УДК 338.22.01
Совершенствование системы подрядных торгов в строительстве А. Е. Дудник
(Ростовский государственный строительный университет)
Сформулированы пути совершенствования системы проведения подрядных торгов на примере внедрения компьютерной программы, обеспечивающей антикоррупционную составляющую деятельности строительного рынка.
Ключевые слова: подрядные торги, предквалификация, строительные риски, инновационная программа.
Введение. В условиях развития новых экономических отношений особенно актуальной становится проблема развития и активизации рыночных механизмов управления капитальным строительством, к которым относится и система подрядных торгов. С точки зрения развития бизнеса, подрядные торги в строительной отрасли явление очень интересное, проводятся они в целях поиска наиболее оптимальной реализации инвестиционного проекта. Торги выступают эффективным способом выбора на конкурсной основе участников инвестиционно-строительной деятельности. Внедрение системы подрядных торгов обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в современных условиях хозяйствования, роста конкуренции конкурсное получение подряда является главным условием выживаемости строительной организации и показателем её конкурентной позиции на рынке строительных работ и услуг. Однако структура проведения подрядных торгов в России не идеальна. Основной проблемой является высокий уровень коррупции. Для борьбы с ней необходимо совершенствовать систему проведения подрядных торгов, опираясь на опыт стран с более развитой и совершенной структурой. Например, Австралии и Новой Зеландии, политика которых опирается на главный принцип системы государственных закупок — Value for money: государство за выплаченные деньги должно получить соответствующие ценности (товары, работы, услуги и т. п.). Чиновники для реализации этого принципа должны тщательнейшим образом проанализировать издержки, выгоды и альтернативные варианты исполнения заказа. Чиновник несёт персональную ответственность за свои действия в соответствии с Законом «О финансовом управлении и бухгалтерском учёте» [1]. В России основополагающим документом является ГК РФ, необходимость применения иных нормативно-правовых актов зависит от конкретной ситуации [2]. Важнейшей задачей при проведении подрядных торгов, решение которой необходимо найти, является развитие правовых механизмов, способных сдерживать коррупцию, не давая ей проявлять свои «паразитические» свойства. Проблема заключается в том, что за выигранные торги подрядчик нелегально оплачивает лицу, представляющему интересы государственного (муниципального) заказчика, проценты от суммы контракта, так называемый «откат», который продолжает существовать даже в условиях обновлённого в сфере строительства законодательства.
Решения этих проблем при проведении подрядных торгов в нашей страны можно добиться путём:
1) прохождения фирмой предквалификации. Критериями оценки в процессе выступают:
■ опыт работы в данной области;
■ исполнение заказов в прошлом, в том числе соответствие требованиям заказчика;
■ соблюдение сроков и уровня стандартов оказываемых услуг;
■ гарантии качества;
Социально-экономические и общественные науки
■ количество и качество персонала;
■ соответствие минимуму квалификационных требований;
■ удовлетворительный уровень страхового обеспечения.
2) повышения качества поставляемой продукции (строительных материалов) и её экологичности, основанных на международных стандартах;
3) повышения меры ответственности чиновников за уже проведённые торги, начиная от административного наказания, штрафов и заканчивая уголовной ответственностью. Эта мера исключит возможность сговора между чиновником и фирмой-участником;
4) увеличения гласности. Расширять информационную сеть, распространять информацию о проведении и результатах конкурса не только на специализированных сайтах, но и в других СМИ;
5) привлечения (создания) специальных органов, проводящих конкурсы, и совершенствования методического аппарата;
6) введения в условия проведения конкурса обязательного требования страховать заказчика от строительных рисков на сумму контракта.
При этом заказчик обязан:
1) обеспечить гласность, информировать претендентов о проведении конкурса;
2) грамотно составлять конкурсную документацию, из которой поставщик сразу видит весь объём работ, взвешивает свои силы и принимает решение об участии;
3) указывать реальные рыночные цены.
Все эти меры ожесточат условия для недобросовестных фирм и чиновников, привыкших к откатам, и обеспечат максимальную прозрачность процесса для добропорядочных исполнителей, дав возможность фирмам работать в честной конкурентной среде и приблизить качество выпускаемой продукции, работ, услуг к мировым стандартам, что в будущем при желании поможет им выйти на международный рынок.
Помимо этого, необходимо разработать программу, которой в режиме онлайн могли бы пользоваться все фирмы — участники строительного рынка Российской Федерации, по регионам. На рисунке 1 представлена схема работы программы.
Рис. 1. Схемы работы программы
Целью данной программы является обеспечение гласности и структурированность всего процесса строительства. Программой могли бы пользоваться не только государственные заказчики, выставляющие муниципальные контракты, но и коммерческие фирмы-заказчики.
Основной идеей является видимый процесс совершения всех сделок, любого рода. Каждая фирма может выступать как в качестве заказчика, так и в качестве поставщика товаров, услуг, как проводить подрядный торг, так и принимать участие в тендере.
Фирма заполняет в программе форму и далее, выступая в роли заказчика (проводит аукцион) или участника тендера, сведения мгновенно опубликовываются в интернете, далее фирма-заказчик в режиме онлайн отслеживает поступившие заявки на участие и сама подводит итоги конкурса, соблюдая при этом все пункты законодательства. В то же время участники торга, подавшие заявку, по прошествии положенного срока проведения конкурса видят итоги, скрытыми
162
от всеобщего обозрения являются только показатели цены, сроки выполнения, гарантийный период и т. д. Это открывает целый ряд новых возможностей: заказчик не тратит время, занимаясь бумажной волокитой; сокращается вероятность «откатов», т. к. сам заказчик видит предложения цены и т. д. только после завершения конкурса. Становится невозможной фальсификация документов или отклонение поданной заявки из-за несоответствия, так как форма подачи одна и заполняется для всех одинаково, а для поставщика всё это даёт возможность выигрывать конкурс в честной конкурентной борьбе.
Каждая частная фирма или муниципальное учреждение может выступать в качестве любого из участников рынка в зависимости от производственной необходимости. Во избежание заключения договоров с недобросовестными поставщиками или заказчиками все фирмы, зарегистрированные в данной сети, должны:
1) также пройти предквалификацию;
2) предоставить банковские документы, подтверждающие платёжеспособность;
3) налоговую отчётность;
4) данные о квалификации персонала, работающего в организации;
5) фирма должна быть застрахована от различных рисков (тем самым она проходит 2 этапа проверки: администрацией сайта и страховой компанией).
После прохождения процесса проверки фирма получает лицензионное программное обеспечение и становится полноправным участником онлайн-рынка.
Заключение. Внедрение системы торгов подряда обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов.
При соблюдении правил проведения торгов они становятся основным инструментом оптимизации цены на строительную продукцию и развития конкуренции в инвестиционностроительной сфере.
Внедрение как на государственных, так и на коммерческих предприятиях системного подхода к проведению торга принесёт выгодные результаты, позволяя сэкономить немалые финансовые средства и сократив возможные риски.
Библиографический список
1. Попырин, В. И. Опыт Австралии и Новой Зеландии / В. И. Попырин // Московские торги. — 2000. — № 2—3.
2. Ткачёва, Т. Н. Политико-экономические принципы и правовые основы порядка размещения госзаказов / Т. Н. Ткачёва // Московские торги. — 2001. — № 2.
Материал поступил в редакцию 14.03.2012.
References
1. Popy'rin, V. I. Opy't Avstralii i Novoj Zelandii / V. I. Popy'rin // Moskovskie torgi. — 2000. — № 2—3. — In Russian.
2. Tkachyova, T. N. Politiko-e'konomicheskie principy' i pravovy'e osnovy' poryadka razme-shheniya goszakazov / T. N. Tkachyova // Moskovskie torgi. — 2001. — № 2. — In Russian.
TENDER SYSTEM DEVELOPMENT IN CONSTRUCTION INDUSTRY
A. E. Dudnik
(Rostov State Construction University)
Approaches to the tender system development by the example of introducing the computer program which provides the anticorruption component of the construction market activities are formulated.
Keywords: tender, prequalification, constructional risks, innovative program.