Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
297
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сухина Юлия Валериевна

Предметом настоящей статьи выступают исследования развития практических подходов к оценке эффективности в условиях глобализации публичного управления, государственного управления, муниципального управления. Целью настоящей статьи является выявление особенностей и подходов к формированию существующих систем оценки эффективности публичного управления, государственного управления, муниципального управления в условиях глобализации в зарубежных странах и в России; направления совершенствования системы оценки эффективности публичного управления в России в условиях глобализации, в том числе путем адаптации зарубежного опыта. Методология данного исследования включала аналитический, сравнительный, формально-юридический методы. Результаты работы - это проведение анализа существующих систем и подходов к оценке эффективности публичного управления, государственного управления, органов государственной власти и местного самоуправления в условиях глобализации зарубежных стран и России; определение нового подхода к формированию системы оценки эффективности публичного управления в условиях глобализации в России; формулирование выводов о последующих направлениях совершенствования и внедрения системы оценки эффективности публичного управления в условиях глобализации в России. Область применения результатов исследования включает в себя систему публичного, государственного и муниципального управления. Выводы исследования могут быть применены для совершенствования управленческой, правовой регламентации и практики применения механизмов оценки эффективности в системе публичного, государственного и муниципального управления, дальнейшей трансформации системы оценки эффективности публичного управления на уровни государственного управления, а также на муниципальный уровень в единой парадигме системы публичного управления, которая строится в единой вертикали и на общих началах правового регулирования в России, для достижения стратегических целей государства в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PUBLIC GOVERNANCE PERFORMANCE EVALUATION SYSTEM IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The subject of this article is research on the development of practical approaches to assessing efficiency in the context of globalization of public administration, public administration, and municipal administration. The purpose of this article is to identify the features and approaches to the formation of existing systems for assessing the effectiveness of public administration, public administration, municipal administration in the context of globalization in foreign countries and in Russia; directions of improving the system for assessing the effectiveness of public administration in Russia in the context of globalization, including through the adaptation of foreign experience. The methodology of this study included analytical, comparative, formal legal methods. The results of the work are an analysis of existing systems and approaches to assessing the effectiveness of public administration, public administration, state authorities and local self-government in the context of globalization of foreign countries and Russia; determination of a new approach to the formation of a system for assessing the effectiveness of public administration in the context of globalization in Russia; formulation of conclusions on the subsequent directions of improvement and implementation of the system for assessing the effectiveness of public administration in the context of globalization in Russia. The field of application of the research results includes the system of public, state and municipal administration. The findings of the study can be applied to improve management, legal regulation and the practice of applying efficiency assessment mechanisms in the system of public, state and municipal administration, further transforming the system for assessing the effectiveness of public administration at the levels of state administration, as well as at the municipal level in a single paradigm of the public administration system, which is being built in a single vertical and on a common basis of legal regulation in Russia in order to achieve the strategic goals of the state in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

УДК 339.9, 351/354, 352, 353 DOI 10.47629/2074-9201_2020_20_12_11

Сухина Юлия Валериевна,

кандидат наук по государственному управлению, доцент кафедры Государственной, муниципальной службы и менеджмента, РАНХиГС, Липецкий филиал, город Липецк, [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Предметом настоящей статьи выступают исследования развития практических подходов к оценке эффективности в условиях глобализации публичного управления, государственного управления, муниципального управления.

Целью настоящей статьи является выявление особенностей и подходов к формированию существующих систем оценки эффективности публичного управления, государственного управления, муниципального управления в условиях глобализации в зарубежных странах и в России; направления совершенствования системы оценки эффективности публичного управления в России в условиях глобализации, в том числе путем адаптации зарубежного опыта. Методология данного исследования включала аналитический, сравнительный, формально-юридический методы. Результаты работы - это проведение анализа существующих систем и подходов к оценке эффективности публичного управления, государственного управления, органов государственной власти и местного самоуправления в условиях глобализации зарубежных стран и России; определение нового подхода к формированию системы оценки эффективности публичного управления в условиях глобализации в России; формулирование выводов о последующих направлениях совершенствования и внедрения системы оценки эффективности публичного управления в условиях глобализации в России.

Область применения результатов исследования включает в себя систему публичного, государственного и муниципального управления.

Выводы исследования могут быть применены для совершенствования управленческой, правовой регламентации и практики применения механизмов оценки эффективности в системе публичного, государственного и муниципального управления, дальнейшей трансформации системы оценки эффективности публичного управления на уровни государственного управления, а также на муниципальный уровень в единой парадигме системы публичного управления, которая строится в единой вертикали и на общих началах правового регулирования в России, для достижения стратегических целей государства в условиях глобализации.

Ключевые слова: публичное управление, глобализация, система оценки эффективности публичного управления, государственное управление, эффективность государственного управления, механизмы государственного управления, муниципальное управление, эффективность муниципального управления

Yuliya V. Sukhina,

PhD in Public Administration, Associate Professor of the Department of State, Municipal Service and Management, RANEPA, Lipetsk branch, Lipetsk, [email protected]

IMPROVEMENT OF THE PUBLIC GOVERNANCE PERFORMANCE EVALUATION SYSTEM IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Abstract. The subject of this article is research on the development of practical approaches to assessing efficiency in the context of globalization of public administration, public administration, and municipal administration.

The purpose of this article is to identify the features and approaches to the formation of existing systems for assessing the effectiveness of public administration, public administration, municipal administration in the context of globalization in foreign countries and in Russia; directions of improving the system for assessing the effectiveness of public administration in Russia in the context of globalization, including through the adaptation of foreign experience. The methodology of this study included analytical, comparative, formal legal methods.

The results of the work are an analysis of existing systems and approaches to assessing the effectiveness of public administration, public administration, state authorities and local self-government in the context of globalization of foreign countries and Russia; determination of a new approach to the formation of a system for assessing the effectiveness of public administration in the context of globalization in Russia; formulation of conclusions on the subsequent directions of improvement and implementation of the system for assessing the effectiveness of public administration in the context of globalization in Russia. The field of application of the research results includes the system of public, state and municipal administration. The findings of the study can be applied to improve management, legal regulation and the practice of applying efficiency assessment mechanisms in the system of public, state and municipal administration, further transforming the system for assessing the effectiveness of public administration at the levels of state administration, as well as at the municipal level in a single paradigm of the public administration system, which is being built in a single vertical and on a common basis of legal regulation in Russia in order to achieve the strategic goals of the state in the context of globalization. Keywords: public administration, globalization, public administration efficiency assessment system, public administration, public administration efficiency, public administration mechanisms, municipal administration, efficiency of municipal administration

Проблемы управления и оценки его эффективности на уровне каждой страны в условиях современных тенденций развития глобализационных процессов в мировом сообществе являются актуальными для широкого круга зарубежных и отечественных ученых, которые рассматривают принципы, механизмы, систему, направления и особенности государственного управления стран. Однако определение и формирование понятия системы оценки эффективности публичного управления в условиях глобализации требует дальнейшего совершенствования.

Поэтому для формулирования наиболее подходящего определения понятия «системы публичного управления в условиях глобализации» необходимо отдельно рассмотреть определения таких понятий как «управление», «государственное управление», «публичное управление».

На сегодняшний день существует много подходов к определению понятия и природы управления. Этот багаж знаний формировался на протяжении исторических эпох и культур. В работах древних китайцев искусство управления - это властвования над жизнью и смертью (людей), умение назначать способных чиновников для выполнения определенных обязанностей и их контролировать [1].

Важным свойством управления являет воздействие. Однако не каждое воздействие является управлением, поэтому наличие управления подразумевает под собой целеполагание. В любом случае должна быть цель, форма в какой осуществляется управление (идея, программа) и сам человек. Обязательным элементом в управлении в целом является ожидание результата. Именно от эффективности воздействия зависит желаемый результат.

Так, одним из научных подходов к определению сущности управления является отождествление его с реализацией власти. Другой научный подход

заключается в представлении управления как более широкого понятия, чем власть. В данном случае власть рассматривается как средство и форма управления человеком. В.М. Горшенев определял термин «управление» в качестве содержательного элемента, предполагающего способность властвования [2]. Третий подход заключается в представлении власти как обязательного условия, а не средства реализации управления. Управление как процесс упорядочения и согласования поведения людей невозможно без преобладания чьей-то руководящей воли, будь то воля большинства либо того, кто лучше аргументирует свое решение [3].

В числе видов управления важная роль принадлежит государственному управлению. Его особенностью является базирование на законе, на конституции. Однако само понятие «государственное управление» в конституции Российской Федерации не закреплено. До сих пор с точки зрения законодательства данное понятие четко не регламентировано. Собственно и сам термин включает в себя вариативное количество элементов: создание институтов гражданского общества, институтов муниципального образования - это все элементы государственного управления. Исключение лишь составляет Федеральный закон от 28.06.2014 года № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», где в статье 3 формулируется, что «государственное управление - деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» [4].

Отсутствие общепринятого и общепризнанного понятия «государственное управление» обусловлено различными подходами к его интерпретации. Современные научные подходы представлены

в разных редакциях, в соответствии с одним из которых государственное управление определяется как деятельность государства (органов государственной власти), направленная на создание условий для наиболее полной реализации функций государства, основных прав и свобод граждан, согласование различных групп интересов в обществе и между государством и обществом, обеспечение общественного развития соответствующими ресурсами [5].

По мнению профессора Г.В. Атаманчука, сущность данного понятия заключается в его целевой ориентированности, общественной обусловленности и необходимости. В рамках данного подхода государственное управление Г.В. Атаманчук формулирует как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу [6].

Профессор Н.И. Глазунова акцентирует внимание на воздействие со стороны субъекта управления и определяет данное понятие как управляющее воздействие (государства как субъекта управления) на все общество, как реализацию публичной власти всех трех ветвей и всех уровней [7].

Государственное управление в своей деятельности функционирует беспрерывно и постоянно, осуществляется путем объединения, регулирования, координации и контроля, а также применяет властно-принудительные государственные меры.

Стоит отметить, что в современной научной среде ведутся дискуссии относительно понимания термина «публичное управление». Так, профессор Понкин И.В. раскрывает сущность категории «публичное управление» в преломлении с восприятием государственного управления как властное управляющее воздействие на объекты управления (общественные отношения и их участников, процессы, феномены), реализуемое субъектами такого управления, то есть государством и уполномоченными им органами и лицами [7].

Один из основоположников теории публичного управления В.Е. Чиркин так формулировал публичное управление - это нормотворческая, распорядительная, контрольная, организационная и иная деятельность [8].

Среди других научных подходов стоит выделить рассмотрение публичного управления через категорию публичной власти.

Волков А.М. представляет публичное управление как результат своего рода общественного договора между государством и обществом [9].

Таким образом, ориентация публичного управления в большей мере направлена на взаимодействие с населением и представляется в виде действий органов публичного управления, основанных на акте

высшего исполнительного органа или законе в рамках их правомочий. В зоне ответственности этих органов осуществление государственной политики в условиях глобализации, общественное развитие, качество жизни в обществе по сравнению с уровнем других зарубежных стран глобального сообщества, национальная безопасность и экономическое развитие государства. Эффективная реализация данных направлений невозможна без встраивания во внешние политические и экономические процессы в условиях глобализации мирового сообщества.

Поэтому наиболее целесообразным в рамках данного исследования будет формирование понятия публичного управления как реализация влияния субъекта на объект управления путем реализации наиболее эффективных механизмов управления, в том числе путем реализации национальных проектов и иных государственно-политических программ, с учетом обратной связи со стороны субъекта управления и меняющейся внешней глобализационной среды, с целью достижения поставленных целей. Данный подход позволяет обосновать сущность публичного управления через его целевую природу, реализацию механизма управления и учитывает наличие определенной степени воздействия со стороны объекта управления, что позволяет не возводить данное понятие только как исполнительно-распорядительную деятельность субъектов управления. Результатом реализации данного понятия станет оценка эффективности публичного управления как составляющий элемент системы публичного управления в целом.

Ввиду того, что государство нельзя рассматривать как закрытую систему, которая действует в тесной взаимосвязи с иными системами-странами как элементами общей глобальной системы, важно понимать сущность разных подходов к соответствующей оценке эффективности на глобальном уровне. Россия является активным участником в мировом сообществе, поэтому необходимо понимать подходы к их формированию данной оценки с целью адаптации положительного опыта в рамках формирования самой системы, показателей и подходов к определению методологии оценки эффективности публичного управления в целом и, соответственно, органов власти на государственном и муниципальном уровнях.

Зарубежный опыт стран показывает применение различных практических подходов, позволяющих оценить уровень эффективности публичного, государственного управления. Так, на основе собственно разработанной методики Всемирный банк рассчитывает показатель государственного управления, представленный в виде интегральной оценки (Governance Research Indicator Country Snapshot) [10], который позволяет оценить эффективность государственного управления в разрезе стран по следующим состав-

ляющим государственного управления: подотчетность и мнение населения, удерживание коррупции, стабильность политических процессов и отсутствие мероприятий насильственного характера, верховенство закона, качество законодательной базы, уровень эффективности деятельности правительства.

В Канаде ежегодно оценивается эффективность государственного управления в рамках функционирования системы управленческой подотчетности (Management Accountability Framework) [11] на основе оценки следующих направлений: финансовое управление, управление результатами, управление персоналом, управление информацией и информационными технологиями.

Разработаны и применяются системы оценки качества на международном уровне. Под эгидой Европейской комиссии в 2000 году Европейским институтом государственного управления сформирован подход к оценке качества менеджмента органов государственной власти (Common Assessment Framework), основой которого является механизм самооценки, который также используется для повышения эффективности общественных организаций. Критериями оценки в рамках данной методики являются: 1) Возможности: лидерство; персонал; стратегия и планирование; партнерство и ресурсы; процессы; 2) Результаты: для населения; для потребителей; для персонала; ключевые результаты.

Существующая система оценки эффективности деятельности государственного управления России в целом, включая систему органов государственной власти, требует детального совершенствования и должна быть встраиваемой в новый сформированный подход к системе оценки эффективности публичного управления в России в целом, который должен включать и муниципальный уровень управления. При этом формирование данной системы должно строиться с учетом тенденций и динамики развития глобализации мирового сообщества при совместном взаимодействии с общественностью.

Одним из новых механизмов государственного управления выступает создание системы оценочных процедур. В Российской Федерации на уровне регионов оценивается результат деятельности органов исполнительной власти.

Ранее подобная система оценки включала в себя 11 показателей [12], затем были добавлены ряд показателей и их количество составляло 23 [13]. Данные показатели отражали не конкретные результаты государственно-управленческой деятельности органов власти, а общую социально-экономическую ситуацию в регионах, опосредованно зависящую от результатов функционирования государственных органов, и не учитывали общие мировые тенденции в части возможности возникновения экономического

кризиса, реализации глобализационных процессов в мировой экономике, иные социально-экономические тенденции. Количественная информация о показателях эффективности в основном формировалась на основе данных Росстата.

В настоящее время существующая система оценки эффективности детально совершенствуется, преодолевается формальный подход к выстраиванию рейтингов регионов. На сегодняшний день она осуществляется с применением методик расчетов по 15 показателям, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 года № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [14]: доверие к власти; уровень образования; производительность труда; рабочие места, характеризующиеся высокой производительностью; благоприятная среда городов; численность работников малого и среднего бизнеса; оплата труда; инвестиции; продолжительность жизни населения; доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям; семьи, улучшившие условия жилья; рост населения; уровень бедности; доступность жилья; качество окружающей среды.

Кроме того, в Российской Федерации проводится оценка эффективности результатов деятельности управляющего состава федеральных органов исполнительной власти, самих федеральных органов исполнительной власти на предмет обеспечения благоприятных условий для реализации бизнеса, также сформирован перечень показателей, позволяющий оценить уровень повышения энергетической эффективности.

На муниципальном уровне оценивается деятельность органов местного самоуправления с применением методик расчетов по 40 показателям в рамках Указа Президента Российской Федерации № 607 от 28.04.2008 года «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [15], входящих в состав разделов: образование на уровне дошкольного и общего, а также дополнительное; спорт и физическая культура; строительство жилья и его обеспечение граждан; сфера жилищно-коммунального хозяйства; энергосбережение и повышение энергетической эффективности; организация муниципального управления; сфера культуры; независимая оценка качества предоставления организациями услуг в сферах охраны здоровья, культуры, социального обслуживания, образования; уровень экономического развития.

Однако на сегодняшний день существующая система оценивания результатов деятельности орга-

нов государственной власти Российской Федерации, местного самоуправления требует детального совершенствования и должна быть встраиваемой в новый сформированный подход к системе оценки эффективности публичного управления в России в целом.

Так, в Российской Федерации источником формирования результатов эффективности значений показателей существующей системы оценки государственного управления, деятельности органов государственной власти, местного самоуправления остаются статистические показатели, характеризующие общие тенденции социально-экономического развития в целом без учета конкретного измеримого управленческого вклада.

Также стоит отметить, что реализация деятельности органов власти, как на государственном, так и на муниципальном уровнях, жестко регламентирована соответствующими полномочиями и бюджетной политикой на соответствующий год и плановый период, что вносит свои коррективы в приоритеты стратегического развития, как на уровне государства, так и его регионов и муниципалитетов.

При этом важно учитывать и тот фактор, что любая система, в том числе публичного управления, не является закрытой от внешних глобализацион-ных факторов и выстраивание ее функционирования только в нормативно-правовой парадигме с результатами ее реализации в виде соответствующих рейтингов на сегодняшний день не является эффективным.

Уже сегодня в России осуществляются мероприятия в системе государственного управления, направленные на формирование оптимальной структуры органов государственной власти и местного самоуправления, а также повышение эффективности их деятельности.

В целях определения и повышения эффективности управления в госсекторе внедряются различные подходы. Так, на основе социологических опросов по реализации государственных услуг граждане оценивают деятельность руководящего состава федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, на законодательном уровне регулируются подходы к формированию системы и оценке государственного управления, которая ежегодно проводится в обязательном порядке и результаты которой доступны населению.

Вместе с тем, единой универсальной методологии к формированию системы и оценки эффективности публичного управления, которая была бы оптимальна для применения во всех органах государственной и муниципальной власти и на всех уровнях управления, включая муниципальный, не существует.

Поэтому, необходимым является разработка нового подхода к формированию системы оценки эффективности публичного управления, которая доста-

точно объемно охватит все ключевые особенности деятельности органов власти в условиях глобализации. Данный подход заключается в выстраивании системы публичного управления в парадигме взаимовлияния «субъект-объект-субъект» с учетом внешнего воздействие глобализационных факторов, основных функций органов власти на государственном и муниципальном уровнях, одним из механизмов управления которой является оценка эффективности публичного управления (см. Рисунок 1).

Сущность публичного управления, как и любого управления в целом, отражает ориентацию на целенаправленное изменение в интересах государства управляемого объекта. При этом важным фактором является понимание, что система оценки эффективности реализации публичного управления, как и система публичного управления в целом, не может быть закрытой и важно учитывать и внешние глобализационные факторы воздействия на нее при достижении стратегических целей государства. Эффект от реализации управленческой деятельности, в том числе учитывая государственный и муниципальный уровень, в конечном итоге измеряется уровнем достижения цели.

Функционирование данной системы осуществляются путем реализации механизма управления и функций управления, направленных на объект с учетом влияния объекта управления на субъект для достижения поставленных целей.

В современных тенденциях развития мирового сообщества трудно представить закрытую систему управления, в существование которой не вмешивались бы другие внешние факторы (международные и политические обстоятельства, состояние международной экономики, международные правовые нормы, научно-технический прогресс, международные организации, внешняя политика стран), которые, безусловно, отдельно влияют как на объект управления, так и на субъектуправления, в определенной степени изменяя их отдельные элементы, цели и тому подобное. Поэтому изменения в функционировании объекта управления непременно приводят к изменениям в реализации управления субъекта управления.

Система оценки эффективности государственного управления должна формироваться на основе эффективной реализации механизма государственного управления, основными составляющими которого должны стать:

1) Целеполагание - постановка цели с указанием конкретных измеримых результатов;

2) Критерии достижения цели - совокупность оцифрованных показателей, характеризующих достижение цели;

3) Критерии управленческого вклада в достижение цели - совокупность измеримых оцифрованных показателей, показывающих степень воздей-

Рисунок 1. Схема системы оценки эффективности публичного управления в парадигме взаимовлияния «субъект-объект-субъект» в условиях влияния внешних глобализационных факторов, как составляющая часть системы публичного управления

ствия управленческого решения на достижение целевых показателей;

4) Анализ достигнутых результатов - сопоставление достигнутых результатов с запланированными, результаты значений показателей по достижению цели;

5) Корректировка цели и управленческих решений - при необходимости по достигнутым результатам и в случае не соответствия достигнутых результатов с запланированными внесение изменений в показатели достижения цели и управленческие решения.

Дальнейшие исследования предполагают трансформацию данной системы оценки эффективности публичного управления на уровни государ-

ственного управления, а также на муниципальный уровень в рамках парадигмы единой системы публичного управления, которая строится в единой вертикали и на общих началах правового регулирования в России, для достижения стратегических целей государства в условиях глобализации, которые, в свою очередь, проектируются на уровень регионов и муниципальных образований.

Таким образом, оценка тех или иных процессов в государственном и муниципальном управлении стала неотъемлемой частью содержания управленческой деятельности, одним из механизмов управления. Составляющие данного механизма могут быть

как правовыми, так и управленческими и организационными, носящими социально-ориентированный, стратегический характер.

В России проводится оценка результатов деятельности органов исполнительной власти на уровне региона, включая управленческий состав. Оценивается результат деятельности управленческого состава федеральных органов исполнительной власти и самих органов исполнительной власти федерального уровня по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, также сформирован перечень показателей для оценки в области повышения энергетической эффективности. На муниципальном уровне оценивается деятельность органов местного самоуправления.

Однако на сегодняшний день существующая в России система оценки эффективности государственной власти, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления требует детального совершенствования и должна быть встраиваемой в новый сформированный подход к системе оценки эффективности публичного управления в целом.

Предложенный автором подход заключается в выстраивании системы публичного управления в парадигме взаимовлияния «субъект-объект-субъект» с учетом внешнего воздействие глобализационных факторов, основных функций органов государствен-

ной власти и местного самоуправления, одним из механизмов управления которой является оценка эффективности публичного управления. Данный механизм основан на целевой природе управленческой деятельности, формировании критериев достижения цели в условиях влияния внешних глобализационных факторов и конкретного управленческого вклада в их достижение.

Результатом реализации данного подхода является повышение лояльности и доверия населения к органам государственного управления и местного самоуправления, реализации публичного управления в целом. В едином взаимодействии государства и общества социальный эффект от реализации государственных программ и проектов, внедрения новых механизмов управления, будет значительно выше, как и эффективность публичного управления в целом.

Дальнейшие исследования предполагают трансформацию данной системы оценки эффективности публичного управления на уровни государственного управления, а также на муниципальный уровень в рамках парадигмы единой системы публичного управления, которая строится в единой вертикали и на общих началах правового регулирования в России, для достижения стратегических целей государства, которые, в свою очередь, проектируются на уровень регионов и муниципальных образований.

Список литературы

1. Конфуций. Изречения / Конфуций // Политология: хрестоматия [сост. проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин]. Москва: Гардарики, 2000. С. 80 - 88.

2. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. 258 с.

3. Скуратов Ю.И. Система социалистического самоуправления советского народа (проблемы конституционной теории и практики). Свердловск, 1987. 224 с.

4. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 года) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.

5. Энциклопедический словарь государственного управления / Под ред. Ю.В. Ковбасюка, В.П. Трощинского, Ю.П. Сурмина. М.: НАГУ, 2010. 430 с.

6. АтаманчукГ.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Омега-Л, 2004. 401 с.

7. Государственное (административное) управление: учебник / Глазунова Н.И. М., 2006. 254 с.

8. Чиркин В.Е. Публичное управление: учебник. М., 2004. 475 с.

9. Волков А.М. О юридической конструкции понятия «публичное администрирование» // Административное и муниципальное право. 2014. № 6 (78). С. 503-510.

10. The Worldwide Governance Indicators project [Electronic source] // The World Bank Group. Access mode: http:// info.worldbank.org/governance/wgi/#reports (дата обращения: 01.10.2020).

11. The 2018-19 government-wide report [Electronic source] // Management Accountability Framework. Access mode: https://www.canada.ca/en/treasury-board-secretariat/services/management-accountability-framework.html (дата обращения: 01.10.2020).

12. Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/83805/ (дата обращения: 02.10.2020).

13. Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/114011/ (дата обращения: 03.10.2020).

14. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/docs/ all/121640/ (дата обращения: 03.10.2020).

15. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/63830/ (дата обращения: 04.10.2020).

References

1. Konfutsiy. Izrecheniya / Konfutsiy // Politologiya: khrestomatiya [sost. prof. M. A. Vasilik, dots. M. S. Vershinin]. Moskva: Gardariki, 2000. S. 80 - 88.

2. Gorshenev V.M. Sposoby i organizatsionnyye formy pravovogo regulirovaniya v sotsialisticheskom obshchestve. M., 1972. 258 s.

3. Skuratov YU.I. Sistema sotsialisticheskogo samoupravleniya sovetskogo naroda (problemy konstitutsionnoy teorii i praktiki). Sverdlovsk, 1987. 224 s.

4. Federal'nyy zakon ot 28 iyunya 2014 goda № 172-FZ (v red. ot 3 iyulya 2016 goda) «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Sobr. zakonodatel'stva RF. 2014. № 26 (ch. I). St. 3378.

5. Entsiklopedicheskiy slovar' gosudarstvennogo upravleniya / Pod red. YU.V. Kovbasyuka, V.P. Troshchinskogo, YU.P. Surmina. M.: NAGU, 2010. 430 s.

6. Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya. Kurs lektsiy. M.: Omega-L, 2004. 401 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gosudarstvennoye (administrativnoye) upravleniye: uchebnik / Glazunova N.I. M., 2006. 254 s.

8. Chirkin V.Ye. Publichnoye upravleniye: uchebnik. M., 2004. 475 s.

9. Volkov A.M. O yuridicheskoy konstruktsii ponyatiya «publichnoye administrirovaniye» // Administrativnoye i munitsipal'noye pravo. 2014. № 6 (78). S. 503-510.

10. The Worldwide Governance Indicators project [Electronic source] // The World Bank Group. Access mode: http:// info.worldbank.org/governance/wgi/#reports (дата обращения: 01.10.2020).

11. The 2018-19 government-wide report [Electronic source] // Management Accountability Framework. Access mode: https://www.canada.ca/en/treasury-board-secretariat/services/management-accountability-framework.html (дата обращения: 01.10.2020).

12. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21.08.2012 № 1199 «Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii» (utratil silu) [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva RF. Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/all/83805/ (data obrashcheniya: 02.10.2020).

13. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 14.11.2017 № 548 «Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii» (utratil silu) [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva RF. Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/all/114011/ (data obrashcheniya: 03.10.2020).

14. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 25.04.2019 № 193 «Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti vysshikh dolzhnostnykh lits (rukovoditeley vysshikh ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti) sub"yektov Rossiyskoy Federatsii i deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva RF. Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/all/121640/ (data obrashcheniya: 03.10.2020).

15. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28.04.2008 № 607 «Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh rayonov» [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva RF. Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/all/63830/ (data obrashcheniya: 04.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.