REFERENCES
1. Farbej, V.V., Efremova, N.A. and Diakova L.V. (2011), "Regulated modes of breathing, as reserves to improve the quality of shooting in biathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 179-181.
2. Zagurskiy, N.S. and Lazareva, L.A. (1997), "Morphological and functional indicators elite women biathletes", Skiing: The history of the modern view of the method of training: Collection of scientific papers, pp. 109-113.
3. Zaykov, S.V. (2011), "Asthma and sports", Allergology, No 3, pp. 24-32.
4. Ivanova, N.V. (2011), "Evaluation of the functional state of the cardio-respiratory system of athletes with different specificity of muscle activity in the competitive period of preparation", Journal of Sports Science, No 1, pp. 64-68.
5. Murashko, E.V. and Dunaev, K.S. (2013), "Features breathing Biathlon different qualifications at the time of firing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 110114.
6. Nikitina, L.Yu., Petrovskaya, Yu.A. and Gasymova, S.Sh. (2011), "Exercise induced bron-chospasm in athletes: state of the art", Allergology, Vol. 51, No. 3, pp. 104-109.
7. Novik, G.A. and Borichev, A.V. (2005), Spirometry and peak flow meters in asthma in children, publishing house "GPMA", St. Petersburg.
8. "Standards implementation and evaluation of research results respiration" (2005), Eur. Respir. J, Vol. 26, No. 2, pp. 319-968.
9. Kammiski, J., Carlsen, K. and Kim, K. (2011), "Sport pulmonology", Olympic Guide to Sports Medicine, ch. 7, pp. 313-347.
10. Ebert, L.Ya., Sashenkov, S.L. and Kolupaev, V.A. (2005), "Dynamics of the respiratory system and blood circulation in athletes with aerobic and anaerobic training process oriented by seasons", News of Scientific Center of Chelyabinsk, Vol. 28, No 2, pp. 115-120.
11. Amann, M. (2012), "Pulmonary system limitations to endurance exercise performance in humans", Exp. Physiology, Vol. 214, No 19, pp. 3225-3237.
12. Harms, C.A. McClaran, S.R., Nickele, G.A. et al. (2000), "Effect of exercise-induced arterial O2 desaturation on VO2max in women", Medicine and Science in Sports and Exercise, No 32, pp. 11011108.
13. Richards, J.C., McKenzie, D.C., Warburton, D.E. et al. (2004), "Prevalence of exercise-induced arterial hypoxemia in healthy women", Medicine and Science in Sports and Exercise, No 36, pp. 1514-1521.
14. Dickinson, J.W., Whyte, G.P., McConnell, A.K., et al. (2006), "Screening elite winter athletes for exercise induced asthma: a comparison of three challenge methods", Br Journal Sports Med, No 40, pp. 179-182.
Контактная информация: aikin-va@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.11.2015
УДК 796.332
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛЬНОГО ВРАТАРЯ НА ОСНОВЕ РАСШИРЕНИЯ ГРАНИЦ ПОЛЯ
ЗРЕНИЯ
Игорь Владимирович Акинфеев, аспирант, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя, Юрий Валерьевич Тихомиров, кандидат педагогических наук, доцент,
Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва,
Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя
Аннотация
Представлены результаты влияния специальных упражнений, направленных на развитие координационно-двигательных способностей и расширение границ поля зрения у футбольных вра-
тарей. Комплекс специальных упражнений выполняется вратарями в моделируемых условиях неожиданности ударов по воротам. С этой целью используются тренажерные устройства, которые обеспечивают условия для выполнения специальных, подводящих упражнений для развития и совершенствования не только двигательных действий вратарей, но и для расширения границ поля зрения, развития у них психофизиологических способностей, в том числе реакции на движущиеся объекты.
Ключевые слова: техническая подготовка вратарей в футболе, границы поля зрения, тренировочные устройства, специальные упражнения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p19-24
IMPROVING THE TECHNICAL SKILLS OF THE SOCCER GOALIE BY EXPANDING THE FIELD OF VIEW LIMITS
Igor Vladimirovich Akinfeev, the post-graduate student, Ivanovo State University, (branch in Shuya), Shuya, Yury Valerievich Tikhomirov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Razumovsky Moscow State University of Technology and Management, Moscow,
Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ivanovo State University, (branch in Shuya), Shuya
Annotation
The results of the influence of the special exercises designed to develop the coordination and motor skills, and contributing to the expansion of the field of vision limits of the soccer goalie have been presented. The complex of the special exercises is performed by the goalkeepers under the simulated conditions of the unexpected strikes towards the gate. The training devices are used with this purpose to provide the conditions for the special, preparing exercises to develop and improve not only the motor actions of the goalies, but also to expand the limits of the field of view, to train their psycho-physiological abilities, including the reactions to moving objects.
Keywords: technical training of goalkeepers in football, limits of the view field, training devices, special exercises.
ВЕДЕНИЕ
В системе технико-тактической подготовки футбольного вратаря особое внимание должно уделяться не только развитию и совершенствованию двигательных действий как конечному звену реализации двигательной программы, но и начальному ее компоненту -реагированию сенсорными системами на внешние раздражители, возникающие в ходе развития той или иной игровой ситуации [2, 4, 5]. В первую очередь, это касается подбора специальных средств, обеспечивающих эффективность взаимодействия различных сенсорных систем организма, приводящих в конечном итоге к положительному решению двигательной задачи [1-5]. При этом одной из ключевых позиций в тренировке вратаря является учет особенностей восприятия зрительным анализатором полета мяча.
Целью исследования было обоснование методики технической подготовки футбольных вратарей 15-16 лет на основе совершенствования координационно-двигательных способностей и расширение границ поля зрения.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательской работой было охвачено 123 спортсмена, занимающихся в отделениях футбола (ДЮСШ) и 321 студент 1 курсов вузов, занимающихся футболом.
Был разработан комплекс средств, направленных на совершенствование технических приемов у вратарей с использованием тренировочных устройств, обеспечивающих условия неожиданности ударов по воротам и сопряженное развитие границ поля зрения. На учебно-тренировочных занятиях использовалось «Тренировочное полотно», которое представляет собой плотную ткань от 15 до 25 метров в длину и 2-х метров в ширину,
натягиваемую на расстоянии от 11 до 15 метров от линии ворот и на высоте от 30 до 60 см от земли. На линии проекции полотна, на поле расставлялись мячи, на расстоянии от 1,5 до 5 метров друг от друга. По сигналу свистком тренер, стоящий за воротами указывал на конкретного игрока, который выполнял удар по воротам. В начале цикла тренировок применяется два мяча расположенных на расстоянии 1,5-2 м друг от друга, постепенно расстояние между ними увеличивается (по мере повышения степени подготовленности перед вратарем ставится задача удерживать в поле зрения два, три и боле мячей и т.д.). В течение тренировки каждый игрок наносит от 15 до 20 ударов. Тренировка длится до 30 минут.
Наряду с применением «тренировочного полотна» использовался и открытый способ нанесения ударов по воротам. Игроки одновременно разбегались для нанесения удара, но бил по воротам лишь один по указанию тренера. Задача вратаря заключалась в удержании в поле зрения от 2-х (начало цикла тренировок) до 5-ти мячей (в конце цикла тренировок).
В процессе тренировки вратари выполняли упражнения из различных исходных положений тела в пространстве: стоя, лежа, сидя, а так же вниз головой. Перед воротами по дуге располагались 5 игроков с мячами. При положении вратаря стоя использовалось следующие варианты.
Первый - «вратарская стойка» на линии ворот, взгляд вперед. Направление взгляда и движение глаз по отношению к мячам (меридианам) осуществляется от центра вправо - к центру - влево - к центру и т.д. Вратарь перед каждым ударом производит взглядом 3-4 раза по указанному меридиану.
Второй «вратарская стойка» под углом 45° к линии ворот в сторону левой штанги, взгляд вперед справа налево и обратно по дуге.
Третий - «вратарская стойка» под углом 45° к линии ворот, в сторону правой штанги, взгляд вперед слева направо и обратно по дуге.
Четвертый - «вратарская стойка» на линии ворот, спиной к мячам. По команде тренера, вратарь выполняет поворот прыжком через левое (и правое) плечо взгляд вперед на центральный мяч - вправо (влево и обратно к центральному мячу).
При использовании положения «лежа на левом боку» и на правом боку на линии ворот, взгляд направлен вперед на мячи по меридиану «книзу - кверху» и «кверху - книзу». При положении лежа на правом и левом боку, спиной к мячам, по команде тренера вратарь перекатом выполняет поворот в левую (правую) сторону, направляя взгляд на мячи. Вратарь перед каждым ударом проводит взглядом 3-4 раза по указанному меридиану.
После скрытого указания со стороны тренера игрокам, кто из них будет бить по воротам, он подает два сигнала: первый для разбега игрокам и второй через 0,5^1,5 с вратарю, для того, что бы он встал и попытался отбить мяч. Производится не менее 15 ударов в створ ворот каждым мячом.
При использовании горизонтального положения тела вратаря «лежа на спине» взгляд вперед на мячи, брошенные игроками из различных точек: сбоку от вратаря, из-за головы вратаря, спереди и др. Для выполнения упражнений по ловле мяча из положения «лежа на спине» использовалось специально разработанное тренировочное устройство «Падающий мяч». Между штангами ворот закрепляется труба диаметром 2,5 см, выступающая в качестве оси для блоков. Через блоки пропускаются капроновые шнуры, к одному концу которых подвешиваются мячи (медицинболы, весом до 1 кг). Другие концы удерживаются тренером. В исходном положении все мячи подняты к осевой трубе.
Вратарь занимает исходное положение «лежа на спине» под мячами. Тренер отпускает одну из нитей, на которой через блок подвешен мяч. Под собственным весом мяч падает вниз. Задача вратаря среагировать на падающий мяч и поймать его. Затем мяч возвращается в исходное положение. Тренер поочередно отпускает мячи, то слева от вра-
таря, то справа и т.д. При обратном варианте выполнения упражнения в задачу вратаря входит увернуться от падающего мяча.
При всех представленных вариантах положения вратаря в пространстве ворот в тренировочных занятиях использовался «опорный» для взгляда вратаря мяч отличающегося по цвету от других мячей, установленных по дуге для пробития по воротам. Располагался он в 20-30 см сбоку от одного из пробиваемых мячей. «Опорный» для взгляда мяч, чаще всего располагался на периферии, на границе поля зрения для вратаря. В тренировке использовалась следующая схема расположения «опорного» для взгляда мяча (рисунок 1).
вратарь
90°
Рис. 1. Схема расположения «опорного» для взгляда вратаря мяча и его количество, место расположения возле пробиваемых мячей
При выполнении задания вратарь смотрел на опорный мяч, стараясь удерживать в поле взгляда другие мячи, по которым в основном и наносились удары (или броски) игроками. «Опорный» для взгляда мяч располагался в 30% случаев, как справа, так и слева от вратаря.
Для тренировки периферического зрения вратарей использовалось тренировочное устройство - модифицированный вариант таблиц Шульте. На воротах вывешивался бан-нер - увеличенный вариант таблицы Шульте. Вратарь перед началом выполнения упражнения встает спиной к воротам, на расстоянии 255 см от лини ворот. Вратарю предлагалось выполнить прыжок (толчком одной или двумя ногами) и коснуться каждой таблички в возрастающем порядке черные числа, и в убывающем порядке красные. При этом вратарь, после касания возвращается в исходное положение «старта» (точка перед воротами). Последовательность выполнения поочередных касаний: «1» черное - «24» красное; «2» черное - «23» красное; «3» черное - «22» красное и т.д.
С целью тренировки периферического зрения вратарей использовались специальные очки для ограничения видимости в виде маски. Использовались следующие варианты специальной маски, ограничивающие видимость: книзу; кверху; кнутри и кнаружи.
За подготовительный период было проведено 72 тренировочных занятия по 2 часа каждое. Объем предлагаемых, специальных упражнений, на подготовительном периоде составил от 30 до 70% по отношению к другим технико-тактическим действиям и упражнениям, направленным на общефизическую и специальную подготовку вратарей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
До начала эксперимента по данным периметрии у обследованных вратарей контрольной (14 чел.) и экспериментальной (14 чел.) групп среднегрупповые значения границ поля зрения по 8-ми меридианам находятся в пределах нормы и не имели достоверно значимых различий (р>0,05). По окончанию педагогического эксперимента результаты
диагностики полей зрения для правого и левого глаза у вратарей обследуемых групп достоверно различались на уровне значимости р < 0,05 (таблица 1).
За время педагогического эксперимента наибольшие показатели, характеризующие расширение поля зрения правым и левым глазом, зафиксированы по меридиану «книзу-кнаружи» у вратарей экспериментальной группы (на 10,8 и на 11,0 градусов соответственно). У вратарей контрольной группы наибольший прирост зафиксирован так же по меридиану «книзу-кнаружи» на 5,7 градуса для левого глаза. Суммарный показатель прироста, характеризующий расширение границ поля зрения, позволяет констатировать, что у вратарей экспериментальной группы он достоверно больше, чем у вратарей из контрольной группы.
Таблица 1
Показатели периметрии правого и левого глаза у вратарей КГ и ЭГ в начале и по
окончанию педагогического эксперимента в градусах (X ±ш)
КГ ЭГ р
Меридианы Сроки проведения периметрии (после)
В начале В конце В начале В конце
Правый глаз
Наружу 87,4±2,3 88,5±2,4 86,5±2,2 95,2±3,2 <0,05
Кверху 54,7±2,3 56,9±2,3 53,5±2,3 63,3±3,1 <0,05
Кверху - наружу 66,9±2,4 67,8±2,3 67,3±2,2 75,4±2,2 <0,05
Кверху - внутрь 61,2±3,2 63,5±2,7 61,3±2,6 68,2±3,6 <0,05
Книзу 68,7±2,3 68,9±2,5 68,9±2,3 76,3±2,3 <0,05
Книзу - наружу 87,3±2,6 88,5±2,4 86,5±2,3 97,3±2,3 <0,05
Книзу - внутрь 48,9±2,3 51,9±2,2 49,6±2,7 53,7±2,7 <0,05
Внутрь 49,7±2,1 49,8±2,2 48,9±2,5 57,8±2,5 <0,05
Левый глаз
Наружу 85,3±2,3 85,4±2,4 85,5±2,2 93,2±3,2 <0,05
Кверху 52,5±2,3 52,8±2,3 53,2±2,3 62,3±3,1 <0,05
Кверху - наружу 63,4±2,4 64,1±2,3 64,3±2,2 7,6±2,2 <0,05
Кверху - внутрь 59,1±3,2 61,3±2,7 58,9±2,6 66,2±3,1 <0,05
Книзу 65,6±2,3 66,2±2,5 65,9±2,3 74,3±2,3 <0,05
Книзу - наружу 76,4±2,6 82,1±2,4 77,3±2,3 88,3±2,3 <0,05
Книзу - внутрь 45,6±2,3 5,2±2,2 46,8±2,7 53,5±2,7 <0,05
Внутрь 48,4±2,1 49,4±2,2 47,7±2,5 58,2±2,5 <0,05
Подтверждением эффективности применения комплекса тренировочных устройств в подготовке вратарей являются данные, характеризующие специальную подготовленность вратарей (таблица 2).
Таблица 2
Средние значения результатов и баллов в тестах по специальной подготовленности
вратарей по окончанию педагогического эксперимента (X±m)
Тест КГ ЭГ р
Рез-т Балл Рез-т Балл
Удар по мячу ногой на дальность (м) 33,4±2,5 12,4 42,6±2,3 34,5 <0,05
Ловля мяча из исходного положения «сидя ноги врозь» (с) 45,1±2,1 32,3 33,1±2,4 52,3 <0,05
Специальная прыгучесть вратаря (см) 298,9±4,6 38,4 333,5±7,4 62,4 <0,05
Ловля мяча в падении (с) 25,1±1,2 69,2 22,1±1,2 81,9 <0,05
Сумма баллов (в начале / в конце) 97,0 152,3 96,1 231,1 <0,05
Анализ результатов теста «Простая зрительно-моторная реакция», проведенного в конце педагогического эксперимента позволяет также констатировать достоверно значимые отличия между показателями времени двигательной реакции на световой сигнал у вратарей контрольной и экспериментальной группами (р<0,05). У вратарей экспериментальной группы результаты достоверно меньше, чем у вратарей из контрольной группы (р<0,05). При этом коэффициент точности Уиппла у них (0,007) также ниже, чем у вратарей контрольной группы (0,026), что свидетельствует о высокой точности выполнения заданий.
Использование в тренировочном процессе вратарей специального комплекса упражнений с применением тренировочных устройств, обеспечивающих условия совершенствования реакций на движущийся объект (РДО) оказало благотворное влияние на снижение результатов теста. У вратарей контрольной группы число опережений (преждевременных реакций) превосходит число запаздываний. Это свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов с незначительным преобладанием силы процесса возбуждения у большинства обследованных. У вратарей экспериментальной группы эти два показателя равны, что указывает на уравновешенность нервных процессов.
По показателю энтропии, характеризующему вероятность возникновения ошибок, установлено, что у вратарей экспериментальной группы его значение гораздо ниже (1,01±0,02), чем у вратарей из контрольной группы (3,1±0,1) (<0,05). Данный показатель свидетельствует о том, что степень вероятности возникновения ошибки у вратарей экспериментальной группы низкая и подтверждает эффективность применяемой в педагогическом эксперименте методики.
ВЫВОД. Применение комплекса специальных упражнений с применением тренировочных устройств, в процессе учебно-тренировочных занятий с юными вратарями способствует расширению границ поля зрения, повышению уровня их технической подготовленности, формированию готовности к отражению различных по сложности ударов по воротам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ проблемы технической подготовки юных вратарей в футболе в аспекте развития функций анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорных систем / М.А. Правдов, И.В. Акинфеев, Д.М. Правдов, Н.Е. Хромцов, Ю.В. Тихомиров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 4 (29). - С. 153-158.
2. Акинфеев, И.В. Развитие периферического зрения у вратарей в футболе на основе комплекса специальных упражнений и тренировочных устройств [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - N 11 (19). - URL : http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/akinfeev.pdf (дата обращения: 10.12.2015).
3. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы тренировки ловли и отражения мячей вратарями : монография / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 143 с.
4. Иванов, О.Н. Характеристика напряженности соревновательной нагрузки вратарей различных уровней в мини-футболе / О.Н. Иванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 43-46.
5. Никитин, А.В. Координационные способности юных футболистов-вратарей в структуре их двигательных возможностей / А.В. Никитин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 108-112.
REFERENCES
1. Pravdov, M.A., Akinfeev, I.V., Pravdov, D.M., Khromtsov, N.E. and Tikhomirov, Yu.V. (2013), "Analy sis of the problem of technical training for young goalkeepers in football in terms of functions analyzers visual and vestibular sensory systems", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical training and sports, No. 4 (29), pp. 153-158.
2. Akinfeev, I.A. (2012), "Development of peripheral vision for goalkeepers in football based on a set of special exercises and training devices", Modern studies of social problems (electronic scientific journal), No. 11 (19), available at: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/akinfeev.pdf.
3. Golomazov, S.V. and Chirwa, B.G. (2006), Football. Theoretical basis of training and reflection catching balls goalkeepers: monograph, TVT Division, Moscow.
4. Ivanov, O.N. (2007), "Characteristics of competitive tension load goalies different levels in the mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 30, No. 8, pp. 43-46.
5. Nikitin, A.V. (2011), "Coordination abilities of young players, goalkeepers in the structure of motor abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 108-112.
Контактная информация: dmitry1@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 06.12.2015