13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 37.013.32 РЕМЕНЦОВ А.Н.
доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
E-mail: [email protected] ФАДЕЕВ И.В.
доктор технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» E-mail: [email protected] ТОНЧЕВА Н.Н.
кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» E-mail:[email protected] САМСОНОВ А.Н.
кандидат технических наук, доцент, Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета E-mail: [email protected]
UDC 37.013.32 REMENTSOVA.N.
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical Sciences, Professor, Moscow Automobile and Road Construction
State Technical University E-mail: [email protected] FADEEV I.V.
Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Chuvash State Pedagogical University Named After AND I. Yakovlev E-mail: [email protected] TONCHEVA N.N.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Volzhsky Branch of the Moscow Automobile and Highway
State Technical University E-mail:[email protected] SAMSONOV A.N.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Volzhsky Branch of the Moscow Automobile and Highway
State Technical University E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
IMPROVEMENT OFTECHNOLOGY OF TEACHING TECHNICAL DISCIPLINES IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING
В работе рассмотрено влияние применения виртуальной лабораторной работы на совершенствование технологии преподавания технических дисциплин в условиях дистанционного обучения. Виртуальные лаборатории и технические симуляторы способствуют повышению наглядности, интерактивности, позволяют моделировать объекты и процессы окружающего мира, организовать доступ к реальному лабораторному оборудованию, а также формированию компетенций обучающихся по техническим дисциплинам. Показано, что использование виртуальной лабораторной работы при изучении технических дисциплин позволяет повысить эффективностьучебного процесса и успеваемость обучающихся и является перспективным направлением совершенствования преподавания технических дисциплин в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: технологии преподавания технических дисциплин, дистанционное обучение, виртуальные лабораторные работы, технические симуляторы, эффективность учебного процесса, успеваемость обучающихся.
The paper considers the impact of the use of virtual laboratory work on the improvement of technology for teaching technical disciplines in the context of distance learning. Virtual laboratories and technical simulators help to increase visibility, interactivity, allow you to simulate objects and processes of the surrounding world, organize access to real laboratory equipment, as well as form the competencies of students in technical disciplines.It is shown that the use of virtual laboratory work in the study of technical disciplines makes it possible to increase the level of efficiency of the educational process and the progress of students, and it is a promising direction for improving the teaching of technical disciplines in the context of distance learning.
Keywords: technologies for teaching technical disciplines, distance learning, virtual laboratory work, technical simulators, the effectiveness of the educational process, student progress.
В связи с возникновением пандемии из-за коронови-русной инфекции дистанционное обучение приобретает особую значимость. Необходимость дистанционного обучения может быть продиктована и другими жизненными ситуациями, например, как ограниченные физические возможности, повышенная занятость, удаленность от места обучения и невозможность постоянного присутствия и т.д. В связи с этим, современный период информати-
зации образования требует совершенствования технологий преподавания дисциплин, особенно технических.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что основными целями системы образования являются подготовка высокопрофессиональных специалистов и создание условий для развития личности в образовательном процессе, достижение которых зависит от содержания образования, т.е. от того, как ор-
© Ременцов А.Н., Фадеев И.В., Тончева Н.Н., Самсонов А.Н. © Rementsov A.N., Fadeev I.V., Toncheva N.N., Samsonov A.N.
ганизован процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
На формирование содержания обучения отдельной дисциплины влияют педагогическое мастерство преподавателя, его квалификация, вдохновение и вовлеченность в учебный процесс, материальная база учебного заведения, развитие научно-технического прогресса, специфика учебного заведения и т.д. Значительную роль играет наличие учебно-методического обеспечения, отвечающего как требованиям государственных образовательных стандартов, так и современным требованиям информационного общества. В этой связи использование в образовательном процессе, особенно при дистанционном обучении, информационных технологий, виртуальных лабораторных работ необходимо для удовлетворения потребностей образования [1, 2].
Одной из актуальных проблем дистанционного обу-чениядисциплин междисциплинарного цикла является невозможность проведения в реальных условиях учебного лабораторного эксперимента. Поэтому в последнее время в учебных заведениях при дистанционном обучениина практических и лабораторных занятиях применяют виртуальные лабораторные работы так как виртуальное пространство позволяет обучающимсяне чувствовать барьеры и устранять пробелы в обучении.
Актуальность состоит еще и в том, что в настоящее время особую значимость приобретает задача поиска таких технологий обучения, которые способны обеспечить формирования компетенций, предусмотренных ФГОС в учебных заведениях. Именно таким средством являются виртуальные лабораторные работы, использование которых на занятиях по техническим дисциплинам при дистанционном обучении в учебных заведениях, будет способствовать повышению качества обучения.
Цель исследования: Совершенствование технологии преподавания технических дисциплин в условиях дистанционного обучения с применением виртуальной лабораторной работы.
Объект исследования: технология преподавания технических дисциплин в условиях дистанционного обучения.
Предмет исследования: методическое обеспечение занятия по техническим дисциплинам в условиях дистанционного обучения с применением виртуальной лабораторной работы.
Задачи исследования:
1. Выявить резервы совершенствования технологии преподавания технических дисциплин в условиях дистанционного обучения;
2. Разработать методы и приемы совершенствования технологии преподавания технических дисциплин в условиях дистанционного обучения;
3. Рассмотреть понятие виртуальной лабораторной работы и его влияние на качество учебного процесса;
4. Провести анализ возможностей использования виртуальных лабораторных работ на занятиях по техническим дисциплинам;
1) Провести экспериментальное исследование, направленное на определение степени эффективности использования виртуальных лабораторных работ.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что если при дистанционном изучении технических дисциплин использовать виртуальную лабораторную работу, то учебный процесс будет более эффективным и повысится уровень успеваемости обучающихся.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, сравнение, обобщение);
2) методический эксперимент;
3) психолого-педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования
В процессе проведения исследования использования виртуальных лабораторных работ на занятиях по техническим дисциплинам в качестве источников были использованы работы, посвященные методическим проблемам определения, построения и использования виртуальных лабораторных работ как зарубежных исследователей М.В. Анисимова [3], М.П. Мазура, С.С. Петровського, М.Л. Яновського [4], А.К. №ог. Т.М. Wasfy [5], так и отечественных Д.И. Троицкого [6], И.В. Ретинской, К.К. Дауренбекова, А.Ж. Рахметова [7], Е.М. Шнейдера [8] и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разрабатываемых материалов как для самостоятельного изучения обучающимися на занятиях, так и для дистанционного проведения занятий по техническим дисциплинам.
База исследования - ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии.
Анализ состояния вопроса
Большое значение в подготовке специалистов во многих сферах деятельности имеют лабораторные работы по изучению натурных объектов. В настоящее время определяющее значение в образовании, как и в других отраслях деятельности человека, имеют информационно-вычислительные системы. Использование интерактивных средств обучения - это современное, перспективное направление в образовании, привлекающее к себе повышенное внимание. Актуальность внедрения симуляторов в учебную практику обусловлена, во-первых, информационными вызовами времени, а во-вторых, нормативными требованиями к организации профессионального обучения. Нормативные требования ФГОС предусматривают широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий. При проведении процедуры аккредитации учебных заведений, наличие электронных средств обучения является обязательным условием, которое идет в зачет при проверке комиссией готовности материально-технической базы учреждения к образовательной деятельности.
Разработка мультимедийных учебных лабораторий и их применение в обучении являются перспективным направлением в подготовке высококвалифицированных специалистов. Мультимедийные учебные лаборато-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
рии способствуют повышению наглядности учебных и справочных материалов, развитию интересобучающих-ся к освоению нового материала и формированию познавательной и творческой активности.
Основной сложностью при реализации дистанционного обучения техническим дисциплинам является отсутствие традиционных аудиторных лабораторных и практических занятий, требующих использования лабораторных установок. Способом решения данной проблемы могут быть различные виртуальные лаборатории и технические симуляторы. Виртуальные лаборатории представляют собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой или при полном отсутствии таковой.
Виртуальные лаборатории и технические симу-ляторы способствуют повышению наглядности, интерактивности, позволяют моделировать объекты и процессы окружающего мира, организовать доступ к реальному лабораторному оборудованию, а также формированию компетенций обучающихся по техническим дисциплинам.
Виртуальные лаборатории - важный образовательный электронный ресурс. Они позволяют создавать рабочие модели, проводить различные преобразования и изменения состояний моделей, проводить измерения параметров модели при помощи виртуальных измерительных приборов [9].
Виртуальные лаборатории обеспечивают создание и использование в дистанционном учебном процессе мультимедийных объектов, управляемых пользователем.
Задачи, решаемые мультимедийными учебными лабораториями, приведены на рисунке 1.
«Использование виртуальных лабораторий в учебном процессе позволяет с одной стороны предоставить возможность обучающемуся провести эксперименты с оборудованием и материалом, отсутствующим в реальной школьной лаборатории, получить практические навыки проведения экспериментов, ознакомиться детально с компьютерной моделью уникального дорогостоящего объекта, исследовать пожаро- и взрывоопасные процессы и явления, не опасаясь за возможные последствия» [10].
Критериями оценки виртуальных лабораторий являются усвояемость учебного материала, заинтересованность обучающегося, время необходимое для проведения, необходимость присутствия преподавателя при выполнении лабораторной работы и при оценке результатов полученных знаний. Они позволяют более детально изучить поставленные задачи, так как можно провести большее количество измерений за учебное время, чем при выполнении работы с использованием реального оборудования [11].
Одним из путей совершенствования подготовки будущих специалистов, формирования у них профессиональных компетенций является внедрение интерактивных форм дистанционного проведения занятий по
техническим дисциплинам - компьютерных симуляций, виртуальных учебных лабораторий, виртуальных тренажеров [12].
внедрить дистанционные формы учебной работы 9 учебных 1 лез еде ниц и,
имеющих слабую лабораторную базу
У. у
Рис. 1. Задачи, решаемые мультимедийными учебными лабораториями.
Наиболее распространенными из них являются:
1. Учебный комплекс по изучению устройства и ремонта автомобилей группы компаний «Атанор»;
2. Учебная лаборатория «Агрегаты автомобиля»;
3. Учебная лаборатория «Устройство автомобиля»;
4. Виртуальная лаборатория Техническое обслуживание автомобилей «ЕМАКЕТ»;
5. Виртуальный тренажер-симулятор &кг «Обучение автомехаников: ремонт и обслуживание ходовой части автомобиля» и др.
В них используются 3D-модели реального, современного оборудования и приспособлений, а также реалистичные звуки окружающей среды, механизмов и т.д. Встроены методические материалы (краткая теория, порядок выполнения работ и т.д.) с возможностью масштабирования и вывода на печать.
Виртуальные лабораторные работы обеспечивают интерес обучающихся и повышают активность самостоятельной работы, способствуют повышению наглядности учебных и справочных материалов, развитию интереса обучающегося к освоению нового материала и формированию познавательной и творческой активности, направленной на углубленное изучение устройства современных технических средств, а также новейших достижений в их ремонте и обслуживании.
Экспериментальная часть
Для проверки иподтверждения гипотезы исследования нами проведено изучение влияния предложенной нами виртуальной лаборатории при дистанционном изучении темы «Электронная система зажигания двигателя автомобиля» по дисциплине «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей» на эффективность и время изучения темы.
Методы, применяемые при исследовании:
- анализ учебно-методической и технической литературы,
v:.1 от рутины контроля и консультироаа ния
\_/
- наблюдение;
- анкетирование;
- педагогический эксперимент.
Во время подготовки и проведения исследования посещались занятия по дисциплине «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей», велись наблюдения за организацией учебного процесса, использованием, тренажеров, стендов, проводился контроль занятий по изученным темам с использованием тестовых заданий.
В исследовании участвовали обучающиеся третьего курса. В ходе исследования проведен констатирующий эксперимент для определения уровня знаний студентов и разделения их на две группы с примерно равным уровнем знаний - контрольную и экспериментальную, анкетирование и формирующий эксперимент. Оценка уровня знаний в ходе экспериментов производилась с использованием тестовых заданий.
Анкета состояла из следующих вопросов:
1. Как вы считаете, влияют ли виртуальные лаборатории на результаты учебного процесса?
2. Способствует ли применение виртуальных лабораторий повышению интереса к изучаемой дисциплине?
3. Зависит ли время изучения отдельных тем дисциплины от наличия или отсутствия стендов, макетов и виртуальных лабораторий по этим темам?
4. Считаете ли вы, что работа обучающихся в виртуальных лабораториях положительно влияет на закрепление знаний?
5. Влияет ли использование виртуальных лабораторий на развитие творческих способностей будущего специалиста?
6. Как вы считаете, влияет ли применение виртуальных лабораторий на уровень профессиональной компетентности будущего специалиста?
Для удобства обработки результатов исследований-анкета предлагалась с ограниченным вариантом ответов. Ответ предлагалось выбрать из следующего ряда:
1. Уверен, что да.
2. Скорее да, чем нет.
3. Затрудняюсь в выборе ответа.
4. Скорее нет, чем да.
5. Уверен, что нет.
Данные, полученные в результате анкетирования, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты анкетирования, (%)
№ вопроса Номер ответа
1 2 3 4 5
1 86 10 5 4 5
2 62 14 8 0 0
3 68 13 11 6 3
4 84 11 5 5 5
5 86 7 4 0 0
6 82 14 6 3 0
Констатирующий эксперимент проводился в начале семестра, а уточняющий - после изучения темы «Электронная система зажигания».Занятие в разных группах (контрольной и экспериментальной) проводилось с использованием различных методик - в контрольной по традиционной методике проведения лабораторно-практических занятий, а в экспериментальной - с применением виртуальной лаборатории Electude Simulator Challenge - Experiment.
Результаты экспериментов представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Изменение уровня знаний в ходе педагогического эксперимента
Вид эксперимента Группа, кол. (%)
контрольная Экспериментальная
Констатирующий «Отлично» «Хорошо» «Удовлетворительно» 8 (28,6) 10 (35,7) 10 (35,7) 8 (28,6) 11 (39,3) 9 (32,2)
Всего обучающихся 28 (100 %) 28 (100 %)
Формирующий «Отлично» «Хорошо» «Удовлетворительно» 8 (28,6) 11 (39,3) 9 (32,2) 11 (39,3) 13 (46,4) 4 (14,3)
Всего обучающихся 28 (100 %) 28 (100 %)
Сравнение результатов экспериментальной и контрольной группы на формирующем этапе показано на рисунке 2.
Формирующий этап
50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
||
контрольная группа
хорошо удовлетворительно
экспериментальная группа
Рис. 2. Сравнение результатов экспериментальной и контрольной группы на формирующем этапе.
Из рисунка 2 видно, что уровень знаний в экспериментальной группе выше. Полученный результат позволяет утверждать об эффективности виртуальной лаборатории, как средства дистанционного изучения темы «Электронная система зажигания двигателя автомобиля» междисциплинарного курса «Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей».
Можно утверждать, что использование виртуальной лабораторной работы при изучении технических дисциплин позволяет повысить уровень эффективности учебного процесса и успеваемости обучающихся.
Таким образом, использование в преподавании технических дисциплин виртуальных лабораторий и технических симуляторов является перспективным направлением совершенствования преподавания технических дисциплин в условиях дистанционного обучения.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. Фадеев И.В. Применение информационных и коммуникационных технологий в преподавании филологических предметов // Русский язык в условиях би- и полилингвизма: сб. науч. тр. всероссийской (с международным участием) науч.-практич. конф. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 127-129.
2. Фадеев И.В. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе современной школы / И.В. Фадеев // Преподавание истории в школе и вузе: актуальные проблемы методологии и методики: сб. мат. II Всероссийской науч.-практич. конф. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 198-202.
3. Атстов М.В. Дидактичш принципи побудови лабораторних занять з фiзики iззастосуванням ПК. // наук. записки КДПУ Кровоград: 2006. Вип. 66. С. 200-204 (Серiя: пед. науки).
4. МазурМ.П. Особливоси розробки вiртуальних практичних штерактивних засобiв на вчання дисциплш для дистанцшного навчання / М. П. Мазур, С. С. Петровський, М.Л. Яновський. // 1нформацшнггехнологп в освт. 2010. № 7. С. 40-46. -URL: http:// dn.tup.km.ua/dn/project/publications/fdn006.pdf (дата звернення : 11.09.2021).
5. Noor A.K. Simulation of physical experiments in immersive virtual environments /A.K. Noor, T.M. Wasfy // Engineering Computations: Int. J. for Computer-aided Engineering and Software. 2001. V. 18, № 3-4. Pp. 515-538.
6. Троицкий Д.И. Виртуальные лабораторные работы в инженерном образовании / Д. И. Троицкий // Открытая всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в России-2007». - URL:www.it-education.ru/2007/reports/Troickiy.htm (дата обращения: 11.09.2021).
7. Ретинская И.В. Разработка виртуальных лабораторных работ по техническим дисциплинам / И. В. Ретинская, К. К. Дауренбеков, А. Ж. Рахметова. - Текст : непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2. С. 73-75. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4839 (дата обращения: 11.09.2021).
8. Шнейдер Е.М. Из опыта применения виртуальных лабораторных работ в практике изучения блока естественнонаучных и общеинженерных дисциплин. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37554 (дата обращения 11.09.2021).
9. Кияшко Е.В. Лабораторные работы нового поколения: виртуальные лаборатории. - URL:http://uchitel.uss.dvfu.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B 5_%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения 11.09.2021).
10. Козловский Е.О., Кравцов Г.М. Мультимедийная виртуальная лаборатория по физике в системе дистанционного обучения. - URL: http://elibrary.kdpu.edu.ua/jspui/bitstream/0564/2455/1/paper7.pdf (дата обращения 11.09.2021).
11. Мендалиева С.И., Мукашева, Н.А. Эффективность применения виртуальных лабораторных работ в обучении бакалавров по техническим направлениям. - URL: https://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-pedagogiki-i-obrazovaniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunar/sektsiya-9-innovatsionnye-protsessy-i-informatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii/effektivnost-primeneniya-virtualnykh-laboratornykh-rabot-v-obuchenii-bakalavrov-po-tekhnicheskim-nap/(дата обращения 11.09. 2021).
12. Данчук И.И., Лисин Д.Г. Активные методы обучения в подготовке автомехаников в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-podgotovke-avtomehanikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-spo-tretiego-pokoleniya (дата обращения 11.09. 2021).
Reference
1. Fadeev I.V. Application of information and communication technologies in teaching philological subjects // Russian language in the conditions of bi- and polylingualism: collection. scientific tr. All-Russian (with international participation) scientific-practical. conf. -Cheboksary: ChSPUthem I. Yakovleva, 2019. Pp. 127-129.
2. Fadeev I.V. The use of electronic educational resources in the educational process of the modern school // Teaching history in school and university: current issues of methodology and techniques: Sat. mate. II All-Russian scientific-practical. conf. Cheboksary: ChSPUthemI. Yakovleva, 2019. Pp. 198-202.
3. Anisimov M.V. Didactic principles of construction of laboratory classes in physics with the use of PC // Nauk. KDPU notes. -Kirovograd: 2006. Issue. 66. Pp. 200-204 (Series: ped. Sciences).
4. Mazur M.P., PetrovskyS.S., Janowski M.L. Features of the development of virtual practical interactive teaching aids for distance learning. // Information technologies in education. 2010. no. 7. Pp. 40-46. - URL: http://dn.tup.km.ua/dn/project/publications/fdn006.pdf (access date: 11.09.2021).
5. NoorA.K.,Wasfy T.M. Simulation of physical experiments in immersive virtual environments // Engineering Computations: Int. J. for Computer-aided Engineering and Software. 2001. V. 18, no. 3-4. Pp. 515-538.
6. TroitskyD.I. Virtual laboratory work in engineering education // Open All-Russian Conference "Teaching Information Technologies in Russia-2007". - URL: www.it-education.ru/2007/reports/Troickiy.htm (date of access: 09/11/2021).
7. Retinskaya I.V., Daurenbekov K.K., Rakhmetova A.Zh. Development of virtual laboratory works in technical disciplines. // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2014. no. 3-2. Pp. 73-75. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=4839 (date of access: 09/11/2021).
8. Schneider E.M. From the experience of using virtual laboratory work in the practice of studying the block of natural science and general engineering disciplines. . - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37554 (date of treatment 09/11/2021).
9. KiyashkoE.V. Laboratory work of a new generation: virtual laboratories. - URL: http://uchitel.uss.dvfu.ru/wp-content/uploads/20 15/02/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%820/oD10/o83%D0%B0% D0% BB% D1% 8C% D0% BD% D1% 8B% D0% B5_% D0% BB% D0% B0% D0% B1% D0% BE% D1% 80% D0% B0% D1% 82% D0% BE% D1% 80% D0% B8% D0% B8.pdf (date of circulation 09/11/2021).
10. Kozlovsky E.O., Kravtsov G.M. A multimedia virtual physics laboratory in a distance learning system. - URL: http://elibrary. kdpu.edu.ua/jspui/bitstream/0564/2455/1/paper7.pdf (date of access 09/11/2021).
11. Mendalieva S.I., Mukasheva N.A. The effectiveness of the use of virtual laboratory work in teaching bachelors in technical areas.- URL: https://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-pedagogiki-i-obrazovaniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunar/sektsiya-9-innovatsionnye-protsessology-i-inkatsionnye-tete -v-obrazovanii / effektivnost-primeneniya-virtualnykh-laboratornykh-rabot-v-obuchenii-bakalavrov-po-tekhnicheskim-nap / (date of access 09.11.2021).
12. Danchuk I.I., Lisin D.G. Active teaching methods in the training of auto mechanics in the context of the implementation of the third generation FSES SPO. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-podgotovke-avtomehanikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-spo-tretiego-pokoleniya (date of access 11.09.2021).