УДК 316.4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Кациель С.А., 2017 Омский государственный технический университет, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин
Аннотация: рассмотрены результаты социологического мониторинга, проводимого в государственном вузе в течение восьми лет. Социологический мониторинг представлен как метод трехсторонней «обратной связи»: администрация - студенты - преподаватели. Динамика показателей отражает изменения мотиваций, ценностей, стратегий поведения студентов и преподавателей, а также ассортимент управленческих решений, принятых администрацией вуза на основании полученной информации. Данная технология может использоваться в системе социологического аудита качества образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: социологический мониторинг, анкетирование, управленческие решения, система менеджмента качества, образовательный процесс.
Любые социальные процессы необходимо наблюдать в динамике. В последнее время в высшей школе происходят серьезные изменения как в самом образовательном процессе, так и в организации и управлении этим процессом. Поэтому меняться приходится и студентам, и преподавателям, и администрации вузов. Мониторинговые исследования ценностных ориентаций, повседневных практик студенчества актуальны, поскольку дают возможность оценить динамику инновационного потенциала конкретного региона, служат индикатором социальных процессов [1, с. 58], а также позволяют практически оценить прогностические образовательные модели.
В последние годы в педагогических исследованиях определенное внимание уделяется методу прогностического моделирования для представления различных идей и концепций. Будучи интегративным, этот метод позволяет сочетать логические конструкции и научные абстракции с экспериментом, то есть делает возможным синтезировать теоретические и эмпирические результаты исследования [4, с. 152]. Моделирование также служит задаче конструирования нового, часто еще не существующего на практике опыта.
В ФГБОУ ВО «Омский государственный институт сервиса», сокращенно ОГИС, (с сентября 2016 г. - Институт дизайна и технологий ФГБОУ ВО «Омского государственного технического университета»), социологический мониторинг качества образовательных процессов проводится с апреля 2007 года и является составляющей системы менеджмента качества.
Цель внутривузовского мониторинга - социологический аудит качества образовательных процессов на основе изучения мнения заинтересованных сторон о различных аспектах деятельности ОГИС. Социологический мониторинг реализует «обратную связь» между всеми участниками образовательного процесса в вузе - студентами и преподавателями, студентами и администрацией, работниками (НИР и УВП) и администрацией ОГИС. Задачи исследований каждый раз меняются и зависят от конкретного задания.
В качестве объекта исследования выступают:
1) студенты первого курса
2) студенты 2-3(4) невыпускного курса
3) студенты выпускного (4-5) курса
5) преподаватели института
6) работники вспомогательных служб ОГИС (библиотека, УМУ, деканаты и проч.)
7) руководители вуза.
В качестве предмета исследования выступают: организация, содержание и реализация образовательного процесса; мнения студентов и работников вуза по различным аспектам образовательного процесса в ОГИС; направления совершенствования содержания и организации учебной и внеучебной работы в ОГИС; работа деканатов, кафедр, вспомогательных отделов вуза; прочие текущие вопросы.
Используемый метод исследования - анкетный опрос. Анкеты авторские, составляются под каждый опрос. Временные границы исследования - 2-5 опросов в течение учебного года по графику, согласованному с администрацией вуза. Реализуется социологический мониторинг силами преподавателей кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин, учебно-методическим управлением института и деканатами.
Социологический мониторинг рассматривается как элемент системы менеджмента качества ОГИС. Задачи для очередного исследования ставит администрация вуза, она же получает и информацию о результатах проведенного исследования. Обобщенные результаты социологического мониторинга докладываются на Ученом совете вуза раз в год. На основании полученных данных социологических исследований администрация вуза принимает текущие управленческие решения. Среди решенных в том числе и с помощью данных мониторинга задач можно отметить: введение рейтинга преподавателя и рейтинга кафедр в качестве основного результата профессиональной деятельности работников вуза; учет мнения студентов при проведении НИР по конкурсу; изменение формата работы образовательного Портала; качественно новый формат библиотеки института; нормализацию работы столовой, улучшение бытовых условий проживания в общежитии; беспроводной Интернет и т.д.
Приведем выборочный анализ данных мониторинга за период с 2007 по 2016гг., по которым можно проследить изменения требований студентов к организации учебной и внеучебной работы, их профессиональных и ценностных установок, изменения мнения о необходимых компетенциях, образовательных технологиях и проч.
Опросы первокурсников ОГИС проводились ежегодно как сплошной опрос. Задачи опросов каждый год были одинаковые, а именно: изучение причин выбора первокурсниками именно этой специальности (направления подготовки); изучение причин поступления первокурсников именно в ОГИС; оценка работы вуза с абитуриентами (профориентация, реклама); изучение степени важности для первокурсников некоторых элементов имиджевого, образовательного и внеучебного процессов;
оценка первого впечатления от группы, от вуза, от преподавательского состава. В результате проведенных опросов для каждого профиля подготовки составлялся «портрет первокурсника». В 2007г. было опрошено 368 чел. (82% от общего числа первокурсников ОГИС очной формы обучения), в 2013г. - 289 чел. (97%), в 2015г. - 264 чел. (96%). Первое, что интересовало исследователей и администрацию - изучение причин выбора первокурсниками конкретного направления подготовки. В ОГИС было три факультета и следующие направления подготовки: экономический факультет (традиционные менеджмент и экономика (бухгалтерский учет), а также новые - банковский сервис и сервис недвижимости); художественно-технологический факультет (дизайн костюма и дизайн среды, а также конструирование швейных изделий, сервис в индустрии моды, товароведение); факультет туризма и прикладной информатики (прикладная информатика, туризм, гостиничное дело, и новый профиль инноватика). Основной контингент студентов -девушки.
За восемь лет мотивация абитуриентов в выборе будущей специальности изменилась незначительно. Большинство абитуриентов профилей подготовки всех трех факультетов привлекал и привлекает интерес к содержанию выбранной специальности (от 30% менеджеров до 76% дизайнеров от общего числа опрошенных по каждому профилю подготовки). Престижность будущей специальности в целом занимает вторую строчку (например, 50% - первокурсники бухучета и 54% -
банковского сервиса) и ее материальная привлекательность (30%-60% для экономического факультета). С другой стороны, за последние два года увеличилось количество ответов «Мне было все равно куда поступать», «Случайность» и «На это направление было много бюджетных мест» (1725% первокурсников КШИ, товароведения, инноватики). На напрямую заданный вопрос: «Вы поступили на ту специальность, которую хотели?» двумя годами ранее «Да» отвечали чаще (например, 96% против сегодняшних 70% по профилю менеджмент).
Второе, о чем спрашивали вчерашних абитуриентов - почему они поступили именно в наш институт. В ОГИС есть свои безусловные «фишки» - это профили направления Дизайн: дизайн костюма и дизайн среды. Поэтому на эти два профиля абитуриенты уже много лет идут целенаправленно, самостоятельно, «Престижно - привлек высокий рейтинг ОГИС в городе, давно мечтал(а) здесь учиться». К тому же такой профиль подготовки есть только в нашем вузе. Вариант ответа «Выбрал(а) сам(а), без всякой подсказки» также доминирует и для сервиса недвижимости -58%, менеджмента - 40%, прикладной информатики, инноватики. Однако, есть и варианты «По настоянию родителей» - 40% первокурсников бухучета; - «Убедили представители ОГИС в профориентационных мероприятиях», «Убедила реклама ОГИС в СМИ». Вариант ответа «Из нескольких вузов, куда поступал(а), прошел/прошла только сюда» встречается нечасто (20% первокурсников прикладной информатики), но, конечно, является для вуза нежелательным. Вариант ответа «Посоветовал предполагаемый работодатель» за весь восьмилетний период мониторинга встретился всего два раза.
В последние годы резко возросла конкуренция среди вузов города за «своего» абитуриента. И в первые годы мониторинга первокурсники высказывали замечания по организации рекламной кампании ОГИС, по привлекательности Интернет-сайта института. Администрация вуза учла эти замечания и в короткий срок значительно улучшила эти позиции. Например, в приемной кампании 2013-2014гг. каждый первокурсник, как бюджетник, так и внебюджетник, получил в безвозмездное пользование на четыре года букридер с материалами по всем изучаемым предметам.
Еще одной задачей мониторинга является изучение степени важности для первокурсников некоторых элементов имиджевого, образовательного и внеучебного процессов, реализуемых в ОГИС. «Что для Вас как для студента ОГИС является наиболее важным?» - еще один вопрос анкеты. Полученные ответы вполне соответствуют отношению к жизни современной молодежи: «Возможность сдать сессию по рейтингу, не приходя на экзамены» - до 100% первокурсников по некоторым направлениям подготовки; «Лояльность преподавателей по отношению к студентам, возможность легко сдавать сессии» - до 88%; «Возможность легко трудоустроиться с дипломом ОГИС по специальности» - до 100%. Как видно из приведенных ответов, ключевое слово «легко».
Альтернативный вопрос - «Что для Вас как для студента ОГИС является наименее важным?» -дал ответы: «Наличие известных, «громких» имен преподавателей, профессоров, преподающих в ОГИС» до 38%; «Организация научной работы студентов» - до 41%; «Спортивная составляющая вуза» - до 50%; «Отзывы об ОГИС Ваших друзей, обучающихся в других вузах» - до 50%; «Сокурсники» - около 20% опрошенных по специальностям.
Согласно данным опросов, ожидания первокурсников от обучения в ОГИС таковы: получить востребованную на рынке специальность и стать высококлассным конкурентоспособным специалистом - до 81%.
В этих ответах просматриваются новые стандарты поведения молодежи, основанные на индивидуализме [см., например, 3, с.86]. Современная молодежь не признает авторитетов. В нынешнем конкурентном пространстве абитуриенты не видят линейной связи между полученным образованием и своим будущим материальным и общественным положением. По их мнению, последнее скорее зависит от родителей, удачи, собственной хватки, чем от «корочки» о высшем образовании. Администрация вуза должна это ясно понимать и ее задача в этой связи - предложить абитуриенту такое наполнение учебного плана направления подготовки, такую образовательную траекторию и организацию внеучебной работы, чтобы он пришел учиться именно к нам. Тем более что современная компетентностная модель подготовки бакалавров ориентирована именно на это.
Сама модель строится по иерархии и включает следующие уровни: уровень системы (1), объединяющий в себе запросы общества в целом и конкретной личности; уровень целевых установок
(2); уровень подходов и принципов обучения (3); уровень субъектов образовательного процесса, объединенных содержанием обучения (4); уровень организационно-педагогических условий обучения (5); уровень результата (6). Модель носит развивающийся характер, она открыта и демократична, компетентностно-ориентирована и сконцентрирована на обучающемся [4, с.156].
Вторая целевая группа - студенты невыпускных курсов. Опросы студентов невыпускных курсов проводились по квотной выборке по курсам и специальностям (направлениям подготовки). В выбранной учебной группе проводился сплошной опрос. Наименьшее общее количество опрошенных студентов 2-4(5) курсов составило 427 чел. в марте 2008г., наибольшее - 635 чел. в мае 2014г. Цели и задачи каждого исследования за восемь лет были самыми разнообразными. Например: оценить различные элементы образовательного процесса ОГИС и качество предоставляемых образовательных услуг; организацию самостоятельной работы студентов по спецпредметам и по общим предметам; качество и содержание научно-исследовательской работы студентов; качество и содержание внеучебной работы в ОГИС (работа кураторов, институтская газета «Час пик», информационные стенды, сайт института, социальные акции); оценить информированность студентов о членстве в профсоюзе; оценить отношение студентов к рейтинговой системе оценки знаний; выяснить, что может стимулировать студентов к хорошей учебе, а что мешает им учиться лучше; оценить ситуацию с распространением наркомании и правонарушениями среди студентов ОГИС; оценить степень удовлетворенности студентов работой библиотеки, деканатов, столовой; мнение и предложения студентов по информационному Порталу ОГИС; изучить мнения проживающих в общежитии студентов об их условиях проживания; изучить ситуацию с проявлением коррупции в ОГИС; выявить, кто, по мнению студентов, является «настоящим вузовским преподавателем», а кто не достоин быть таковым; изучить удовлетворенность условиями обучения в ОГИС и ряд других.
Проанализируем некоторые результаты этих исследований.
Вопросы по содержанию и организации учебного процесса задавались в каждой анкете мониторинга все эти годы. При общей удовлетворенности студентов распределением часов между изучаемыми предметами, содержанием лекций, формой проведения лекций и семинаров, формами контроля знаний на экзаменах и зачетах и проч., студенты на протяжении трех лет высказывали претензии к организации рейтинговой системы оценки знаний («нет четкой единой системы рейтинга») (до 37% по специальности дизайн среды) и недостаточным методическим обеспечением учебных дисциплин (до 40% по специальности КШИ).
Проанализировав эти замечания, выявленные в результате социологического мониторинга, в институте было утверждено «Положение о балльно-рейтинговой системе контроля и оценки результатов учебной деятельности студентов в ФГБОУ ВПО «ОГИС»», где четко формализована вся процедура. С этим Положением деканаты знакомят всех студентов под роспись, тем самым «на берегу» определяя «правила игры» для обеих сторон учебного процесса.
Недостаток методических материалов также был устранен: часть методических материалов, которая подвержена ежегодной корректировке, существует в электронном виде, другая часть (меньшая) - в традиционном бумажном виде.
Важнейший раздел учебного процесса - организация самостоятельной работы студентов. Как следует из данных мониторинга, студенты в целом довольны организацией самостоятельной работы как по спецпредметам (до 81% опрошенных по специальности), так и по общим предметам (до 75%). При этом информацию для самостоятельной работы по общим и спецпредметам студенты получают и в библиотеке, и в Интернете. Однако значительная часть опрошенных указала, что библиотеку посещают нечасто, всю информацию берут в Интернете. Информационный Портал, созданный в ОГИС, оставляет желать лучшего по степени востребованности. Выявленная причина - необходим выход на Портал через Интернет из дома, а не только из аудиторий или библиотеки института. Сразу после этого опроса эта чисто техническая проблема была решена.
Достаточная часть опрошенных считает, что объем материала, отведенного на самостоятельную работу, нормальный (до 68%), однако, половина опрошенных указала, что, по их
мнению, очень много часов отводится на самостоятельную работу. (Но таковы требования ФГОСов!).
Опросы выявили, что контроль со стороны преподавателей за выполнением самостоятельной работы студентов устраивает: контроль организуется регулярно, чаще всего - как устный опрос на семинарах либо в виде рефератов и презентаций во внеучебное время (до 74% студентов-дизайнеров). Единично отмечались ответы «не задают вообще», «вообще не понимаю, о чем речь, какая самостоятельная работа». Во время последнего опроса эти варианты ответов не выбраны ни разу.
Динамика ответов по отношению студентов к научно-исследовательской работе постепенно приобрела положительную динамику относительно начала мониторинга. Если в 2008г. до 50% студентов по некоторым специальностям затруднялись с ответом на вопрос по научно-исследовательской деятельности, то в 2016г. таких осталось всего 6%. Научно-педагогические работники института в последние годы ведут активную работу по приобщению студентов к науке. Научно-исследовательская работа студентов организована через работу кружков, научных обществ, проведение олимпиад по предметам. Самые значимые результаты научных исследований студенты докладывают на межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Молодежь. Наука. Творчество», которая ежегодно проводится в ОГИС. Также наши студенты участвуют и занимают призовые места в различных межвузовских студенческих научных конференциях, конкурсах и олимпиадах не только в Омске, но и других городах. К тому же теперь студенты могут получать за свои научные достижения вполне реальное денежное вознаграждение в виде повышенной стипендии. Как показали результаты опросов 2014-2016 гг., фактор денег - весьма значимый стимул для научного творчества студентов.
Значимость этого вида деятельности для государственного вуза подтверждается также и необходимостью обеспечивать нормативный показатель привлечения внебюджетных средств через грантоискательство, участие в ФЦП и проч. Выпускающие кафедры ОГИС уже привлекают своих лучших студентов к решению этой непростой для нашего вуза задачи.
Также в последнее время в ОГИС активизировалась воспитательная работа со студентами. На протяжении ряда лет во время опросов изучались предпочтения и пожелания студентов по поводу внеучебной деятельности в вузе. В результате мониторинга этого направления деятельности выяснилось, что студентам интересно не только весело проводить досуг, но и заниматься творчеством, а также участвовать в социально значимых проектах вуза и города. Так, свое тридцатилетие в 2014г. отметил студенческий театр мод «Образ», работают несколько творческих студий, издается студенческая газета «Час пик». «Снизу» в ОГИС появились не только КВН, клуб «Другое кино», но и волонтерское движение, по инициативе студентов проводятся социальные акции по оказанию помощи детским домам, приютам для животных. Сейчас решается вопрос о формировании студенческого строительного отряда в вузе. Часть проектов, предложенных студентами, оформляется в виде заявок на гранты. Среди выигранных грантов - проведение всероссийской научной конференции «Сибирская этника. Преемственность межкультурных коммуникаций». Выявленная при опросах проблема информационного сопровождения организации и проведения внеучебной работы была успешно решена буквально за год при помощи администрации вуза (значительно усилилась медийная активность НИР и администрации вуза, «ожил» студенческий сайт, фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях и событиях в студенческой среде выкладываются на видеоэкраны, появились красочные информационные стенды, не говоря уже об использовании символики вуза и рекламных акциях).
Вопрос «Совпадают ли Ваши представления об учебе в ОГИС, которые были у вас до поступления, с вашими сегодняшними впечатлениями?» задается в мониторинге регулярно с интервалом в 3 года - в 2008г., 2011г. и 2014г. Полученные ответы свидетельствуют о том, что по большинству направлений подготовки студенты стабильно отвечают, что «в основном совпадают» (например, до 82% опрошенных по специальности Бухгалтерский учет) или «все оказалось лучше» (например, до 35% студентов специальности Прикладная информатика, студенты специальности Дизайн), а по некоторым - «все оказалось хуже» (около 50% опрошенных второкурсников специальности Домоведение и третьекурсников специальности Сервис). Детальный анализ
полученных данных дал следующий результат: специальность Домоведение в ОГИС больше не набирается, а направление подготовки Сервис претерпело ребрендинг.
Третья целевая группа - выпускники. Опросы студентов-выпускников ОГИС за все время мониторинга проводились пять раз. Выборка - сплошная. Были опрошены от 184 (57% от списочного состава выпускников дневной формы обучения) до 341 чел. (88%). Цели и задачи таких опросов в общем очевидны: оценить, насколько оказались оправданы ожидания выпускников относительно своей учебы в ОГИС; оценить уровень качества подготовки выпускников со стороны их самих; оценить перспективы трудоустройства выпускников и степень участия в трудоустройстве профильных подразделений института; изучить мнения выпускников относительно имиджа института в городе; изучить информированность и мнение выпускников относительно перехода на двухуровневую систему образования «бакалавриат - магистратура»; проанализировать указанные выпускниками достоинства и недостатки обучения в нашем институте; вывить предпочтения и неудовлетворенность выпускников персоналиями ППС института; оценить работу с выпускниками кафедр и деканатов; оценить замечания и предложения выпускников относительно улучшения текущей ситуации в ОГИС; оценить качество и содержание внеучебной работы в ОГИС; оценить работу выпускающих кафедр с дипломниками; сравнить мнения и оценки выпускников разных лет и др.
Приведем некоторые результаты этих исследований в динамике.
Удовлетворенность выпускников обучением в ОГИС оценивалась через ответы на вопросы: «Насколько Ваши ожидания относительно учебы в ОГИС по выбранной специальности совпали с тем, что Вы получили?», «Если бы Вам снова пришлось решать, в какой вуз поступать, Вы повторили бы свой выбор?», «Как Вы оцениваете в целом качество подготовки специалистов в ОГИС по Вашей специальности?».
Внутривузовский мониторинг ответов на эти вопросы выявил следующие закономерности. Те специальности (направления подготовки), которые больше востребованы рынком, «звучат», получили отличные и хорошие оценки своих студентов. Таких, кстати, большинство. Но чьи-то ожидания не оправдались частично или полностью. Ректорат и деканаты трех факультетов анализируют эти ответы и принимают соответствующие решения, в том числе кадровые.
Важнейший вопрос для любого выпускника - его профессиональные планы и дальнейшее трудоустройство. Мы так и спрашивали их в анкетах: «Как на сегодняшний день обстоят дела с Вашим трудоустройством?». Многие старшекурсники уже студентами работают по специальности. (76% домоведов указывали, что не работают в настоящее время). В качестве основных трудностей работающие назвали отсутствие практики и расхождение институтской «теории» с действительностью. Кроме того, появились суждения, что названия некоторых специальностей (Домоведение, Сервис) не совсем «звучат» на современном рынке труда - «наниматели не знают, что это такое».
На протяжении ряда лет из-за относительной востребованности и мобильности экономистов и бухгалтеров большая часть их достаточно уверена в себе и считает, что сможет после вуза легко трудоустроиться. Большинство опрошенных туристов, технологов и туристов-бакалавров не так оптимистичны и считают, что трудоустроятся с трудом и даже большим трудом. Выпускники квалификации «бакалавр» пока не очень «видят» себя на рынке труда, плохо представляют себе, как они должны позиционировать себя при трудоустройстве. При этом выпускники указывают, что кафедры и деканаты трудоустройством своих студентов практически не занимаются.
Взаимодействие вуза и работодателей становится все более важным показателем качества и надежности вуза, одним из критериев его конкурентоспособности на образовательном рынке и рынке труда. Этот показатель был введен в ежегодный министерский Мониторинг вузов, так как считается приоритетным при определении финансирования и перспектив развития вуза. Для решения проблемы трудоустройства студентов и эффективного взаимодействия с потенциальными работодателями в вузах создаются службы содействия занятости студентов и выпускников. [7, с.146]. В нашем институте создан и работает отдел содействия трудоустройству выпускников. На него возложены задачи как профориентации, так и помощи в трудоустройстве наших студентов и выпускников.
Еще в опросах выпускников ставилась задача выяснить уровень самооценки выпускниками самих себя. Профессионализм выпускников-молодых специалистов определялся через следующие позиции: умение решать практические и профессиональные задачи; умение проводить научное исследование; конкурентоспособность; социальная адаптированность; умение работать в команде. При выяснении уровня самооценки выпускников выяснилось, что чаще всего выпускники оценивают указанные позиции либо «устраивает полностью», либо «частично устраивает». Больше всего довольны собой экономисты, информатики, дизайнеры костюма. Меньше оптимизма у домоведов и дизайнеров среды. А, например, значительное (до 26% опрошенных) количество затруднившихся с ответом на этот блок вопросов среди туристов-бакалавров свидетельствует о расплывчатости их собственных представлений о своей профессиональной состоятельности в нашем не самом туристическом городе страны.
Опрос выпускников является, пожалуй, самым информативным среди остальных, т.к. эти студенты, уже защитившие дипломные работы и проекты, по сути, являются нашими коллегами. Поэтому внимания заслуживает каждое их высказывание, особенно по вопросам улучшения или изменения некоторых моментов, связанных с организацией практик, государственными экзаменами и защитой ВКР. Администрация вуза всегда считает полезными замечания выпускников относительно преподаваемых дисциплин и учебных планов, персоналий НПР, работы различных служб и подразделений, обеспечивающих учебный процесс, организации научно-исследовательской и внеучебной работы в институте. К тому же сегодня актуален вопрос о создании финансового фонда выпускников вуза - эндаумента. И чтобы выпускники захотели такой фонд пополнять, они должны сильно любить свой вуз и быть ему благодарны.
Еще один объект исследования - преподаватели (НПР) вуза. Опросы НИР проводились трижды. Задачи, определенные для этих опросов, были такими: определить, из каких источников НИР получает информацию о институте; изучить мнение НИР об использовании программ «Антиплагиат» в профессиональной деятельности; изучить мнение НИР о том, что мешает студентам учиться лучше; изучить мнение НИР относительно того, что позволит сделать учебный процесс более результативным; оценить трудности, с которыми сталкиваются преподаватели в своей профессиональной педагогической деятельности; оценить степень участия НИР ОГИС в научно-исследовательской деятельности; оценить трудности, с которыми сталкиваются преподаватели в своей научно-исследовательской работе; оценить, как поддерживается связь НИР с профильными производствами; изучить мнение НИР о том, что может являться показателем качества подготовки выпускника; изучить оценку НИР ОГИС уровня профессиональной подготовки выпускников нашего вуза; оценить понимание профессорско-преподавательским составом ОГИС сути перехода на двухуровневую систему высшего образования «бакалавриат- магистратура»; оценить и обобщить экспертное мнение НИР ОГИС о двухуровневой системе образования «бакалавриат- магистратура»; изучить самооценку НИР по поводу готовности работать в новых условиях; определить, какой информации или знаний не хватает преподавателям для продуктивной работы в системе «бакалавриат - магистратура»; проанализировать результативность обучения НПР на курсах повышения квалификации; провести сравнительный анализ ответов на вопросы в зависимости от стажа работы, кафедры, демографических характеристик преподавателей.
Полученные результаты опроса тщательно изучались и анализировались руководством вуза. По некоторым направлениям работы приняты корректирующие меры. В условиях сокращения контингента студентов (общероссийская проблема) сокращается и количество НИР. Руководство вуза проводит жесткую кадровую политику и ставит задачу сохранить активных и работоспособных преподавателей, которые могут решать поставленные перед системой высшего образования новые непростые задачи. Например, связанные с развитием виртуального общения [2, с.197].
Виртуальное общение получило большое распространение на современном этапе развития цивилизации. Оно возникло с появлением новых каналов коммуникации и само стало очередным этапом развития социального взаимодействия в обществе, меняя и саму цивилизацию. Эти процессы явились как предпосылкой для переосмысления целей и содержания обучения, так и основой для постановки новых задач в отношении изменения личных качеств обучающегося человека.
В новых социальных и экономических условиях меняется таксономия целей образования, которая, в свою очередь, определяет весь последующий выбор образовательных стратегий. Современное содержание обучения базируется на: диверсификации и виртуальности, ориентируется на опережающее отражение проблем развития общества, производства, науки, культуры и других сфер социальной практики. Новое содержание образования предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования, основу которого составляют фундаментализация и усиление внимания к методологической составляющей обучения. Помимо непосредственно получаемых знаний, умений и навыков в содержание обучения теперь входит и сам этот процесс, то есть опыт приобретения и практического применения знаний, умений и навыков, пути и способы самостоятельного их добывания, поиск возможностей самообразования. Таким образом, «личный опыт» рассматривается как компонент содержания образования [5, с.7].
При этом форма учебной деятельности, характер занятий и содержание знаний не имеют принципиального значения, как это было в классической и модернистской традициях. Принципиальным становится лишь то, как молодые люди получают знания, как пользуются ими в жизни. Эти люди, порою, даже не отдают себе отчет, что на самом деле учатся. И самым важным в итоге оказывается понимание, к каким социальным результатам приводит эта учеба. Таким образом, само образование становится инструментом социальных трансформаций [5, с.14]. И все эти трансформации необходимо мониторить.
Сегодня социологический мониторинг в вузе - обычное и нужное дело. Он представляет собой сложную систему, структура которой обусловлена направлениями деятельности вуза, функциями и задачами, которые стоят перед исследователями [6]. Назначение такого вида социологического исследования - в обеспечении рефлексии управленческих решений. Это подчеркивает важность поиска оптимальных моделей организации, реализации социологического мониторинга и использования его результатов.
Список литературы:
1. Банникова Л. Н., Боронина, Л. Н., Вишневский Ю. Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества // СОЦИС. 2013. № 2. С. 58-69.
2. Кациель С.А. Вызовы информационного общества и современная система высшего образования //Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг: сборник статей научно-практич. конф. под общей редакцией Д. П. Маевского. 2013. С. 196198.
3. Лукьянова Е.Л., Сабирова, Г.А. «Кризис где-то и параллельно»: особенности изучения молодежи в условиях экономического спада //СОЦИС. 2012. №5. С.79-88.
4. Нейман С.Ю. Проектирование образовательных моделей в поиске перспектив развития инновационной образовательной политики // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий: научно-практический журнал. - №4 (16), декабрь 2015 г. - С. 152-161.
5. Перспективы развития системы непрерывного образования в новых социально-экономических условиях: монография / под общей ред. С. Ю. Нейман - Омск, ОГИС, 2014, 300 с.
6. Сапрыка, В.А., Шаповалова, И.С., Шмигирилова, Л.Н. Социологический мониторинг внутривузовской среды // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2.
7. Шевченко, Д.А., Каплан, Д.А. Студенты гуманитарного вуза на рынке труда: опыт деятельности службы содействия занятости //СОЦИС. 2012. № 11. С.146-155.URL: www.science-education.ru/102-5966 (дата обращения: 13.04.2016).
УДК 81'33
ИНОЯЗЫЧНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКИ
МуллагаяноваГ.С., Кривцова А.Е., 2017