7. Kuzmina, A.A. and Taranushenko, T.E. (2005), "Dynamics of body weight as criterion of an assessment of process of adaptation of first graders to school", Pediatrics, No. 6, pp. 79-82.
8. Kuchma, V. R. Zvezdina, I.V. and Zhigareva, H.C. (2008), "Medico-social aspects of formation of health of younger school students", Questions of modern pediatrics, No. 4, pp. 9-12.
9. Nagayeva, E.V. (2009), "Growth as criterion of health of the child", Pediatrics, No. 3, pp. 5862.
10. Petrushkina, N.P. and Zhukovsky E.V. (2010), Age physiology, publishing house of the Ural state university of physical culture, Chelyabinsk.
11. Setko, N.P., Lozinsky, A.S. and Bulycheva, E.V. (2012), "Features of formation of adaptation opportunities of grammar-school boys first graders", Hygiene and sanitation, No. 1, pp. 51-53.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2014.
УДК 796.422.12
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЗА СЧЕТ УЛУЧШЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ БЕГОВОГО
ШАГА
Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП)
Аннотация
Студенты вузов не физкультурного профиля испытывают значительные трудности при преодолении второй части 100-метровой дистанции, во многом связанные с нарушением кинематической структуры бегового шага. Наиболее очевидные ошибки возникают в фазе переноса маховой ноги, т.к. бегуны совершенно не сгибают ногу в коленном суставе в конце дистанции. Динамика средней величины угла максимального сгибания коленного сустава в фазе полета оказывает сильное влияние на скорость бега (r>|-0,642|). Для повышения значения данного угла, помимо скорост-но-силовых и силовых упражнений, на каждом учебном занятии студенты должны выполнять изложенный в данной статье специальный набор упражнений, направленных на увеличение гибкости в тазобедренном сочленении и развитие силы мышц, совершающих работу в период переноса ноги. Это позволит студентам перемещать маховую ногу более свободно и с большей амплитудой, что приведет к более экономичной технике бега и улучшению спортивных результатов.
Ключевые слова: студенческий спорт, бег на короткие дистанции, кинематические характеристики бегового шага, специальные легкоатлетические упражнения, упражнения для развития гибкости в тазобедренном сочленении.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p118-122
PERFECTION OF THE STUDENT'S SPRINT TECHNIQUE BY IMPROVING OF KINEMATIC CHARACTERISTICS OF STRIDE
Alexander Sergeevich Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Annotation
Students (non-professional sprinters) have significant difficulties in the second half of the 100 meter distance due to violations of the kinematic structure of the stride. The most obvious errors occur especially in the phase of swinging legs moving, for example, runners can't quite bend the leg at the knee joint at the end of the distance. Dynamics of the average value of the angle of maximum flexion knee joint of swinging leg in flight phase has a strong influence on the running speed (r>|-0.642|). To improve values of this angle we offer many exercises for developing flexibility in the hip joint, which students should do in addition to exercises for the development of muscle strength at every training. This will allow runners to move swinging leg more freely with greater amplitude reaching more effective sprint technique.
Keywords: students' sport, track and field, sprint, improvement of kinematical characteristics of sprint running, specific sprinting and jumping exercises, exercises for developing flexibility.
Бег на короткие дистанции является одним из основных обязательных нормативов вводимого в нашей стране комплекса ГТО. Однако данные ежегодного тестирования студентов вузов показывают, что бег на 100 метров часто вызывает у студентов значительные трудности, связанные не столько со слабым уровнем общей физической подготовленности, сколько с ошибками в технике движений. Визуальное наблюдение за техникой бега студентов на 100 метров выявляет большое количество ошибок, особенно в фазе переноса маховой ноги, таких как узкое разведение бедер, бег на полусогнутых ногах, слишком жесткую постановку стопы на опору, излишний выхлест ноги в фазе амортизации.
Для определения степени влияния отдельных компонентов техники бега на спортивный результат спортсменов различного уровня подготовленности нами был проведен сравнительный анализ кинематической структуры спринтерского бега сильнейших бегунов Санкт-Петербурга (с результатом 100 м 11,07±0,23 с) и слабо подготовленных студентов (с результатом 100 м 13,91±0,54 с).
Данные анализа определяют, что наибольшие различия в структуре бегового шага между студентами и высококвалифицированными спортсменами наблюдаются во второй половине 100-метровой дистанции, на фоне усталости, и в большей степени они проявляются в фазе полета.
Проведенный математический расчет показал, что из исследуемых кинематических характеристик бега наибольшая зависимость наблюдается между скоростью бега и минимальной величиной угла сгибания маховой ноги в фазе переноса (r>|-0,642|), причем с ростом результатов эта связь усиливается. Кроме того, сильная отрицательная связь установлена между углом и временем полета (r>|-0,715|), сильная положительная связь наблюдается между углом и временем опоры (r=0,563). Представленные расчеты говорят о важности величины угла сгибания маховой ноги для оптимизации техники спринтерского бега на протяжении всей дистанции.
Величина угла сгибания маховой ноги в коленном суставе у квалифицированных бегунов приобретает свое наименьшее значение к 30 метру дистанции (43±5,45°), после чего она практически остается в заданном диапазоне до конца дистанции, слабо увеличиваясь к финишу на 3-5%. Студенты достигая минимального значения угла (51,93±6,8°) к 30 метру дистанции, удерживают его только в пределах 20-30 метров. Во второй половине дистанции значение угла значительно возрастает и к финишу на 6-7% превышает свое минимальное значение (рисунок 1).
cmydet ilTtbl
Цч
кв a п ифицщ юванны е сприн/ пера
»»«»»»шпм«
Рис.1. Динамика изменения минимальной величины угла сгибания маховой ноги в коленном суставе в фазе переноса на дистанции 100 метров у спринтеров различной квалификации
Многие исследователи [1, 4, 7] рассматривают движение коленного сустава как один из наиболее важных элементов техники бега, а некоторые специалисты [3, 5] полагают, что для улучшения кинематической структуры бегового шага необходимо выполнять перемещения нижних конечностей с большей амплитудой, для чего требуется достаточный запас гибкости в тазобедренной сочленении.
Согласно проведенным наблюдениям в большинстве вузов не физкультурного профиля для подготовки студентов в беге на 100 метров используется ограниченный набор беговых и прыжковых упражнений, имеющих в основном скоростно-силовую направленность.
Однако для развития специальных физических качеств необходимо выполнение большого объема упражнений, направленных на совершенствование кинематической структуры бегового шага, среди которых одними из наиболее важных должны стать специальные подводящие упражнения, направленные на увеличение гибкости в тазобедренном сочленении и развитие силы мышц, совершающих работу в период переноса ноги. К таким упражнениям следует отнести следующие:
• Прыжки в шаге на пружинистой основе. Упражнение следует выполнять с акцентом на максимальное сведение-разведение бедер в отсутствие взаимодействия с опорой.
• Махи с хлопком. Поочередные махи ногами вверх-вперед с продвижением вперед и одновременным хлопком руками под маховой ногой. Упражнение следует выполнять с акцентом на максимальный подъем ноги вверх-вперед.
• "Велосипед". Имитация беговых шагов из исходного положения лёжа на полу, стойка на лопатках. Следует выполнять упражнение свободно с увеличением амплитуды движений.
• Бег по воздуху. Имитация беговых шагов из исходного положения руки в упоре на параллельных брусьях. При выполнении упражнения следует обращать внимание на максимальное разведение-сведение бедер.
• Бег у гимнастической стенки. Имитация беговых шагов из исходного положения руки в упоре на гимнастической стенке. При выполнении упражнения следует обращать внимание на высоту подъема маховой ноги.
• Выпрыгивание вверх толчком одной, махом другой - одна нога на полу, вторая на опору 40-50 см, с продвижением вперед.
• Махи у опоры. Поочерёдные махи ногами, стоя боком у гимнастической стенки или махи через барьеры. Стараться выполнять упражнение с максимально возможной амплитудой движений.
Выполнение данных упражнений в комплексе с упражнениями скоростно-силовой направленности в подготовительной, основной и заключительной частях учебных занятий, должно помочь студентам совершать беговые движения более раскрепощено с большей амплитудой и привести к более рациональной технике бегового шага и улучшить результаты в беге на короткие дистанции.
Для проверки данного предположения был проведен годичный педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты 1-го курса Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, разделенные на экспериментальную и контрольную группы по 20 человек в каждой. Группы были сформированы таким образом, чтобы результаты испытуемых в беге на дистанцию 100 метров не имели статистически достоверных различий (Р>0,05).
В процессе эксперимента контрольная группа тренировалась по общепринятой методике, выполняя стандартный набор специальных беговых и скоростно-силовых упражнений, а в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы был включен блок упомянутых выше упражнений. Занятия со студентами проводились в условиях стадиона и спортивного зала с периодичностью 2 раза в неделю.
В начале и конце эксперимента было проведены контрольные измерения результата в беге на 100 метров и динамики изменения минимальной величины угла сгибания маховой ноги в коленном суставе в фазе переноса. Сравнительный анализ результатов эксперимента был осуществлен с помощью методов математической статистики.
В начале эксперимента студенты обеих групп показали практически одинаковые результаты как в беге на 100 метров (14,09±0,61 с - экспериментальная; 14,03±0,53 с -контрольная), так и в показателе средней величины минимального значения угла сгибания маховой ноги на дистанции 100 метров (56,29±5,78° - экспериментальная; 56,28±6,08° - контрольная) (рисунок 2). В конце же эксперимента эти показатели имеют существенные различия на всем отрезке дистанции 100 метров (51,28°±4,38° - экспериментальная; 53,50±4,71° - контрольная). Разница в средней величине минимального значения угла на дистанции 100 метров между группами составляет 2,17°.
М.»
Рис. 2. Динамика изменения минимальной величины угла сгибания маховой ноги в коленном суставе в фазе переноса на дистанции 100 метров у студентов экспериментальной и контрольной групп в начале и конце эксперимента
Студенты экспериментальной группы, кроме того, стали удерживать минимальную величину угла на более продолжительном отрезке основного упражнения с коэффициентом падения к финишу 11,7% (6,6°), в то время как у контрольной группы эти показатели составляют - 14,0% (8,67°). Результат в беге на 100 метров у студентов экспериментальной группы в конце эксперимента составил 13,35±0,54 сек, а у контрольной группы 13,67±0,42 сек. У студентов экспериментальной группы результат улучшился на 0,74 секунды (5,34%), а у студентов контрольной группы, которая тренировалась по обычной программе, всего на 0,36 секунды (2,56%). Различия статистически достоверны (Р<0,05).
Результаты эксперимента показывают, что бегуны, развивающие больший запас гибкости в тазобедренном сочленении, имеют более острые углы сгибания маховой ноги в коленном суставе в фазе переноса, в результате чего они в состоянии проносить маховую ногу как можно ближе к ОЦМТ, уменьшая при этом момент инерции и затрачивая меньшие усилия на каждом шаге, что особенно важно в конце дистанции.
Внедрение в тренировочный процесс подготовки юных спринтеров специальных маховых упражнений и упражнений на гибкость оказывает положительное влияние на формирование у них более свободной и экономичной техники бега, помогает лучше сохранять кинематическую структуру бегового шага во второй половине 100-метровой по дистанции, что приводит к улучшению спортивных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн, Н.А. Особенности биодинамики спринта / Н.А. Бернштейн // Теория и практика физической культуры. - 1939. - № 3. - С. 60-64.
2. Мансветов, В. На дистанции Э. Эшфорд / В. Мансветов, Э.С. Озолин // Легкая атлетика. - 1987. - № 3. - С. 16-17.
3. Тюпа, В.В. Исследование внутрицикловых биомеханических характеристик спринтерского бега : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тюпа В.В. - М., 1978. - 24 с.
4. Chaouachi, A. Effect of warm-ups involving static or dynamic stretching on agility, sprinting, and jumping performance in trained individuals / A. Chaouachi // The Journal of Strength & Conditioning Research. - 2010. - № 24 (8). - P. 2001-2011.
5. Hoshikawa, T. Analysis of running pattern in relation to speed / T. Hoshikawa, H. Matsui, M. Migasuita // Medicine and sport, biomechanics. - 1973. - No. 3. - Vol. 8. - P. 342-348.
REFERENCES
1. Bernstein N.A. (1939), "Features of Sprint Running Biomechanics", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 60-64.
2. Mansvetov, V., Ozolin, V. and Papanov, V. (1987), "Evelyn Ashford on track", Track & Field journal, No. 3, pp. 16-17.
3. Tyupa, V.V. (1978), Study of biomechanical characteristics of the sprint race, dissertation, Moscow.
4. Chaouachi, A. (2010), "Effect of warm-ups involving static or dynamic stretching on agility, sprinting, and jumping performance in trained individuals", The Journal of Strength & Conditioning Research, No. 24 (8), pp. 2001-2011.
5. Hoshikawa, T., Matsui, H. and Migasuita, M. (1973), "Analysis of running pattern in relation to speed", Medicine and sport, biomechanics, No. 3, Vol. 8, pp. 342-348.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2014.
УДК 796.856.2
ТХЭКВОНДО ВЕРСИЙ ИТФ И ВТФ - ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Сергей Евгеньевич Бакулев, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Классические спортивные единоборства претерпевают подчас значительные изменения, связанные с изменением правил проведения соревнований, что в свою очередь влияет на технику и тактику этих видов спорта. Помимо этого, в рамках того или иного вида спортивных единоборств, появляются новые форматы проведения соревнований, которые затем развиваются в отдельные виды единоборств. Примером может служить спортивное единоборство тхэквондо, которое имеет несколько сложившихся версий. В данной статье рассматриваются два наиболее массовых направления: тхэквондо (ИТФ) и тхэквондо (ВТФ). Имея общую техническую базу, данные версии в настоящий момент достаточно сильно отличаются друг от друга в технико-тактическом аспекте, в частности рассмотрены различия в правилах соревнований.
Ключевые слова: тхэквондо, базовые технические действия, сравнительный анализ.