Научная статья на тему 'Совершенствование технического мастерства борцов'

Совершенствование технического мастерства борцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
351
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМБО / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / КОНТРАТАКА / УСТОЙЧИВОСТЬ / РАВНОВЕСИЕ / SAMBO / TECHNICAL SKILLS / COUNTER-ATTACK / STEADINESS / BALANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич

В связи с изменением правил соревнований по борьбе самбо в сторону активной, атакующей борьбы должна измениться и система технической подготовки. Автор рассматривает вопросы совершенствования спортивного мастерства борцов самбо путем целенаправленного развития чувства равновесия у борцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of technical skills of wrestlers

In connection with the change of the rules of sambo-wrestling competitions into the active, attacking wrestling, the system of technical training should also be changed. The author considers the problems of sambo wrestlers' sports skills' improvement by the single-minded development of the sense of balance in wrestlers.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технического мастерства борцов»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БОРЦОВ

Самбо, технические действия, контратака, устойчивость, равновесие.

Несмотря на то что многие авторы уделяют большое внимание управлению формированием спортивного мастерства спортсменов-борцов, имеется целый ряд нерешенных вопросов. Прежде всего, надо отметить, что существующая система формирования спортивного мастерства борцов нуждается в совершенствовании практически по всем факторам. К таким факторам можно отнести отсутствие разработок по совершенствованию контратакующих действий борцов. Эти технические действия связаны с высоким развитием чувства равновесия, так как проведение контрприемов предъявляет к этому важному качеству серьезные требования. Отсюда прямая необходимость разработки системы развития чувства равновесия у борцов. Наблюдения показывают, что в большинстве спортивных секций по самбо тренировочный процесс строится на изучении технических приемов и развитии физических качеств, где развитию силовых качеств отводится центральная роль. Считается, что тот спортсмен, кто имеет преимущество в технике и «физике», обязательно добьётся успеха. Вероятно, это утверждение и может считаться правильным, но кто из борцов победит, если силы равны, а кто одержит победу, когда один самбист более техничен, а другой сильней физически?

Сейчас, когда правила соревнований регулярно меняются в сторону более активной, атакующей борьбы, спортсмену, чтобы добиться победы, мало все время атаковать самому, ему нужно быть готовым к постоянным атакам соперника. В этих условиях умение провести контратакующее действие является залогом победы. Специалисты по самбо мало уделяют внимания устойчивости и специально направленному развитию равновесия, считая, что устойчивость и чувство равновесия разовьются сами, так как все физические качества тесно связаны между собой: ловкость требует большой быстроты движений, быстрота — значительной силы, а без выносливости вообще нельзя достичь хорошего развития ни одного из этих качеств. Ловкость и чувство равновесия жестко завязаны между собой [Осипов, 2008, с. 19]. Лишь в немногих специальных исследованиях установлены некоторые зависимости между уровнем развития функции равновесия и уровнем развития скоростно-силовых возможностей борцов. Авторы исходили из общетеоретического положения об избирательном и вместе с тем комплексном воздействии физических упражнений на совершенствование у борцов как анализаторных систем, так и основных физических качеств. Это позволило им выявить зависимость развития двигательных качеств от степени сформированности у них равновесия [Никитин, 2006, с. 11].

Исходя из вышеизложенного, целью исследования было разработать программу формирования двигательных действий начинающих самбистов через целенаправленное развитие устойчивости и чувства равновесия на каждом занятии. Программа занятий со спортсменами концептуально отличалась от существующих программ целенаправленным развитием чувства равновесия и упражнениями на развитие устойчивости в основной стойке самбиста. Для развития чувства равновесия у самбистов на каждом занятии включали специальные упражнения в разминку,

а после часа основной тренировки проводили получасовой комплекс специальных упражнений.

Основными способами усложнения условий сохранения равновесия при совершенствовании устойчивости являлись: увеличение времени сохранения позы, временное исключение зрительного контроля, уменьшение площади опоры, увеличение высоты опорной поверхности или расстояния от центра тяжести тела до опорной поверхности, введение неустойчивости опоры, включение предварительных или сопутствующих движений [Матвеев, 1992, с. 45].

Для более успешного усвоения специальные упражнения для совершенствования функции равновесия необходимо включать в программу занятия в форме подвижных игр, игровых заданий, эстафет с использованием соревновательных моментов. Эта форма выполнения заданий повышает эмоциональный фон занятия и активизирует воздействие специальных упражнений на организм занимающихся.

В практике научных исследований по борьбе применяют в качестве теста выполнение испытуемыми различных приемов. Мы для этой цели выбрали бросок через плечо как специфическое техническое действие для борцов самбо. Контрольные тесты в настоящее время получили очень широкое распространение с целью определения учебно-тренировочного воздействия в тренировочном процессе [Саносян и др., 2002, с. 26].

Тест по видам борьбы проводился в Академии борьбы ВСМ им. Д. Г. Миндиаш-вили. Для тестирования были приглашены две учебные группы самбистов. Контрольная — группа, где занятия проводились по традиционной методике. Экспериментальная - группа, где процесс обучения строился на целенаправленном развитии устойчивости и чувства равновесия. В конце учебного года экспериментальной и контрольной группам было предложено выполнить по 10 бросков через плечо. Выполнение бросков происходило в тройке с двумя партнерами. Каждый из них получил задание непрерывно толкать руками тестируемого борца, создавая условия для проведения контратакующих действий. Таким образом, борец выполнял прием с первым партнером, как можно быстрее вставал и выполнял прием со вторым партнером. В это время первый партнер тоже поднимался с ковра и атаковал испытуемого. Следовательно, время выполнения приемов зависело только от атакуемого борца. Регистрировались время каждого броска и сумма затраченного времени на 10 бросков. Время выполнения приемов борьбы в максимальном темпе представлено в таблице.

Таблица

Время выполнения приемов борьбы в максимальном темпе

№ п/п Выполнение по 10 бросков Результаты группы, с Достовер. различий

контрольная (п=12) экспериментальная (п=12)

Бросок через плечо

1 Среднее время 52.5±0,12 42± 0,03 Р<0,001

2 1-й бросок 4,6±0,11 4,1±0,03 Недостовер.

3 Достовер. различий Р<0,001 Недостовер.

4 10-й бросок 5,9±0,13 4,8±0,04 Р<0,001

Из таблицы видно, что контрольная группа выполняет этот прием достоверно медленнее, чем экспериментальная. Так, контрольная группа выполнила в сред-

Педагогика

нем броски через плечо за 52.5±0,12 с, а экспериментальная - за 42±0,03 с, что достоверно быстрее (Р<0,001), чем в контрольной группе.

Затраты времени на выполнение приема в начале и в конце выполнения задания (1 и 10-й приемы) оказались разными. Если в экспериментальной группе этот показатель был достаточно стабилен: 4,1±0,03 с 4,8±0,04 с, то в контрольной группе разница оказалась достоверной (Р<0,001): 4,6±0,11 с 5,9±0,13 с. Результаты этого теста говорят об эффективности экспериментальной программы развития устойчивости и равновесия для усвоения технических действий. Можно сделать следующие выводы.

1. Выявлено, что целенаправленное развитие устойчивости у самбистов положительно влияет на скорость и качество проведения приемов борьбы, обеспечивая стабильность обоих параметров, вследствие хорошо развитого чувства равновесия, что является несомненным преимуществом над соперником.

2. Установлено, что формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе целенаправленного развития статокинетической устойчивости и чувства равновесия является эффективным и обеспечивает борцам превосходство в спортивном мастерстве.

Библиографический список

1. Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. Ч. 1: Общие аспекты теории спорта. М., 1992. 83 е.; Ч. 2: Избранные проблемы теории спорта и построения спортивной тренировки. М., 1992. 78 е.; Ч. 3: Избранные аспекты методики построения спортивной тренировки. М., 1992. 61 с.

2. Никитин С.Н. Управление двигательными действиями в спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. 2006. № 3. С. 11.

3. Осипов А.Ю. Формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 23 с.

4. Саносян Х.А., Мусаелян С.Л., Агамян М.Г., Киракосян К.Ж. Разработка современной комплексной технологии контроля в видах единоборств // Теория и практика физической культуры. 2002. № 4. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.