СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В
РОССИИ
К. Григорьева, студент Ю. Сапрыкин, студент К. Фурман, студент
Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
(Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-1-201-203
Аннотация. В статье представлен анализ основных элементов в части уплаты таможенных платежей, обеспечения их уплаты, а также предоставляемых льгот, что, в общем и целом, влияет на уровень и эффективность таможенного администрирования в России. В заключении приводятся основные направления для будущего развития и совершенствования системы таможенного администрирования.
Ключевые слова: таможенное администрирование, таможенные платежи, обеспечение уплаты, таможенные органы, стратегия развития.
На начисление и взимание платежей, администрируемых таможенными органами оказывает влияние большое количество различных факторов. Важным фактором выступает развитие и состояние современные технологии уплаты таможенных платежей.
Также важно отметить, что таможенные платежи осуществляют фискальную и регулятивную функции и в полной мере являются регулирующим механизмом при участии государства во внешнеэкономической деятельности (Далее - ВЭД). Фискальная же функция таможенных платежей заключается в пополнении федераль-
По данным из таблицы 1 можно увидеть, что наибольшую часть таможенных платежей составляют НДС и вывозные таможенные пошлины. В 2022 году НДС составил 2664,2 млрд., что на 22,9% меньше
ного бюджета, что в дальнейшем будет влиять на уровень качества жизни в государства, а также определит место страны в международном разделении труда [1].
Доля таможенных платежей и сборов в федеральном бюджете составляет на сегодняшний день около 30%. Поскольку именно Федеральной таможенной службой осуществляется администрирование значительной части доходов бюджета Российской Федерации, необходимо проанализировать динамику таможенных платежей, администрируемых таможенными органами (табл. 1).
по сравнению с 2021 годом, но на 2,8% больше по сравнению с 2020 годом. Снижение НДС в 2022 году
Вывозные таможенные пошлины имеют тенденцию к увеличению. В отчетном году
Таблица 1. Динамика взимания таможенных платежей в 2020-2022 гг., млрд.руб. [2]
Вид таможенного платежа 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % по отношению к
2020 г. 2021 г.
Вывозная таможенная пошлина 1148,1 2526,4 2731,5 237,9 108,1
Ввозная таможенная пошлина 615,5 755,9 480,6 78,1 63,6
Акцизы 98 130,9 100,8 102,8 77,1
НДС 2701,6 3421,5 2 664,2 98,6 77,9
Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами 28,9 43,7 77,2 267,1 176,7
Иные платежи 159,7 278,5 167,9 105,1 60,3
Всего 4751,8 7156,9 6222,2 130,9 86,9
их сумма составила 2731,5 млрд., что на 8,1% больше по сравнению с прошлым годом и на 137,9% по сравнению с 2020 годом.
К причинам таких изменений можно отнести обнуление импортных пошлин в отношении более 450 товаров, ввозимых в ЕАЭС. Нулевые ставки ввозных таможенных пошлин установлены на ряд категорий товаров и действовали до 30 сентября 2022 года включительно.
Таможенные платежи от ввоза в Россию бытовой техники и электроники сократились на 40% по итогам прошлого года из-
Так, по данным из таблиц 2 можно увидеть, что наибольшую часть общей суммы от обеспечения уплаты приходится на поручительство, которое в 2022 году принесло 691 млрд. рублей, что на 3,2% или 8 млрд. рублей больше по сравнению с 2021 годом и на 19,5% или 113 млрд. рублей больше по сравнению с 20202 годом.
На втором месте суммы от банковской гарантии. По данному показателю в 2022 году было получено 86,5 млрд. рублей и отчетливо видна тенденция к снижению. В 2021 году от банковской гарантии было получено 163,7 млрд., что практически вдвое меньше показателя 2022 года, в 2020 году - 147 млрд (на 39,1% больше показателя 2022 года).
Залог имущества в анализируемом периоде не применялся.
Институт таможенного администрирования испытывает ряд трудностей и проблем, к которым, в частности, можно отнести:
- Отсутствие системной организации отношений между их плательщиком и таможенным органом по вопросам правильности исчисления и своевременностью уплаты платежей, а также по предоставлению льгот и преференций;
за ухода западных поставщиков и роста числа перекупщиков [3].
Помимо доходов от таможенных платежей, таможенные органы администрируют также суммы от обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, которые выступают гарантом для уплаты таможенных платежей в отношении участника ВЭД, а также выполнения обязательств перед таможенными органами.
Наглядно динамика сумм от обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов за 3 года представлена в таблице 2.
- Сильная нагрузка на участников ВЭД при уплате таможенных платежей в режиме онлайн, а также недостаточный уровень проведения контроля за правильностью их начисления и полнотой уплаты;
- Отсутствие централизованного учета денежных средств плательщиков, что благоприятно бы отразилось на снижении издержек плательщиком таможенных платежей;
- Многоэтапность таможенного оформления и необходимость дублирования предоставляемой информации на бумажном и электронном носителе [4].
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующими совершенствование не только таможенного администрирования, но и таможенного дела в России по многим другим направлениям деятельности, является Стратегия Развития ФТС РФ до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 N 388-р.
Так, для решения приведенных выше проблем, а также для дальнейшего развития системы таможенного администрирования таможенных платежей в Стратегии Развития предлагаются следующие меры и мероприятия:
Таблица 2. Динамика обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, млрд. руб.
Форма поручительства 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % по отношению к
2020 г. 2021 г.
Поручительство 578 669 691 119,5 103,2
Банковская гарантия 147 163,7 86,5 60,9 54,7
Денежный залог 37,3 38,3 42,6 114,2 111,2
Итого 762,8 871,2 820,2 107,5 94,1
- полное устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров;
- повышение эффективности функционирования рынков товаров;
- обеспечение гарантий качества, безопасности обращаемых товаров и надлежащей защиты прав потребителей;
- формирование цифрового пространства ЕАЭС, цифровых инфраструктур и экосистем
- выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию;
- создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспортно-ориентированных секторов экономики [5].
Библиографический список
1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sborniktamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.
2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант-плюс». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/.
3. Ахмедзянов Р.Р., Саакян А.А. Совершенствование таможенного администрирования в условиях функционирования ЕАЭС // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021.
- №35 (3). - С. 58-62.
4. Каемова, Ю. А. Проблемы таможенного администрирования / Ю. А. Каемова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 2-2(53). - С. 143-145.
- DOI 10.24412/2500-1000-2021-2-2-143-145. - EDN XQNNLU.
5. Шаурина О.С., Лесина Т.В., Мигел А.А. Информационные технологии в условиях цифровой трансформации // Modern Economy Success. - 2021. - № 4. - С. 50-55.
IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION IN RUSSIA
K. Grigorieva, Student Yu. Saprykin, Student K. Furman, Student
Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article presents an analysis of the main elements regarding the payment of customs duties, ensuring their payment, as well as the benefits provided, which, in general, affects the level and effectiveness of customs administration in Russia. In conclusion, the main directions for the future development and improvement of the customs administration system are given.
Keywords: customs administration, customs payments, payment security, customs authorities, development strategy.
Таким образом, таможенное администрирование представляет собой важный механизм в таможенном деле, выполняющий ряд функций, в том числе планирование и контроль выполнения показателей по контрольным функциям таможенных органов.
Решение названных задач по модернизации и совершенствованию механизма таможенного администрирования заключается в совершенствовании Таможенного кодекса ЕАЭС и разработке и внедрении единого Стандарта таможенного администрирования во всех странах-членах Союза.