УДК 681.3.78
А.В. Вовна, А.А. Зори, В.П. Тарасюк
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ» НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рассматривается проблема повышения качества подготовки бакалавров по направлению «Электронные системы и микропроцессорная техника» в высших учебных заведени-
,
. -тельно опережает темпы модификации учебного процесса, преподавателями кафедры «Электронная техника» ДонНТУ рассматривается поход, обеспечивающий поддержку на всех основных этапах когнитивной деятельности, когда содержательный материал представляется в виде мультимедийного электронного учебника. В докладе рассматриваются , , -щие его особенности.
; ; .
A.V. Vovna, A.A. Zori, V.P. Tarasyuk
PERFECTION OF EDUCATIONAL PROCESS TO DIRECTION THE «ELECTRONIC DEVICES AND SYSTEMS» ON THE BASIS OF FACILITIES OF THE CONTROLLED FROM DISTANCE TEACHING AND MULTIMEDIA
TECHNOLOGIES
Problem of upgrading preparation of bachelors to direction the «Electronic systems and microprocessor technique» in higher educational establishments do necessity of permanent perfection of organization of educational process. As development of information technologies in electronics considerably passes ahead the rates of modification of educational process, the «Electron-ic technique» of DonNTU is examined the teachers of department hike, providing support on all of the basic stages of teaching activity, when rich in content material appears as a multimedia electronic textbook. Basic conceptions, fixed in his basis and features, determining him features, are analysed, are examined in a lecture.
Multimedia technologies; educational process; creation of electronic textbooks.
Введение. Проблема повышения качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях обуславливает необходимость постоянного совершенствования организации учебного процесса. Это касается подготовки бакалавров по направлению «Электронные устройства и системы», поскольку развитие информационных технологий в электронике значительно опережает темпы модификации .
Создание и совершенствование современных информационных технологий требуют от высших учебных заведений внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных , . -гий в учебный процесс вузов переходит на новый этап - внедрение новых мультимедийных учебных материалов. В Украине создается большое количество разнообразных информационных ресурсов, которые существенно повысили качество учебной и научной деятельности. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, формирования новых средств обучения [1].
Постановка задачи. Предположить и усоверше нствовать основные концеп-, -лавров по направлению «Электронные устройства и системы».
.
в учебных материалах, так и в квалифицированных преподавателях-специалистах.
, -тронные учебники могут в значительной степени уменьшить этот дефицит, если будут обладать достаточным качеством, обеспечивающим наличие четкого и кон, -
.
Идея мультимедиа заключается в использование различных способов подачи информации, включение в программное обеспечение видео- и звукового сопрово-, , программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, . . , одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.
Использование мультимедийных технологий в обучении реализует несколько основных методов педагогической деятельности, которые традиционно делятся на активные и пассивные принципы взаимодействия обучаемого с компьютером. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные -это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль студента ,который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения.
Исходя из этой концепции преподавателями кафедры «Электронная техника» ДонНТУ предполагается подход, обеспечивающий поддержку на всех основных этапах когнитивной деятельности, когда содержательный материал представляется в трех видах, формирующих учебно-методический комплекс (УМК) (рис. 1):
1. Изложение в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т.п. (с элементами, не свойственные бумажным учебникам, такие как анимация, видеовставки, звуко-
, ).
2. Схемокурс - сокращенное графическо-текстовое представление содержания учебника, помогающее понять структуру учебного материала, идеи, заложенные в нем, и сопоставляющее отдельные фрагменты содержания учебника с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию.
3. Тестовая система самопроверки - содержание учебного материала в виде вопросов и ответов, предоставляемое слушателю специальной интерактивной сис-
.
Компоненты УМК представляют собой:
♦ средства декларативного типа - печатные материалы (которые могут быть
), - -
кассеты. Дистанционные курсы, электронные учебники и тестовые компьютерные системы, основные дидактические функции которых - осмысление, закрепление и контроль знаний;
♦ интеллектуаль ные тренажеры, виртуальные лаборатории и другие подобные компьютерные системы, отличительными особенностями которых являются математические модели изучаемых объектов или процессов и ди-
;
♦
или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ, САЬ8-системы и . . -.
Рис. 1. Структура учебно-методического комплекса кафедры «Электронная
техника»
Лучшим вариантом реализации рассмотренного подхода на сегодняшний день является дистанционный курс или электронный учебник, то есть удобный электронный, компактный и достаточно полный источник информации, содержащий большое количество иллюстраций, упрощающих поиск необходимой информации.
, «
», -
, ,
Европы и требованиям кредитно-модульной системы организации учебного процесса, принятой в Болонском процессе [4].
На сегодняшний день существует два основных направления проектирования компьютерных методических материалов: INTERNET-технологии и Case- технологии [2-3]. Рассматриваемый учебник, реализованный средствами Internet, . языков HTML и Java и распространяется по сети (Internet или Intranet).
, -
, . , лежит в основе разработанного электронного учебника, позволяет отслеживать эти изменения и тем самым обеспечивать высокий уровень подготовки. Кроме того, важными преимуществами, свойственными интерактивной системе учебы, явля-
:
♦ наглядность представления материала (технология мультимедийных ги-
, , цвета, иллюстрации, видео, звука и так далее)
♦ быстрая обратная связь (вспоенный тест обеспечивает реальный контроль за изучением материала; интерактивный режим позволяет студенту самому контролировать скорость прохождения учебного материала).
В разработанном электронном учебнике выполнены следующие требования, которые предъявляются к объектам интерактивной системы учебы:
1. -
конченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
2. , , аудио- или видеовиде ("живые лекции").
3. , , , ,
которая появляется или исчезает синхронно с движением курсора по отдельным
.
4. Текстовая часть сопровождается перекрестными ссылками, которые позволяют сократить время поиска необходимой информации.
5. Наличие аудио- и видеоинформации, которая является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.
Одним из важнейших этапов разработки любого программного продукта есть планирование его возможностей, тех, которые будут реально доступны по окончании разработки, и тех, которые не получат реального воплощения. Для последних всегда должна существовать возможность их реализации в дальнейшем, в новой версии программного продукта. Такие возможности получили название потенци-- , , , но они могут появиться в будущем. С этой точки зрения разработан электронный учебник, который ничем не отличается от любого другого проекта. В нем, кроме
, .
К реализованным возможностям относятся:
♦ ознакомительные страницы, которые разъясняют пользователю назначения и структуру электронного учебника;
♦ система линейного двустороннего перемещения по материалу учебника -
;
♦ система нелиней ного перемещения, реализованная в виде гипертекстовой
;
♦
управлению учебником (рис. 2);
♦ звуковое и голосо вое сопровождение;
♦ использование графики высокого разрешения и богатой цветовой палитры;
♦ возможность прервать учебу в любой момент, перейти к ответам на во-
, ;
♦ модуль распознавания правильности ответов и выставления оценки;
♦ система по дсветки меню, которое облегчает выбор желаемого пункта.
♦ поддержка сетевого режима, когда учебник запускается по локальной сети;
♦ использование анимации и видеоизображение в учебнике, для объяснения и наглядного изложения объясняемых понятий;
♦ использование электронного учебника непосредственно из СБ-ИОМ.
Вышеупомянутые возможности обеспечивают электронному учебнику простоту и удобство в работе, снижение утомляемости, повышение эффективности
,
для непосредственного изучения материала, так и в виде справочной и методиче-.
Рис. 2. Пример реализации вычислительных формул
Разработана тестовая система самопроверки - проверка усвоения учебного материала в виде вопросов и зарезервированных ответов, что предоставляется слушателю специальной интерактивной системой. Тестовая система разбита на три укрупненные модули в соответствии с требованиями Болонской системы обучения в высшей школе.
Особенностью электронного учебника являются невысокие требования к аппаратным и программным ресурсам. Электронный учебник полноценно работает под любой операционной системой. На клиентских компьютерах должны быть установлены интернет-браузеры из следующего перечня: Microsoft Internet Explorer, Mozilla Firefox, Mozilla Netscape. Эти браузеры являются бесплатными и поставляются в составе операционной системы.
Практическая ценность рассмотренного подхода заключается в том, что дистанционные курсы и электронные учебники позволяют студентам, бакалаврам, магистрам и аспирантам технических вузов самостоятельно завладеть знаниями современной электроники и МП техники.
Применение разработанных программных продуктов, необходимых при самостоятельном изучении дисциплины (при выполнении виртуальных лабораторных работ, при текущем тестировании, решении задач, самопроверки знаний), а также применения дешевых в производстве электронных носителей информации, вместо дорогих бумажных, позволит получить значительный экономический эффект от внедрения результатов разработки в учебном процессе высших учебных .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin 4.1). - М.: Диалог-МИФИ, 2004. - 236 с.
2. Смолянинова ОТ. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. - Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2002. - 300 с.
3. Петрунин ЮМ. Искусственный интеллект как феномен современной культуры // Вестник Московского университета. - 1994. - № 8. - С. 28-33.
4. Зори АЛ., Тарасюк В.П., Головина АЖ. Основы разработки электронных учебников по направлению “Схемотехника электронных систем” // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2008. - № 2 (79). - С. 157-164.
. . ., . . .
Вовна Александр Владимирович - Государственное высшее учебное заведение «Донецкий национальный технический университет»; e-mail: [email protected]; 83001, г. Донецк,
ул. Артема, 58, Украина; тел.: +380623045571; +380623010918; кафедра электронной техники; к.т.н.; доцент.
Зори Анатолий Анатолиевич - кафедра электронной техники; зав. кафедрой; д.т.н.; про,
Тараенж Виктория Павловна - кафедра электронной техники; к.т.н.; доцент.
Vovna Aleksander Vladimirovich - State Higher Eeducation Establishment “Donetsk National Ttechnical University”; e-mail: [email protected]; 58, Artyom street, Donetsk, 83001, Ukraine; phones: +380623045571; +380623010918; the department of electronic technics; cand. Of eng. sc.; associate professor.
Zori Anatolii Anatolievich - the department of electronic technic; head of department; dr. of eng. sc.; professor.
Tarasyuk Viktoriya Pavlovna - the department of electronic technic; cand. of eng. sc.; associate professor.
УДК 004.056.53: 004.048: 004.832.28: 004.91
Н.Д. Хынг, BA. Камаев, АЛ. Кизим
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИАГЕНТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рассматривается сфера применений электронного документооборота с электронной цифровой подписью, которая в современном мире неуклонно расширяется. В любой организации выполняется множество операций работы с документами. При использовании бумажных документов возникает множество проблем: трудности управления, мед, , , большие площади для хранения, затраты времени и сил сторон-контрагентов при подписании документов и т.д. Актуальность данной работы связана с необходимостью приме-
( ), -блем бумажного документооборота. Существующие архитектуры таких систем имеют недостатки. Описана модель работы системы документооборота на основе многоагент-( ), . состав агентов клиента и сервера, проиллюстрированы особенности модели работы СЭД с использованием MAC до и после инициализации.
Документооборот; многоагентная система; агент; модель работы системы доку; .
N.D. Hung, V.A. Kamaev, A.V. Kizim MODELING OF WORKFLOW MAINTENANCE MULTI-AGENT SYSTEM
In any organization the set of operations of work with documents is performed. At use of paper documents there are a number of problems. The urgency of the given work is connected with necessity of application of electronic document management systems (EDMS) which solve a part of prob-