Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
УДК 332.81 (575.1) https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/47
JEL classification: L 10; L 74; M 11
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ УГЛУБЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА
©Иноятов У. У., канд. экон. наук, Ташкентский архитектурно-строительный институт,
г. Ташкент, Узбекистан, uma85891013@mail.ru
IMPROVING THE CONSTRUCTION INDUSTRY IN THE DEEPENING OF MODERNIZATION OF THE ECONOMY OF UZBEKISTAN
©Inoyatov U., Ph.D., Tashkent Architecture and Civil Engineering Institute, Tashkent, Uzbekistan, uma85891013@mail.ru
Аннотация. Рассмотрены основные нормативно-правовые документы и тенденции развития капитального строительства, а также даны предложения по усовершенствованию управленческого и инновационного процесса строительной отрасли в условиях либерализации и модернизации экономики. Анализ показал, что успешное развитие строительной отрасли состоит в совершенствовании методов и форм управления. Необходимо использование современных методов и форм менеджмента и маркетинга.
Abstract. The main regulatory documents and trends in the development of capital construction are considered, and it is also proposed to improve the management and innovation process of the construction industry in the context of liberalization and modernization of the economy. The analysis showed that the successful development of the construction industry consists in improving the methods and forms of management. It is necessary to use modern methods and forms of management and marketing.
Ключевые слова: строительная отрасль, инновационный процесс, жилье, модернизация, строительная отрасль.
Keywords: construction industry, innovation process, housing, modernization, construction industry.
За годы независимости в Узбекистане создана совершенная организационно-правовая база поэтапного, последовательного осуществления реформ. За короткое время были заложены основы новых отраслей промышленности, обращено внимание на развитие инфраструктуры. В имеющихся достижениях в социально-экономическом развитии Узбекистана существенный вклад внесен строительной отраслью, в которой в рамках экономических реформ осуществлены значительные институциональные изменения [1].
В настоящее время необходимы новые подходы к организации и управлению, обусловленные демонополизацией данной сферы и усилением рыночного механизма. В этих условиях повышение эффективности строительного остается важнейшей задачей, как науки, так и хозяйственной практики во всей ее цепи — от проектирования строительства объектов до сдачи их в эксплуатацию. Поступательное развитие экономики Узбекистана зависит от углубления экономических реформ во всех сегментах, включая строительство и его производственно-технической базе [2].
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
Одним из основных правовых документов развития капитального строительства является Указ Первого Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2003 г. №УП-3240 «Об основных направлениях дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве». Указ является точкой отсчета нового этапа углубления рыночных реформ в капитальном строительстве и его производственно-технической базы. Исходя из данного Указа и последующих решений Правительства Республики Узбекистан, разработан механизм реформирования в строительстве и его производственно-технической базы, технического и технологического перевооружения отрасли.
По существу этот Указ является основой по:
-переходу на качественно новый этап углубления рыночных реформ на базе совершенствования ценообразования и перехода на договорные, текущие цены;
-преобразованию хозяйственных отношений участников инвестиционного процесса;
-переходу на динамичную, отвечающую современным требованиям территориально-отраслевую структуру, рациональное размещение предприятий и новые управленческие механизмы.
Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. №УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» была принята «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.».
В 4 направлении «Развитие социальной сферы», в частности п. 4.3. предусматривает «Реализацию целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, обеспечивающих улучшение условий жизни населения» [2].
По данным Госкомстата Республики Узбекистан, объем ВВП Узбекистана за 2017 г составил 249,1 трлн сумов и вырос на 5,3% относительно 2016 г. По итогам прошлого года ВВП на душу населения составил 7,6 млн сумов, что на 3,6% больше, чем в 2016 г.
В результате строительства многоквартирных жилых зданий, индивидуального жилья по типовым проектам, инженерных и транспортных коммуникаций и объектов социальной инфраструктуры, прирост объема строительных работ составил 5,6%. В структуре ВВП удельный вес строительства составил 6,8%. Положительный вклад в прирост ВВП со стороны отрасли строительства оценивается на уровне 0,4% (https://www.gazeta.uz/ru/2018/01/12/gdp).
Из этого следует, что Узбекистан по этому показателю приближается к международным стандартам. Речь идет о том, что строительство и объемы выполняемых работ выходят на уровень «самодостаточности» для потребностей экономики Узбекистана. Важнейшими направлениями дальнейшего развития отрасли являются модернизация на основе инновационных методов и решение актуальных проблем энерго- и ресурсосбережения. Особенно, важным вопросом в период модернизации экономики является обеспеченность предприятий профессионалами, поскольку инновационный подход развития требует наличия высококвалифицированных кадров, способных гибко адаптировать производство, как к потребностям развивающегося рынка, так и к переоснащению производства с целью применения новых прогрессивных технологий [3].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
Основным фактором роста конкурентоспособности отечественной строительной отрасли и ее материально-технической базы является качество продукции. Анализ хода развития капитального строительства показывает, что необходимо наращивать выпуск новейших строительных материалов, развивать собственное производство в областях республики на базе локализации, переходить на новые прогрессивные методы ведения строительно-монтажных работ, новые перспективные схемы расселения, ускорить программы строительства школ.
Важное значение в капитальном строительстве приобретает фактор усиления рыночных принципов и механизмов в системе управления, и развитии новых хозяйственных отношений, и во всех отраслях его производственно-технической базы [4].
Согласно Указа Президента Республики Узбекистан принятие от 2 апреля 2018 г. №УП-5392 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере строительства» и Постановлению №ПП-3646 «Об организации деятельности Министерства строительства Республики Узбекистан», особое внимание уделяются внедрению эффективных механизмов управления, а также инновационные идеи, разработки и передовые информационно-коммуникационные технологии в архитектурно-строительной сфере.
При этом основными задачами дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве стали:
-совершенствование мер государственного регулирования инвестиционных отношений и структуры управления строительным комплексом, продолжение осуществления институциональных преобразований во всех звеньях комплекса;
-дальнейшая демонополизация и формирование конкурентной среды в целях удовлетворения спроса потребителей строительной продукции и обеспечения строительных организаций различными видами материально-технических ресурсов, оборудованием, изделиями и услугами;
-совершенствование организации инвестиционного процесса и управления им в соответствии с проводимыми преобразованиями, включая вопросы перехода от ведомственного к функциональному принципу государственного регулирования, дальнейшее совершенствование и развитие строительного комплекса, внедрение системы управления проектированием, строительством и снабжением материалами;
-создание предпосылок для широкого развития малых и средних частных строительно-монтажных организаций и предприятий, содействие развитию разветвленной сети инжиниринговых, консалтинговых и лизинговых компаний, агентств по страхованию строительства и других инфраструктур рыночной экономики;
-дальнейшее совершенствование механизма системы ценообразования и взаимоотношений между всеми участниками инвестиционного процесса.
В условиях углубления модернизации экономики значение строительной отрасли возрастает, поскольку обновление технологий в отраслях экономики связано с усложнением строительно-монтажных работ, а сокращение сроков строительства имеет приоритетное значение [3].
Таким образом, строительство находится на новом объективно необходимом этапе своего развития. В строительстве усиливаются инновационные процессы, выражающиеся в более широком применении новейших строительных материалов с качественно новыми свойствами, в использовании новых прогрессивных строительных конструкций, в использовании новых технологий и строительной техники, а также развитии новых
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
рыночных методов формирования производственной программы строительных организаций на базе изучения рынка, активного участия в тендерных торгах.
Развитие строительной отрасли состоит в совершенствовании методов и форм управления, в развитии и использовании современных методов и форм менеджмента и маркетинга. Высокие результаты могут быть достигнуты путем обеспечения эффективной консолидации всех потенциалов, и, в особенности, человеческих ресурсов для получения высоких результатов при минимальных затратах. Без такого подхода невозможно обеспечить существенный рост конкурентоспособности отечественной строительной продукции. Отметим, что предпосылки для такого развития в полной мере созданы.
Источники:
(1). Указ Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2003 года №УП-3240 «Об основных направлениях дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве» // Национальная база данных законодательства. 04.11.2017 г. №06/17/5228/0210.
(2). Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Национальная база данных законодательства. 16.10.2017 г. №06/17/5204/0114.
(3). Указ Президента Республики Узбекистан от 2 апреля 2018 года №УП-5392 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере строительства» // Национальная база данных законодательства. 02.04.2018 г. №06/18/5392/0982.
(4). Постановление Президента Республики Узбекистан от 2 апреля 2018 года №ПП-3646 «Об организации деятельности Министерства строительства Республики Узбекистан» // Национальная база данных законодательства. 02.04.2018 г. №07/18/3646/0981.
Список литературы:
1. Каримов И. А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Узбекистан. 2009. Т. 48. С. 2-7.
2. Курпаяниди К. И. Экономические институты в условиях институциональных преобразований // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2013. №5 (27). С. 4-9.
3. Убайдуллаева Л. Ш. К вопросу об экономической стратегии создания и функционирования предприятий в условиях специальных зон // Потенциал современной науки. 2016. №2. С. 105-109.
4. Зиядуллаев Н. С., Зиядуллаев У. С. Императивы обеспечения национальных интересов развивающихся государств при привлечении и использовании средств внешнего финансирования // Стратегические тренды трансформации социально-экономических систем в рамках цифровой экономики. 2018. Т. 27. С. 60-95.
References:
1. Karimov, I. A. (2009). Mirovoi finansovo-ekonomicheskii krizis, puti i mery po ego preodoleniyu v usloviyakh Uzbekistana. Uzbekistan, 48, 2-7.
2. Kurpayanidi, K. I. (2013). Ekonomicheskie instituty v usloviyakh institutsional'nykh preobrazovanii. Novyi universitet. Seriya "Ekonomika i pravo", (5), 4-9.
3. Ubaydullaeva L. Sh. (2016). To the question of economic strategy of creating and functioning enterprises in the conditions of special zones. Potentsial sovremennoi nauki, (2), 105-
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
109.
4. Ziyadullaev, N. S., & Ziyadullaev, U. S. (2018). Imperativy obespecheniya natsional'nykh interesov razvivayushchikhsya gosudarstv pri privlechenii i ispol'zovanii sredstv vneshnego finansirovaniya. Strategicheskie trendy transformatsii sotsial'no-ekonomicheskikh sistem v ramkakh tsifrovoi ekonomiki, 27, 60-95.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 29.03.2019 г. 05.04.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Иноятов У У. Совершенствование строительной отрасли в условиях углубления модернизации экономики Узбекистана // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 353357. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/47.
Cite as (APA):
Inoyatov, U. (2019). Improving the Construction Industry in the Deepening of Modernization of the Economy of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 353-357. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/47. (in Russian).