Научная статья на тему 'Совершенствование системы прогнозирования основных показателей социально-экономического развития РФ'

Совершенствование системы прогнозирования основных показателей социально-экономического развития РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы прогнозирования основных показателей социально-экономического развития РФ»

Зуев В.Е.

к.э.н., Заместитель начальника отдела управления долговыми обязательствами, Казначейство,

Международный Банк Экономического Сотрудничества (МБЭС)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

Современный уровень развития российского государства выдвигает в число первоочередных задачу перехода к стабильному, предсказуемому и эффективному развитию экономики страны. Обеспечение макроэкономической стабильности и повышение надежности экономических прогнозов при долгосрочном бюджетном планировании в РФ в свою очередь невозможно без проведения научных исследований в области бюджетного прогнозирования и создания научно-обоснованной методологии разработки сценарных условий социально-экономического развития при планировании государственного бюджета РФ.

С одной стороны прогнозная информация необходима для создания основы планирования бюджетной и кредитно-денежной политики Российской Федерации, однако с другой стороны данная информация имеет большое значение при предварительной оценке последствий принимаемых решений с целью их оптимизации.

Сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные последствиями мирового финансового кризиса. Мировая финансовая система находится на пороге принципиальных изменений. В условиях таких изменений и качественно новых рисков, поддержание стабильного функционирования финансовой системы России возможно только при условии проведения всесторонней модернизации экономики и развития системы бюджетного управления.

Для эффективного государственного управления экономикой страны необходима высокоэффективная система долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Подобная система должна сочетать высокую надежность экономических прогнозов и результативность политики воздействия на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Высокая достоверность экономических прогнозов является качественной характеристикой эффективной системы бюджетного прогнозирования, которая должна обеспечивать обоснованность решений задач по достижению стратегических целей социально-экономического развития. В этой связи можно говорить о том, что эффективность бюджетного и стратегического планирования напрямую зависит от эффективности системы бюджетного прогнозирования.

Бюджетное управление развитием страны - наиболее значимый механизм государственного регулирования. Государственный бюджет, по существу, является основой финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Рыночная экономика представляет собой систему взаимосвязанных методов регулирования, посредством которых государство осуществляет распределение части национального дохода на экономическое и социальное развитие страны.

Бюджетное прогнозирование в различных странах неразрывно связано с историческими, культурными, социально-экономическими и политическими факторами, сложившейся структурой распределения полномочий как между высшими органами государственной власти, так и между центральными и местными органами управления.

В США прогнозирование считается одним из важнейших элементов механизма регулирования экономики. Главные прогнозные макроэкономические разработки Федерального правительства сосредоточены в трех органах управления: Совете экономических консультантов, Совете управляющих федеральной резервной системы и Административно-бюджетном управлении. Значительный объем накопленной статистической информации в США обусловил преобладание методов экономического анализа и прогнозирования, основанных на использовании статистических данных. Прогнозирование осуществляется с использованием большого числа методов и моделей, в том числе: метода экспертных оценок, метода экономических индикаторов, модели динамических рядов, метода эконометрического моделирования, в основе которого лежит применение экстраполяционных и факторных методов прогнозирования. Созданные Лоуренсом Клейном экономические модели, в том числе высокочастотная эконометрическая макроэкономическая модель экономики США, и их применение к анализу колебаний экономики и экономической политики, позволили добиться существенного повышения эффективности в области высокочастотного и структурного прогнозирования. Особое внимание в стратегическом планировании развития национальной экономики США уделяется анализу технологических, экономических, конкурентных, международных, рыночных и политических факторов. Основанная на использовании теории эконометрических моделей система прогнозирования предусматривает привлечение к информационно-аналитической работе внешних специалистов для сбора и анализа данных. Полученная информация накапливается и обрабатывается с применением имитационной модели, которая позволяет выполнять многовариантные расчеты на основе различных наборов сценарных условий.

В Японии система общегосударственного прогнозирования и планирования основана на социально-экономических прогнозах, планах и научно-технических программах, которые используются в качестве инструмента государственного регулирования рыночной экономики. Прогнозированием параметров социально-экономического развития Японии занимаются Правительственный экономический совет, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление по науке и технологии. Прогнозирование осуществляется на основе индикативных планов-программ, разрабатываемых по заданию Правительства Японии. Для разработки планов используются методы анализа статистических данных, в рамках которого строится прогноз экономического развития страны в отраслевом разрезе.

Для стран с моделью переходной экономики свойственна разработка многовариантных, альтернативных прогнозов, индикативных планов и иных финансовых программ. Одновременно могут применяться методики прогнозирования макроэкономических показателей Международного валютного фонда. Среди используемых методов прогнозирования можно выделить экстраполяцию, факторные модели, модели межотраслевого баланса, экспертные оценки. В качестве основы для оценки и прогнозирования экономической деятельности используется макроэкономическая статистика.

В России прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса. Подготовка проектов бюджетов относится к исключительной компетенции Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальными образованиями.

Проект бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития и основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

В Бюджетном послании Президента РФ 2010 года среди основных приоритетов бюджетной политики в 2011— 2013 годах обозначена актуальность решения задач по развитию механизмов бюджетного управления, в частности значительное внимание следует уделить обеспечению макроэкономической стабильности и координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Для этого требуется расширить горизонт планирования и повысить надежность экономических прогнозов, в том числе при оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей.

Действующая система разработки прогноза социально-экономического развития РФ разделяет процесс подготовки прогноза на три этапа.

В рамках первого этапа осуществляется разработка сценарных условий функционирования российской экономики, и определяются основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ. Сценарные условия подготавливаются с учетом наиболее вероятных внешних и внутренних условий и характеристик социально-экономического развития РФ, соответствующим целям развития и включающим прогнозные показатели (табл. 1). Формирование основных параметров прогноза осуществляется с учетом прогнозируемых количественных характеристик развития российской экономики в прогнозном периоде, соответствующих сценарным условиям и отражающих социально-экономическое развитие РФ.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики в 2009-2013 годах*.

(Прирост/снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели 2009 г. отчет 2010 г. оценка Прогноз

2011 г. 2012 г. 2013 г.

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 61,1 75 75 78 79

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % 8,8 7-8 6-7 5-6 4,5-5,5

ВВП, % -7,9 4,0 4,2 3,9 4,5

Промышленное производство, % -9,3 7,6 3,9 3,8 4,9

Производство продукции сельского хозяйства, % 1,2 -9,9 8,5 3,8 3,9

Инвестиции в основной капитал, % -16,2 2,5 10,0 3,5 7,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения, % 2,3 4,4 3,6 3,6 4,2

Реальная заработная плата, % -3,5 4,9 3,5 4,0 4,7

Оборот розничной торговли, % -4,9 5,2 5,0 5,6 6,0

Экспорт товаров, млрд. долл. США 303,4 378 389 412 432

Импорт товаров, млрд. долл. США 191,8 241 277 303 334

Источник: Министерство экономического развития РФ // Прогноз социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

На втором этапе разрабатывается проект прогноза социально-экономического развития РФ, который готовится в нескольких вариантах и затем представляется в Правительство РФ. В базовом варианте прогноза отражаются основные тенденции и параметры развития экономики в условиях прогнозируемого изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Также готовится целевой варианта прогноза, в который закладываются основные параметры социально-экономического развития РФ, достижение которых позволит обеспечить реализацию целей социально-экономического развития РФ, учитывая приоритеты социально-экономической политики Правительства РФ.

После рассмотрения проекта прогноза Правительством РФ готовится уточненный вариант прогноза (табл. 2).

Методология бюджетного прогнозирования, применяемая в настоящее время в России, основывается на использовании итеративных расчетов основных параметров и агрегатов экономического развития. Однако существует ряд недоработок в применяемых прогнозных моделях, используемых для оценки основных показателей экономического развития, в процессе подготовки прогноза социально-экономического развития РФ. Прогнозирование внешних и внутренних факторов, при оценке развития экономики, производится без учета факторов влияния макроэкономического взаимодействия.

Таблица 2

Исходные условия для формирования вариантов развития экономики на период до 2013 года.

(Уточненный вариант)*

Показатели 2009 г. отчет 2010 г. оценка Прогноз

2011 г. | 2012 г. | 2013 г.

1. Внешние и сопряженные с ними условия

Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. 61,1 77,5 81 83 84

Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м 249 265 277 284 289

Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс. куб. м 287 302 310 316 321

Темпы роста мировой экономики, %

Мир -0,6 4,7 4,5 4,4 4,3

США -2,6 2,7 2,2 2,4 2,5

Еврозона -4,1 1,6 1,4 1,6 1,6

Китай 9,1 10,0 9,0 8,6 8,5

СНГ (без России) -4,2 5,1 5,2 5,6 5,5

Курс евро (среднегодовой), долларов США за евро 1,39 1,33 1,30 1,30 1,30

Экспорт нефти, млн. тонн 247,4 243,5 241,0 240,0 240,0

Экспорт природного газа, млрд. куб. м 168,3 181,4 210,1 220,7 240,6

Экспорт СПГ, млн. тонн 3,8 9,3 9,3 9,7 9,9

Экспорт нефтепродуктов, млн. тонн 124,5 132,6 133,9 134,0 134,0

Добыча нефти, млн. тонн 494,3 502 504 504 505

Добыча газа, млрд. куб.м 585,2 647 679 691 719

2. Внутренние условия

Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен % 8,8 8,3-8,5 6-7 5-6 4.5-5.5

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США 31,7 30,4 31,3 31,3 31,6

Индекс реального эффективного обменного курса рубля, % к предыдущему году 94,4 108,7 102,6 101,1 100,0

Демографическая ситуация в среднем за год, млн. чел.

Численность населения 141,9 141,9 142,0 142,1 142,1

Численность населения трудоспособного возраста 88,8 87,9 87,1 86,1 85,2

Численность населения старше трудоспособного возраста 30,4 31,0 31,6 32,2 32,8

Численность экономически активного населения, млн. чел. 73,6 73,2 73,2 73,1 72,9

Государственные капитальные вложения (по бюджетной системе), % ВВП 3,6 3,3 3,3 2,9 3,2

Источник: Министерство экономического развития РФ // Показатели уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на 2011-2013 годы.

Наличие значительных погрешностей в прогнозах действующей системы прогнозирования, во многом, является следствием отсутствия методологии комплексной оценки процессов в мировой экономике, а также прогнозированием основных показателей развития без учета влияния факторов макроэкономического взаимодействия. Для примера можно привести погрешность прогноза индекса потребительских цен за 2010 год. Прогнозируемое значение индекса, указанное в первоначальном прогнозе социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, составляло 7-8%. Однако в уточненном прогнозе значение данного индекса составило 8,3-8,5%. Тем самым отклонение прогнозируемого значения индекса, в результате его уточнения, составили 0,5-1,5% в годовом выражении. Аналогично ситуация выглядит с прогнозированием цены на нефть, курсом валют, объемами добычи полезных ископаемых, объемами экспортно-импортных операций и многими другими макроэкономическими показателями.

Глобальные процессы, происходящих в мировой финансовой системе, оказывают серьезное влияние на экономику РФ. Динамичная интеграция России в систему мирохозяйственных связей существенно повышает уязвимость нашей экономики перед процессами глобализации и формирует новые финансовые риски, в том числе обусловленные проблемой трансграничного движения капитала.

Предлагаемый автором подход представляет собой систематизированную совокупность способов и приемов, используемых для разработки прогнозов с применением модели макроэкономического взаимодействия. Определяющее значение роли прогнозирования в бюджетном процессе формирует круг задач, решение которых позволит повысить надежность прогнозирования при долгосрочном бюджетном планировании.

Теоретической основой формирования методологического подхода к разработке сбалансированной системы прогнозирования могут стать результаты анализа закономерностей, полученные при изучении макроэкономического взаимодействия (рис. 1).

Главными объектами причинно-следственных связей макроэкономического взаимодействия являются экономические и социальные факторы, формирующие в мировом пространстве единую социально-экономическую систему.

Основа макроэкономических процессов определяется финансовым механизмом, сформированным в рыночных условиях. В результате эволюционных трансформаций сформировались структурные элементы трансграничных экономических взаимодействий образующие неразрывные связи, обеспечивающие протекание экономических процессов.

Демографическ * / ^ >

> { >

г >

/ш фактор----

Рынок тс

Потребление Спрос

Рисунок 1.

Схема макроэкономических взаимодействий, с учетом факторов влияния

Следует отметить, что методика прогнозирования, основанная на анализе макроэкономических взаимодействий, представляется более «динамичной». Однако данный факт определяет возникновение необходимости создания дополнительных систем контроля и управления экономическими процессами. Особенно очевидно данная необходимость может ощущаться в периоды значимых изменений макроэкономических факторов, например в период кризиса.

В современной мировой практике сформировалось два подхода к разработке систем прогнозирования социально-экономического развития. Первый из них о?н?ваА немарксистской теории, второй - на кейнсианской, монетарной и других теориях. Использование первого подходавоольШт степени относится к странам, использующим административно-командную систему управления. Использ£вбйЭе"Р€орНгородхода относится к странам с рыночной экономикой. РыНО

Общая систематизация методов прогнозирования может осуществляться по значительному количеству критериев, что в свою очередь обусловливает возможность создания многочисленных моделей, использующих различные наборы методов прогнозирования. Помимо группировок методов по выбранным критериям, можно осуществить систематизацию методов прогнозирования в соответствии со следующей классификацией (рис. 2).

По мнению автора, в современных условиях целесообразно использовать комбинированные прогнозные модели. Использование статистических методов в прогнозирования ключевых показателей социально-экономического развития при построении моделей макроэкономического взаимодействия позволит сформировать расчетную базу факторов влияния. В теории и практике статистического моделирования существует ряд методов, которые позволяют установить как общую тенденцию развития основных показателей во времени, так и тенденции, классифицированные по видам в разрезе анализа тенденции средней и дисперсии.

Одним из методов является использование метода кумулятивного Т-критерия, в основе реализации которого . выдвигается гипотеза об отсутствии тренда в исследуемом ряду динамики. Метод может позволить выявить не только * наличие самой тенденцииНЬсрютхр ною опред4китьоее математическое выражение - тренд.

Основные взаимосвязи Влияющие факторы

Рисунок 2.

Схема классификации методов прогнозирования.

Данный метод основан на определении накопленных значений отклонений эмпирических уровней изучаемого показателя от среднего уровня исходного ряда динамики. Гипотеза проверяется на основе кумулятивного Т-критерия, расчетное значение которого определяется по следующей формуле:

т _ ^ ^п 1 р ~ ~

а

у

(1)

где 2п - коэффициент отклонения накопленных эмпирических значений от среднего уровня; ау2 - дисперсия изучаемого признака.

Если 1р > 1кр, то гипотеза об отсутствии тренда в исследуемом ряду динамики изучаемого показателя отвергается, и следовательно, тренд в ряду динамики существует.

Подтвердить и проверить полученные ранее результаты о наличии или отсутствии тенденции в изучаемых рядах динамики, а также определить и охарактеризовать вид существующей тенденции можно на основе ряда параметрических и непараметрических методов выявления тенденции. Сущность данного метода заключается в том, что исходный ряд динамики разбивается на две равные части, каждая из которых рассматривается как самостоятельная независимая выборочная нормально распределенная совокупность. Проверка наличия тенденции средней сводится к проверке гипотезы о существовании равенства средних: Н0:У1=У2. За основу проверки берется ^критерий Стьюдента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

', _

У1 - У 2

л1(п - 0-а2 +(п2 - 1)а22 V

п1 - п

2

(п1 + п2 - 2)

п1 + п2

(2)

Значение ^ сравнивается с 1кр при уровне значимости а и числе степеней свободы v=n-2. Если 1р>кр, то гипотеза Н0 о равенстве средних двух нормально распределенных совокупностей отвергается с вероятностью ошибки а. В этом случае делается вывод о том, что средние различаются между собой существенно, следовательно существует тенденция в средних и правомерен вывод о наличии тренда.

Проверка наличия тенденции в дисперсиях заключается в проверке гипотезы о равенстве дисперсий двух нормально распределенных совокупностей Н0:а12=а22. Проверка гипотезы реализуется с помощью Б-критерия, расчетное значение которого определяется по следующей формуле:

22 где а >а2.

2 , (3)

Полученное расчетное значение Б сравнивается с Б-табличным при уровне значимости а и числах степеней свободы Vl=nl-1 и v2=n2-1. Если Рр>Ркр, то гипотеза о равенстве дисперсий двух нормально распределенных совокупностей отвергается, то есть дисперсии различаются существенно, значимо, расхождение между ними неслучайно. Следовательно, в уровнях исходного ряда динамики существует тенденция в дисперсиях. Следует заметить, что данный метод эффективен лишь в случае рядов с монотонной тенденцией. Однако если ряд динамики меняет общее направление развития, то точка поворота тенденции оказывается близко к середине ряда, поэтому средние двух отрезков будут близки, а проверка может не показать наличия тенденции.

На практике данная проблема решается использованием других методов, среди которых важное место занимает группа непараметрических методов выявления тенденции. Использование метода Фостера-Стюарта для оценки закономерностей развития основных показателей социально-экономического развития РФ даст наиболее точные результаты среди непараметрических методов прогнозирования. Сущность метода состоит в том, что осуществляется последовательное сравнение каждого следующего значения уровня ряда со всеми предыдущими. Если какой-либо уровень ряда превышает по своей величине каждый из предыдущих уровней, то величине и присваивается значение 1, в остальных случаях она равна 0. Таким образом,

Г1,емгг..у, > у^у_2,._у;

и _1л

[0..в..остальных..случаях.

И наоборот, если уровень ряда меньше всех предыдущих, то величина 1 равна 1, в остальных случаях она равна

0, т.е.

1 _{1,.£Слиу < у^ У-^..^ у^ ' [0.в..остальных..случаях. ^

Затем вычисляются значения величин 8=18 и d=Zdt , где 8^и+1ь ^=и4-14. Величина 8 используется для проверки наличия тенденции дисперсии, а величина d - тенденции средней. С использованием ^критерия Стьюдента проверяется гипотеза об отсутствии тенденции в средних Н0:^-0), то есть насколько существенно d отличается от нуля, и гипотеза об отсутствии тенденции в дисперсиях Н0:(8-ц), то есть насколько существенно 8 отличается от ц.

£-ц й-0

^ _-- ^ _-

а ; ^21 . (6)

Полученные расчетные Означения сравниваются с табличным при заданном уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы v=n-1. Если 1>табл и ^>табл, то гипотеза об отсутствии тенденции в дисперсиях (тенденции в средних) отвергается, следовательно тенденция существует и описывается трендом.

Адекватность выбранной трендовой модели может быть проверена с помощью реализации алгоритма дисперсионного анализа. Сущность данного метода заключается в том, что общая дисперсия ряда динамики делятся на две части: дисперсию тенденции и дисперсию случайной компоненты. Это положение исходит из того, что общая вариация ряда динамики (Уобщ) определяется как сумма вариаций вследствие тенденции (^ щ) и случайной вариации (У2 ):

К'общ ^ (у/ у) \2

уе_Ъ (у. - у)

К/(г) _ Кобщ - Ке

Кбщ _ К/ а) + К

2 _ Кобщ _ 2 _ Уе _2 _ К/а) общ П , ае „ 1 °/(0

(7)

(8) (9)

п - 1; п - к ; к - 1, (10)

где к - число параметров модели (включая а0).

Выдвигается и проверяется гипотеза о том, насколько форма трендовой модели достаточно точно описывает реально существующие тенденции. Проверка гипотезы осуществляется на основе Б-критерия Фишера-Снедекора, расчетное значение которого определяется по следующей формуле:

_2

г _ / У)

^2 . (11)

F-расчетное сравнивается с F-критическим, определяемым на основе распределения Фишера при а=0,05, v^^i и v2=n-к. Если F^F^, то гипотеза Н0 о том, что выбранная модель тренда неадекватно описывает тенденцию изучаемого явления, отвергается, следовательно выбранная модель тренда подходит для описания тенденции явления или процессов.

Для получения наиболее точных прогнозных оценок показателей при подготовке прогноза социально-экономического развития РФ необходимо учитывать результаты проведенного дисперсионного анализа, подтвержденного расчетами показателей точности и статистической значимости полученных уравнений трендов.

Комплексная оценка статистической значимости уравнения тренда, описывающего тенденции и закономерности, применительно к разработке прогноза социально-экономического развития РФ может включать в себя следующие этапы:

• Проверка адекватности модели - на основе F-критерия Фишера, средней квадратической ошибки, средней ошибки аппроксимации и т.д.;

• Проверка статистической значимости параметров трендовой модели на основе t-критерия Стьюдента;

• Оценка степени коррелированности отклонений эмпирических значений моделируемого признака от теоретических значений, полученных по уравнению трендовой модели на основе критерия Дарбина-Уотсона.

Предложенный подход позволяет осуществлять построение прогнозных моделей исследуемых рядов динамики.

Использование статистических методов с применением модели макроэкономического взаимодействия, при подготовке прогноза социально-экономического развития РФ, позволит не только осуществить достоверный прогноз, но и достаточно точно рассчитать значения необходимых показателей. Однако необходимо учитывать, что любой статистический прогноз носит вероятностный характер. Поэтому целесообразно строить не только точечные, но и интервальные прогнозы, определяя доверительные интервалы прогноза в зависимости от выбранного метода прогнозирования.

Методология прогнозирования развития российской экономики должна определяться основными исходными принципами с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, должны реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования, а также раскрывать и характеризовать логику формирования прогнозов, планов и их осуществления, в том числе при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений.

Система бюджетного планирования РФ должна носить скоординированную концепцию построения на базе единой модели, учитывая сложившуюся государственную структуру. Одновременно представляется необходимым, централизация системы прогнозирования, включая сбор и обработку информации, с целью исключения возможности политического субъективизма и обеспечения объективности оценок социально-экономической ситуации в России, учитывая и прогнозируя глобальные процессы макроэкономического взаимодействия.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ: принят ГД ФС РФ 17.07.1998: в ред. 245-ФЗ от 30.09.2010 // Российская газета. -М., 1998. - 12 августа, № 153-154.

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» // Сайт российской газеты. 2010. 29 июня. URL: http://www.rg.ru/printable/2010/06/29/poslanie.html (дата обращения: 18.10.2010).

3. Виссарионов А.Б. Перспективы социально-экономического прогнозирования в России // Оборудование: рынок, предложение, цены. 2007. - № 1.

4. Дроздов О. И. Методы анализа и прогнозирования, применяемые в процессе исполнения бюджета в США // Бюджет. 2007. - № 8.

5. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Зуев В.Е. Влияние процессов макроэкономического взаимодействия на равновесие мировой финансовой системы // Финансовый бизнес. - М., 2010. - № 3.

7. Подпорина И.В. Бюджетное регулирование, макроэкономическая стабильность и экономический рост // Учебные материалы. Курс при поддержке Канадского агентства международного развития. - М.: 2005.

8. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период»: в ред. от 25.06.2009: с изм. от 21.04.2010 // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 4, ст. 263.

9. Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития РФ» (вместе с «Правилами разработки прогноза социально-экономического развития РФ») // Собр. законодательства РФ. -2009. - № 30, ст. 3833.

10. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов // Сайт Министерства экономического развития РФ. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20100923_07 (дата обращения: 26.01.2011).

11. Показатели уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на 2011-2013 годы // Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20101217_03 (дата обращения: 26.01.2011).

12. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»: принят ГД ФС РФ 27.06.2002: в ред. от 25.11.2009 // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 28, ст. 2790.

13. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития РФ»: принят ГД ФС РФ 23.06.1995: с изм. от 09.07.1999 // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 30, ст. 2871.

14. Четыркин Е.М., Статистические методы прогнозирования: Учеб. пособие. - М.: Статистика, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.