Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки специалистов в сфере размещения заказа для автономных учреждений'

Совершенствование системы подготовки специалистов в сфере размещения заказа для автономных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / AUTONOMOUS INSTITUTION / РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА / PLACING AN ORDER / HEALTH CARE FACILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Ольга Сергеевна

Рассмотрены особенности размещения заказов в автономных учреждениях. Проанализированы правовые аспекты размещения заказов, международная практика подготовки специалистов, предложены пути совершенствования системы подготовки специалистов в сфере размещения заказа для автономных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TRAINING SYSTEM OF SPECIALISTS DEALING WITH PLACING ORDERS FOR AUTONOMOUS INSTITUTIONS

The article describes the features of placing orders in autonomous institutions. Having analyzed the legal aspects of placing orders and international practice of training specialists, it proposes the ways to improve the training system of specialists in the field of placing orders for autonomous institutions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки специалистов в сфере размещения заказа для автономных учреждений»

Из данных таблицы видно, что самый высокий рост ВРП наблюдался в Улан-Баторском регионе и за период 2002-2012 гг. он вырос в 12,2 раза, ВРП Хан-гайского региона вырос в 11,7 раза, ВРП Центрального региона - в 10 раз, ВРП Восточного региона - в 8 раз, ВРП Западного региона - в 7 раз.

Таким образом, за последние 10 лет по всем регионам был значительный рост производства валового продукта, особенно рост ВРП в Улан-Баторском регионе превышает рост ВВП страны, который вырос в 11,2 раза. При этом Западный регион имеет самый меньший рост ВРП, что связано с удаленностью от центра и неразвитостью инфраструктуры в этом регионе. По росту ВРП после Улан-Баторского региона следует Хангайский регион, где сконцентрирована развитая производственная база, более развита сеть инфраструктуры, в наличии природно-ресурсная база и т.д.

Если рассмотреть территориальную структуру ВВП Монголии, то в Улан-Баторском регионе производится больше половины ВВП страны. Например, за период 2002-2012 гг. доля ВРП Улан-Баторского региона в общем объеме ВВП страны выросла и составила 57,8-63%, доля ВРП Западного региона в общем объеме ВВП упала и составила 7,9-4,9%, доля ВРП Хангайского региона в общем объеме ВВП - 16,717,3%, доля ВРП Центрального региона - 12,1-10% и доля ВРП Восточного региона снизилась до 5,5-3,9%.

Следует отметить, что за последние 10 лет в Западном, Хангайском, Восточном и Улан-Баторском регионах объем сельскохозяйственного производства имеет тенденцию сокрашения и только в центральном регионе - тенденцию роста. При этом во всех регионах страны произошел рост объемов промышленного

производства и строительства. Объем торговли и оказания различных видов услуг в Хангайском, Центральном, Восточном и Улан-Баторском регионах со-крашается и только в западном регионе начинает расти.

Таким образом, в экономике Восточного региона доминирующую позицию занимает сельское хозяйство, в экономике Хангайского региона - промышленность и строительство, в экономике Улан-Баторского региона - торговля и сфера услуг. То есть Западный, Восточный регионы специализируются на производстве сельскохозяйственной продукции, Хангайский, Центральный регионы - на производстве промышленной продукции, Улан-Баторский и центральный регионы - на торговле и оказании различных видов услуг. В Улан-Баторском, Хангайском, Центральном регионах имеется более развитая промышленность (горнодобывающая и обрабатывающие отрасли).

Для формирования основных направлений развития регионов Монголии необходимо выработать государственную региональную политику, способную решать проблемы устранения различий социально-экономического развития и обеспечения устойчивости функционирования экономики регионов.

При этом региональная политика должна ориентироваться на решение территориальных проблем, к числу которых относятся: эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Для этого надо создавать региональные органы власти и подкреплять их финансовыми средствами для аграрно-промышленной и производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования.

Статья поступила 21.01.2013 г.

Библиографический список

1. Закон Монголии "О координации и управлении региональным развитием", утвержденный 30.05 2003 г.

2. Постановление Парламента Монголии № 57 04.06. 2001 г.

3. Постановление Парламента Монголии №24 12.06. 2003 г.

4. Постановление Парламента Монголии №01 02.01.

2003 г.

5. Постановление 28.09.2005 г.

6. Постановление 26.09.2005 г.

7. Ежегодные статистические сборники Национального статистического комитета Монголии за 1995-2012 гг.

Правительства Правительства

Монголии №202

Монголии №201

УДК 005.932

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА ДЛЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© О.С. Дмитриева1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Байкальская, 126.

Рассмотрены особенности размещения заказов в автономных учреждениях. Проанализированы правовые аспекты размещения заказов, международная практика подготовки специалистов, предложены пути совершенствования системы подготовки специалистов в сфере размещения заказа для автономных учреждений. Ил. 1. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: учреждение здравоохранения; автономное учреждение; размещение заказа.

Дмитриева Ольга Сергеевна, магистрант, тел.: 89025675954, e-mail: [email protected] Dmitriev Olga, Graduate Student, tel.: 89025675954, e-mail: [email protected]

IMPROVING TRAINING SYSTEM OF SPECIALISTS DEALING WITH PLACING ORDERS FOR AUTONOMOUS

INSTITUTIONS

O.S. Dmitrieva

Baikal State University of Economics and Law, 126 Baikalskaya St., Irkutsk, 664003, Russia.

The article describes the features of placing orders in autonomous institutions. Having analyzed the legal aspects of placing orders and international practice of training specialists, it proposes the ways to improve the training system of specialists in the field of placing orders for autonomous institutions. 1 figure. 2 sources.

Key words: health care facilities; autonomous institution; placing an order.

В последнее время в связи с изменениями в федеральном законодательстве актуальной становится проблема, связанная с подготовкой специалистов в области закупок товаров, услуг и работ в учреждениях социальной сферы (в частности, в здравоохранении).

В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений началась тотальная модернизация бюджетной сферы. Поставлена задача по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности. Перед лечебными учреждениями здравоохранения встал выбор в пользу одного из двух правовых статусов: бюджетное или автономное.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Также в ст. 6 БК РФ установлено, что к получателям бюджетных средств относятся государственные органы, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, бюджетные учреждения продолжили работу в «свете» Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

В пользу выбора государственным учреждением правового статуса «автономное» было нераспространение на автономные учреждения действия Федерального закона № 94-ФЗ. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Целью перехода в форму

автономного учреждения является получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности, что должно привести к повышению доходности от деятельности и повышению качества услуг. Автономные учреждения не входят в перечень получателей бюджетных средств, предусмотренных положениями ст. 6 БК РФ и, следовательно, не могут выступать в качестве государственных или муниципальных заказчиков в отношениях, регулируемых Законом № 94-ФЗ. Такое же разъяснение было дано Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в письме от 18 июня 2008 г. N Д05-2409 [2].

С января 2012 года государственные автономные учреждения начали применять нормы нового нормативного правового акта - Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее -Закон № 223-ФЗ). Закон № 223-ФЗ определяет принципы закупки товаров, работ, услуг, основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере коммунального хозяйства, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также их дочерними хозяйственными обществами и дочерними хозяйственными обществами последних.

В связи с вступлением в действие Закона № 223-ФЗ перед учреждениями, попавшими под действие данного закона, остро встал вопрос о формировании служб (подразделений) для размещения заказов. Это определило необходимость набрать штат специалистов или переквалифицировать уже имеющихся сотрудников для работы в данной области. Новацией для государственных, муниципальных учреждений правового статуса «автономное» с нового 2014 года станет необходимость в случаях, установленных ч. 4 ст. 15 44-ФЗ, «При предоставлении.. средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям...на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности» применять нормы Закона о контрактной системе. Ранее существовала такая практика, но только исключительно по инициативе отдельных ведомств, занимающихся распределением

бюджетных средств. Теперь же бюджетные средства должны будут расходоваться в рамках контрактной системы. При этом в части 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ о контактной системе есть положение следующего содержания: «В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, являющимися государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков». Как видно из содержания этой нормы закона, в ней речь идет не о том, что государственные автономные учреждения работают по Закону №44-ФЗ, а о том, что государственные органы могут передать свои полномочия государственного заказчика подведомственным автономным учреждениям. Речь может идти, например, о закупках для материально-технического обеспечения этих госорганов, выделении средств на капитальный ремонт или строительство в сфере деятельности госоргана. В этом случае, действительно, автономные учреждения могут осуществлять переданные им полномочия государственного заказчика в рамках заключенного соглашения и в определенном этим соглашением объеме. Но заключение такого соглашения не означает, что на закупки государственного автономного учреждения распространяется 44- ФЗ. Данный закон будет применяться только в случаях, оговоренных в соглашении с государственным органом, передающим свои полномочия государственного заказчика полностью или в части.

С вступлением в силу нового закона ужесточаются требования к специалистам, которые будут работать в сфере закупок. Каждый заказчик, обеспечивая принцип профессионализма, обязан будет либо создать собственную контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего, при этом заказчик обязан принимать меры по повышению квалификации или профессиональной переподготовки должностных лиц, занятых в сфере закупок. Данные работники должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В комиссию на проведение процедур в форме торгов, таких как, например, аукцион, конкурс, должно входить как минимум трое из пяти человек с пройденной переподготовкой по новому закону. Кроме специалистов по размещению заказов, также должны включаться лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. В соответствии с частью 5 статьи 39 44-ФЗ специалисты, которым предстоит работать в свете

нового закона, должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в закупочной сфере. Одним из принципов контрактной системы является профессионализм заказчика. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что специалисты, подготовленные для сферы закупок, должны обладать комплексом знаний в области экономических, финансовых, правовых основ управления с учетом специфики сфер реализации заказов. Закономерно возникают вопросы: кто должен работать в сфере закупок на уровне учреждений нового типа? Экономист, юрист, бухгалтер, в надежде на то, что со временем будет приобретен опыт в данной области? Может быть, все-таки нужно искать специалиста в области размещения заказов? Однако таковых, увы, не так уж много. Как отмечалось на одной из конференций, посвященных федеральной контрактной системе, «если обучать человека с юридическим, экономическим образованием, только на прохождение основного курса молодого бойца при ежедневном обучении по 56 часов должно пройти никак не менее трех месяцев. А на ноги он встанет после двух-трех лет самостоятельной работы». С динамично изменяющимся законодательством очень сложно грамотно выстроить работу, а тем более подобрать квалифицированных специалистов, а каков уровень подготовки специалистов - таков и уровень их работы. Если при учреждении формируется служба по размещению заказа, необходимо выделение субсидий на обучение специалистов в данной отрасли. На сегодняшний день учреждения должны обучать специалистов за счет собственных средств, но одной поездки на семинар явно недостаточно, так как законодательная база постоянно дополняется, вносятся изменения в старые законы, вступают в силу новые. Таким образом, обучение должно носить систематический характер, важно предусматривать поддержание и повышение квалификации специалиста.

Анализ международной практики показывает, что в государственных учреждениях некоторых стран предусматривается должность контрактных служащих. Например, в США в министерствах и ведомствах, ответственных за подготовку и реализацию государственных программ, назначаются должностные лица -«контрактные чиновники». «Контрактный чиновник» принимает участие в формировании условий контракта совместно с группой экспертов из области экономики, юриспруденции, инженерно-технической, а в ряде случаев и ученых, подписывает контракт от имени федерального правительства, а в дальнейшем управляет контрактом и контролирует его исполнение. Подготовка «контрактных чиновников» ведется по нескольким направлениям: управление государственным хозяйствованием, управление и организация контрактов; государственное федеральное контрактное право; управление и организация государственных программ-заказов. Как видим, подготовка контрактных служащих довольно разнообразна и предусматривает получение знаний в правовой сфере и в сфере менеджмента. Применительно к российской реальности. Как было указано выше, нельзя забывать, что таким

специалистам необходимы еще практические умения и навыки, которые также важно получить в процессе обучения.

Нельзя не отметить, что обучение человека, формирование у него знаний, умений и навыков зависит также и от личностных качеств, мотивации конкретного обучающегося. Поэтому отбор обучающихся, их стимулирование к получению знаний, умений и навыков должны стать одной из главных задач учреждения, которое направляет работника на обучение. Но нужно помнить, что даже при наличии высокого уровня мотивации без квалифицированного и эффективного профильного образования нельзя подготовить специалиста в области закупок. Вместе с тем, уровень подготовки таких специалистов в современных условиях недостаточен. Постоянно растущие требования к квалификационному уровню специалистов закупок обуславливают необходимость создания и совершенствования системы непрерывного образования лиц, занимающих размещением заказа.

возникает вопросов, а заказ может быть как на закупку медикаментов, так и на закупку медицинского или другого вида оборудования или на выполнение ремонтных работ. Также нужно определиться со способом закупки, грамотно рассмотреть поступившие заявки, заключить договор и пр. Таким образом, специалист должен обладать знаниями не только в области фармацевтики, экономики, но, видимо, должен иметь и дополнительное техническое образование. Кроме того, он должен хорошо ориентироваться в современном российском законодательстве, связанном с осуществлением закупок.

В связи с увеличением количества специалистов в сфере закупок, думается, необходимо изменять систему образования в данной отрасли. Одним из предложений может послужить реализация областной целевой программы, основной целью которой будет являться создание единой системы подготовки специалистов в сфере закупок. Основными принципами, заложенными в идеологию программы, являются: ис-

Размещение заказов в 2013 году автономными учреждениями здравоохранения

Из проведенных исследований можно сделать вывод, что около 90% автономных учреждений здравоохранения, попадающих под действие закона 223-ФЗ, испытывают значительные трудности в закупочной деятельности.

Исследование проводилось на основании полученных статистических данных размещения процедур на официальном государственном сайте www.zakupki.gov.ru. Объектом исследования являлись автономные учреждения здравоохранения, расположенные на территории Иркутской области и зарегистрированные в качестве «организатора размещения заказов на поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ».

Из рисунка видно, что наибольшую часть (91,8%) занимают закупки, проводимые в упрощенной форме, такие как запрос котировок, закупка у единственного поставщика, сбор коммерческих предложений. Работают на электронной площадке всего 37,5% автономных учреждений здравоохранения. Не применяют нормы законодательства 25% автономных учреждений.

Был проведен также опрос среди специалистов, занимающихся размещением заказа, в автономных учреждениях здравоохранения. На вопрос: «Какие трудности возникают при работе в сфере закупок», -последовали следующие ответы: страх работы на торговых площадках, страх ответственности работы в сфере закупок, боязнь наказаний от вышестоящих контролирующих органов за различные правонарушения. И чем больше приходится работать, тем больше

пользование индивидуального подхода к слушателям, позволяющего учитывать реальный уровень их подготовки и практический опыт работы в области конкурсных закупок, глубокое усвоение слушателями основных принципов государственных закупок, выработка практических навыков в области проведения конкурсов, подробное изучение не только основных этапов, но и всех необходимых особенностей и специфики процедуры проведения конкурсов на закупку различных видов продукции, в том числе подрядных работ и услуг, подробное изучение нормативных и методических материалов, регламентирующих порядок проведения закупок, а также выработка у слушателей навыков самостоятельной работы с этими документами.

Повышение квалификации - это обучение с целью обновления теоретических и практических знаний, совершенствования навыков специалистов, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. В соответствии с предлагаемой программой предполагается, что обучение лиц, работающих в сфере размещения заказа, будет осуществляться по следующим направлениям: правовое, экономическое, финансовое, информационно-аналитическое. С учетом целей и задач деятельности учреждений (образование, культура, здравоохранение) могут предусматриваться иные направления обучения специалистов, например, внедрение системы самостоятельной подготовки специалистов закупок, содействие профессиональному и должностному ро-

сту специалистов закупок. Можно включить в программу прохождение стажировки по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд [1]. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и частью профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Основная цель стажировки - это изучение передового опыта, приобретение профессиональных навыков, формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, для выполнения обязанностей по

занимаемой должности или решения новых профессиональных задач. Поэтому при проведении обучения нужно учитывать специфику деятельности каждой организации в отдельности, разграничивать и проводить обучение с учетом их пожеланий. Важно и правильно расставить акценты при обучении, выделить наиболее важные области знания, где имеются наибольшие проблемы и трудности для каждого слушателя (сферы деятельности учреждения) индивидуально. Итак, чтобы нормально работать в современном мире, нужны знания, а чтобы их получить - нужно учиться.

Статья поступила 25.12.2013 г.

Библиографический список

1. Требования к минимуму содержания данной дополни- обращения 28.11.2013).

тельной профессиональной образовательной программы согласованы с Минэкономразвития России и утверждены Минобрнауки России в 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://igz.hse.ru/web/IGZ/IGZ_CMS.nsf/All/trebovaniiak (дата

2. Данные Минэкономразвития России [Электронный ре-сурс]^и Ь|Мр:/Легга.и^.пеУ_И/2/259^66.р<^ (дата обращения 28.11.2013).

УДК 316.4.06

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ НОВЫХ МАРГИНАЛЬНЫХ ГРУПП

© К.В. Конышева1, Н.М. Струк2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты теоретического исследования маргинальности и маргинальных групп, особенности их стратегий поведения. Рассмотрены основные теории маргинальности в классическом варианте этнокультурных взаимоотношений, а также новые теоретические разработки. Выявлен эвристический потенциал изучения новых маргинальных групп. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: маргинальность; маргинальные группы; стратегии поведения; социальные процессы; социальные изменения.

THEORETICAL APPROACHES TO NEW MARGINAL GROUPS ANALYSIS K.V. Konysheva, N.M. Struk

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article dwells on the results of theoretical studies of marginality and marginal groups, on the features of their behavioral strategies in particular. It treats the basic theories of marginality as a classic version of ethno-cultural relations as well as new theoretical developments. Heuristic research potential of new marginal groups is revealed. 6 sources.

Key words: marginality; marginal groups; behavioral strategies; social processes; social changes.

Качественную характеристику общества как социального организма определяет социальная структура, которая представляет собой устойчивые элементы, направленные на воспроизводство социальной системы. Состояние современной социальной структуры российского общества все больше определяется появлением новых социальных групп, а в теории определяется сформировавшейся концепцией маргиналь-ности.

Изменения в социальной структуре и возрастающая социальная дифференциация, а также кризис основных социальных институтов приводят к появлению новых социальных групп, которые начинают все больше влиять на социальные процессы. В основном это группы, характеризующиеся маргинальным поведением и соответствующей жизненной стратегией. Целью данной статьи и является анализ основных особенностей новых маргинальных групп и стратегий их поведения.

1Конышева Ксения Вячеславовна, соискатель, тел.: 89643575003, e-mail: [email protected] Konysheva Ksenia, Competitor for a scientific degree, tel.: 89643575003, e-mail: [email protected]

2Струк Наталия Максимовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89025143862, e-mail: [email protected]

Struk Natalya, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89025143862, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.