начальными основами физики, неорганической химии и ботаники, а их знания „прилагались“ к хлебным растениям, лесоводству, травосеянию и т. п. Сельскохозяйственную направленность предлагалось выдержать и в соответствии с включенным в учебники материалом.
Для »усиления научной направленности обучения в старших классах вводились такие предметы, как физика, теория земледелия, земледельческая химия, технология и др. Как и в политехнической школе, в плане училища предусматривались изучение ремесел и трудовые занятия в „рабочих классах“ А чтобы приохотить учащихся к подобным работам, предлагалось продукцию их труда реализовывать, а доходы от продажи делить между ними.
Важным шагом вперед, особенно в вопросах всеобщности обучения в училище, является то, что в нем вместе с мальчиками предусматривалось обучение и девочек. Николай Платонович считал, что участие в сельскохозяйственном труде женщин наравне с мужчинами требует вооружения их знаниями земледелия. Здесь же акцентируется внимание на активном включении девочек в учительскую работу.
Таким образом, прочно встав на позиции „крестьянского социализма“, Н. П. Огарев, как и А. И. Герцен, видел реализацию своих взглядов в подготовке активных, свободных и грамотных строителей новой жизни, получивших глубокое и всестороннее „общечеловеческое“ образование.
__________________1 первый проректор МГУ им. Н. П. Огарева, академик АПСН, профессор
О. Б. ТОМИЛИН, зав. кафедрой физической химии МГУ им. Н. П. Огарева, со-росовский доцент
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТЕ
Сорок лет для отдельной личности — это практически жизнь. Сорок лет для человечества — это мгновение. А сорок лет для университета? Позволим себе высказать суждение, что это уже история, в которой спрессованы талант, труд и судьбы людей. Заявив о своем рождении в 1957 году, Мордовский государственный университет возложил на себя нелегкое бремя стать основным центром высшего образования республики. Опираясь на знания и опыт профессорско-преподавательского коллектива, педагогический институт сделал шаг на качественно новую ступень высшего образования.
Каковы отличительные признаки университетского образования? Многолетняя
история развития высшей школы в России и зарубежных странах дает различные определения этого социального феномена. Отбрасывая временные и национальные особенности, можно вычленить основные черты, характеризующие университетское образование. Во-первых, это образ мышления, для которого важнейшим является многомерное восприятие событий, фактов, процессов во всех их взаимосвязях с окружающим миром. Во-вторых, это высокая образованность, основанная на глубоком освоении фундаментальных знаний. В-треть-их, это открытость для постоянного поиска нового и саморазвития. Именно этот идеал университетского образования был и остается путеводной звездой работы
© В. А. Балашов, О. Б. Томилин, 1997
всего коллектива университета в каждый момент его сорокалетней истории.
Естественно, что политические и социальные приоритеты общества вносили серьезные коррективы в содержание, формы и методы учебной и учебно-методической работы не только Мордовского университета, но и высшей школы страны в целом. Но конъюнктурные новации как явления временные, поверхностные, не имея собственного заряда энергии, быстро угасали, отторгаясь подлинными ценностями университетского образования. В своем становлении Мордовский университет выбрал в качестве эталона главный вуз страны — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Этот выбор объяснялся не только географической близостью Москвы и Саранска, но и в первую очередь тем, что многие преподаватели прошли школу Московского университета в качестве студентов, аспирантов, слушателей факультета повышения квалификации. Но МГУ был не единственным примером пристального изучения, профессорско-преподавательский коллектив прилежно изучал опыт и традиции других старейших университетов страны, таких, как Ленинградский, Горьковский, Казанский.
Сверка по лучшим образцам позволила довольно быстро поставить организацию учебного процесса в университете на высокий уровень. Это выражалось в первую очередь в обращении к фундаментальной учебной литературе, к репродукции целей, содержания и оборудования практикумов, к организации и проведению учебных практик. Характеризуя первую половину развития университетского образования в Мордовии, можно отметить, что она в основном прошла под знаком традиционализма в организации и обеспечении учебного процесса. В стенах вуза зазвучали имена собственных ведущих ученых-педагогов, таких, как профессора М. М. Бахтин, И. Д. Воронин, А. И. Маскаев, П. Д. Степанов, М. Г Сафаргалиев, М. Н. Коля-денков, И. И. Заславский, Е. В. Са-пожникова, В. Н. Ржавитин, доценты Д. П. Бочкарев, В. И. Сорокина и др.
Новый этап в истории университетского образования в Мордовии связан со значительным расширением в начале 70-х годов перечня специальностей, по
которым осуществлялась подготовка специалистов. Университетское образование, сохраняя лучшие черты традиционного, явно смещалось в сторону многопрофильного высшего образования, ориентированного на выполнение как плановых показателей союзного министерства, так и заказов материального производства республики. Мордовскому университету, как и всей высшей школе страны, однозначно определялись перечень необходимых специалистов, их количество и требования к качеству подготовки.
Основной методической установкой, конкретизирующей содержание учебного процесса, стало требование научить будущих специалистов всему и на все случаи жизни. В конкретном воплощении реализация этого методического подхода сводилась к увеличению количества дисциплин учебных планов, объема аудиторных занятий, что приводило к размыванию ядра фундаментальной подготовки, сокращению времени самостоятельной работы студентов. Естественно, что такая структура организации учебного процесса вступила в противоречие с изначальным смыслом университетского образования.
Однако сложившийся в коллективе вкус к хорошей учебно-методической работе, зарождающиеся традиции поиска своего почерка в преподавании сохранили и поддержали крепнущую университетскую школу в республике. В этот период начала свою жизнь замечательная традиция: ежегодные научно-методические конференции — февральские педагогические чтения. Как правило, в программу чтений выносилась тема, актуальная для учебного процесса не только на сегодняшний день, но и на перспективу. Подготовленный рабочей группой из ведущих ученых-педагогов университета проект решения поставленной проблемы становился предметом подчас горячих споров на пленарных заседаниях. Именно здесь „выковывались“ предложения, значительно изменяющие первоначальный вариант видения и решения проблемы. Для многих учебных и учебно-методических новаций февральские педагогические чтения стали тем горнилом, в котором крепли настоящие, необходимые учебному делу решения и отвергались конъюнктурные мероприятия-однодневки. В этот же период продолжалась неброская
на первый взгляд, но важная для будущего работа по материально-техническому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Расширялся и рос, благодаря труду профессора В. Н. Ржа-витина, ботанический сад университета, который становился лабораторией под открытым небом для студентов биологического факультета. По инициативе доцента А. И. Душина была создана и развивалась биостанция на реке Суре, ставшая основной базой для прохождения полевых практик. Постоянно пополнялся новыми экспонатами анатомический музей, неспешно, но обстоятельно создаваемый профессором Н. М. Ивановым. Тысячелетняя история территории Мордовии и населяющих ее этносов по крупицам восстанавливалась в этнографическом музее (профессор Н. Ф. Мокшин). Богатейшую коллекцию собрал организатор минералогического музея доцент А. Г. Жильцов. Усилия профессора С. С. Конкина и его соратников превращали Мордовский университет в одно из крупнейших хранилищ материалов о мыслителях и поэтах прошлого века Н. П. Огареве, А. И. Полежаеве, крупнейшем гуманисте нашего столетия М. М. Бахтине. Эти подразделения не только являлись важными приметами настоящего университета, они служили и в качестве элемента университетского образования: сотни и тысячи студентов получили в стенах этих лабораторий первые уроки соприкосновения с живым материалом своей будущей профессии, ощутили первую радость пусть маленьких успехов на большом пути овладения знаниями.
В учебной деятельности университета в этот же период возникло еще одно новое направление, значение которого для ближайшего будущего в то время мало кто мог правильно оценить. Создание университетского вычислительного центра, оснащенного ЭВМ серии ЕС, воспринималось в большой степени как рождение инструмента серьезных научных исследований. В какой-то момент пользователями ЭВМ были только ученые университета, с помощью стандартных или специально созданных математиками-программистами программных продуктов решавшие те или иные научные задачи. Однако установка дисплейных классов (заслуга начальника ИВЦ В. Д. Стень-кина), открывших широкий персональ-
ный доступ к имеющимся ЭВМ, а также распространение на факультетах мини-и микроЭВМ сформировали проблему продвижения средств вычислительной техники в учебный процесс всерьез и надолго. Появившееся слово „компьютеризация“ зазвучало почти как слово „спутник“ в конце 50-х годов. Была создана программа подготовки студентов по использованию средств вычислительной техники. В ней выделялись три уровня подготовки, ориентированных по целям и затратам на следующие группы специальностей: инженерные, естественные и гуманитарные. В течение года была проведена кампания „повальной компьютеризации“ всех преподавателей, сотрудников, учебно-вспомогательного персонала. „Рабочим языком“ в университете был признан алгоритмический язык „Бейсик“, методические указания В. Д. Ширяева стали „бестселлером“, Безусловно, „кавалерийский характер“ этих мероприятий был следствием конъюнктурного подхода, желания перескочить этап развития. Но схлынувшая волна оставила истинное понимание проблемы, будничную, без внешних эффектов работу специалистов. И очень скоро нормой учебной деятельности стали отработанные практикумы в дисплейных классах ИВЦ и факультетских лабораториях вычислительной техники, лабораторные работы численного и аналогового моделирования тех или иных процессов и явлений, использование ЭВМ при выполнении курсовых и дипломных работ. Этот шаг обогатил университетское образование новыми возможностями в постижении и прак-
ф
тическом освоении знаний.
Вторая половина 80-х годов широко распахнула для страны окно в окружающий мир. Поток информации о структуре и содержании высшего образования за рубежом захлестнул высшую школу России. Обращение к человеческой личности как основной ценности общества заставляло по-новому посмотреть на цели высшего образования, его содержание, используемые методы обучения. Провозглашенные правительством страны демократизация, гуманизация и гуманитаризация высшего, образования определяли задачи и призывали к поиску путей их решения через различные элементы учебного процесса. Примат личности в системе общечеловеческих ценностей за-
ста в л ял искать пути реформирования учебного процесса, опираясь на закономерности интеллектуального и психологического статуса студента. Студент становится активным партнером преподавателя в открытии для себя нового знания. В этом контексте неудивительно, что учебно-методическая работа в университете преимущественно обратилась к освоению, адаптации и внедрению новых образовательных технологий, ориентированных на личность обучаемого.
Одними из первых в российской высшей школе группа преподавателей (среди которых можно отметить работы доцентов О. Б. Томилина и К. Н. Нищева) начала последовательное использование в учебном процессе новых систем оценивания качества знаний, основанных на индивидуальном кумулятивном индексе студента (рейтинге). Обращение к личностной мотивации учебной деятельности обучаемого не только явилось конкретной реализацией принципа индивидуализации обучения, но и значительно расширило дидактическую базу учебно-методи-ческого сопровождения учебных дисциплин. Почти десятилетие использования этой образовательной технологии примерно в половине учебных дисциплин университета наряду с традиционной системой оценивания показало ее большие возможности, жизнеспособность, поддержку со стороны студентов.
Значительное распространение, особенно на экономическом факультете (профессор Н. Д. Гуськова, доцент Н. Н. Мелькина), получило использование деловых игр как метода учебного моделирования реальных производственноэкономических ситуаций. Первый успех этой образовательной технологии побудил преподавателей ряда кафедр факультета разработать и внедрить в учебный процесс на основе метода моделирования реальных ситуаций целую серию вариативных приемов, обеспечивающих значительный прогресс в практическом освоении будущей специальности.
Появление в лабораториях университета персональных 1ВМ-совместимых компьютеров открыло возможность создания на основе имеющихся средств обучающих, учебных и контролирующих программ, использования в учебном процессе этих программных продуктов. Появилось самостоятельное понятие — ком-
пьютерные образовательные технологии.
Педагогическая мысль коллектива Мордовского университета обратилась также к изучению идеи диверсификации высшего образования. Практически по всем специальностям были разработаны проекты учебных планов, обеспечивающих образовательные уровни для академических степеней „бакалавр“ и „магистр“ по соответствующим направлениям. Состоявшееся в 1994 году выездное заседание УМО и научно-методического совета университетов Российской Федерации позволило профессорско-преподавательскому коллективу еще раз в творческих дискуссиях с коллегами из многих вузов России оценить свои возможности перехода на многоуровневую систему высшего образования. Мордовский университет проявил здоровый консерватизм, сохранив в итоге существующую структуру университетского образования. Учебная деятельность, как и природа, не терпит пустоты, она может существовать и эффективно функционировать только на хорошо подготовленных, объективно необходимых и прагматически оправданных устоях.
Восьмидесятые годы перевернули страницу в истории университетского образования в Мордовии. В отличие от первоначального периода, характеризующегося прилежным подражанием ученика университетским грандам, за перевернутой страницей совершенно явно начинает просматриваться собственное лицо университета, знающего свои достоинства и недостатки, уверенно глядящего в будущее. На дальнейшее развитие университетского образования в Мордовии, вне сомнения, наложили отпечаток в начале 90-х годов политические и социально-экономические процессы, произошедшие в России. Создание эффективно функционирующего открытого общества с рыночной экономикой ускорило реформирование высшей школы в России вообще и университетского образования в Мордовии в частности.
Аттестация университета, проведенная в 1992 году Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России, отметила имеющиеся достижения в области подготовки кадров, очертив вместе с тем круг учебно-методических проблем в учебной деятельности универ-
ситета, требующих решения. Понимая необходимость дальнейшего подъема учебно-методической работы как важнейшего инструмента повышения конкурентоспособности университетского образования, ректорат Мордовского университета в 1992 году пересмотрел структуру и состав научно-методического совета, наделив его значительными полномочиями в решении вопросов учебной деятельности. Научно-методический совет, возглавляемый первым проректором профессором В. А. Балашовым, состоял из четырех секций, ориентированных на решение фундаментальных проблем высшего образования:
— гуманизация, гуманитаризация и демократизация учебного процесса (доцент В. М. Сидоркина);
— совершенствование содержания образования (доцент М. К. Рункова);
— индивидуализация и дифференциация учебного процесса (доцент К. М. Романов);
— изучение, обобщение и апробация педагогических инноваций (доцент
О. Б. Томилин).
Построение совета по функциональному признаку определялось объективными процессами, происходящими в российской высшей школе. Коренное изменение основ организации общества требовало принципиального осмысления целей высшего образования, методов и средств их достижения. Эти проблемы были общими для всех специальностей, по которым велась подготовка в университете.
Однако с началом работы (1994 г.) над содержанием государственных образовательных стандартов по специальстям стала очевидной необходимость построения структуры научно-методического совета по линейному принципу. Динамично откликаясь на объективную реальность, ректорат произвел его реорганизацию, образовав секции: фундаментальных естественных (доцент А. В. Бритов), естественных (профессор М. М. Голубчик), гуманитарных (профессор Н. И. Воронина), инженерных (доцент С. А. Нестеров) факультетов, педагогического образования (профессор В. П. Фурманова). В это же время учебный отдел — орган оперативного управления учебным процессом — был преобразован в учебно-методическое управление, которое возглавил доцент К. Н. Нищев.
Утверждение Правительством Российской Федерации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования обусловило необходимость корректировки действующих учебных планов и программ. Анализ содержания стандартов показал, что эти нормативные документы обеспечивают реализацию фундаментальных принципов университетского образования. В настоящее время на первых двух курсах учебный процесс организован в рамках скорректированной учебно-методической документации. Изучение собственных возможностей позволило наряду с подготовкой дипломированных специалистов осуществлять подготовку бакалавров наук по направлениям „География“, „Экология и природопользование“, „География и картография“.
Научно-методическая работа университета в 90-е годы концентрировалась преимущественно на двух направлениях: содержание университетского образования и образовательные технологии в высшей школе. Об этом свидетельствуют проблемы, рассматриваемые на февральских педагогических чтениях: „Соотношение инновационных и традиционных подходов в организации учебного процесса“ (1992 г.), „Нетрадиционные методы обучения и контроля качества знаний в высшей школе“ (1993 г.), „Модель специалиста в новых социально-экономических условиях“ (1994 г.), „Научно-мето-дическое и организационное обеспечение введения в учебный процесс государственных образовательных стандартов“ (1995 г.), „Научно-методическая работа в университете: состояние, проблемы, перспективы“ (1996 г.), „Качество подготовки специалистов: состояние и перспективы“ (1997 г.). Определено направление предстоящих февральских чтений: „Передовые образовательные технологии: опыт использования и проблемы внедрения“ (1998 г.).
Достижение целей университетского образования пролегает через постоянное совершенствование и обновление образовательных технологий. Можно отметить, что работа в этом направлении представляет собой не только освоение, адаптацию и применение известного опыта. Научно-методический потенциал университета позволяет формулировать и разрабатывать собственные оригинальные ме-
тоды и приемы, его научно-методическая школа в 90-е годы приобрела всероссийское признание, например, в области кумулятивных систем оценки качества знаний. Вне сомнения, повышению уровня научно-методической работы способствовало привлечение к преподаванию (циклы лекций, работы по контракту) специалистов из зарубежных стран (Великобритании, Швеции, США, Германии, Венгрии, Финляндии).
Довольно быстро получило распространение на специальностях различной профессиональной направленности тестирование студентов по соответствующим разделам учебных дисциплин как экспрессный метод оценивания уровня знаний. Эта важнейшая технология современного учебного процесса, адаптированная и внедренная в цикле фундаментальных дисциплин, позволила начать построение системы сквозной диагностики качества профессиональной подготовки.
Проведенные в университете теоретические исследования показали, что качество специалистов — это не только закрепленный в памяти обучаемого определенный объем эмпирического и теоретического материала, но и устойчивые и развитые способности и умения универсантов решать задачи, возникающие в процессе их профессиональной деятельности. В этом смысле процесс обучения должен быть направлен на формирование у студентов профессионального мышления. Систематические исследования методик оценивания уровня сформирован-ности профессионального мышления на примере отдельных специальностей и дисциплин (профессора В. П. Андронов, Н. И. Мешков, К. М. Романов и др.) создали хорошую основу для обоснования и практического применения методов педагогической психологии в учебном процессе. Вне всякого сомнения, это один из наших значительных резервов повышения качества подготовки специалистов.
Ворвавшаяся в учебный процесс компьютерная техника открыла большие возможности для повышения эффективности действующих и создания новых образовательных технологий. Можно смело утверждать, что внедрение в учебный процесс компьютерных и информационных технологий стало естественным элемен-
том современной педагогической культуры в университетском образовании. Элективная оболочка учебных планов ряда специальностей насыщается дисциплинами, изучение которых просто невозможно без использования компьютерной техники, например: „Компьютерный физический практикум“, „Компьютерные технологии в конструировании электронной аппаратуры“, „Компьютерные медицинские технологии“. Примечательным шагом стало создание и применение в учебном процессе собственных электронных учебников на основе компьютерной оболочки „Сценарий“.
Начавшее свою самостоятельную деятельность Издательство Мордовского университета открыло широкие возможности по обеспечению учебного процесса различной по форме учебной и учебнометодической литературой, динамично откликающейся в содержательном плане на нужды учебного процесса. Установившаяся в университете высокая планка требовательности в учебной и учебно-ме-тодической работе с самого начала заставила создать систему контроля за качеством издаваемой литературы. Основной задачей научно-методического совета является именно экспертиза рукописей, подготовленных к изданию. Взыскательная, высокопрофессиональная критика в экспертных советах позволила обеспечить учебный процесс качественными и актуальными для своего времени материалами.
Существенные изменения в содержании высшего образования потребовали выработки системы приоритетов в выпуске учебной и учебно-методической литературы, в которую вошли обеспечение новых специальностей, общих учебных дисциплин, качество подготовки рукописей. Формирование гарантированного плана изданий проводилось в рамках открытого ежегодного конкурса, позволяющего выявить действительно необходимые учебники, учебные пособия, методические разработки и т. Д. Преподавателями университета подготовлен и издан ряд уникальных учебных и учебно-методических материалов, получивших благодаря высокому научному, методическому и полиграфическому уровню признание студентов не только нашего университета, но и других вузов России. К ним безусловно можно отнести курс лекций
по нормальной анатомии профессора
Н. М. Иванова, цикл учебных пособий профессора М. М. Голубчика, „Практикум по производственной эксплуатации машинно-тракторного парка“ профессора А. М. Карпова и др. Свыше 25 изданий получили в последние годы грифы соответствующих министерств и ведомств. Приятно осознавать, что университет становится известным по учебникам и учебным пособиям наших коллег.
Стал доброй традицией общеуниверситетский конкурс на лучший учебник (учебное пособие) по блокам специальностей, привлекающий внимание педагогической общественности университета. Лауреатами этого конкурса в разные годы были профессора Н. М. Иванов, М. М. Голубчик, А. М. Карпов, доценты В. Д. Ширяев, Н. Н. Логинова, В. П. Ковшов и др.
Значительным шагом в дальнейшем развитии университетского образования в Мордовии стало создание при университете в 90-е годы Регионального учебного округа. Основными задачами, определенными его Уставом, являются:
— участие в прогнозировании и разработке стратегии развития образования в Мордовии;
— содействие развитию сети новых типов общеобразовательных школ, средних профессиональных учебных заведений повышенного типа;
— разработка образовательных программ, ориентированных на интеграцию личности учащегося в систему мировой и национальной культуры;
— содействие созданию национальнорегиональных компонентов государственных образовательных стандартов;
— разработка концептуальных положений по совершенствованию учебного процесса и качества обучения учащихся и студентов, подготовки специалистов ;
— разработка методологических ос-
V
нов, технологий и техники непрерывного образования во всех звеньях преемственной системы „средние учебные заведения — вузы региона“;
— вовлечение учителей и учащихся, студентов и преподавателей учебных заведений, входящих в Региональный учебный округ, в научно-исследовательскую
работу;
— изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно-ме-тодической и другой работы субъектов учебного округа.
В настоящее время Региональный учебный округ, возглавляемый Попечительским советом (председатель ректор МГУ им. Н. П. Огарева академик Н. П. Макаркин) и дирекцией (директор РУО профессор И. Л. Наумчен-ко), объединяет 83 субъекта: вузы, инновационные средние учебные заведения (гимназии, лицеи) и другие образовательные учреждения, а также органы управления образованием, промышленные, коммерческие структуры.
Содержательная работа Регионального учебного округа, проводимая учеными вузов, руководителями и специалистами органов и субъектов образования, концентрируется в его 33 секциях по предметам и направлениям образования. Для большей ее эффективности все секции объединены в 7 блоков по направлению деятельности.
1. Стандартизация образования. Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов (начальник УМУ университета доцент К. Н. Нищев).
2. Наука и рынок. Учебные заведения в системе рыночных отношений (член-корреспондент РААСН профессор В. П. Селяев).
3. Информатизация образования в учебных заведениях Регионального учебного округа. Дистанционное обучение (академик МАИ профессор А. И. Афо-ничкин).
4. Экологическое образование в системе учебных заведений округа (проректор РИПКРО доцент В. И. Жидкин).
5. Гуманитарное образование (академик АПСН профессор Н. М. Арсентьев).
6. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса и воспитания молодежи (профессор Н. И. Мешков).
7. Управление образованием в регионе (директор ИПКПК доцент В. Ф. Левин).
Работа Регионального учебного округа, возрождающего лучшие традиции российского университетского образования, нашла признание не только в Мордовии, она стала предметом пристального изучения во всех регионах Российской Федерации.
Уже то немногое, о чем сказано выше, говорит об устойчивом развитии педагогической мысли в университете.
Каждый факультет, каждый институт могут назвать имена своих признанных лидеров в учебно-методической
работе, которые подобно камертону задают верный тон звучанию многоты-
сячного университетского оркестра. Это профессора Р. И. Александрова, М. М. Голубчик, Н. Д. Гуськова, С. П. Евдокимов, Н. М. Иванов, И. Л. Наумченко, Л. К. Фе-доткина, доценты Г. С. Барнашова, А В. Бритов, В. И. Гришанов, В. И. Ивлев, Л. Д. Ка-линкина, Н. Н. Мелькина, С. А Нестеров, К. Н. Ншцев, А. В. Сыркина и многие другие.
Результаты учебно-методической деятельности университета в последние годы позволили ему заслуженно занять место одного из лидеров в организации университетского образования в России. Именно эти достижения помогли нашему вузу успешно выполнить разработку ряда научно-методических проблем федеральной программы „Университеты России“. К разработке этих актуальных тем педагогики российской высшей школы привлекались лучшие ученые различных факультетов и институтов под руководством профессоров В. А. Балашова, В. П. Андронова, доцентов К. Н. Нищева, О. Б. Томилина. Полученные результаты составили основу при подготовке ряда документов Госкомитета РФ по высшему образованию, в частности государственных требований к уровню подготовки выпускника, необходимому для получения дополнительной квалификации „Преподаватель“, а также были изданы в виде коллективных монографий и других материалов, получивших широкое распространение в вузах России.
Новые перспективы развития университетского образования в Мордовии заложены в принятой Программе развития Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева на период 1996 — 2000 гг. Сформированный на основе богатого педагогического опыта и с учетом значительных возможностей профессорско-преподавательского коллектива план приоритетных меропри-
ятий должен усовершенствовать университетское образование. К ним относятся:
— оптимизация структуры и содержания образовательно-профессиональных программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
— разработка и внедрение программы циклов специальных дисциплин и курсов по выбору, ориентированных на усиление профессиональной компетентности высшего образования;
— оптимизация структуры и содержания гуманитарного образования на основе ценностей российской и мировой цивилизации;
— повышение эффективности всех элементов учебного процесса путем совершенствования используемых образовательных технологий;
— разработка и апробация образовательно-профессиональных программ повышенного уровня, а также методов их реализации на базе инновационного обучения;
— формирование учебно-методиче-ской среды функционирования учебного процесса в различных формах ее материальной реализации.
Краткий очерк становления к развития университетского образования в Мордовии, конечно, не может охватить все детали сорокалетнего пути. Хочется сказать доброе слово каждому за большой или малый труд, без которого не состоялся бы Мордовский государственный университет.
Университетское образование сегодня — явление многомерное. Основанное на лучших традициях российской высшей школы, оно впитало в себя динамизм и свободу мышления нашего времени, владение современным технологическим инструментарием, компьютерную и информационную культуру, высокий профессионализм в навыках и умениях. Университетское образование стало неотъемлемой частью менталитета республики, играя все более заметную роль в происходящих политических и социально-экономических событиях.