Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
692
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лугуева Ариза Садыковна, Айгубов Сайдархан Занкуевич, Магомедова Дженнет Магомед-саидовна

Цель работы. В статье рассматривается процесс внедрения новых технологий в деятельности социальных служб в России и Республике Дагестан, в частности. Метод или методология проведения работы. Основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по изучению проблемы внедрения информационных технологий в социальную работу. В исследовании используются методы теоретического и сравнительного анализа научной литературы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Результаты. Вопрос внедрения информационных технологий является одним из наиболее значимых в организации деятельности органов социальной сферы. Показано, что оперативно принимать обоснованные, взвешенные решения относительно состояния, возможных путей модернизации и проведения реформ в социальной сфере позволяет использование информационных технологий. Рассмотрены возникающие при этом проблемы и возможные способы их решения. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами управления регионального уровня при разработке стратегий и планов развития информационных систем в социальной сфере региона. Выводы. Проведен анализ создания и развития государственных информационных систем служб, предоставляющих меры социальной поддержки. Представлена информация об имеющихся информационных технологиях в работе с семьей в России. Из изложенного выше можно утверждать, что только при использовании информационных технологий в оказании социальной помощи семье можно создать систему, адекватную современным потребностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лугуева Ариза Садыковна, Айгубов Сайдархан Занкуевич, Магомедова Дженнет Магомед-саидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING SOCIAL WORK WITH THE FAMILY BASED ON THE INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The purpose of the work. The article discusses the process of introducing new technologies in the activities of social services in Russia and the Republic of Dagestan, in particular. Method or methodology of the work. The basis of this work is the works of domestic and foreign scientists on the study of the problem of the introduction of information technologies in social work. The research uses methods of theoretical and comparative analysis of scientific literature. The research is based on a General scientific methodology, which provides for the application of a systematic approach to problem solving. Results. The issue of the introduction of information technologies is one of the most important in the organization of the activities of social authorities. It is shown that the use of information technologies makes it possible to quickly make informed, balanced decisions about the state, possible ways of modernization and reforms in the social sphere. The problems that arise in this case and possible ways to solve them are considered. Scope of the results. The results of the study can be used by regional authorities in the development of strategies and plans for the development of information systems in the social sphere of the region. Conclusions. The analysis of creation and development of the state information systems of the services providing measures of social support is carried out. Information about available information technologies in working with the family in Russia is presented. From the above, it can be argued that only with the use of information technologies in providing social assistance to the family, it is possible to create a system that is adequate to modern needs.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 316.422 ЛУГУЕВА АРИЗА САДЫКОВНА

к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»; доцент кафедры математики ФГБОУ ВО»Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,

e-mail: [email protected]

АЙГУБОВ САЙДАРХАН ЗАНКУЕВИЧ

к.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой Социальных и информационных технологий ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: [email protected]

МАГОМЕДОВА ДЖЕННЕТМАГОМЕД-САИДОВНА

магистрант 2 года обучения направления «Социальная работа» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: [email protected]

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-09-42-48 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Цель работы. В статье рассматривается процесс внедрения новых технологий в деятельности социальных служб в России и Республике Дагестан, в частности. Метод или методология проведения работы. Основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по изучению проблемы внедрения информационных технологий в социальную работу. В исследовании используются методы теоретического и сравнительного анализа научной литературы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Результаты. Вопрос внедрения информационных технологий является одним из наиболее значимых в организации деятельности органов социальной сферы. Показано, что оперативно принимать обоснованные, взвешенные решения относительно состояния, возможных путей модернизации и проведения реформ в социальной сфере позволяет использование информационных технологий. Рассмотрены возникающие при этом проблемы и возможные способы их решения. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами управления регионального уровня при разработке стратегий и планов развития информационных систем в социальной сфере региона. Выводы. Проведен анализ создания и развития государственных информационных систем служб, предоставляющих меры социальной поддержки. Представлена информация об имеющихся информационных технологиях в работе с семьей в России. Из изложенного выше можно утверждать, что только при использовании информационных технологий в оказании социальной помощи семье можно создать систему, адекватную современным потребностям.

Ключевые слова: информационные технологии, социальная работа, деятельность специалистов по социальной работе, социальное обеспечение, информационные системы.

LUGUEVA ARIZA SADYKOVNA

Ph.D. of Physical and Mathematical Sciences, associate Professor of applied mathematics,Dagestan state University, associate Professor of the Department of mathematics, DAGESTAN state University of national economy e-mail: [email protected]

AIGUBOV SAIDARKHAN ZANKUEVICH

Ph. D. of physical and mathematical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Information Technologies of

Dagestan State University, e-mail: [email protected]

MAGOMEDOVA JENNETMAGOMED-SAIDOVNA

Master's student of 2 years of study in the direction of "Social work" FSBEI HE "Dagestan State University",

e-mail: [email protected]

IMPROVING SOCIAL WORK WITH THE FAMILY BASED ON THE INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Abstract. The purpose of the work. The article discusses the process of introducing new technologies in the activities of social services in Russia and the Republic of Dagestan, in particular. Method or methodology of the work. The basis of this work is the works of domestic and foreign scientists on the study of the problem of the introduction of information technologies in social work. The research uses methods of theoretical and comparative analysis of scientific literature. The research is based on a General scientific methodology, which provides for the application of a systematic approach to problem solving. Results. The issue of the introduction of information technologies is one of the most important in the organization of the activities of social authorities. It is shown that the use of information technologies makes it possible to quickly make informed, balanced decisions about the state, possible ways of modernization and reforms in the social sphere. The problems that arise in this case and possible ways to solve them are considered. Scope of the results. The results of the study can be used by regional authorities in the development of strategies and plans for the development of information systems in the social sphere of the region. Conclusions. The analysis of creation and development of the state information systems of the services providing measures of social support is carried out. Information about available information technologies in working with the family in Russia is presented. From the above, it can be argued that only with the use of information technologies in providing social assistance to the family, it is possible to create a system that is adequate to modern needs. Keywords: information technologies, social work, activities of social work specialists, social security, information systems.

Введение. В последние годы в России все более остро стоит задача совершенствования системы социального обеспечения, так как обеспечить стабильный прогресс общества невозможно без эффективной ее организации. В связи с этим применение гибких, адаптированных к внешним воздействиям мобильных информационных технологий является важным направлением развития любой сферы деятельности, в т. ч. и социальной сферы.

Роль и значимость применения информационных технологий особенно ярко проявились в обстановке вынужденных ограничений, связанных с эпидемией, когда нужно было максимально быстро реализовать решения государства по поддержке российских семей, реализовать с помощью доступных и удобных для людей решений. При этом мобильность, активность и подготовленность специалистов социальной сферы, точность и полнота и достоверность получаемых данных позволяет оперативно решать возникающие проблемы. Такие задачи решаемы тогда, когда работники социальной сферы используют все возможные инструменты для быстрого реагирования. И тут самый надежный инструмент - это внедренные повсеместно информационные технологии, способствующие поступательному развитию.

Методы исследования. Социальные проблемы, ввиду своей остроты и разнообразия, должны решаться путем технологизации. Это является необходимым еще и в силу того, что их своевременное реагирование на нововведения в социальной политике государства позволяет реализовывать федеральные и на уровне субъектов страны нормативные правовые акты и разного рода социальные программы.

Для развития социальной сферы необходимо решение проблемы образования и эффективного введения единого поля социальной работы, основанного на передовых технологиях, в т. ч. и информационных. Это обеспечит прогрессивное информационное взаимодействие таких составляющих, как экономическая, производственная и социальная.

Применение информационных технологий и форм для обработки и хранения данных в системе социального обеспечения населения значительно улучшит возможность получения современной аналитической информации. Это позволит ускорить процесс назначения разного рода выплат и повысит качество определения их размера. В связи с этим для полноценного развития государственных структур управления необходимо повсеместное внедрение современного информационного обеспечения, программных продуктов, позволяющих хранить и обрабатывать большие массивы данных.

Рассматривая информатизацию общества, необходимо выделять три составные ее части, такие, как:

- применение все более совершенных средств, позволяющих собирать, хранить и распространять информацию;

- совершенствование средств для обработки и поиска информации;

- совершенствование способности к восприятию и созданию новой информации, увеличение интеллектуального потенциала человека, в т. ч. с использованием искусственного интеллекта.

Все это позволяет создавать общество, фундаментом которого являются знания, то есть так называемого информационного общества (knowledge based society) - общества, характерной чертой которого является глобальное, не знающее ни государственных, ни национальных границ, информационное пространство [9].

Информационное общество удовлетворяет следующим критериям:

- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Основными ресурсами, необходимыми для полноценного развития информационного общества, являются информационные. Основная часть представителей такого общества заняты в сборе, переработке, хранении и передаче информации. Только владея актуальной информацией об различных процессах и явлениях, происходящих в обществе, строится любая деятельность. Не исключением является и деятельность по оказанию социальной помощи семье.

Согласно Федеральному закону о государственной социальной помощи (с изменениями на 24 апреля 2020 г.), «Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров» [16].

Определить, какую именно помощь необходимо оказать семье, можно лишь на основе оперативно собранной, проанализированной и систематизированной информации.

На современном этапе развития российского общества социальной поддержкой пользуются такие категории населения, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Особо значима такая поддержка и для пожилых людей и инвалидов, лиц без определенного места жительства. Важное место в этом списке отводится семьям, которые переживают сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели к новой, меняются виды семейных отношений.

Происходящие в экономике и социальной сфере трансформации сопровождаются особыми противоречиями в политической и духовной сфере. Произошедшая смена общественной, государственной собственности, смена прежнего социального и экономического уклада, курируе-

мого государством, явилась главным фактором, влияющим на жизнь семей. Большая часть из них выросла при социалистическом укладе и стереотипах семейной, бытовой и трудовой деятельности того времени. Семья в настоящее время сталкивается с проблемами самостоятельного приобретения жилья, с проблемами трудоустройства. Самостоятельно приходится искать место в дошкольных и, зачастую, в школьных учебных заведениях. Остро стоит проблема получения бесплатной, квалифицированной медицинской помощи [12].

В прежние годы за чертой бедности были, в основном, уязвимые в социальном плане семьи, такие, как многодетные, неполные семьи и семьи, в составе которых имелись инвалиды. После смены социально-экономического уклада с проблемой бедности зачастую сталкиваются и семьи с трудоспособными ее членами, которые считались ранее благополучными. Негативное влияние на семью имеют частичный переход сфер образования и медицинского обслуживания в коммерческое русло. При этом реальный уровень доходов семей в России достаточно низкий. Также высока еще и безработица. Если проводить оценку населения страны по международным стандартам, то по уровню безработицы, величине прожиточного минимума, по расходам на питание и жилищным условиям большинство оказываются за чертой бедности. Все это негативно сказывается на создании полной семьи с детьми, обеспеченной материально и социально защищенной [1].

Для оказания социальной помощи и поддержки семьям необходима актуальная, полная и достоверная информация. Эта информация должна быть оперативно обработана и систематизирована. Только на основе такой актуальной информации государственные социальные структуры должны принимать своевременные, подвергшиеся анализу и систематизации решения по оказанию тех социальных услуг семьям, в которых они больше всего нуждаются.

В России имеется план создания и развития государственных информационных систем, а также разработаны условия сопровождения пользователей систем [7].

В России на данный момент действуют следующие формы социальной помощи и поддержки семей с детьми:

- денежные выплаты, связанные с рождением и содержанием детей, а также прочие выплаты, такие, как пособия и пенсии;

- льготы, связанные с медицинским обслуживанием, кредитами на приобретение жилья, налоговые льготы;

- различные формы социального обслуживания (социальные услуги и консультирование);

- социальные услуги, предоставляемые семье в рамках социальной помощи, в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды [5]:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе;

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в т. ч. в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Современное обеспечение жизнедеятельности семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политики и одного из ее основных направлений - системы социального обслуживания семьи и детей, создание его правовой и материальной основы. Проблемы семьи, реализации ее прав, гарантий, социального обслуживания семьи и детей потребовали разработки новых технологий и моделей социальной работы.

В России созданы основы организации и механизм функционирования сети учреждений социальной помощи семьям. И тут особое место занимает использование в работе этих учреждений компьютерной техники и информационных технологий, позволяющих повышать эффективность их деятельности.

Количество слабо защищенных в социальном плане семей растет из года в год, что приводит к увеличению оборота документов. Их обработкой приходится заниматься работникам учреждений социальной помощи, но их возможности не безграничны. У них все меньше времени остается на анализ документов для принятия правильных и своевременных решений. Работникам все больше приходится выполнять рутинные действия по сбору, обработке и обмену информации, что приводит к малой эффективности их действий. Это, в свою очередь, ведет к принятию решений, не подкрепленных достаточной информацией.

Решением возникающих проблем может быть повсеместное внедрение информационных технологий в деятельность учреждений по оказанию социальной помощи семьям [10].

Автоматизируя рабочее место, можно существенно облегчить и, при этом, повысить эффективность деятельности специалиста, оказывающего помощь и работающего с семьей. Это позволяет эффективно планировать работу, подготавливать всевозможные отчеты, оперативно реагировать на нововведения.

Используя новые информационные технологии, легче содержать в должном порядке личные дела нуждающихся в социальной поддержке граждан, получать к ним быстрый доступ, принимать оперативные решения в зависимости от обстоятельств каждого конкретного случая. Посредством локальной и глобальной сети появляется оперативная возможность общения с коллегами и межведомственного взаимодействия.

Комплекс оборудования для рабочих мест специалистов по работе с семьей должен зависеть от их должностных обязанностей. Потому для каждого работника этот комплекс индивидуален и может меняться [8].

Оказывая социальную помощь семье, важен процесс сбора и хранения информации, позволяющей предоставлять с наименьшими затратами все возможные своевременные социальные услуги и льготы семьям. В основном вся информация о нуждающихся, то есть - тип семьи (полная или неполная, обеспеченность, или отношение ее к группе риска), ее состав, данные о здоровье и способности работать, количестве ее членов и другая информация, относящаяся к семье, хранится в базе данных учреждений. Такие базы позволяют оперативно выявлять семьи, нуждающиеся в социальной помощи в данный момент времени в первую очередь.

С использованием новых информационных технологий легче и гораздо быстрее происходит процесс оказания социальной помощи семье, в частности:

- оказание консультативной помощи в вопросах полагающихся семьям льгот;

- назначение материальных выплат;

- оформление документов на получение социальной поддержки.

В связи с этим специалист, работающий с нуждающимися в социальной помощи семьями, должен хорошо владеть информационными технологиями, к которым можно отнести следующие:

- использование компьютера со всеми необходимыми периферийными устройствами;

- знание пакетов прикладного программного обеспечения, необходимых для эффективной и своевременной работы;

- умение работать в глобальной и локальной сети;

- знание конкретных технологий, используемых в социальной сфере;

- использование пакетов прикладного обеспечения, используемых в социальной сфере;

- знание принципов работы систем межведомственного взаимодействия посредством информационных технологий;

- знание технологий создания всевозможных баз данных и умение их использовать в зависимости от поставленных задач;

- применение в своей работе технологий экспертных систем и систем принятия решений;

- применение систем управления базами данных и элементов электронного офиса для решения профессиональных задач специалистов;

- применение технологий поиска информации в сети Интернет;

- владение навыками работы с электронной почтой и сетевой информационной службой;

- умение создавать базы информационных ресурсов, относящихся к профессиональной деятельности.

Следовательно, специалисты должны уметь применять как элементарные стандартные про-

граммные средства, такие, как составляющие электронного офиса, так и специальные прикладные программные продукты, к которым относят справочники, конкретные базы данных и всевозможные поисковые системы.

Результаты. Важную роль в развитии социальной сферы имеет активное внедрение информационных технологий. Оперативно принимать обоснованные, взвешенные решения относительно состояния, возможных путей модернизации и проведения реформ в социальной сфере позволяет их использование.

Применение информационных технологий позволяет существенно повышать качество предоставляемых социальных услуг. Работники социальной сферы, активно использующие информационные технологии, имеют большие возможности для плодотворного труда.

Выводы. Из сказанного выше сделаем следующий вывод: применение информационных технологий позволяет оказывать своевременную помощь семьям, нуждающимся в ней; внедрение новых технологий ведет за собой повышение общей культуры социального обслуживания семей, переводит на достаточно высокий уровень своевременную обработку и анализ необходимой для оказания помощи семьям информации.

Литература

1. Антонов, А. И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы се-мейно-демографической политики в социальном государстве / А.И. Антонов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. № 4. С. 146.

2. Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере : учеб. пособие / С.Е. Гасумова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. С. 259-263. (Учебные издания для бакалавров). - URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454082.

3. Демьянова, О. В. Информационные технологии //Проблемы современной экономики. 2018. № 1.

4. Исаев, Г. Н. Информационные системы в экономике /Г.Н. Исаев. - М. : Омега-Л, 2018.

5. Ищанова, Б. Т. Основы социальной работы с семьей : учебно-метод. пособие / Б. Т. Ищанова. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2014.

6. Лбов, Г. С., Полякова, Г. Л. Информационные технологии в современном бизнесе // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнева. - Красноярск, 2017. Т. 31. № 5. С. 42-45.

7. Лугуева, А. С., Маммаева, Д. С. Существующие информационные технологии в деятельности социальных служб РФ и Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 12 (110). С. 118-126.

8. Лугуева, А. С., Маммаева, Д. С. Анализ цифровой экономики на региональном уровне : общая экономическая характеристика, цифровой анализ, анализ эффективности (на примере РД) // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 1019-1024.

9. Лычагина, В. В. Применение информационных технологий в деятельности специалиста по социальной работе : теоретический аспект //Вестник КемГУ. 2016. № 3 (43).

10. Маммаева, Д. С., Гарунова, А. В., Лугуева, А. С. Особенности функционирования малых предприятий в условиях развитости интернет-технологий // Экономика и предпринимательство. 2017. № 92 (86). С. 460-464.

11. Маркова, В. Д. Информационные технологии : сущность и инновационная составляющая // Проблемы современной экономики. 2016. № 21. С. 38-42.

12. Мустаева, Ф. А. Самоопределение семьи в условиях трансформации российского общества : дис. д-ра. социол. наук / Ф.А. Мустаева. - Екатеринбург, 2012.

13. Наумов, А. А., Бах, С. А. Информационная среда. Синтез, анализ, моделирование и оптимизация. -Новосибирск : «ОФСЕТ», 2017.

14. Управление в социальной работе : учебник ; под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. (Учебные издания для бакалавров) ; То же - URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Уткин, В. Б. Информационные системы в экономике / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. - М. : Academia, 2018.

16. Федеральный закон N 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. - URL : http://ivo.garant.ru/document?id= 80687&byPara=1&sub=154.

17. Федосеева, Н. Н. Сущность и проблемы электронного документооборота в информационных технологиях //Юрист. 2017. № 6. С. 61.

18. Цветков, В. А., Дохолян, С. В., Зоидов, К. Х Пятый Международный форум «Россия в XXI в. : глобальные вызовы и перспективы развития» // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 12 (74). С. 250-265.

19. Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления : учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2018.

20. Tadviser. Государство, бизнес, ИТ. - URL : http://www.tadviser.ru/.

21. Hill, K., & Ferguson, S. Web 2.0 in social work macro practice : Ethical considérations and questions // Journal of Social Work Values & Ethics. 2014. No. 11(1). P. 2-11.

22. Gillingham, P. Electronic information systems and social work : Who are we designing for? // Practice:

Social Work in Action. 2014. No. 26(5). P. 313-326.

23. Reamer, F. G. The evolution of social work ethics : Bearing witness // Advances in Social Work. 2014. No. 15(1). P. 163-181.

References:

1. Antonov, A. I. Sovremennye demograficheskie tendencii i analiticheskie prognozy, problemy semejno-demograficheskoj politiki v social'nom gosudarstve / A.I. Antonov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2015. № 4. S. 146.

2. Gasumova, S. E. Informacionnye tekhnologii v social'noj sfere : ucheb. posobie / S.E. Gasumova. - 4-e izd., pererab. i dop. - M. : Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2017. S. 259-263. (Uchebnye izdani-ya dlya bakalavrov). - URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454082.

3. Dem'yanova, O. V. Informacionnye tekhnologii //Problemy sovremennoj ekonomiki. 2018. № 1.

4. Isaev, G. N. Informacionnye sistemy v ekonomike / G.N. Isaev. -M. : Omega-L, 2018.

5. Ishchanova, B. T. Osnovy social'noj raboty s sem'ej : uchebno-metod. posobie / B.T. Ishchanova. - Magnitogorsk : Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekh. un-ta im. G.I. Nosova, 2014.

6. Lbov, G. S., Polyakova, G. L. Informacionnye tekhnologii v sovremennom biznese // Vestnik Sibirskogo gosu-darstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akad. M.F. Reshetneva. - Krasnoyarsk, 2017. T. 31. № 5. S. 42-45.

7. Lugueva, A. S., Mammaeva, D. S. Sushchestvuyushchie informacionnye tekhnologii v deyatel'nosti social'nyh sluzhb RF i Respubliki Dagestan // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 12 (110). S. 118-126.

8. Lugueva, A. S., Mammaeva, D. S. Analiz cifrovoj ekonomiki na regional'nom urovne : obshchaya ekonomicheskaya harakteristika, cifrovoj analiz, analiz effektivnosti (na primere RD) //Ekonomika i predprini-matel'stvo. 2017. № 8-2 (85). S. 1019-1024.

9. Lychagina, V. V. Primenenie informacionnyh tekhnologij v deyatel'nosti specialista po social'noj rabote : teoreticheskij aspekt // Vestnik KemGU. 2016. № 3 (43).

10. Mammaeva, D. S., Garunova, A. V., Lugueva, A. S. Osobennosti funkcionirovaniya malyh predpriyatij v usloviyah razvitosti internet-tekhnologij //Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2017. № 9-2 (86). S. 460-464.

11. Markova, V. D. Informacionnye tekhnologii: sushchnost' i innovacionnaya sostavlyayushchaya //Problemy sovremennoj ekonomiki. 2016. № 21. S. 38-42.

12. Mustaeva, F. A. Samoopredelenie sem'i v usloviyah transformacii rossijskogo obshchestva : dis. d-ra. soci-ol. nauk /F.A. Mustaeva. - Ekaterinburg, 2012.

13. Naumov, A. A., Bah, S. A. Informacionnaya sreda. Sintez, analiz, modelirovanie i optimizaciya. - Novosibirsk: «OFSET», 2017.

14. Upravlenie v social'noj rabote : uchebnik; pod red. E.I. Holostovoj, E.I. Komarova, O.G. Prohorovoj. -M. : Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2018. (Uchebnye izdaniya dlya bakalavrov) ; To zhe -URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496169.

15. Utkin, V. B. Informacionnye sistemy v ekonomike / V.B. Utkin, K.V. Baldin. - M. : Academia, 2018.

16. Federal'nyj zakon N 178-FZ ot 17.07.1999 g. «O gosudarstvennoj social'noj pomoshchi» [Elektronnyj resurs]. - URL : http://ivo.garant.ru/document?id= 80687&byPara=1&sub=154.

17. Fedoseeva, N. N. Sushchnost' i problemy elektronnogo dokumentooborota v informacionnyh tekhnologi-yah // YUrist. 2017. № 6. S. 61.

18. Cvetkov, V. A., Doholyan, S. V., Zoidov, K. H. Pyatyj Mezhdunarodnyj forum «Rossiya vXXI v. : global'nye vyzovy i perspektivy razvitiya» //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 12 (74). S. 250265.

19. CHudnovskij, A. D. Informacionnye tekhnologii upravleniya : ucheb. posobie. - 3-e izd., ster. - M. : KNORUS, 2018.

20. Tadviser. Gosudarstvo, biznes, IT. - URL : http://www.tadviser.ru/.

21. Hill, K., & Ferguson, S. Web 2.0 in social work macro practice : Ethical considerations and questions // Journal of Social Work Values & Ethics. 2014. No. 11(1). P. 2-11.

22. Gillingham, P. Electronic information systems and social work : Who are we designing for? // Practice: Social Work in Action. 2014. No. 26(5). P. 313-326.

23. Reamer, F. G. The evolution of social work ethics : Bearing witness // Advances in Social Work. 2014. No. 15(1). P. 163-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.