Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА "ЫСТАНГА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА "ЫСТАНГА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ / "ЫСТАНГА" / ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудрин Е. П., Готовцев И. И., Собакин П. И., Платонова Л. Л.

Цель исследования - повышение показателей специальной физической подготовленности у студентов, занимающихся якутскими прыжками «ыстанга», путем отбора и внедрения в тренировочный процесс имитационных упражнений. Методика и организация исследования. По итогам опроса 10 тренеров и 10 высококвалифицированных спортсменов по якутским прыжкам были отобраны упражнения для развития специальной физической подготовленности по прыжкам «ыстанга». Для выявления влияния данных упражнений на развитие специальной физической подготовленности студентов, занимающихся прыжками «ыстанга», проведен педагогический эксперимент на базе СВФУ им. М.К. Аммосова. В эксперименте приняли участие 20 студентов с III спортивным разрядом по якутским прыжкам, которые были разделены на две идентичные группы - контрольную и экспериментальную. Для оценки специальной физической подготовленности по прыжкам «ыстанга» выбраны тестовые упражнения: прыжки «ыстанга» на 7 отметок и комбинированные прыжки 3х3 «ус тогул ус». Результаты исследования и выводы. По итогам педагогического эксперимента выявлено, что выбранные имитационные упражнения положительно влияют на развитие специальной физической подготовленности студентов, занимающихся якутскими прыжками «ыстанга». Рекомендуется выполнение имитационных упражнений перед началом соревновательного упражнения «ыстанга». А также рекомендуем на всех этапах спортивной подготовки спортсмена использовать данные упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кудрин Е. П., Готовцев И. И., Собакин П. И., Платонова Л. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION EXERCISES TO EXCEL "YSTANGA" JUMP TECHNIQUE

Objective of the study was to improve special physical fitness of students practicing Yakut jumps "ystanga" by means of the specially selected simulation exercises introduced in the athletic training process. Methods and structure of the study. The study included a questionnaire survey of 10 coaches and 10 highly-skilled athletes specializing in Yakut national jumps. Based on the survey results, we selected exercises to develop special physical fitness in the "ystanga" jump technique. The effects of these exercises on the development of special physical fitness of the students engaged in "ystanga" were evaluated during the educational experiment conducted at the premises of Ammosov North-Eastern Federal University. Subject to the experiment were 20 students having the sports qualification of Class III athletes in Yakut jumps, who were divided into two identical groups - Control and Experimental Group. The subjects’ special physical fitness level was evaluated in the following tests: 7-mark "ystanga" jumps and 3x3 combined jumps (us togul us). Results and conclusions. The educational experiment showed that the selected simulation exercises positively affect the development of special physical fitness of students practicing "ystanga" jumps. It is recommended to perform simulation exercises prior to the competitive "ystanga" jump. It is also recommended to use these exercises at all stages of athletic training.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА "ЫСТАНГА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА «ЫСТАНГА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

УДК/UDC 796.015

Информация для связи с автором: [email protected]

>1

Поступила в редакцию 07.04.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Е.П. Кудрин1 Кандидат педагогических наук, профессор И.И. Готовцев2 Доцент П.И. Собакин2 Л.Л. Платонова1

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск 2Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Якутск

SIMULATION EXERCISES TO EXCEL «YSTANGA» JUMP TECHNIQUE

PhD, Associate Professor E.P. Kudrin1 PhD, Professor I. I. Gotovtsev2 Associate Professor P.I. Sobakin2 L.L. Platonova1

1North-Eastern Federal University, Yakutsk 2Churapcha State Institute of Physical Culture and Sport, Yakutsk

E

Аннотация

Цель исследования - повышение показателей специальной физической подготовленности у студентов, занимающихся якутскими прыжками «ыстанга», путем отбора и внедрения в тренировочный процесс имитационных упражнений. Методика и организация исследования. По итогам опроса 10 тренеров и 10 высококвалифицированных спортсменов по якутским прыжкам были отобраны упражнения для развития специальной физической подготовленности по прыжкам «ыстанга». Для выявления влияния данных упражнений на развитие специальной физической подготовленности студентов, занимающихся прыжками «ыстанга», проведен педагогический эксперимент на базе СВФУ им. М.К. Аммосова. В эксперименте приняли участие 20 студентов с III спортивным разрядом по якутским прыжкам, которые были разделены на две идентичные группы - контрольную и экспериментальную. Для оценки специальной физической подготовленности по прыжкам «ыстанга» выбраны тестовые упражнения: прыжки «ыстанга» на 7 отметок и комбинированные прыжки 3х3 «ус тогул ус».

Результаты исследования и выводы. По итогам педагогического эксперимента выявлено, что выбранные имитационные упражнения положительно влияют на развитие специальной физической подготовленности студентов, занимающихся якутскими прыжками «ыстанга». Рекомендуется выполнение имитационных упражнений перед началом соревновательного упражнения «ыстанга». А также рекомендуем на всех этапах спортивной подготовки спортсмена использовать данные упражнения.

Ключевые слова:якутские национальные прыжки, «ыстанга», имитационные упражнения.

Abstract

Objective of the study was to improve special physical fitness of students practicing Yakut jumps "ystanga" by means of the specially selected simulation exercises introduced in the athletic training process.

Methods and structure of the study. The study included a questionnaire survey of 10 coaches and 10 highly-skilled athletes specializing in Yakut national jumps. Based on the survey results, we selected exercises to develop special physical fitness in the "ystanga" jump technique. The effects of these exercises on the development of special physical fitness of the students engaged in "ystanga" were evaluated during the educational experiment conducted at the premises of Ammosov North-Eastern Federal University. Subject to the experiment were 20 students having the sports qualification of Class III athletes in Yakut jumps, who were divided into two identical groups - Control and Experimental Group. The subjects' special physical fitness level was evaluated in the following tests: 7-mark "ystanga" jumps and 3x3 combined jumps (us togul us). Results and conclusions. The educational experiment showed that the selected simulation exercises positively affect the development of special physical fitness of students practicing "ystanga" jumps. It is recommended to perform simulation exercises prior to the competitive "ystanga" jump. It is also recommended to use these exercises at all stages of athletic training.

Keywords: Yakut national jumps, ystanga, simulation exercises.

Введение. Якутские национальные прыжки - вид спорта Республики Саха, вошедший в реестр видов спорта России в 2003 году. Существует три вида якутских национальных прыжков: прыжки на одной ноге - «скачки», попеременные прыжки с ноги на ногу - «ыстанга» и прыжки на двух ногах - «куобах». Для выявления сильнейших прыгунов ежегодно проводятся чемпионаты Республики Саха, различные республиканские турниры и каждые четыре года Спартакиада народов Якутии по национальным видам спорта «Игры Манчаары» [1, 4].

Анализ программ спортивной подготовки спортсменов на тренировочном этапе выявил, что тренеры наибольший акцент делают на развитие скоростно-силовых способностей прыгуна, применяя упражнения с отягощениями, что впоследствии отрицательно отражается на росте спортивных резуль-

татов, а также повышает травматизм опорно-двигательного аппарата [1, 5, 6]. Исходя из этого, необходим поиск имитационных упражнений для совершенствования специальной физической подготовленности на тренировочном этапе спортивной подготовки.

Цель исследования - повышение показателей специальной физической подготовленности у студентов, занимающихся якутскими прыжками «ыстанга», на основе отбора и внедрения в тренировочный процесс имитационных упражнений.

Методика и организация исследования. Для определения динамики технической подготовленности прыжка «ыстанга» применили два контрольных упражнения: прыжки «ыстанга» - попеременные прыжки с ноги на ногу на 7 отметок; комбинированные прыжки 3 х3 «ус тогул ус» - это три без-

Примечание. * - р<0,05 относительно соответствующего значения до начала эксперимента в группах.

Таблица 2. Изменения показателей специальной физической подготовленности студентов, занимающихся якутскими национальными прыжками «ыстанга», экспериментальной и контрольной группы после эксперимента

Таблица 1. Изменения показателей специальной физической подготовленности студентов, занимающихся якутскими национальными прыжками «ыстанга», экспериментальной и контрольной группы, до и после эксперимента

Тест Результат в тестировании, ± s

Экспериментальная группа (n= 10) Контрольная группа(n= 10)

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Прыжки «ыстанга» 7 отметок (м) 22,57±0,42 24,86±0,47 * 22,65±0,27 23,49±0,22

Прыжки «3 х 3» «ус тогул ус» (м) 27,61±0,60 29,66±0,73 27,64±0,49 28,76±0,36

Тест Результат в тестировании, □ ± s

Экспериментальная группа (n= 10) Контрольная группа(n= 10) Величина различий

Прыжки «ыстанга» 7 отметок (м) 24,86±0,47 23,49±0,22 1,37*

Прыжки «3 х 3» «ус тогул ус» (м) 29,66±0,73 28,76±0,36 0,90

Примечание. * - р<0,05 относительно соответствующего значения до начала эксперимента в группах.

остановочных прыжка «кылыы», «ыстанга» и «куобах». Прыжки 3х3 выполняются с разбега [3]. Апробация отобранных упражнений проводилась у студентов (мужского пола), спортивной квалификации III разряд по якутским прыжкам «ыстанга», которые составили две идентичные группы: контрольную и экспериментальную, в каждой по 10 человек. Педагогический эксперимент составил три мезоцикла и был проведен на базе «Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Ам-мосова» в г Якутске. Контрольная и экспериментальная группы тренировались по идентичной программе, но в тренировочный процесс представителей экспериментальной группы внедрены отобранные имитационные упражнения по совершенствованию техники прыжка «ыстанга». Учебно-тренировочные занятия проходили два раза в неделю - по вторникам и пятницам. Продолжительность каждого учебно-тренировочного занятия составляла 2 ч. Упражнения выполняли каждое тренировочное занятие в основной части перед выполнением соревновательного упражнения «ыстанга».

Ниже представлены следующие имитационные упражнения для совершенствования техники прыжка «ыстанга»:

1. И. П. ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтевых суставах, положение туловище прямо. Попеременные движения рук вперед-назад до уровня подбородка, выполняем 1 мин х 3 подхода, отдых 1 мин.

2. И. П. стоя на толчковой ноге, маховая нога согнута в коленном суставе на 90 градусов, стопа и бедро вертикально полу, носок направлен вверх, руки чуть выше груди и слегка согнуты в локтях, туловище прямо. Маховой ногой выполняется загребающее движение вперед, стопа ставится под себя, одновременно поднимая руки. То же самое другой ногой. Упражнение выполняется на месте на каждую ногу по 20 повторений, три подхода, отдых - 1 мин.

3. Выполнение предыдущего упражнения, только с продвижением вперед на 30 м, три подхода, отдых 1 мин.

4. И. П. лежа на спине, руки за голову, одна нога согнута в коленном суставе, стопа касается пола. Выполняется активное маховое движение вверх согнутой в коленном суставе другой ногой по 20 повторений, затем смена положения ног и бег с ускорением на 80 м. Выполняется три подхода, отдых между подходами 2 мин.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных педагогического тестирования, направленного на определение показателей специальной физической подготовленности, показал, что до начала эксперимента отсутствуют статистически значимые отличия между студентами экспериментальной и контрольной групп (табл. 1).

По окончании педагогического эксперимента в контрольной группе наблюдается тенденция к улучшению результата,

но статистически достоверных отличий относительно исходных данных не выявлено (р >0,05). В экспериментальной группе достоверно изменился показатель в тестовом упражнении «ыстанга», величина различий составила 2,29 м, что соответствует 10,2 % (р < 0,05).

Анализ межгрупповых отличий показателей специальной физической подготовленности студентов, занимающихся якутскими национального прыжками «ыстанга», позволил констатировать, что по прошествии педагогического эксперимента на статистически значимом уровне изменились показатели в среднем по группе у представителей экспериментальной группы в прыжке «ыстанга» на 7 отметок сравнительно с показателями студентов контрольной группы (р<0,05). Величина различий составила 1,37 м, что соответствует 5,8 %% (табл. 2).

Вывод. Оценена эффективность применения в учебно-тренировочном процессе студентов, занимающихся якутскими прыжками, отобранных путем опроса ведущих тренеров и спортсменов по национальным якутским прыжкам имитационных упражнений, которые применялись на учебно-тренировочных занятиях два раза в неделю на протяжении 30 мин. Анализ внутригрупповых и межгрупповых отличий показал, что у представителей экспериментальной группы отмечены статистически достоверные изменения показателя в педагогическом тестировании, направленном на определение специальной физической подготовленности спортсменов в национальном якутском прыжке «ыстанга» (р<0,05).

Литература

1. Борисов В.М. Повышение физической подготовленности студентов средствами якутских национальных прыжков / В.М. Борисов, М.И. Борохин // Кочневские чтения - 2020: матер. V Всероссийской науч.-практ. конференции. - Якутск: изд-во СВФУ, 2020. -С. 28-32.

2. Иванов А.Р. Формирование техники прыжка «ыстанга» / А.Р. Иванов, Е.П. Кудрин // Олимпийский спорт: педагогическое наследие Д.П. Коркина и роль личности тренера в становлении спортсмена: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного тренера СССР Д.П. Коркина. - Якутск: изд-во СВФУ, 2019. - С. 71-75.

3. Иванов, А.Р. Сравнительный анализ технической подготовленности начинающих и квалифицированных спортсменов, занимающихся якутскими национальными прыжками / А.Р.Иванов, Е.П.Кудрин, А.И.Иванов // Роль физической культуры и спорта в развитии человеческого капитала и реализации национальных проектов: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2019. - С. 428-431.

4. Кудрин, Е.П. Объем тренировочной нагрузки по якутским прыжкам / Е.П.Кудрин, А.В.Алексеева, Д.Д.Попов // XI Международные научные чтения памяти А.Н. Колмогорова: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Якутск: изд-во СВФУ, 2019. - С. 117-120.

5. Охлопков, Н.Н. Методика обучения технике якутских национальных прыжков / Н.Н. Охлопков // Актуальные вопросы развития и научно-методического обеспечения национальных видов спорта и народных игр Республики Саха (Якутия): материалы всероссий-

ской научной конференции с международным участием. - Чурап-ча: ЧГИФКиС, 2017. - С. 254-258.

6. Собакин П.И. Влияние тренировочной программы на акцентированное развитие скоростно-силовых способностей спортсменов, занимающихся якутскими прыжками / П.И. Собакин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 30-32.

References

1. Borisov V.M., Borohin M.I. Povyshenie fizicheskoy podgotovlennosti studentov sredstvami yakutskikh natsionalnykh pryzhkov [Yakut national jumps to improve students' physical fitness]. Kochnevskie chteniya - 2020 [Kochnevsky conference-2020]. Proceedings V national research- practical conference. Yakutsk: North-Eastern Federal University publ., 2020. pp. 28-32.

2. Ivanov A.R., Kudrin E.P. Formirovanie tekhniki pryzhka «yistanga» [Ystanga jump technique building]. Olimpiyskiy sport: pedagogiches-koe nasledie D.P. Korkina i rol lichnosti trenera v stanovlenii sports-mena [Olympic sports: pedagogical legacy of D.P. Korkin and role of coach's personality in athlete's formation]. Proceedings III International research -practical conference in memory of honored coach of the USSR D.P. Korkin. Yakutsk: North-Eastern Federal University publ., 2019. pp. 71-75.

3. Ivanov, A.R., Kudrin E.P., Ivanov A.I. Sravnitelny analiz tekhniches-koy podgotovlennosti nachinayushchikh i kvalifitsirovannykh sports-menov, zanimayushchikhsya yakutskimi natsionalnymi pryzhkami [Comparative analysis of technical fitness of beginners and qualified

athletes practicing Yakut national jumps]. Rol fizicheskoy kultury i sporta v razvitii chelovecheskogo kapitala i realizatsii natsionalnykh proektov [Role of physical education and sports in development of human capital and implementation of national projects]. Proceedings national scientific conference with international participation. Churapcha: Churapcha State Institute of Physical Culture and Sport publ., 2019. pp. 428-431. I

4. Kydin, E.P., Alekseeva A.V., Popov D.D. Ob'em trenirovochnoy nagru- \l

po yakutskim pryzhkam [Volume of Yakut jump training load]. Proceedings XI International Scientific conference in memory of A.N. Kol-mogorov. Yakutsk: North-Eastern Federal University publ., 2019. pp. 117-120.

5. Okhlopkov N.N. Metodika obucheniya tekhnike yakutskikh natsionalnykh pryzhkov [Methodology for teaching Yakut national jump technique]. Aktualnye voprosy razvitiya i nauchno-metodicheskogo obe-specheniya natsionalnykh vidov sporta i narodnykh igr Respubliki Sakha (Yakutiya) [Topical issues of development and scientific and methodological support of national sports and folk games of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Proceedings national scientific conference with international participation. Churapcha: Churapcha State Institute of Physical Culture and Sport publ., 2017. pp. 254-258.

6. Sobakin P.I. Vliyanie trenirovochnoy programmy na aktsentirovannoe razvitie skorostno-silovykh sposobnostey sportsmenov, zanimayush-chikhsya yakutskimi pryzhkami [Speed-and-strength training program

r competitive Yakut jumpers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No.----.

pp. 30-32.

V

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ПАМЯТИ ВАДИМА КОНСТАНТИНОВИЧА БАЛЬСЕВИЧА

28 мая 2021 года накануне 103-й годовщины со дня образования Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ, Москва) состоялся научный симпозиум «Интеграция социогуманитарного и естественно-научного знания в контексте онтокинезиоло-гической методологии спортивной науки», посвященный памяти В.К. Бальсевича.

В научном мероприятии, которое прошло в смешанном формате, приняли участие более 50 ведущих ученых и практиков из 17 регионов Российской Федерации, в том числе 18 докторов наук, 21 кандидат наук, преподаватели и аспиранты. Всего было сделано семь установочных и 25 дискуссионных докладов.

С приветственной речью к участникам симпозиума обратилась ректор РГУФКСМиТ, профессор Т.В. Михайлова (Москва), которая отметила значительный вклад член-корр. РАО В.К. Бальсевича в развитие спортивной науки.

Особый интерес участников симпозиума вызвали установочные доклады, связанные с развитием методологии спортивной науки, основанной на кинезиологическом подходе. Профессор Л.И. Лу-бышева (Москва) представила анализ содержания и структуры ценностей спортивной культуры личности. В ходе выступления отмечено, что на сегодняшний день преобладают исследования, связанные с разработкой технологий и методик физической подготовки подрастающего поколения с использованием различных видов спорта. В то же время культурологическому аспекту методологии спортизации внимания со стороны ученых уделяется недостаточно. В этой связи профессором Л.И. Лубышевой был задан новый вектор исследований, направленных на формирование спортивной культуры личности занимающихся спортизированными формами физического воспитания.

В своем докладе профессор В.И. Столяров (Москва) актуализировал проблему понятийного аппарата спортивной науки, обратив внимание на необходмость использования в исследованиях диалектического метода. К.п.н. С.А. Пронин (Санкт-Петербург) акцентировал значимость реализации концепции физкультурного воспитания, разработанной В.К. Бальсевичем, в условиях современной российской системы физкультуры и спорта. Д.п.н. Г.П. Иванова (Санкт-Петербург) раскрыла вклад В.К. Бальсевича и его последователей в развитие феномена дви-

гательной активности человека. Также она обратила внимание на важность научного сотрудничества на основе дружбы и взаимопонимания, которое позволяет создавать научные школы и сохранять память об известных ученых и их открытиях.

Проблемный вектор социологических исследований спорта высших достижений был рассмотрен в выступлении д.ф.н. В.А. Баранова (Москва), который отметил, что в настоящее время существует множество мнений ученых и практиков о сущности спорта диаметрального характера. Одни предвосхищают спорт, рассматривая его с онтологической и аксиологической позиций как основу бытия индивида, и определенную систему ценностей, пропагандируемую в социуме и разделяемую значительной частью людей. Другие свидетельствуют о его негативных функциях, критикуя данный социальный феномен за излишнюю, иногда демонстративно выставляемую напоказ соревновательность, агрессивность и обязательное сопутствие фармакологии. Такие точки зрения имеют право на существование, так как в современном спорте присутствует достаточная противоречивая доминанта его существования и развития.

В заключительном докладе профессор Л.С. Дворкин (Краснодар) обосновал применение онтокинезиологического подхода к использованию кибернетического метода анализа результатов непрерывной регистрации частоты сердечных сокращений подростков при выполнении статического напряжения.

Продолжили научное мероприятие дискуссионные выступления молодых ученых о перспективах развития методологии спортизации и кинезиологического знания.

В завершении научного симпозиума выступила зав. кафедрой РГУФКСМиТ, профессор Н.Ю. Мельникова (Москва), которая отметила важность проведения таких мероприятий в деле сохранения преемственности поколений ученых, продолжения традиций и обмена опытом российских научных школ.

По итогам симпозиума участниками единодушно была принята резолюция.

Симпозиум наглядно продемонстрировал, что научное наследие В.К. Бальсевича продолжает развиваться, является методологическим фундаментом современных исследований.

Доктор педагогических наук, профессор

Л.И. Лубышева

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ:

Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.