Е. А. Дерунова. Совершенствование системы продвижения достижений НТП
Примечания
1 См.: Егоров Д. Е. Мониторинг инвестиционной деятельности. иИХ: http://www.sid-consulting.org/ intellect-bank/monitoring-investicionnoj-deyatelnost (дата обращения: 24.04.2011).
2 См.: Егоров Д. Е. Мониторинг инвестиционной деятельности. Как отследить эффективность инвестиций с помощью системы бюджетного управления? ИИІ: http://www.sid-consulting.org/intellect-bank/monitoring-investicionnoj-deyatelnost (дата обращения: 11.12.2011).
3 Там же.
УДК 631.14
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Е. А. Дерунова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Разработан авторский подход к проблеме развития системы продвижения научных достижений. Исследованы организационно-экономические условия формирования системы продвижения научных достижений, представлено эволюционное развитие теоретико-методологического, организационно-управленческого и экономико-финансового механизмов ее функционирования. Ключевые слова: система продвижения, организационно-экономический механизм, эффективность, научно-техническая политика, финансовый механизм.
Perfection of System of Advancement of Achievements of Scientifically Technical Progress in Agriculture
E. A. Derunova
The author's approach to a problem of development of system of advancement of scientific achievements is developed. Organizational-economic conditions of formation of system of advancement of scientific achievements are investigated, it is presented evolutionary development of teoretiko-methodological, organizational-administrative and economic-financial mechanisms of functioning of system.
Key words: advancement system, organizational-economic mechanism, efficiency, scientific and technical policy, financial mechanism.
Важнейшее условие устойчивого развития аграрного сектора экономики - эффективная научная политика. Ее целью является продвижение новых, передовых технологий, изобретений, форм организации труда и управления производством, которые основываются на достижениях научнотехнического прогресса.
Повышения эффективности сельскохозяйственного производства в настоящее время можно достичь только при условии комплексного подхода к решению законодательных, нормативноправовых, организационных и экономических вопросов развития аграрной экономической науки и совершенствования системы продвижения достижений научно-технического прогресса в сельское хозяйство.
Приступая к анализу направлений развития системы продвижения, уточним ее теоретико-методологический аппарат.
В применении к результатам научно-технической деятельности термин «продвижение» отождествляется с такими родственными категориями, как «внедрение», «освоение», «передача технологии».
С точки зрения маркетингового подхода продвижение - это распространение информации о научных разработках, достижениях науки и техники.
В информационно-логистическом контексте продвижение научных достижений рассматривается как информационный процесс, содержание и форма которого определяются силой воздействия средств коммуникации, особенностями восприятия информации сельхозтоваропроизводителями, их способностями к практическому использованию этой информации.
Основываясь на обобщении анализа литературных источников, уточним определение «продвижение научных достижений». Продвижение научных достижений в сельском хозяйстве - это комплексный информационный процесс управления и организации науки и производства, нацеленный на повышение качественного уровня применяемых фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения эффективного ведения аграрного производства1.
Для рассмотрения особенностей продвижения научных достижений в сельское хозяйство необходимо определить его инфраструктуру, основные свойства, а также уровни управления им. В инфраструктуру продвижения входят маркетинговые агентства по изучению рынка научнотехнической продукции, сельскохозяйственные научные и учебные учреждения, органы управления производством, обслуживающие и различные внедренческие формирования, и непосредственно сельскохозяйственных производителей.
© Дерениеа Е. А., 2012
Основным свойством механизмов продвижения является иерархический и комплексный характер научных достижений, что обусловлено структурой народного хозяйства и агропромышленного комплекса. Именно поэтому продвижение достижений научно-технического прогресса в сельское хозяйство необходимо рассматривать на федеральном, региональном уровне и уровне предприятия.
Авторское определение системы продвижения достижений научно-технического прогресса в сельское хозяйство представляет собой совокупность взаимосвязанных механизмов, входящих в целостную систему - теоретико-методологического, организационно-экономического и финансового, - которые обособлены от внешней среды и взаимодействуют с ней как целое. В процессе этого взаимодействия в зависимости от условий среды на данном этапе появляются новые составные элементы механизмов и блоки, приводящие к эффективному функционированию всей системы.
В совершенствовании процесса продвижения научных достижений в сельское хозяйство ключевым направлением является формирование заказов на научные разработки, которое должно осуществляться с учетом возможностей производителей и спроса потребителей на научную продукцию в настоящее время и прогнозирования развития на перспективу.
Экономическая сущность механизма общей схемы «наука - производство» состоит в том, что
в результате освоения и продвижения научных разработок в аграрное производство наступает определенный экономический эффект, который становится впоследствии материальной основой существования и развития самой науки. Главными целями освоения и продвижения научных достижений в сельское хозяйство являются повышение производительности труда, увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также получение дополнительного экономического эффекта - прибыли. Планомерное и стабильное развитие процесса продвижения научных достижений приведет к повышению эффективности сельскохозяйственного производства и ускорению научно-технического прогресса в отрасли.
К основополагающим условиям формирования системы продвижения относятся разработка методик исследования рынка научно-технической продукции, развитие научно-технической политики в сельском хозяйстве, законодательное и правовое обеспечение рынка научно-технической продукции, разработка производителем инновационной научно-технической продукции, создание специальных подразделений в информационно-консультационной службе по внедрению и продвижению научных разработок в сельскохозяйственное производство, государственная поддержка продвижения наукоемких технологий, а также эффективное продвижение научно-технической продукции от производителя к потребителю (рис. 1).
Разработка методик исследования рынка / Условия
4 / формирования \ . Развитие научнотехнической политики
научно-техническои 1 системы продвижения ) в сельском хозяйстве
продукции V научных достижений у/
1
Законода- Удовлетворение
тельное и потребности
нормативно- сельхозтоваро-
правовое производителей
обеспечение в научно-
рынка технической
научно- продукции,
технической формирование
продукции банка данных заявок на продукцию
Государст- Обеспечение
венная продвиже-
поддержка ния научно-
продвиже- технической
ния продукции
наукоем- от произво-
ких тех- дителя к
нологий потребителю
Разработка Создание
производи- специальных
телем отделов в
иннова- ИКС по
ционной внедрению и
научно- продвижению
техниче- научных
ской разработок
продукции в сельскохозяйственное производство
Рис. 1. Организационно-экономические условия формирования системы продвижения
научных достижений
Политика продвижения достижений научно-технического прогресса в сельское хозяйство формируется на основе глубокого всестороннего анализа существующей научно-технической политики в агропромышленном комплексе, выявления факторов, сдерживающих и ускоряющих процесс продвижения достижений научно-технического
прогресса и результативность функционирования системы продвижения в целом.
Таким образом, для формирования системы продвижения достижений необходим комплексный подход к изучению факторов как сдерживающих, так и ускоряющих. Анализ таких факторов позволит более объективно
Е. Л. Дерунова. Совершенствование системы продвижения достижений НТП
оценить текущее состояние и предложить конкретные пути развития системы.
Надо полагать, что приоритетным направлением формирования системы продвижения научных достижений в сельское хозяйство является создание эффективного организационно-экономического механизма продвижения, а также моделирование оценки эффективности фундаментальных
и прикладных научных исследований. В формировании и развитии системы продвижения достижений необходимо учитывать ускоряющие факторы (организационно-экономические, информационно-методические, социально-психологические, экологические), реализация которых на практике будет способствовать совершенствованию данной системы (рис. 2).
Факторы, влияющие на формирование системы продвижения достижений научно-технического прогресса в сельское хозяйство
Ускоряющие
Организационно-
экономические
Социально-
психологические
Экологические
Информационно-
методические
1. Несовершенный механизм продвижения научных разработок.
2. Нерациональное управление механизмом продвижения научных достижений.
3. Низкая платежеспособность потребителей разработок.
4. Неразвитость рынка научнотехнической продукции.
5. Несовершенство методики определения эффективности освоения научных достижений для принятия дальнейшего решения для ее тиражирования
1. Отсутствие приоритетности аграрного сектора экономики.
2. Недостаточный кадровый потенциал научного обеспечения.
3. Сокращение государственного финансирования научнотехнических программ.
4. Ведение налоговой и кредитной политики, неадекватной условиям функционирования АПК
Сложность производства экологически безопасной продукции
1. Несовершенство методов
и форм продвижения научных достижений.
2. Недосточное развитие системы распространения информации.
3. Отсутствие единой информационно-технологической системы научного обеспечения
1. Формирование смешанной государственной и рыночной системы научного обеспечения сельхозтоваропроизводителей.
2. Совершенствование управления системой продвижения научных достижений.
3. Развитие системы кредитования освоения научных достижений.
4. Расширение сегментов рынка научно-технической продукции.
5. Разработка алгоритма оценки совместного освоения фундаментальных и прикладных исследований
1. Разработка и внедрение новых организационно-правовых форм внедренческой деятельности.
2. Совершенствование системы информирования сельхозтоваропроизводителей
о перспективных разработках.
3. Формирование банка данных о готовых к освоению научных разработках.
4. Развитие аутсорсинга в информационной сфере
1. Упрочение социальноэкономической мотивации, установление приоритета высокоэффективного производства.
2. Совершенствование системы мотивации и стимулирования научных кадров.
3. Стабильное финансирование федеральных целевых программ.
4. Частичное или полное освобождение от налогов
Эффективная организация производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции
Рис. 2. Систематизация сдерживающих и ускоряющих факторов, влияющих на формирование системы продвижения научных достижений в сельское хозяйство
Управление
91
Исследователями установлено, что под влиянием вышеперечисленных факторов выстраиваются отношения между производителями и потребителями научных достижений, формируются рынок научно-технической продукции и система продвижения достижений НТП, в основе которой, как отмечалось выше, лежит организационноэкономический механизм продвижения научных достижений в сельское хозяйство2.
Эффективность системы продвижения научных достижений проявляется при учете целей участников рынка научно-технической продукции, создающих и использующих в сельскохозяй-
ственном производстве данную продукцию. Например, производительность какого-либо нового сорта сельскохозяйственной культуры с одного гектара может быть высокой, но сама полученная продукция не будет пользоваться спросом.
Как любой комплексный организм, система продвижения достижений формируется под действием условий внешней среды, а также на основе взаимодействия факторов и элементов, функционирующих внутри нее.
На рис. 3 представлена схема развития механизмов функционирования системы продвижения научных достижений в сельское хозяйство.
Система продвижения достижений научно-технического прогресса
в сельское хозяйство
Теоретико-методологические основы
Теория социальноориентированной рыночной экономики. Методология исследования функционала системы продвижения. Основы оценки научных разработок по уровню совокупной эффективности N Развитие |/ Совершенствование теоретических основ системы продвижения. Систематизация и классификация факторов, влияющих на развитие системы продвижения. Разработка алгоритма оценки эффективности функционирования системы на иерархических этапах построения
Организационно-экономический механизм
1
Совершенствование модели управления системой продвижения научных достижений и развитие межрегиональных связей. Развитие планирования и координации фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований. Качественное улучшение механизма реализации научных разработок. Формирование комплекса инновационного маркетинга и инновационной культуры в
Нормативно-правовая база. Планирование и координация НИОКР. Научно-кадровый менеджмент. Коммерциализация научных разработоок Развитие -\/
сельском хозяйстве
Финансовый механизм
Рынок научно-технической Г
продукции. Развитие
Финансирование фундаментальных и 1
прикладных научных
исследований.
Кредитование, субсидирование
создания, внедрения, освоения
научных разработок.
Стимулирование науки и создание научных разработок
Расширение сегментов рынка научнотехнической продукции.
Развитие сети внедренческих формирований.
Оптимизация информационных и логистических потоков.
Развитие аутсорсинга.
Развитие механизма комплексного финансирования научно-технической деятельности.
Экономико-математическая оценка научных разработок
Рис. 3. Схема развития механизмов функционирования системы продвижения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве
Совершенствование теоретических и методологических положений данной системы осуществляется на основе ее фактического состояния и сдерживающих развитие прогресса в отрасли факторов.
Качественное улучшение организационноэкономического блока механизма заключается в развитии планирования и координации научных исследований, расширении взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, решении проблемы управления освоением достижений НТП в сельском хозяйстве, а также коммерциализации научных разработок.
Совершенствование экономико-финансового блока сводится к формированию перспективного рынка научно-технической продукции путем расширения его инфраструктуры и выхода на федеральный уровень, а также к созданию механизма комплексного финансирования научной деятельности и экономико-математической оценке эффективности научных разработок.
В условиях перехода сельского хозяйства на инновационный путь развития рассмотренная проблема совершенствования системы продвижения научных достижений может быть решена с помощью систематически увеличивающегося финансирования, предварительных маркетинговых исследований потребности сельхозпроизводителей в научно-технической продукции, а также грамотного менеджмента в области коммерциализации научных разработок на всех уровнях управления.
Примечания
1 См.: Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / под ред. И. Г. Ушачева, И. Т. Тру-билина, Е. С. Оглобина, И. С. Санду. М., 2007.
2 См.: ГасановаХ. Н. Повышение эффективности освоения инноваций в сельском хозяйстве. М., 2005.
УДК 338.24
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В. П. Борисенко
Московский гуманитарный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные методы, применяемые на этапах подготовки, принятия стратегических решений, прогноза реализации стратегических решений и на этапе реализации стратегии. При реализации стратегии описаны и классифицированы использующиеся следующие группы методов: организации работы со стейкхолдерами, реализации стратегии, формирования команд поддержки, обучения персонала, предотвращения сопротивления, повышения эффективности системы связей, поиска корректирующих действий, контроля, стратегического управленческого учета, оценки стоимости бизнеса, оценки эффективности.
Ключевые слова: методы, стратегия, цели, системы управления, эффективность.
The Basic Methods of the Control System of Preparation and Implementation of Strategic Decisions
V. P. Borisenko
The basic methods used at the stages of preparation, strategic decisionmaking, forecasting sales (prediction) of strategic decisions and the implementation phase of the strategy are considered. Implementing of a strategy, the following used methods are classified and described: the organizational management of stakeholders, the implementation of the strategy, building teams support, personnel training, prevention of resistance, increase of effectiveness of the system of links, searching the corrective actions, monitoring, strategic management accounts, valuation and performance evaluation of business.
Key words: methods, strategy, purpose, governance, effectiveness.
В связи с ускорением научно-технического прогресса и усилением конкуренции возникла
необходимость системного использования разнообразных методов стратегического менеджмента. Несмотря на то что на рынке существует достаточно литературы по стратегическому менеджменту, работ, посвященных методам стратегического менеджмента, мало. Кроме этого, в каждом методе присутствуют свои слабые и сильные элементы и для успешного применения методов необходимо понять, когда, как и какие инструментальные средства использовать1. Поэтому в данной статье приводится систематизированный и кратко описанный универсум (полный перечень возможных значений, включающих все элементы, представляющие интерес с данной точки зрения2) методов, применяемых на этапе подготовки и реализации стратегии.
В результате использования метода вероятностного латентного семантического индексирования - метода «выявления латентных, скрытых факторов (тем), присутствующих в коллекции и связанных с ней документами и словами»3 - определены наиболее часто встречающиеся в книгах, учебниках, статьях и практике стратегической деятельности элементы системы управления подготовкой, принятием и прогнозом реализации стратегических решений: имеющееся видение, ценности, миссия, цели, оценка правильности определения целей, анализ целей, анализ возможности достижения целей, стратегическое и финансовое планирование, система управления рисками, стратегия,
©У Борененко В. П., 2012