стоимость основных средств по каждому цеху и предприятию (с учетом ввода и вывода основных средств в планируемом периоде) с выделением стоимости зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств (по видам);
- нормы амортизационных отчислений по видам основных средств;
- смета расходов на текущий ремонт основных средств на основе планово-предупредительного ремонта. Расходы на воспроизводство основных средств включаются в сметы на обслуживание производства и управление в форме амортизационных отчислений от балансовой стоимости основных средств по установленным нормам;
- штатные расписания вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих с указанием, на какие статьи должна относиться заработная плата этих работников;
- процент и сумма отчислений на социальные нужды;
- планируемые нормы расхода материалов, топлива, энергии; плановая себестоимость единицы этих видов затрат и объем выполняемых работ (ремонтных, хозяйственных и др.);
- распределение продукции и услуг вспомогательного производства по внутрихозяйственным подразделениям-потребителям;
- расчет потребности в инструментах и инвентаре;
- сметы расходов на охрану труда и технику безопасности, рационализацию и изобретательство, содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны, подготовку кадров и другие расходы, включаемые в сметы.
Расчеты и сметы обосновываются разработанными нормами или нормативами на единицу (стоимостью единицы) и объемом соответствующих работ.
Составление сметы общепроизводственных расходов осуществляется по статьям.
По статье «Содержание персонала цеха» затраты планируются в соответствии с должностными окладами руководителей, специалистов и служащих цехов. Здесь же планируются стимулирующие выплаты и отчисления в государственные внебюджетные фонды.
Затраты по статье «Амортизационные отчисления» определяются исходя из балансовой стоимости основных средств (с учетом их движения в планируемом году) и действующих норм амортизационных отчислений.
По статье «Внутрихозяйственное перемещение грузов» транспортные услуги цехов предприятия и сторонних организаций определяются исходя из плановой себестоимости единицы и объема транспортных работ. Себестоимость услуг транспортных цехов предприятия включается в эту ста-
тью в суммах, предусмотренных в балансах вспомогательного производства по элементу «Внутрихозяйственные услуги вспомогательных цехов».
В статью «Прочие расходы» включаются расходы, не предусмотренные предыдущими статьями (расходы на перемонтаж оборудования, не связанные с подготовкой и освоением производства новых видов продукции и технологических процессов; затраты на материалы, детали, покупные полуфабрикаты, используемые при наладке оборудования в пределах установленных технических норм, и т.д.).
В статью «Содержание машин, оборудования и зданий, сооружений и инвентаря» включаются материальные и трудовые затраты, связанные с их содержанием.
Стоимость материалов на содержание и уборку помещений, хозяйственные нужды цеха, на содержание электросети, отопительной сети, водоснабжения и на другие нужды определяется исходя из планируемых норм расхода материалов на единицу хозяйственных работ, стоимости материалов и объема работ.
Расходы на оплату труда вспомогательных рабочих, занятых на хозяйственных работах, определяются в соответствии с утвержденным штатным расписанием.
По статье «Охрана труда» стоимость работ по охране труда в части номенклатурных мероприятий (за исключением капитального характера) планируется цехами-изготовителями с включением этих затрат в сметы цехов-потребителей в виде услуг. При производстве работ по технике безопасности силами данного цеха затраты на материалы и заработную плату определяются по нормам и расценкам цеха.
Затраты на номенклатурные мероприятия должны быть сгруппированы по следующим признакам: предупреждение несчастных случаев, заболеваний на производстве, улучшение условий труда. Затраты на номенклатурные мероприятия, спецодежду, спецобувь, индивидуальные защитные приспособления и т. п. определяются в соответствии с утвержденными нормами расхода спецодежды, спецобуви и т.п. на одного работающего, численностью работающих по профессиям, имеющим право на их получение, стоимостью единицы спецодежды и т.п.
Смету общехозяйственных расходов составляют по статьям. Затраты по ним исчисляют путем составления отдельных калькуляций (смет) расходов или комплексных смет. Методика исчисления каждой статьи определяется составом затрат, включаемых в данную статью.
При составлении сметы общехозяйственных расходов используют:
- штатное расписание управления предприятием;
- норматив отчислений на социальные нужды;
- расчеты расходов на служебные командировки общего назначения и перемещения;
- канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы;
- амортизационные отчисления по основным средствам общехозяйственного характера;
- сметы на содержание вычислительных установок, диспетчерской связи заводоуправления и цехов, общехозяйственных складов и
др.;
- сметы на отдельные виды общехозяйственных работ и услуг: содержание общехозяйственных лабораторий, производство испытаний, опытов, исследований, расходы на охрану труда и технику безопасности, производственную практику учащихся, подготовку кадров и организованный набор рабочей силы и т.п.
Формирование такой сметы-регистра позволит предприятию планировать величину накладных расходов, своевременно отслеживать и корректировать их величину с целью исключения непроизводительных потерь и перерасхода.
Список литературы:
1. Адамов Н. Учет накладных расходов // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2006. - № 29. - С. 7-11.
2. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 460 с.
3. Попова Т.Д. Внутренний контроль и аудит издержек: учебник. -Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007. - 224 с.
О СУЩНОСТИ КОНЦЕПЦИИ УЧЁТА ЗАТРАТ «ТАРГЕТИРОВАННЫХ БРЕНДОВ» В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ МОДНОЙ ОДЕЖДОЙ
© Ермакова Н.А/, Ивашкевич О.В.*
Камская государственная инженерно-экономическая академия, г. Набережные Челны Казанский государственный финансово-экономический институт,
г. Казань
В статье рассматриваются основополагающие принципы концепции учёта затрат по АВС-методу в розничной торговле модной одеждой, рынок которой является брендовым и предполагает целевую аудиторию покупателей или потребителей «целевых (таргетированных) брендов».
♦ Профессор кафедры «Финансы и бухгалтерский учет», доктор экономических наук, доцент " Соискатель кафедры «Управленческий учет»