УДК 614.26
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
САГЫНДЫКОВА БАЛГЫН БАЛТАБЕКОВНА Магистрант Казахстанского медицинского университета «ВШОЗ»
Аннотация: Теоретическая значимость данной работы состояла в дополнении теоретического содержания эффективного стратегического управления в государственных медицинских организациях. Представленные научные результаты обладают ценностью и могут применяться на практике уполномоченными органами в анализе и оценке деятельности государственных медицинских организаций для совершенствования ими управления.
Ключевые слова: стратегическое управление, государственная медицинская организация, стратегический менеджмент, пациент-центрированный подход
На современном этапе развития сферы здравоохранения медицинские организации все чаще выступают не только в роли исполнителей, но и активных инициаторов проектных, программных и иных стратегических мероприятий. Ежедневно организациям приходится решать ряд мультизадач: совершенствование процессов оказания медицинской помощи, переход на бережливые технологии, эффективное бюджетирование, информатизация, внедрение систем менеджмента качества и маркетинга и т.д. [1].
Целью данной работы являлась изучение теоритических основ системного подхода к процессу стратегического управления в медицинской организации.
Стратегическое управление должно быть эффективным. Согласно международным стандартам системы менеджмента качества «эффективность» - это отношение результата к затратам (временным, финансовым, людским и др.) [2]. Стратегическое управление основывается на рациональное использование ресурсов, и при этом, стремление к высокому качеству медицинской помощи, соответствующее ожиданиям пациентов.
Основной задачей, как уже было упомянуто, является создание постоянно действующей системы стратегического управления и контроля достижения среднесрочных и долгосрочных показателей развития и реализации мероприятий в рамках как субъекта в целом, так и отдельных его подразделений. Инструментами достижения цели являются система стратегических целей организации, система перспективных планов развития подразделений, а также деятельность стратегического управления в целом [3].
Стратегическое управление предполагает не только управление ресурсами медицинской организации, также его компонентным содержанием является качество медицинской помощи. Для оценки качества медпомощи используют количественные и качественные показатели. Традиционно функции управления, в том числе стратегического, подразделяют на общие и специфические. Общие - присущие любому объекту управления. К ним относят: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
Специфические функции отражают особенности объекта управления. То есть функции, которые присущи тем или иным конкретным элементам системы, отражая их специфику. Конкретное содержание функций управления определяет объект управления, в данном случае - медицинская организация.
Мотивация - несомненно важная функция, но по своему содержанию - это только часть функции управления персоналом. Поэтому вместо функции «мотивация» целесообразно рассматривать функцию «управление персоналом МО». Также выделена в современной терминологии ещё одна функция - совершенствование. Эта функция фактически всегда осуществляется в передовых медицинских субъектах.
Только высоко мотивированный персонал способен обеспечить соответствие оказания медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. В целях поощрения за достигнутые результаты
работы медицинским работникам производится выплата дифференцированной оплаты согласно приказа №310 от 20.05.2011г. Министерства здравоохранения РК.
По результатам SWOT-анализа выделены основные направления, составляющие концепцию программы совершенствования механизмов стратегического управления МО, ими являются:
- изменения в структуре управления с выделением профессиональных центров ответственности за стратегическое развитие, маркетинг, PR, связи с общественностью, инновации, управление рисками, управление качеством;
- развитие системы стимулирования работников, чтобы каждый работник мог влиять на оплату своего труда, чтобы соблюдались принципы справедливости, достижимости и значимости для работника;
- повышение степени открытости и доступности информации об МО. Регулярная публикация отчетов на сайте МО. Развитие коммуникаций со стейкхолдерами и регулярный их мониторинг. Регулярный контакт с акиматами, предоставление ему достоверной объективной информации от первого лица. Организация на сайте обратной связи с пациентами и другими стейкхолдерами с анализом их удовлетворенности. Мониторинг отзывов о МО;
- участие в государственных программах по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни;
- развитие экспертной и электронной системы поддержки принятия решений.
Метод оценки стратегического управления государственными программами в области здравоохранения, использованный в работе, позволил определить достижение стратегических целей и выполнение целевых показателей государственной программы в области здравоохранения в субъекте. Совершенствован инструментарий для оценки деятельности государственных медицинских организаций, который заключается в подборе показателей согласно экспертной оценке.
Таким образом, можно сделать вывод из полученных данных об эффективности стратегического управления, при условии, что медицинская организация нацелена достичь стратегических целей, предусмотренных государственными программами в области здравоохранения. Только в этом случае, можно говорить о минимизации издержек и максимизации качества услуг в процессе оказания медицинской помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубарева Н.Н. Организация стратегического управления в медицинских организациях области / Фармация. 2018. Том. 41, № 4. -С.591-599.
2. ГОСТ ISO 9000-2011 Quality management systems. Fundamentals and vocabulary
3. Портных В.В. Внедрение стратегического менеджмента в государственных медицинских учреждениях / Вестник университета № 2, 2019. -С.28-34.