pp. 18-21.
4. Kolesnikov, V.V. (2014), "National security, globalization and model of economy", the Bulletin of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg University of Russia, No. 4 (64), pp. 136-144.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2015.
УДК 796.332.6
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВСЕРОССИЙСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ) - АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ФИЗКУЛЬТУРНО-
СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, доцент, Президент, Ассоциация мини-футбола России, Москва
Аннотация
Автор рассматривает актуальную проблему совершенствования структуры всероссийских соревнований по мини-футболу. Приводятся основные данные проведенного социологического исследования, позволившие выявить в данной структуре лимитирующие факторы, а также определить их иерархию. На основании полученной информации Ассоциация мини-футбола России совместно с региональными физкультурно-спортивными организациями разработала и внедрила в практику развернутую инновационную структуру первенства России среди команд высшей лиги, учредила всероссийский турнир среди любительских команд крупных корпораций, предприятий, банков, а также экспериментальной турнир для учащихся, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях.
Ключевые слова: структура, спортивное соревнование, мини-футбол, совершенствование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p12-15
IMPROVEMENT OF STRUCTURE OF THE ALL-RUSSIAN COMPETITIONS IN MINI-FOOTBALL (FUTSAL) - ACTUAL TASK OF THE SPORTS ORGANIZATIONS Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogic sciences, President, Futsal Association of Russia, Moscow
Annotation
The author considers the actual problem of improvement of the structure of the All-Russian competitions in futsal. The specification of the conducted sociological research, which allowed revealing the limiting factors and also defining their hierarchy in this structure, is given. On the basis of the received information the Association of futsal of Russia together with the regional sports organizations designed and introduced in practice the developed innovative structure for the championship of Russia among the teams of the highest league, it founded the All-Russian tournament among the amateur teams of large corporations, enterprises, banks, and also the experimental tournament for the pupils who are trained in average professional educational institutions.
Keywords: structure, sports competition, futsal, improvement.
ВВЕДЕНИЕ
Развернутая структура спортивных соревнований - важный фактор эффективного развития того или иного вида спорта, позволяющая его популяризировать, сформировать условия для включения в активные занятия большого числа спортсменов, более полной реализацией их возможностей, а следовательно, и для повышения конкуренции среди них, роста их спортивного мастерства [4, 5, 7, 9].
В текущем сезоне отечественному мини-футболу исполнилось четверть века. За данный период этот вид спорта успешно развивался в нашей стране и достиг высоких результатов на международной арене. Успешно выступали в официальных соревновани-
ях ФИФА и УЕФА российские сборные и клубные команды по мини-футболу. Чемпионат России вырос до одного из сильнейших национальных турниров в мире, набрали ход общероссийские проекты «Мини-футбол - в школе» и «Мини-футбол - в вузы», ставшие по оценке Минспорта РФ одними из наиболее массовых физкультурно-спортивных программ, реализуемых среди учащейся молодежи [1, 2, 3, 4]. Однако время не стоит на месте. Как показывает практика, в последнее время всё чаще проявлялась тенденция спада активности региональных федераций футбола и органов управления физической культурой и спортом в развитии мини-футбола на местах. Предполагалось, что данная тенденция является следствием недостаточно развёрнутой структурой всероссийских соревнований по мини-футболу, не позволяющей набравшим за прошедший период силу клубам и командам проявить себя на более высоком уровне. В целях изучения данной проблемы в 2013 году было проведено социологическое исследование с привлечением экспертов из региональных федераций футбола, ассоциаций мини-футбола и органов управления физической культурой и спортом. Всего в опросе приняли участие 88 респондентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В связи с тем, что в процессе исследования предполагалось изучение мнений специалистов различных профилей, занятых в мини-футболе и футболе, анкетный опрос и метод экспертной оценки стали основными в этой работе. В целях получения объективной информации нами была разработана анкета с использованием рекомендаций известных специалистов [6, 8, 10], которых предварительно была апробирована в пилотажном исследовании. По результатам пилотажного исследования содержание анкеты было конкретизировано и в неё внесены некоторые коррективы. В ходе работы была определена согласованность мнений экспертов ("-коэффициент конкордации), их статистическая достоверность (х2-критерий), а также построена иерархия выявленных факторов.
Анализ ответов экспертов показал, что в структуре всероссийских соревнований по мини-футболу доминирующим лимитирующим фактором является второе звено российского мини-футбола - высшая лига, в которой в разные годы выступали лишь от 10 до 15 профессиональных клубов, что для обширной территории Российской Федерации, учитывая активное развитие в регионах этой спортивной игры, было явно недостаточно. Так, 82% респондентов присвоили этому фактору оценку «очень важно», 10% - «важно», и лишь 8% - «не важно». На второе ранговое место эксперты поставили проблему отсутствия всероссийских массовых соревнований по мини-футболу среди любительских крупных государственных корпораций. Предприятий, банков и т.д. 71% респондентов дали оценку этому фактору «очень важно», 15% - «важно», а 14% - «не важно». Можно предположить, что столь высокая оценка этой проблемы связано с активным развитием и популярностью зального футбола в данных структурах и отсутствием выхода команд на всероссийскую арену. Третье ранговое место эксперты отдали отсутствию организованных всероссийских соревнований среди учащихся средних профессиональных учебных заведений (техникумы, колледжи, профтехучилища). 68% респондентов присвоили этой проблеме оценку «очень важно», 20% - «важно», а 12% - «не важно». Актуальность этого фактора не вызывает сомнений, так как общероссийские проекты «Мини-футбол - в школу» и «Мини-футбол - в вузы», сегодня активно развивающиеся в стране, не охватывают учащихся упомянутых учебных заведений, оказавшихся вне реализации данных проектов. На последующие ранговые места эксперты поставили проблемы, не имеющие значительно более низкую степень важности, чем вышеуказанные факторы и, можно признать, на данном этапе развития мини-футбола не являющиеся столь актуальными, как первые три фактора.
Мнения экспериментов, принявших участие в данном социологическом исследовании, имеют высокую статистическую согласованность и достоверность ("=0,78; х2-критерий - 190,63).
ВЫВОДЫ
Выявленные лимитирующие факторы в структуре всероссийских соревнований по мини-футболу и разработанные на этой основе предложения Ассоциации мини-футбола России были обсуждены и одобрены на всероссийском совещании представителей региональных федераций футбола и органов управления физической культурой и спортом. В результате, начиная с 2014 года, в структуре первенства России среди клубов высшей лиги произошли существенные изменения: количество участвующих в данном соревновании команд возросло до 60, а в перспективе (к 2018 году) планируется довести их численность до 80-85. При этом, если финальную часть турнира организовывала Ассоциация мини-футбола России, то первый этап первенства было доверено проводить межрегиональным объединениям футбола РФС в следующих зонах: «Северо-Запад», «Юг», «Урал», «Западная Сибирь». Предполагалось, что такой инновационный подход, кроме пополнения высшей лиги за счёт появления окрепших коллективов сыграет на современном этапе положительную роль и в развитии инициативы и активности региональных организаций по реализации других массовых проектов по мини-футболу в отдельно взятых территориях. Также в качестве эксперимента в 2014 году Ассоциацией мини-футбола России был проведен всероссийский турнир для любительских команд крупных корпораций, предприятий и банков, продемонстрировавший большую заинтересованность этих организаций в таком соревновании и служащий хорошей пропагандой этой спортивной игры среди трудящихся. В дальнейшем намечено, кроме упомянутого турнира, ежегодно организовывать и розыгрыш Кубка АМФР для любительских команд данных организаций. При этом допуск к данным соревнованиям будет осуществляться при условии проведения массовых турниров по мини-футболу среди рабочих и служащих, внутри каждой такой организации.
Одновременно был учреждён всероссийский экспериментальный турнир и для учащихся средних профессиональных учебных заведений с перспективой внедрения в практику нового общероссийского проекта для данной категории учащейся молодёжи.
Таким образом, полученные при проведении социологического исследования результаты, позволили:
- принять оперативные решения по её совершенствованию и дать новый мощный импульс развитию этой популярной дисциплине классического футбола на ближайшие годы;
- выявить основные проблемы в структуре всероссийских соревнований по мини-футболу:
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 16-19.
2. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития мини-футбола в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев О.С. - М., 2008. - 27 с.
3. Андреев, О.С. Совершенствовать организацию региональных соревнований по мини-футболу / О.С. Андреев, Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 6-8.
4. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.
5. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков. - М. : КНОРУС, 2011. - 368 с.
6. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учебное пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П. Борисенков. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
7. Красников, А.А. Основы теории спортивных соревнований / А.А. Красников // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 23-24
8. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учебное пособие / Л.И. Лубышева. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
9. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб. : Издательство «Лань», 2005. - 384 с.
10. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Ю.Д. Железняка. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.
REFERENCES
1. Aliev, E.G., Andreev, O.S., Dyomin, A.A. (2011), "Interconnection of mass and professional futsal", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No.10, pp. 16-19.
2. Andreyev, O.C. (2008), Organizational and pedagogical aspects of development of futsal in the Russian Federation, dissertation, Moscow.
3. Andreev, O.S., Aliev, E.G. and Andreev, S.N. (2007), "Improve the organization of regional competitions in mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 30, No.8, pp. 6-8.
4. Andreyev, S.N. (2007), "Evolution of futsal in a modern autonomous kind of classical football", Theory and football technique, No. 1, pp. 6-7.
5. Barchukov, I.S. (2011), Theory and technique of physical training and sport: textbook, publishing house KNORUS, Moscow.
6. Guba, V.P., Shestakov, M.P., Bubnov M.P. and Borisenkov M.P. (2006), Measurements and calculations in sports student teaching: manual for higher education institutions of physical culture, Physical culture and sports, Moscow.
7. Krasnikov, A.A. (2006), "Bases of the theory of sports competitions", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 23-24.
8. Lubysheva, L.I. (2004), Sociology of physical culture and sport: manual, Publishing center "Akademiya", Moscow.
9. Matveev, L.P. (2005), General theory of sport and its applied aspects, publishing house Lan, St. Petersburg.
10. Ed. Zheleznyak, Yu.D. (2002), Pedagogical sports and sports improvement: the manual for students of the highest pedagogical educational institutions, Publishing center "Academia", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2015.
УДК 796.323
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КОМАНД ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА В ЖЕНСКОМ БАСКЕТБОЛЕ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В ГЛАВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ
Раиса Игоревна Андрианова, мастер спорта РФ по баскетболу, СК «Спартак», Московская область, Марина Витальевна Леньшина, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры,
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, г. Москва
Аннотация
В настоящее время в баскетболе создана многоуровневая система подготовки сборных команд различного возрастного ранга: кадеты, юниоры, молодёжь, национальные команды студентов, сильнейших спортсменок. Особенностями функционирования данной системы являются преемственность процесса подготовки, взаимосвязь тренировочных программ, определение задач подготовки и выбор последовательности их решения на различных этапах возрастного и спортивного