УДК 681.7: 7.67
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОПТИЧЕСКОМ ПРИБОРОСТРОЕНИИ
Елизавета Геннадьевна Бобылева
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры технологии оптического производства, тел (383) 361-07-79, e-mail: [email protected]
Светлана Васильевна Критинина
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры технологии оптического производства, тел (383) 361-07-79, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены роль и пути совершенствования транспортно-складского хозяйства на предприятиях приборостроительного комплекса.
Ключевые слова: интегрированные производственные системы, механизация и автоматизация складов, автоматизированное управление.
MPROVEMENT OF TRANSPORT AND WAREHOUSE SYSTEM TO MODERN-TODAY, OPTICAL ENGINEERING
Elizaveta G. Bobyleva
Siberian state geodetic Academy, 630108, Russia, str. Novosibirsk, ul. Plaxotnogo, 10, senior lecturer of the Department of technology of optical production, tel : (383) 361-07-79, e-mail: [email protected]
Svetlana V. Kritinina
Siberian state geodetic Academy, 630108, Russia,str. Novosibirsk, ul. Plaxotnogo 10, senior lecturer of the Department of technology of optical production, tel : (383) 361-07-79,
e-mail: [email protected]
The article considers the role and the ways of improvement of transport-storehouse management of the enterprises of instrument-making complex.
Key words: integrated production systems, mechanization and automatic warehouses, automated management.
На предприятиях оптического приборостроения решается целый комплекс производственных задач, в частности увеличения роста производства и повышения его экономической эффективности, а также освоения новой техники и технологий. Одним из слагаемых, обеспечивающих достижение этих целей, является эффективное управление запасами материально-технических ресурсов на предприятии. Складское хозяйство - одно из важнейших звеньев технологического процесса и организации производства приборостроительного предприятия.
На протяжении длительного промежутка времени предприятия считали основной целью - налаживание производительных и экономичных процессов
снабжения, изготовления и потребления, не придавая должного значения внутренним складским операциям. На производственных складах выполнялся большой объем погрузочно-разгрузочных работ, работ по перемещению материалов, и значительную их долю составлял ручной труд. Мало внимания уделялось совершенствованию процессов хранения и обработки запасов, эффективности использования складских площадей, технике и приемам грузопереработки, что указывало на низкий уровень развития оптического производства в целом.
В настоящее время при высокой степени технической вооруженности промышленных предприятий, развитии и применении интегрированных и гибких производственных систем (ГПС) необходимы высокая степень организации складского хозяйства, механизация и автоматизация работ с грузами, использование новейших технологий, совершенствование систем управления, наличие квалифицированных кадров.
Основная тенденция в организационной и технологической работе складских хозяйств сегодня - это оптимизация и автоматизация их деятельности. Под автоматизацией складских систем (АСС) подразумевается совокупность взаимосвязанных и согласованных в производстве процессов, методов и средств, обеспечивающих хранение, перемещение запасов и комплексный учет товарноматериальных ценностей с целью обеспечения ритмичного производственного процесса в ГПС.
Автоматизация складского хозяйства включает ряд мероприятий, как:
— оснащение склада необходимыми техническими средствами, улучшение структуры парка подъемно-транспортных и транспортных машин; создание автоматизированных контейнерных площадок;
— разработка и внедрение комплексной информационной системы, автоматизирующей складскую деятельность. Совершенствование информационных технологий увеличивает гибкость производства, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности при различных условиях работы гибкого автоматизированного производства (ГАП);
— изменение организации работы склада в соответствии с новыми требованиями. Это позволит сократить продолжительность и трудоемкость погрузочно-разгрузочных операций, повысить оперативность учета и сохранность груза при транспортировке;
— внедрение систем материально-технического снабжения типа «точно вовремя», которые значительно сократят объем складских запасов;
— улучшение использования складских помещений: применение вертикально-замкнутых (люлечные) складов с программным управлением позволит занимать малые производственные площади при достаточно большой емкости за счет вертикального расположения;
— обучение персонала.
АСС подразумевает также автоматическую выписку необходимых документов, отражающих движение изделий (накладных, счетов, актов списания и т. п.), сопровождение операций по приходу и выдаче производственных средств, списание со складов и т. д. На электронное устройство подается ин-
формация со всех участков склада, отсюда даются исполнительные команды на поступление, хранение и выдачу грузов. Процесс автоматизированного управления технологическими процессами современного складского хозяйства представляет собой, таким образом, систему с обратными связями, что позволит кладовщикам, мастерам и руководителям своевременно получать информацию о состоянии дел и при необходимости оперативно корректировать его работу, что еще раз говорит о гибкости этой системы.
В современном промышленном производстве на успешную работу складского хозяйства большое влияние оказывает автоматизированная транспортная система (АТС), являющаяся неотъемлемой частью ГАП. АТС обеспечивает:
— получение из АСС и возврат изделий (полуфабрикатов, материалов, комплектующих изделий, инструмента, технологической оснастки и др.);
— перемещение изделий в заданном направлении с заданной скоростью;
— перекладывание с одних транспортных средств на другие;
— установку на приемные устройства с заданной точностью;
— транспортировку изготовленных изделий на склад готовой продукции и т. д.
Эта система должна удовлетворять требованиям Г АП, сохранять ориентацию перевезенного груза, осуществлять связь с верхним уровнем управления.
Поэтому в состав автоматизированных складов должны входить накопи-тельно-ориентирующие устройства и системы машин, обеспечивающие транспортировку, установку и поиск материалов по специальным программам с использованием роботов (например, электроробокары, подвесные транспортные роботы, конвейерные системы, быстродействующие автоматические стропы и захваты). Транспортные роботы являются универсальным гибким средством реализации межучастковых и межоперационных связей. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с другими средствами: малогабаритностью подвижного состава; большим диапазоном регулирования производительности; автоматическим перемещением; полным освобождением проездов после прохождения транспортного робота для других видов транспорта; автономностью.
Для комплексной механизации и автоматизации транспортных операций большое значение имеет также укрупнение грузовых единиц путем применения контейнеров и средств пакетирования (поддоны всех типов, стропы, кассеты, обвязки, прокладки и т. п.).
Система автоматического сопровождения груза в зоне склада требует комплекса электронных устройств для каждого наименования. Поэтому чем больше число наименований грузов охватывается автоматизацией, тем более громоздкой будет сеть информационных, командных и исполнительных каналов. В настоящее время практикой установлено, что автоматизация процессов на складе с номенклатурой грузов до 50 наименований дает высокую экономическую отдачу, до 100 наименований - достаточно эффективна, 300 и выше - неэкономична.
В связи с этим руководителям предприятий приборостроительной промышленности, приступающих к реализации задачи оптимизации работы складского хозяйства, необходимо решить целый комплекс вопросов. Прежде всего,
будет ли экономически обоснованным внедрение системы автоматизации, как и насколько автоматизация складской деятельности позволит сократить запасы и увеличить товарооборот, какие изменения в организации работы склада и во взаимоотношениях с производством необходимо произвести. Кроме того, не менее важно определить, какие требования к навыкам и уровню знаний будут предъявляться к сотрудникам склада для успешного использования системы автоматизации.
В заключение статьи хотелось бы отметить следующее. Организация складского хозяйства является важным звеном в работе предприятия. Приоритетным направлением в развитии транспортно-складского хозяйства является их механизация и автоматизация, внедрение новой техники и методов работы. Более совершенная технология складирования и транспортирования дает возможность автоматического распределения объекта труда вдоль общего интеграционного потока производства. Принцип комплексного подхода позволяет повысить эффективность работы транспортно-складского хозяйства, сократить запасы и повысить товарооборот, минимизировать время выполнения складских операций и увеличить их точность. Все это поможет снизить расходы на содержание этих хозяйств и повысить производительность труда, а, соответственно, и прибыль предприятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Новицкий, Н. И. Организация производства на предприятиях. Учеб.-метод. пособие /. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 392с.
2. Бухалков, М. И. Внутрифирменное планирование. Учеб. для вузов /. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
3. Бобылева, Е. Г. Интегрированные производственные системы в приборостроении [Текст]: / Е. Г Бобылева // ГЕ0-Сибирь-2010: сб. матер. VI Междунар. науч. конгр., 19-29 апр. 2010 г. - Новосибирск: СГГА, 2010. - Т. 5, ч. 1. - С. 200-202.
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studuck.ru/documents/organizatsiya-skladskogo-khozyaistva-na-predpriyatii
5. Как повысить эффективность складского хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kimo-consulting.com/page.php?id=492.
© Е.Г. Бобылева, С.В. Критинина, 2013