СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ НОВОЙ ВЕРСИИ
СТАНДАРТА ISO 9001 КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Кольчурина Ирина Юрьевна, к.т.н., доцент Сибирский государственный индустриальный университет
Рассмотрены основные изменения требований международного стандарта ISO 9001 версии 2015 г. к системе менеджмента качества организации, предложена структура документации СМК организации, обоснована экономическая целесообразность перехода организаций на новую версию стандарта ISO 9001.
Международной организацией по стандартизации опубликован проект новой версии стандарта ISO 9001. В настоящее время стандарт на системы менеджмента качества является, одним из самых популярных в мире нормативных документов. Сегодня в мире зарегистрированы более миллиона сертифицированных по этому стандарту организаций. Они разнообразны по областям деятельности, формам собственности, размеру и структуре, поэтому любая информация об изменениях в этом стандарте вызывает огромный интерес. Не стало исключением и известие о начале работ над его новой версией - ISO 9001:2015 [1].
Председатель Комитета по качеству Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Г.П. Воронин в своем выступлении на семинаре, проводимом в ТПП России на тему «Новый стандарт ISO 9001:2015. Риски и потенциал для предприятий и органов сертификации», определил важность указанного мероприятия: «В нынешних сложных экономических условиях невозможен процесс импортозамещения без внедрения современных требований к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями. Стране необходим качественный товар».
Предприятия и организации России всегда активно и успешно внедряли современные подходы к управлению в целях повышения эффективности своего бизнеса. Поэтому ознакомление промышленников и предпринимателей нашей страны с новшествами в сфере стандартизации требований к системам управления является актуальным.
Особого внимания заслуживают изменения требований к СМК в новой версии стандарта ИСО 9001, а также важные дополнения.
Во-первых, в новом стандарте представлена концепция «мышление на основе риска», во-вторых, исключен один из основополагающих принципов «системный подход». Также появляется такой термин, как «контекст организации». Сделан больший акцент на получение добавленной ценности для организации и ее потребителей, а также на достижение процессами соответствия требованиям к продуктам и услугам, и удовлетворенности потребителей. Анализ со стороны руководства должен учитывать страте-
гическое направление развития организации. Одно из самых главных изменений коснулось документации. Увеличена гибкость при использовании документации, а также в новой версии стандарта отсутствуют обязательные требования к наличию таких документов, как документированные процедуры и записи, руководство по качеству. Взамен понятий «документ» и «запись» введен термин «документированная информация».
Так как изменения требований стандарта влекут пересмотр структуры документации СМК, то рассмотрение вопроса документирования является первоочередным при разработке и улучшении СМК [2]. Для более подробного представления видов документов, требования к которым содержатся в новой версии стандарта ISO 9001 2015 года, представим структуру документации в виде таблицы 1.
Таблица 1. Реализация требований стандарта ISO 9001 версии 2015 _года к документированной информации_
П. ISO 9001:2015 Документированная информация Документ (запись) организации
4.3 Документированная информация, содержащая область применения (продукцию и услуги, которые включены в сферу действия СМК; обоснования исключений) Руководство по качеству
4.4, 8.1 Документированная информация по процессам и видам деятельности организации СТО СМК, Положения по видам деятельности, СТО СМК «Управление документированной информацией»
5.2а Политика в области качества Политика в области качества
6.2 Цели в области качества Цели в области качества
7.1.5 Документированная информация о соответствии ресурсов для мониторинга и измерений Протокол поверки оборудования, график поверки, калибровки
7.1.6 База знаний (накопленный опыт, интеллектуальная собственность) Положение о депозитарии интеллектуальной собственности
7.2d Документированная информация, подтверждающая компетенцию персонала Личное дело работника: личный листок по учету кадров, план и свидетельство о повышении квалификации, трудовая книжка
8.2.3 Документированная информация, содержащая анализ требований, относящихся к продукции и услугам Договор, техническое задание
8.3.2 Документированная информация, подтверждающая выполнение требований к проектированию и разработке Акт приемки, журнал нормоконтроля
8.3.5 Документирования информация о ре- Отчет, акт, протокол
зультате выполнения процесса проектирования и разработки
8.3.6 Документированная информация об изменениях в ходе проектирования и разработки Акт, приказ, распоряжение
8.4.1 Документированная информация о результатах оценки, мониторинга деятельности и повторной оценки внешних поставщиков Положение об оценке и выборе поставщиков, протокол оценки поставщиков, реестр поставщиков
8.5.1а Документированная информация о характеристиках продукции и услуг СТО СМК, экспертное заключение
8.5.1b Документированная информация, содержащая действия и результаты в процессе производства СТО СМК по основным процессам, Положения по видам деятельности
8.5.2 Документированная информация о идентификации и прослеживаемости продукции СТО СМК по основным процессам, идентификационные бирки
8.5.6 Документированная информация о результатах анализа изменений в процессе производства, сведениях о лицах, разрешившие изменения Доп. соглашения к договорам, служебные записки
8.6 Документированная информация на выпуск продукции и услуг с указанием лиц, разрешившие этот выпуск Акты приема-сдачи работ, протоколы разногласий
8.7 Документированная информация о действиях в отношении несоответствующих продукции и услуг с указанием разрешений на отклонения, а также лиц и органов, принявшие решение по обработке несоответствия. Журнал регистрации рекламаций и жалоб, протоколы, СТО СМК
9.1.1 Документированная информация о мониторинге и измерении с указанием полученных результатов Результаты контроля продукции и оценки показателей процессов
9.2f Документированная информация о выполнении программы аудита и его результатов СТО СМК «Оценка и улучшение СМК», программа аудита, отчет по аудиту
9.3 Документированная информация о результатах анализа менеджмента Отчет о работе за год, протоколы совещаний
10.2а Документированная информация о характере несоответствий и любых последующих предпринятых мер, а также результатах корректирующих действий Протоколы несоответствий, план корректирующих действий
Следовательно, документы и записи, разработанные и используемые организациями в настоящее время, в полной мере реализуют требования к документированной информации новой версии стандарта ISO 9001. Причем, некоторые из обязательных, в соответствии с требованиями
ISO 9001:2008, документов, могут быть исключены. Так, СТО СМК «Управление документированной информацией» может быть разработан взамен документированных процедур «Управление документацией» и «Управление записями»; документированные процедуры «Внутренний аудит», «Управление несоответствующей продукцией», «Корректирующие действия» и «Предупреждающие действия» также могут быть объединены в один документ: СТО СМК «Оценка и улучшение СМК». Указанные документы возможно сформировать путем пересмотра существующих документированных процедур, их сокращения и упрощения [3].
Из документов, которые нужно будет дополнительно разработать организациям, чтобы успешно подтвердить соответствие СМК требованиям новой версии стандарта ISO 9001, необходимо отметить Положение по управлению рисками. Это вызвано расширением значимости оценки рисков в СМК и включением указанного аспекта во все процессы и виды деятельности.
Таким образом, количество документов, разрабатываемых организацией при переходе на новую версию стандарта ISO 9001, значительно сокращается. Указанный аспект позволит сократить затраты на разработку новой документации за счет снижения материальных ресурсов и трудоемкости разработки документов.
Нельзя не учитывать влияние вновь разрабатываемой документации на корпоративную культуру организации. Т.к. организация сама может определять, какие документы СМК будут формироваться, а самое главное в указанном процессе будут учитываться не только требования новой версии стандарта ISO 9001:2015, но и практическая необходимость создания таких документов, то возможно улучшение управляемости организации и повышение вовлеченности сотрудников в СМК вследствие увеличение понятности и нужности разрабатываемого документа.
В целом затраты на разработку документации сокращаются на 60 %.
Следовательно, необходимость перехода на новую версию стандарта актуальна как для организаций, внедривших и сертифицировавших СМК, так и для органов по сертификации систем менеджмента. Причем указанные работы необходимы в ближайшей перспективе, т.к. Международный форум по аккредитации (IAF) одобрил трехлетний переходный период для нового стандарта ISO 9001 - с сентября 2015 г. по сентябрь 2018 г. И несмотря на то, что «Разработчики ISO 9001:2015 делают все возможное для того, чтобы организации, уже внедрившие и (или) сертифицировавшие СМК, могли перейти на новую версию стандарта, не затрачивая значительных усилий» [4], так организации могут «пользоваться привычными для них терминами «документ», «запись», «документированная процедура» вместо термина «документированная информация» или, например, продолжать использовать термины «закупки» и «аутсорсинг» вместо термина «внешнее обеспечение», адаптация системы документации организации к требованиям новой версии стандарта необходима. Важно сделать это
с минимальными затратами на изменение документации, учитывая, что требования новой версии стандарта ISO 9001 направлены, прежде всего, на улучшение понимания требований нормативного документа и снижение возможности их неправильной интерпретации.
Список литературы
1. Белобрагин В.Я. В преддверии ИСО 9001:2015: Отчет The ISO survey / В.Я. Бело-брагин // Стандарты и качество. - 2014. - № 12. - с. 86-92.
2. Кольчурина И.Ю. Анализ изменений требований к документированию СМК организации в новой версии стандарта ИСО 9001 / И.Ю. Кольчурина, К. А. Максимова // Труды I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управление в ХХ! веке» / Сиб. гос. индустр. ун-т. - Новокузнецк: Сиб-ГИУ, 2015. - С. 132 - 136.
3. Кольчурина И.Ю. Структура документации СМК организации в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 / И.Ю. Кольчурина, К.А. Максимова // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых/ Сиб. гос. индустр. ун-т. - Новокузнецк: СибГИУ, 2015. - С. 170 - 174.
4. Езрахович А.Я. Новая версия ISO 9001:2015 / А.Я. Езрахович, В. А. Дзедик, Ю.М. Банных // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 7. - с. 32 - 36
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМАХ Комаревцева Ольга Олеговна, магистрант Орловский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ
Данная статья посвящена формированию целевых индикаторов муниципальных программа для более простого и удобного механизма управления изменениями в экономической системе. Для реализации поставленной задачи автор рассматривает основные подходы по формированию целевых индикаторов и затем применяет их на муниципальные программы города Орла.
Целевые индикаторы муниципальных программ определяются исходя из анализа текущего состояния сферы реализации, включая цели реализации, а также состав муниципальных программ и мер регулирования, предусмотренных для ее реализации. При определении целевых индикаторов муниципальных программ учитываются только внешние факторные риски, оказывающие влияние на реализацию муниципальной программы и меры минимизации негативного влияния таких рисков, которые являются условными и обобщенными. Данные аспекты не позволяют в полной мере управлять изменениями в экономических системах муниципального образования.
По нашему мнению, для эффективного формирования системы целевых индикаторов муниципальных программ следует: определиться с подхода-