Научная статья на тему 'Совершенствование техники паралимпийского плавания по классу S2'

Совершенствование техники паралимпийского плавания по классу S2 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
629
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ПЛАВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ / КЛАСС S2 / PARALYMPIC SWIMMING / TECHNIQUE PERFECTION / CLASS S2

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мосунов Дмитрий Федорович, Морозов Вадим Юрьевич

Представлены результаты научного обобщения авторского опыта работы по совершенствованию техники паралимпийского плавания по классу S2 рекордсмена мира, трехкратного паралимпийского чемпиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мосунов Дмитрий Федорович, Морозов Вадим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARALYMPIC SWIMMING TECHNIQUE PERFECTION IN CLASS S21Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Scientific substantiation of author's work experience for paralympic swimming technique perfection in class S2 of a world record-holder, three-time paralympic record-holder is presented.

Текст научной работы на тему «Совершенствование техники паралимпийского плавания по классу S2»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангеловский, A.A. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Ангеловский A.A. - Магнитогорск, 2004. - 193 с.

2. Колгурина, Т.В. Формирование конкурентоспособности студентов-выпускников вузов физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Колгурина Т.В. -СПб., 2002. - 173 с.

3. Журанова, H.A. Формирование конкурентоспособности специалистов в системе среднего профессионального образования : на примере подготовки менеджеров гостинично-туристического сервиса : дис. ... канд. пед. наук / Журанова H.A. - Самара, 2006. - 247 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПАРАЛИМПИЙСКОГО ПЛАВАНИЯ ПО

КЛАССУ S2

Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогически наук, профессор,

Вадим Юрьевич Морозов, заслуженный тренер Российской Федерации, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Представлены результаты научного обобщения авторского опыта работы по совершенствованию техники паралимпийского плавания по классу S2 рекордсмена мира, трехкратного паралимпийского чемпиона.

Ключевые слова: паралимпийское плавание, совершенствование техники, класс S2.

PARALYMPIC SWIMMING TECHNIQUE PERFECTION IN CLASS S2

Dmitry Fedorovich Mosunov, doctor of pedagogical sciences, professor,

Vadim Jurevich Morozov, merited coach of Russian Federation,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Abstract

Scientific substantiation of author’s work experience for paralympic swimming technique perfection in class S2 of a world record-holder, three-time paralympic record-holder is presented.

Key words: paralympic swimming, technique perfection, class S2.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование двигательной деятельности в паралимпийских видах спорта является ведущей проблемой многолетней подготовки спортсмена, в том числе, в области плавания. Двигательная деятельность пловца определяется многообразными внешними и внутренними факторами.

С одной стороны, требованием выполнения правил соревнований по паралимпийскому плаванию (www.paralympic.ru), касающихся соответствия определенному способу плавания. Например, на дистанции способом брасс двигательные действия руками и ногами спортсмена выполняются одновременно и симметрично, спортсмена дисквалифицируют за попеременные или асимметричные движения. Те же требования относятся к способу плаванию баттерфляй. Улучшение техники движений происходит строго в рамках регламента требований к способу плавания.

С другой стороны, требованием международной функциональной классификационной системы паралимпийского плавания (www.paralympic.ru; Мосунов Д.Ф., Назаренко Ю.А., 2008). Эта система определяет оценку физической подготовленности спортсмена и возможности продвижения пловца с поражением опорно-двигательного аппарата. Оценка и определение соответствия подготовленности пловца заявленному

классу для выступления на международных соревнованиях контролируется спортивно-медицинской комиссией не только перед соревнованиями, но и на соревнованиях в процессе преодоления дистанции, выполнения старта и поворотов.

В настоящее время функциональная классификация включает в себя: классы от 81 до 810 - при плавании вольным стилем, баттерфляем, на спине; от 8В1 до 8В9 -при плавании брассом. Чем меньше класс, тем больше оценка поражения опорнодвигательного аппарата, тем тяжелее степень отклонения от нормального состояния. Функциональная классификация подтверждается международной классификационной спортивно-медицинской комиссией один раз в три года.

В процессе многолетней общей и специальной физической подготовки спортсмен, как правило, повышает свою функциональную подготовленность. Тогда очередная спортивно-медицинская комиссия может переклассифицировать спортсмена до начала соревнований в соответствующий более высокий класс, а при ухудшении состояния спортсмена переводят в класс, соответствующий его состоянию.

«Опасность» такого перевода в «высокий» класс заключается в том, что спортсмен встречается с более сильными конкурентами, следовательно, тренеру и спортсмену предстоит своевременно перестраивать планирование подготовки.

Ситуация драматизируется, если переклассификация спортсмена в более высокий класс выполняется судьями-членами спортивно-медицинской комиссии во время соревнований: пловец выполнил движения в воде таким образом, которым оно не может быть выполнено в силу его классификации, т.е. выполнил качественно лучше и, например, выиграл у соперников. Но, в другой классификационной группе соперники оказались сильнее, в результате - утрата призового места.

Из последнего следует, что при совершенствовании техники плавания необходимо руководствоваться критериями оценки сравнительной эффективности не только в рамках правил соревнований, но и в соответствии со спортивно-медицинской классификацией.

Задача исследования - научное обобщение опыта работы по совершенствованию техники паралимпийского плавания по классу 82.

МЕТОДИКА

Анализ и обобщение научных и методических данных, официальных документов. Обобщение авторского опыта научной и педагогической деятельности. Педагогические наблюдения с использованием подводной и надводной видеосъемки. Многолетний педагогический эксперимент (в настоящей работе рассматривается частично -за 20 месяцев до Паралимпийских игр в Пекине). Компьютерный анализ результатов исследования. Моделирование педагогического процесса совершенствования по Д.Ф. Мосунову (1996).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Разработанная первичная модель совершенствования техники плавания по классу 82 трехкратного чемпиона мира 2007 года, заслуженного мастера спорта Д. Кокарева перед Паралимпийскими играми 2008 года, включает в себя следующие аспекты:

• характерная техника плавания в положении на спине при выполнении гребковых и подготовительных движений одними руками, напоминающих способ брасс на спине;

• ноги не способны выполнять двигательные действия. Средний угол атаки тела относительно поверхности воды при выполнении гребка и подготовительной фазы практически не изменяется и составляет 140 - 150 градусов (почти стоя в воде в наклоне назад, рис. 1);

Рис. 1. Исходная техника плавания Д. Кокарева с одновременными движениями

рук при плавании способом брасс на спине (класс 82)

• техника движения руками: подготовительная и гребковая фазы выполняются неравномерно и прямыми руками. При входе в воду руки «плюхаются в воду», не подготавливаясь к гребку. Отсутствует разворот кисти наружу. В гребковой фазе руки разгибаются в лучезапястном суставе - как бы поглаживая воду, не создавая гидродинамического упора;

• старт выполняется с воды без толчка, в положении на спине. При этом тренер находится на стартовом плоту бассейна в положении лежа на груди. Удерживает плотно прижатые к стартовому борту бассейна ноги спортсмена;

• поворот выполняется после касания рукой борта бассейна вращением тела, без толчка ногами;

• изменение скорости пловца за один цикл движений и в последовательных циклах плавания на дистанции отличается крайне неустановившимся

Рис. 2. Скорость Д. Кокарева в цикле движений одними руками при плавании способом брасс на спине, класс 82, 25.05.2008 (по вертикали - скорость, м/с; по горизонтали

- время 0,04 с)

2. Компьютерное моделирование и исследование позволяет выявить основные объекты совершенствования техники плавания Д.К.: положение тела в воде; гидродинамика кисти; характер изменения скорости пловца.

3. С целью устранения объективно-субъективных факторов, отраженных в предмете совершенствования - положение тела, применяется система специальных средств физической подготовки пловца «на суше» и «на воде». В результате 20-месячного педагогического эксперимента укрепляется силовая выносливость мышечных групп брюшного пресса, улучшается гидродинамическое качество положения тела. Средний угол атаки тела при выполнении гребковой фазы движения руками со-

ставляет 170-180 градусов, т.е. Д. Кокарев принимает почти горизонтальное положение тела. Тело поднимается за счет создания гидродинамической подъемной силы, возникающей на поверхности туловища и ног, а скорость пловца увеличивается.

4. С целью устранения объективно-субъективных факторов, отраженных в предмете совершенствования - гидродинамика кисти, применяется система специальных средств физической подготовки пловца «на суше» и «на воде», В результате, подъем тела к поверхности воды улучшает гидродинамические условия окончания гребковой фазы движения кисти. Существенно облегчается выполнение фазы «выход кисти из воды», поскольку гребок заканчивается вблизи поверхности воды. Выполнение фазы «вход кисти в воду» и «поглаживание» воды в фазе «начало гребка - подтягивание» остаются на прежнем качественном уровне.

5. С целью устранения объективно-субъективных факторов, отраженных в предмете совершенствования - характер изменения скорости пловца, применяется система специальных средств тактико-технической подготовки пловца «на воде», В результате, изменение скорости пловца за цикл движений и в последовательных циклах преодоления дистанции на соревнованиях приближается к гармонически установившемуся режиму (рис. 3). Гармонически установившийся режим плавания позволяет реализовать энергоэкономичное резонансное преодоление дистанции. Улучшает согласование двигательных действий руками и дыхания, относительно стабилизирует рациональное использование пловцом внешних факторов — вызванных мощных вихревых потоков воды за руками, и внутренних - напряжение и расслабление мышц, акта дыхания.

Рис. 3. Скорость Д. Кокарева в цикле движений одними руками при плавании способом брасс на спине, класс 82, 25.08.2008 (по вертикали - скорость, м/с: по горизонтали

- время Щ)4 с)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что выделение по конкретным параметрам предмета совершенствования техники паралимпийского плавания в результате комплексной исследовательской и педагогической деятельности совместно со спортсменом позволяет повысить эффективность и качество тактико-технической подготовленности спортсмена, оставаясь при этом в рамках требований спортивномедицинской классификации по классу 82, улучшить спортивный результат.

Представитель этого класса от России - участник педагогического эксперимента Д. Кокарев на Паралимпийских играх 2008 года в Пекине завоевал три золотые и одну серебряную медали, установил два мировых рекорда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствование двигательных действий спортсмена (на примере плавания) / Д.Ф. Мосунов. - СПб. : ООИ «Плавин»,

1996. - 177 с.

2. Мосунов, Д.Ф. Паралимпийское плавание спортсменов с поражением опор-но-двигательного аппарата : учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко. - СПб. : ООП «Плавин», 2008. - 83 с.

3. Правила международного паралимпийского комитета. Плавание // www. paralympic.ru.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПЕРКОПНИЧЕСКОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В АЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА

Елена Федоровна Мясникова, преподаватель, кандидат в мастера спорта по баскетболу,

Евгений Васильевич Головихин, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса.

Татьяна Борисовна Зорина, преподаватель,

Профессиональный Приморский Лицей (ГОУПл). г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается интервальная гиперкопническая гипоксическая тренировка как новый метод и дополнительное средство совершенствования системы подготовки баскетболистов, каратистов, дзюдоистов. Разработана и представлена методика, приведены результаты исследования, связанные с практическим применением.

Ключевые слова: интервальная гиперкопническая гипоксическая тренировка, функциональная система дыхания, физическая работоспособность баскетболистов, каратистов, дзюдоистов.

APPLICATION OF METHODS OF INTERVAL HYPERCOPNIC HYPOCSIA METHODS OF TRAININGS IN ACYCLIC EVENTS

Elena Fedorovna Mjasnikova, teacher, candidate for the master of sport in basketball, Evgenie Vasilevich Golovihin, candidate of pedagogical sciences, merited coach of Russia, master of sports of international level.

Tatyana Borisovna Zorina, teacher,

Professional Seaside Lyceum,

St. -Petersburg

Abstract

Interval hypercopnic hypocsia training as a new method and additional means of perfecting of preparing of basketball players, karatekas, judoists is represented. A new method has been out; results of investigations on practical application are submitted.

Keywords: interval hypercopnic hypocsia training, functional system of breath, physical working capacity of basketball players, karatekas, judoists.

ВВЕДЕНИЕ

Ведущие специалисты во многих видах спорта широко используют тренировку спортсменов в сложных климатических условиях среднегорья (1300-2500 м над уровнем моря) и высокогорья (свыше 3000 м). Она успешно используется для повышения уровня функциональных возможностей спортсменов, совершенствует волевые и физические способности, повышает устойчивость к гипоксии, увеличивает общую и специальную резистентность организма. В этом плане, высокая гипоксия вызывает значительные перестройки в функциональных системах организма, стимулирует адаптационные механизмы и тем самым повышает работоспособность спортсмена и переносимость предельных мышечных нагрузок (Агаджанян Н.А., 1986, 1997; Латышкевич Л.А., 1994; Малюта В.И., 1998).

Поэтому для полной адаптации к условиям горной местности требуется значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.