Научная статья на тему 'Совершенствование структуры регионального рынка ценных бумаг'

Совершенствование структуры регионального рынка ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илюшин Владислав Евгеньевич

In the article it is noted that forming of more profound normative basis regulating legal relationship of stock market participants will stimulate the development of Russian securities market, its regional structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of regional securities market structure

In the article it is noted that forming of more profound normative basis regulating legal relationship of stock market participants will stimulate the development of Russian securities market, its regional structure.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структуры регионального рынка ценных бумаг»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

В.Е. Илюшин

Ilyushin V.E. Perfection of regional securities market structure. In the article it is noted that forming of more profound normative basis regulating legal relationship of stock market participants will stimulate the development of Russian securities market, its regional structure.

Вопрос совершенствования структуры регионального рынка ценных бумаг может быть разбит на два основных проблемных вопроса. Первый - формирование оптимальной системы регулирования регионального рынка ценных бумаг. Второй - формирование эффективного механизма функционирования регионального рынка ценных бумаг. По нашему мнению, отсутствие разработанных системообразующих принципов создания регионального фондового рынка сказывается как на эффективности его функционирования, так и его устойчивости в силу того, что принципы повышают качество метода правового регулирования вследствие присущей им способности направлять развитие и функционирование правовой системы. Кроме того, при помощи принципов обеспечивается устойчивость самого правового регулирования. Поэтому разработка принципов имеет большую практическую значимость и состоит в формулировании как общесистемных принципов, так и частных принципов с учетом требования сочетания между ними.

На наш взгляд, к общесистемным принципам построения структуры регионального рынка ценных бумаг следует отнести следующие принципы:

1. Открытость регионального рынка ценных бумаг. Реализация данного принципа означает свободный взаимный доступ на региональные рынки, формирование единого национального рынка через интеграцию региональных рынков в общероссийский рынок ценных бумаг, интегрированный в мировой фондовый рынок.

Данный принцип обусловлен необходимостью расширения географии привлечения инвестиционных ресурсов и учитывает все возрастающую тенденцию к интеграции региональных рынков, расширению рыночного пространства. Одновременно с этим учет

опыта мирового рынка, сближение рыночных стандартов ведет к ускорению процесса формирования самих региональных рынков, снижению затрат на их становление.

2. Обеспечение конкуренции на рынке ценных бумаг. Соблюдение данного принципа является условием повышения качества услуг на рынке ценных бумаг, снижения их стоимости. Данный принцип, на наш взгляд, может быть реализован через создание региональной нормативной базы, создающей благоприятные условия для деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвесторов.

3. Свободное формирование модели рынка ценных бумаг. Принцип предполагает формирование модели рынка ценных бумаг с учетом региональных интересов и особенностей региона. Модель должна иметь в своей структуре достаточный для решения региональных задач набор элементов рынка ценных бумаг, который бы обеспечивал полноценное функционирование всех его сегментов как в пределах региона, так и России на основе общего расчетно-депозитарного, информационного и торгового пространства, основанного на современных технологиях в соответствующих сферах деятельности. Развитие региональных элементов общероссийского рынка ценных бумаг должно базироваться на создаваемой региональной инфраструктуре. Таким образом, модель регионального рынка ценных бумаг в полной мере должна обеспечить его ликвидность, безопасность, возможность наращивания объемов торговли ценными бумагами, свободный доступ на другие региональные рынки, выход на общероссийский рынок ценных бумаг, создать условия для эффективного финансирования экономики региона.

4. Обеспечение безопасности рынка ценных бумаг. Появление в ходе приватиза-

ции большого количества собственников ценных бумаг создало предпосылки для массового нарушения их прав и законных интересов. Высокая значимость данной проблемы подтверждена в Комплексной программе мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ от 22 марта 1996 г. № 408. На наш взгляд, сущность данного принципа заключается, прежде всего:

- в обеспечении прав и интересов инвесторов;

- в создании гарантий инвесторам через возврат понесенных убытков;

- в установлении ответственности за осуществление противоправных действий на рынке ценных бумаг региона.

Введение данного принципа вызвано необходимостью обеспечения всесторонней защиты всех участников рынка ценных бумаг, хотя приоритет остается за инвестором в силу его социальной и экономической значимости, что обусловлено необходимостью привлечения в процесс инвестирования наибольшего количества лиц, вкладывающих свои денежные средства в ценные бумаги региональных эмитентов.

5. Повышение роли региона на рынке ценных бумаг. Реализация данного принципа не означает необходимость преобладания региональных государственных и муниципальных финансовых инструментов на региональном рынке ценных бумаг. Реализация данного принципа должна исходить в большей степени из необходимости:

- разработки концепции развития регионального рынка ценных бумаг;

- участия региона в регулировании рынка ценных бумаг;

- создания благоприятного инвестиционного климата путем разработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение активности регионального фондового рынка, образовательных программ по рынку ценных бумаг, системы гарантий инвесторов от потерь;

- создания инфраструктуры рынка, исходя из социально-экономических условий региона.

6. Равномерное развитие региональных рынков ценных бумаг. Чем шире рыночное пространство, тем больше возможность у инвесторов вложить свободные сред-

ства, у эмитентов - их получить. Учитывая, что экономика России представляет единый хозяйственный комплекс, включающий в себя множество межрегиональных связей и интересов, реализация данного принципа позволит, во-первых, реализовать саму идею создания национального рынка ценных бумаг, его целостность, обеспечить доступ к инвестиционным ресурсам эмитентам ценных бумаг, а инвесторам - к наиболее привлекательным фондовым инструментам, во-вторых, позволит решить проблему создания межрегиональных корпораций, их управляемости.

По мнению большинства экспертов -специалистов по финансовым рынкам, у российского рынка очень хорошее будущее, но его настоящее пока не удовлетворяет всех его участников. С точки зрения ФСФР, через какое-то время финансовый рынок будет играть значительную роль в экономике России, а нынешнее его состояние властями недооценивается. Действительно, на данный сектор приходится только 10 % от всех инвестиций компаний, полученных от размещения долговых обязательств и акций. Но консолидированный финансовый сектор, включая банковскую сферу, дает 1/3 всех инвестиций, полученных компаниями через финансовые рынки за последние 4 года. Таким образом, роль финансового сектора весьма значительна.

Тем не менее хотелось бы остановится на тех проблемах, которые мешают дальнейшему повышению роли фондового рынка в развитии экономики регионов.

Первая проблема - это инерционное формирование инфраструктуры, которое происходило после того, как в России с помощью широкой экспертной поддержки международных институтов были созданы основы фондового рынка. Инерционное развитие привело к тому, что на данный момент российская инфраструктура не выдерживает жесткую конкуренцию в этой сфере.

Вторая серьезная проблема - слабый внутренний инвестиционный спрос. С одной стороны, формируются фонды, которые аккумулируют значительные средства, в том числе коллективных инвесторов, с другой -наблюдается слабый спрос на российском фондовом рынке. Это еще одна из причин того, что торговля российскими ценными бумагами перемещается на иностранные

фондовые биржи, где есть устойчивый спрос на активы. Примечательно, что такая ситуация формируется в то время, когда правительство принимает долгосрочные решения относительно развития обязательных накопительных систем, прежде всего накопительной системы пенсионного обеспечения.

Третья проблема связана с тем, что системы регулирования финансовых рынков, защиты инвесторов, законодательство, которое регулирует выход на рынки капиталов эмитентов, не завершены, несовершенны, а в ряде областей просто отсутствуют. Так, например, российским компаниям на внутреннем рынке до сих пор достаточно трудно реализовать классическую схему первичного размещения. Другой пример: существует

большой пробел в регулировании инсайдерских сделок, нынешнее законодательство таково, что не позволяет препятствовать осуществлению инсайдерских сделок. Также есть сложности с использованием на российском финансовом рынке производных финансовых инструментов - сделки с ПФИ не имеют судебной защиты в России. Кроме того, не решены вопросы налогообложения и банкротства при проведении неттинга.

На сегодняшний день большинство желающих купить российские активы надеются на создание в России Центрального депозитария (ЦД). ЦД - привычный и понятный институт, в нем легко открывают счета номинального держания центральные депозитарии других стран, учет прав в ЦД вызывает доверие у большинства инвесторов. При правильном построении такого учетного института может снизиться и стоимость совершения сделок.

Конечно, ЦД не решает всех существующих проблем, т. к., помимо учета есть значительная сфера, связанная с клирингом, его надежностью, а также с проведением сделок на бирже. Поэтому, обсуждая перспективы и вопросы, касающиеся модернизации инфраструктуры, нужно говорить не только о Центральном депозитарии. Если рассматривать данный процесс как диалог между основными игроками в этой области и главными регуляторами финансовых рынков - ФСФР и Центральным банком, необходимо указать на желаемые результаты такой модернизации.

Основным из них, безусловно, должно стать создание Центрального депозитария, с

чем соглашается большинство участников рынка. Далее возникают вопросы, связанные с клирингом: нужно его совмещать с ЦД либо должен быть самостоятельный центральный клиринг, или, может быть, необходимо сформировать систему клиринга, включающую несколько институтов, занимающих определенные ниши на этом рынке.

Хотелось бы остановиться на одном из этих вариантов. На наш взгляд, клиринг, если он будет включен в Центральный депозитарий, сразу ставит проблему капитализации ЦД. Поскольку данный инфраструктурный институт несет все риски по учету прав собственности, в том числе и риски проведения сделки по клирингу, его необходимо хорошо капитализировать. А это в свою очередь означает, что создатели данного инфраструктурного института должны будут вложить в него значительный капитал. Сразу возникает вопрос участия, что обостряет проблему собственности.

Есть и другой вариант: клиринг осуществляется крупнейшими участниками рынка, которые хорошо капитализированы, - в случае России это банки. На сегодняшний день существуют также клиринговые брокеры. Однако банки могли бы кредитовать участников рынка для завершения сделок. Если ЦД начнет эффективно функционировать, для торговых систем это будет значительным рыночным стимулом и к консолидации, и к обособлению определенных видов деятельности, например проведению срочных сделок.

В концепции закона, которая уже одобрена всеми заинтересованными ведомствами и правительственной комиссией по законотворческой работе, предполагается, что ЦД будет обладать уникальным правом - открытия счетов номинального держателя в реестре. Это наиболее дискутируемая часть в концепции. Фактически это означает, что вся инфраструктура будет перестроена. Система учета прав собственности упростится. Безусловно, сохранятся регистраторская деятельность, кастодиальные услуги и услуги расчетных депозитариев.

Говоря о проблемах нормативного регулирования учетной деятельности, хотелось бы отметить, что в настоящее время готовится ряд взаимосвязанных законопроектов, касающихся, прежде всего, изменения инфраструктуры рынка ценных бумаг. Это новые

законы и поправки в законы об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также три взаимосвязанных законопроекта: закон о биржах, закон о центральном депозитарии и закон о клиринге, которые будут в значительной степени коррелировать друг с другом, иметь единую идеологию, единые подходы и терминологию.

Формально эти законы разрабатываются разными ведомствами и имеют разную степень готовности. Наиболее «продвинутым» из них является закон о биржах и организаторах торговли, который готовит Минэкономразвития. Это совершенно новый закон, который должен будет заменить соответствующие положения в законах о рынке ценных бумаг, о товарных биржах и установить единые правила функционирования, принципы корпоративного поведения, регулирования для бирж и организаторов торговли на всех рынках. Согласно этому закону будут

выделены 3 уровня этих организаций в зависимости от своих функций и жесткости регулирования:

- информационный брокер - лицо, предоставляющее информационные услуги участникам рынка;

- организатор торговли - лицо, которому позволяется заключать сделки, но не гарантировать их исполнение;

- биржа - лицо, которое выполняет функции и организатора торговли, и информационного брокера, но также гарантирует исполнение сделок.

Формирование более полной нормативной базы, регулирующей правовые отношения участников фондового рынка, будет стимулировать развитие российского рынка ценных бумаг, его региональной структуры.

Поступила в редакцию 5.12.2006 г.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

А.А. Свирина

Svirina A.A. Some aspects of efficiency evaluation of higher-level directors’ administrative decisions. The information given allows higher-level directors to make clear the control extent necessary for realization of administrative decisions. The analysis of co-ordination and understanding which was carried out in the course of getting the integral index will help to reveal the administration levels of the highest extent of discrepancy and to make in this connection necessary rearrangement of the staff.

Большинство топ-менеджеров 80-90-х гг. XX в. и текущего столетия отмечают следующую ключевую проблему управления: оторванность руководителей высшего звена от реальных проблем предприятия. Например, в книге «Выживают только параноики»

Э. Гроув отмечает, что к отказу компанией Ше1 от производства оперативной памяти менеджеры низшего и среднего звена были готовы гораздо раньше, чем данная стратегия была узаконена директорами предприятия. Более того, менеджеры, находящиеся в непосредственном контакте с потребителями, еще до официального изменения стратегии корпорации в рамках своей компетенции произвели переориентацию подразделений компании на новый вид деятельности, ставший по

истечении некоторого времени для корпорации основным - производство процессоров, добившись, таким образом, более эффективного распределения ресурсов. Аналогичные ситуации описывают и другие руководители высшего звена, прошедшие вместе со своими компаниями через кризисные ситуации. С другой стороны, предоставление руководителями низшего и среднего звена высшему руководству неточных сведений приводит к принятию неадекватных управленческих решений, и, как следствие, к глубоким кризисам и банкротству предприятий. В Российской Федерации большинство руководителей высшего звена (в большинстве случаев из-за неотработанной системы управленческого учета и отчетности) вообще имеют весьма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.