Качество человеческого потенциала
© Головчин М.А., Соловьева Т.С. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
В статье на примере Вологодской области рассматривается проблема несоответствия функционирования системы высшего профессионального образования перспективным направлениям социально-экономического развития региона. Обосновывается создание на территории региона объединённого университета для решения проблем высшего образования.
Регион, система высшего профессионального образования, рынок труда, объединённый университет.
Темпы развития территории, структура экономики влияют на потребность региона в специалистах высшей квалификации, а также на содержание требований, предъявляемых к выпускникам учебных заведений. В свою очередь социально-экономическая обстановка оказывает существенное влияние на уровень и темпы миграции молодёжи. Благополучные регионы привлекают большой поток молодёжи из других областей, что создаёт конкуренцию местным специалистам. Наличие на рынке труда работников с различным уровнем квалификации
повышает ожидания и требования работодателей, что изменяет и представление о качестве деятельности местных вузов [11, с. 33].
Одна из основных особенностей современного этапа модернизации российской экономики заключается в том, что на первый план выходят задачи человеческого развития, поскольку именно оно обеспечивает конкурентные преимущества инновационных экономик. Примеры наиболее успешных «модерниза-ционных прорывов» в истории были связаны с существенными качественными
ГОЛОВЧИН Максим Александрович научный сотрудник ИСЭРТРАН [email protected]
СОЛОВЬЕВА Татьяна Сергеевна младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН Solo [email protected]
изменениями в состоянии человеческих ресурсов [4, с. 105]. Базой для наращивания человеческого потенциала может служить эффективно организованное научно-образовательное пространство как совокупность находящихся в рамках географического пространства и активно взаимодействующих субъектов научной, образовательной и культурной сфер, бизнес-сообщества, основанная на институциональной и(или) информационной интеграции.
Одним из компонентов научно-образовательного пространства является высшее профессиональное образование.
Система высшего образования в России переживает глубокий кризис. Именно здесь в 1990-е годы XX века резко сократилось финансовое участие государства с одновременным ослаблением централизованного регулирования. В результате стал резко расти коммерческий сектор высшего профессионального образования. Начиная с середины 1990-х годов в России отмечается значительный рост спроса на услуги высшего образования. В 2011 году в вузах обучалось 85% возрастной когорты 15 - 25-летних россиян.
В настоящее время высокий спрос со стороны населения существует на обучение в вузах даже по маловостребованным рынком труда специальностям. Одновременно наблюдаются значительные масштабы спроса работодателей на специалистов с высшим образованием без привязки к содержанию полученных знаний. Всё это в совокупности девальвирует ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности, обеспечения определённого социального статуса и материального достатка.
Однако в связи с тем, что современное развитие общества требует новой системы образования, способной готовить специалистов с высокими цен-
ностно-волевыми компетенциями, обеспечивающих пассионарный рывок в мир постиндустриальных обществ [8, с. 86].
Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг., совершенствование системы высшего образования связано с реализацией ряда задач, таких как:
1. Формирование сети ведущих вузов, стимулирующих модернизацию системы в целом.
2. Развитие эффективных финансово-экономических механизмов управления вузами.
3. Развитие современной инфраструктуры высшего профессионального образования (строительство кампусов, общежитий, учебно-лабораторных площадей).
4. Повышение роли работодателей и государственно-частного партнёрства в развитии высшего образования.
5. Обеспечение потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития.
6. Вхождение российских вузов в перечень ведущих рейтингов мировых университетов.
7. Повышение мотивации студентов к успешной учёбе, создание механизмов её стимулирования.
8. Обеспечение студентам возможности прохождения практики на современном производстве, получения возможности трудоустройства по специальности, участия в исследованиях и разработках по специальности, проживания в современных общежитиях [3].
В условиях стремительного расширения перечня предлагаемых высшими учебными заведениями образовательных программ, а также внедрения различных форм интеграции в сфере профессионального образования усложняется система
управления вузами, увеличивается число и разнообразие типов потребителей услуг учебных заведений, к числу которых относятся студенты и слушатели, аспиранты и докторанты, абитуриенты, потенциальные работодатели.
Субъекты Российской Федерации находятся на разном уровне социальноэкономического развития, имеют разные социально-экономические потребности, что ставит вопрос о необходимости учёта приоритетных направлений экономического развития региона и запросов рынка труда в процессе подготовки кадров высшей квалификации. Однако решению данной задачи препятствует ряд проблем, среди которых:
1. Жёсткая структура образовательных программ с исключительно дробными, узкоспециальными вариантами подготовки. Последние 20 лет система работает по инерции, государственное задание выдаётся на обучение специалистов узкого профиля по невостребованным на рынке труда технологиям. Многие специальности не пользуются спросом, к тому же экономика нуждается в таких специалистах, для обучения которым система высшего образования ещё не создала научно-методическую и ресурсную базу.
2. Низкий образовательный и профессиональный уровень выпускников вузов. В настоящее время на рынке труда растёт количество специалистов с дипломом о высшем образовании. Это выпускники с развитыми социальными навыками и высокими запросами, но низким профессиональным уровнем, и это зачастую связано с тем, что бюджетные места во многих вузах, образовательные программы которых не пользуются спросом, занимаются абитуриентами независимо от уровня их подготовки. Около трети студентов очного обучения на бюджетных и более 40% на коммерческих местах
имеют по ЕГЭ отметку «удовлетворительно» по профильным предметам и более 80% студентов - по ряду технологических направлений. С большой вероятностью можно предположить, что такие студенты не смогут освоить сложные профессиональные компетенции высококвалифицированных работников [6].
3. Неудовлетворённость работодателей качеством образовательных услуг, что связано с увеличением количества платных образовательных программ (особенно заочных), обусловленным ценовым демпингом при практическом отсутствии государственного контроля качества. По данным Центра человеческих ресурсов при РАНХиГС, 66% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений [6].
4. Практическое отсутствие «прозрачности» системы высшего образования для потребителей и государства. Отсутствует информация о «человеческом капитале» выпускников (карьере и доходах), что не позволяет абитуриентам и работодателям делать обоснованный выбор.
На современном этапе развития высшего профессионального образования существует настоятельная необходимость в создании базы для повышения эффективности экономики страны за счёт достижения высокого уровня международной конкурентоспособности российской системы высшего образования, признания российских дипломов и научных степеней в развитых странах. В связи с этим приоритетным становится вопрос о создании сети ведущих российских вузов мирового образца.
Президент Российской Федерации Указом № 599 от 7 мая 2012 г. поручил Правительству РФ проведение до конца декабря 2012 года мониторинга деятельности государственных образовательных
учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений. На основе проведённого мониторинга будет разработан и утверждён план мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров, что должно обеспечить к 2020 году вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню мирового рейтинга ведущих мировых университетов [13].
Министерство образования и науки РФ совместно с Ассоциацией ведущих вузов России разработало для выявления неэффективных государственных вузов и филиалов перечень критериев, среди которых: средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные и платные места; доля иностранных студентов без учёта студентов из стран СНГ; объём НИОКР и общие доходы вуза в расчёте на одного научно-педагогического сотрудника; общая площадь помещений вуза, находящихся у него в собственности или в оперативном управлении. Вузы, которые по результатам мониторинга окажутся в числе аутсайдеров, будут финансироваться по пониженным нормативам и в перспективе будут лишены права подготовки студентов по программам магистратуры и аспирантуры. Перераспределение бюджетных средств в дальнейшем будет осуществляться в пользу ведущих вузов.
В соответствии с результатами проведённого мониторинга деятельность 25% российских вузов из 502 государственных учреждений и 50% филиалов из 930 структурных подразделений вузов обладает признаками, свидетельствующими о необходимости скорейшей реструктуризации сети высших учебных заведений [5].
В Вологодской области также имеется ряд негативных проявлений в подсистеме высшего профессионального образования, что снижает эффективность регионального научно-образовательного пространства:
1. Во-первых, есть несоответствие потребностей рынка труда и фактического выпуска квалифицированных специалистов (в разрезе специальностей); наиболее ярко это выражено в таких видах экономической деятельности, как «Обрабатывающие производства» и «Здравоохранение» (здесь спрос превышает предложение в 5 и 17 раз соответственно).
2. Во-вторых, наблюдается несогласованность деятельности вузов по подготовке квалифицированных кадров с перспективными экономическими планами региона; объёмы выпуска вузами области специалистов намного меньше потребностей отраслей, входящих в опорные экономические кластеры, от кадрового потенциала которых зависят перспективы развития региональной экономики (так, в сфере туризма разрыв между значениями спроса и предложения на высококвалифицированных работников достигает 10 раз, в сельском хозяйстве - 4 раза, в строительстве - 5 раз).
3. В-третьих, снижается качество подготовки квалифицированных специалистов в учреждениях высшего профессионального образования региона, что происходит по причине приёма в вологодские вузы молодёжи с низкими образовательными результатами вследствие оттока талантливых абитуриентов в более престижные учебные заведения столичных городов (Москва, Санкт-Петербург). В 2011 году треть выпускников вологодских школ сделали свой образовательный выбор в пользу вузов, не находящихся на территории региона [7]. На качестве высшего образования отрицательно сказы-
вается и увеличение подготовки специалистов по заочной форме обучения. Если в 1997 году вологодскими вузами было выпущено 33% специалистов, проходивших обучение по заочной форме, то в 2011 году их доля достигла 52%, превысив уровень выпуска по дневной форме [2, с. 85].
Проблемы в сфере высшего профессионального образования региона свидетельствуют о необходимости реформирования этой подсистемы с опорой на мировой и российский опыт. Анализ практики организации высшей школы показал, что подобное реформирование целесообразно проводить в направлении объединения университетов и создании конкурентоспособного вуза по двум моделям:
- создание национального исследовательского университета: позволяет проводить широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, а также обеспечивать эффективный трансфер технологий в промышленность;
- формирование федерального университета: обеспечивает интеграцию
науки, образования и производства, в том числе путём доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.
Институтом социально-экономического развития территорий РАН в 2012 году изучались возможности, необходимые для создания и развития объединённого университета (далее - Университет) на территории Вологодской области:
- формирование проектных групп по организации Университета из представителей вузов, региональной власти, органов управления образованием и научного сообщества;
- получение Университетом статуса автономного учреждения;
- принятие Министерством образования и науки РФ приказа о создании Университета, разработка и утверждение Устава объединённого университета,
программы развития Университета до 2020 года на региональном и федеральном уровнях;
- получение Университетом лицензии на право проведения образовательной деятельности;
- привлечение ведущих специалистов и учёных для работы в Университете;
- завершение модернизации учебных образовательных стандартов и программ с учётом требований работодателей;
- формирование научно-образовательного кластера на базе Университета.
В результате проведения данных мероприятий система высшего профессионального образования в регионе будет выглядеть следующим образом:
- объединённый университет (федеральный или научно-исследовательский), который ведёт общепрофессиональную подготовку кадров по широкому кругу специальностей с учётом интересов региона;
- сеть негосударственных вузов и филиалов иногородних государственных и негосударственных высших учебных заведений, ориентирующихся, главным образом, на текущий спрос на рынке труда;
- Институт регионального развития, который проводит целевую подготовку высококвалифицированных специалистов по заказу региональных и муниципальных органов управления, хозяйствующих субъектов для экономики региона (рисунок).
Новый элемент в системе высшего образования региона - объединённый университет - должен конструироваться как вуз будущего - мощная, сильная, разветвлённая структура, которая сможет стать основой и движущей силой реорганизации и развития высшего образования, с одной стороны, и модернизации экономики региона, - с другой.
Система высшего профессионального образования в регионе после мер реорганизационного характера
Создание объединённого университета в Вологодской области позволит реализовать следующие направления:
- подготовка современных и конкурентоспособных специалистов по широкому спектру направлений, а также перспектива достижения конкурентных преимуществ в российском и мировом образовательном пространстве;
- проведение в кооперации с учреждениями РАН фундаментальных и прикладных исследований по широкому спектру направлений, обеспечивающих формирование основ региональной инновационной экономики;
- развитие образовательных программ вузов;
- совершенствование материальнотехнической базы вузов;
- повышение качества преподавания, более эффективное использование преподавательского состава;
- увеличение государственного финансирования на содержание и развитие университета;
- обеспечение доступности для населения области качественных образовательных услуг;
- решение кадровых проблем, способствующих подъёму экономики и социальной сферы региона.
Создание объединённого университета на территории области позволило бы обеспечить решение как сугубо отраслевых задач (слабость материально-технической базы, качество преподавательского состава вузов, совершенствование подготовки квалифицированных специалистов), так и системных проблем, стоящих перед экономикой региона.
Однако помимо явных преимуществ создание объёдиненного университета на территории региона потребует устранения ряда препятствий, таких как:
1) Недостаточная конкурентоспособность регионального вузовского образования. Важно отметить слабость позиций высших учебных заведений, находящихся на территории региона, в научно-инновационном плане. Так, ни один вуз Вологодской
области не попал во всероссийский перечень победителей наиболее важных конкурсов инновационных программ [1, с. 50].
2) Недостаточно высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. За период 2007
- 2011 гг. численность преподавателей вузов Вологодской области уменьшилась на 11% (в среднем по России данный показатель сократился лишь на 6%). При этом в 4 раза сократилось доля ППС с учёной степенью кандидата наук, в 6 раз
- удельный вес доцентов кафедр. Таким образом, доля преподавателей с учёными степенями в составе ППС высших учебных заведений в 2011 году составляла 17%, что ниже, чем по РФ, в 3,7 раза; с учёными званиями - 11%, что ниже, чем по РФ, в 3,9 раза [7, с. 80].
3) Необходимость преодоления организационной и ведомственной разобщённости вузов, которой характеризуется существующая в настоящий момент организационно-управленческая структура вузовского образования в регионе. Часть учебных заведений подведомственна Министерству образования и науки РФ, часть - Министерству сельского хозяйства, часть - Министерству юстиции. Отсутствует и единый орган, координирующий деятельность вузов по определению общей стратегии развития.
4) Конкуренция со стороны федеральных университетов, находящихся на территории СЗФО. В Северо-Западном федеральном округе в настоящее время уже работают два объединённых университета - Северный (Арктический) в Архангельске (С(А)ФУ) и Балтийский в Калининграде (БФУ). Наличие этих вузов ставит вопрос о целесообразности формирования ещё одной подобной структуры. Тем более конкурентные позиции С(А)ФУ и БФУ намного сильнее, чем у государственных вузов Вологодской области: профессорско-преподавательский состав больше в 1,2 раза, доля докторов и кандидатов наук среди педагогов - в 3 раза, объёмы научных работ
- в 1,6 раза.
Учитывая перечисленные выше проблемы, на наш взгляд, целесообразно до создания объединённого университета провести предварительные мероприятия по развитию кадрового и инновационного потенциала высшего образования, преодолению организационной и ведомственной разобщённости вузовских структур, а также в качестве модели для объединения использовать классический университет, а не федеральный и национальный исследовательский университеты, процедуры создания которых крайне затруднительны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Главные события в современном образовании: 2004 - 2011. - М.: Медиа-Лайн, 2011. - 216 с.
2. Государственные высшие профессионально-образовательные учреждения Вологодской области на начало 2009/2010 учебного года: стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2011.
- 99 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» [Текст]: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р. - М., 2013.
4. Модернизация России: социально-гуманитарные измерения / под ред. акад. Н.Я. Петракова / РГНФ; РАН. - М.; СПб.: Нестор-История, 2011. - 448 с.
5. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. - М.: Министерство образования и науки РФ, 2012. - 111 с.
6. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях: доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://симт.рф (дата обращения: 12.09.2012]
7. Образование в Вологодской области в 2007 - 2011 гг.: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 90 с.
8. Овсянников, А.А. Потенциал модернизации высшей школы России: коммуникации компетентностей профессуры и студенчества / А.А. Овсянников // Народонаселение. - 2011. -№ 4. - С. 76-96.
9. Перфильева, О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции / О.В. Перфильева // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. -2011. - № 1. - С. 133-144.
10. Рейтинг качества приёма в российские государственные вузы - 2010 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://ria.ru/ratings_multimedia/20100902/271380235.html (12.09.2012].
11. Рыбина, Л. Вузов станет меньше. Зато не останется тех, что откровенно не дотягивают [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/59728.html (25.09.2012].
12. Салимова, Т.А. Цели и методы управления взаимоотношениями с потребителями в вузе / Т.А. Салимова, Н.Ш. Ватолкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2010.
- № 2. - С. 32-38.