В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХНИЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ
Вип.№15
2005г.
УДК 656.073.27:629.045.
Берестовой A.M.1, Никончук Е.В.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И УЧЕТА ГРУЗОВ НА ТАМОЖЕННОМ СКЛАДЕ
С использованием методов штрих-кодирования грузов разработана система
автоматической идентификации и учета грузов на таможенном складе.
При современных международных торговых отношениях и перевозках важную роль играет упаковка продукции. Функции упаковки не ограничиваются привычными для нас -сохранности качества и количества грузов. В современных условиях развития внешнеэкономической деятельности требования к упаковке растут как со стороны потребителя так и со стороны перевозчика, несущего ответственность за груз. Проблемой является вопрос распознания и учета груза на таможенном складе.
В мировой практике еще в 1976 году Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли, являющаяся вспомогательным органом Европейской экономической комиссии (ЕЭК) Организации Объединенных Наций, приняла решение включить в свою программу работы проект, предусматривающий разработку точных определений (Рекомендации) различных типов и методов упаковки для последующего создания кодов для упаковки. Целью программы являлось увязывание документации с товарами и упрощение идентификации товаров, а также других операций по обработке груза во время транспортировки. Такие международные органы, такие, как Комитет ЕЭК ООН по внутреннему транспорту, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Международная палата по судоходству (МПС) и Международный союз железных дорог (МСЖД) ведут по этой теме соответствующие работы. Эта группа предложила секретариатам всех заинтересованных международных организаций рассмотреть различные концепции и совместно согласовать различные коды. После обстоятельных консультаций и совместной работы как на национальном, так и международном уровнях окончательный проект передан на рассмотрение Рабочей группе, которая на своей двадцать третьей сессии приняла Рекомендацию [1].
На тридцать девятой сессии в марте 1994 года Рабочая группа решила принять предложение, представленное делегацией Канады в документе TRADE/WP.4/R.895, о включении в Рекомендацию в качестве дополнительного приложения кодов для упаковок, используемых при перевозке грузов.
В настоящее время в странах СНГ так же ведутся работы по решению указанной проблемы, в том числе по упрощению прохождения системы транспортно-складских и таможенных операций от производителя к потребителю, особенно на внутринациональном рынке товаров широкого потребления.
На основе исследований и анализа опыта использования штрих-кодов в мировой практике нами разработана и предлагается автоматизированная система идентификации и учета груза на таможенном складе (рис.1), упрощающая прохождение таможенных и складских операций в логистической системе и сокращающая расходы на складирование и учет грузов.
Приходящий на таможенный склад груз в первую очередь ставится на учет путем считывания штрих-кода с помощью сканера (ручного или дистанционного) или заполнением документов вручную; информация вносится в компьютер. В случае если груз штучный или
1 ГТГТУ, д-р техн. наук, проф.
2 ГТГТУ, аспирант
у него нет штрих-кода, то такой груз учитывается по внутреннем} штрих-коду, который формируется специальным программным обеспечением и печатается с использованием принтера этикеток (штрих-кода) [2].
Приход\ товара у, на
склад
Товарные документы
Складиров
ание Хранение
- Считывание номера ячщжи ■ Присвоение номера груза номеру' ячейки
Операторский компьютер
Ввод информации вручную
Выдача документации
Принтер этикеток
Сканирование информации с штрих-кода
■ Присвоение внутреннего номера товару
- Определение номера ячейки
- Обработка данных о товаре
- Оформление и заполнение
документов
- Расчет ставок и тарифов
■ Внутренний учет и инвентаризация - Информация о товарах - Определение местоположения товара на стаде и т.д.
Печать штрих-кода для внутреннего учета
Рис. 1 - Автоматизированная система идентификации и учета товаров
на таможенном складе Затем данные по радиоволнам передаются на терминал или сразу на сервер - главный компьютер. Установленная программа автоматически распределяет информацию о грузе, его код ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), определив код и объем груза определяет ставки и таможенные пошлины. Вся полученная и высчитанная информация автоматически заполняется в соответствующие графы грузовой таможенной декларации (ГТД), ведомости, транспортные накладные и другие необходимые документы.
Нами разработана экономико-математическая модель (1) и (2), используя которую можно определить экономическую эффективность предлагаемого метода учета грузов на складе.
¿У Z >•х* + р[ Z1 vi+ Л-1 min; (1)
у k V < J
X % + У* - Укк-1) = а* > va, (2)
при условиях: ^ / xik <w\/k; yik <v\fik; xjk >0; yjk >0; vi >0; и1 > 0,
i
где i - количество операций с грузов; к- количество груза на складе; яг затраты на совершение i-операций с грузом; /),/.- объем затрат на обработку к-грузов;
Хцг объем совершаемых операций с грузом в единицу времени;
объем перерабатываемого груза в единицу времени; Vj, - объем склада;
w- переработочная мощность склада;
/,- расстояние между пунктами inj;
d- доходная ставка транспорта (тариф в расчете на 1 ткм);
/, - удельная себестоимость операций с грузом на складе; /- капитальные вложения, необходимые для работы склада; р- минимально приемлемая норма прибыли склада.
Приблизительные расчеты дали следующие результаты: повышение оборачиваемости склада — до 20 %, сокращение складского персонала — до 25 %, сокращение использования складской техники — до 25 %, повышение коэффициента использования складского пространства — до 30 %, средний срок возврата инвестиций — 6-18 мес., повышение точности данных на складе — до 99,9 %.
Преимущества использования штрих-кодов для автоматического сбора данных заключаются в скорости, точности и надежности. Ввод информации с помощью штрих-кода, как минимум в 100 раз быстрее и точнее, чем ручной ввод с клавиатуры, что превращается в значительное увеличение эффективности и производительности для любого процесса [3]. В среднем одна ошибка приходится на каждые 300 нажатий клавиш, при ручном вводе данных. Для исключения ошибок решением может быть применение штрих-кода. Оператор на контроле может вводить 13 цифровой код примерно за 3 секунды. Сканер штрих-кода делает то же за долю секунды. Один продукт из двадцати трёх будет неверно определен при ручном вводе [4].
Элементы работы автоматической системы идентификации и учета груза на
В момент расположения груза на таможенном складе сканируется место складирования (ячейка) и данные отсылаются в главный компьютер, где сопоставляются с номером товара, помещенного в данную ячейку склада на хранение. Это позволит в любой момент определить местоположения груза на таможенном складе, учесть внутреннее передвижение груза по таможенному складу, определить дату и время поступления груза на склад, дату и время выдачи груза, и остатки на таможенном складе.
Схема работы: 1. Поступление груза на склад:
- в учетной программе регистрируются документы поставщика;
- если поступивший груз уже имеет штрих-код, то он приходуется в
Рис.2 - Элементы рабочей программы программе с помощью сканера штрих-
кодов;
- в случае если груз штучный и у него нет штрих-кода, то такой груз учитывается по внутреннему штрих-коду, который формируется специальным программным обеспечением и печатается с использованием принтера этикеток;
- если груз весовой, то формирование и печать штрих-кода происходит при помощи весов со встроенным принтером этикеток.
2. Груз на складе:
- на оприходованный груз в учетной программе составляется ГТД, этот процесс можно производить вручную или автоматически на основе стоимости и установленной наценки;
- в учетной программе в любой момент можно провести перепроверку грузов на складах.
3. Выдача грузов:
- отпуск груза происходит при помощи сканера штрих-кодов и регистрирующего устройства -Р08-тср\1инала. который формирует чек на выданный груз, хранит информацию о наименованиях, количестве и стоимости отпущенных грузов и периодически или по команде производит обмен этой информацией.
таможенном складе приведены на рис. 2
Общие данные Артикул 0.10563
Наименование груза
Код ТН ВЭД груза
Поставщик ОАО «........»
НИН поставщика
Лицензия №
Реквизиты поставщика
Ед. измерения 42.00 кг.
Фасовка пачки
Вес 1200
Штрих-код 4607009520118
Внутренний штрих-код 00244857
Склад Код 54-56
Ячейка 11-2
Дата пересечения границы
Дата прибытия груза
Дата отгрузки
Документация Транспортная накладная №....
Временная накладная №....
ГТД №....
Временная ГТД №....
Приходная накладная №....
Накладная на отпуск №....
Преимущества данного метода учета грузов, не учитывая экономических, изложенных выше, являются следующие:
- Значительно сокращается время на производство типовых операций;
- Значительное сокращение времени (60-80 %) «запаздывания» информационных потоков по отношению у грузовым;
- Снижение количества недостоверной информации, попадающей в систему автоматизации в результате операторских ошибок и человеческого фактора;
- Работа по такой схеме позволяет в любой момент видеть актуальные остатки на складах, а также движение груза за любой период, как в количественном, так и в суммовом выражении;
- Передача значительного количества информации непосредственно вместе с грузом на штрих-коде. Данная информационная связь помогает обеспечивать оперативный контроль операций как на микрологистическом уровне внутри склада, так и на макрологистическом при передаче грузов на значительные расстояния;
- Новые возможности по раздельному учету однотипного груза - по партиям, по срокам поставки и прочим характеристикам. За счет аппаратного и программного контроля обеспечивается соответствие физического перемещения груза информационному содержанию системы;
- Снижение нагрузки на персонал, занятый контролем за логистическими операциями.
Печатаемый штрих-код может содержать следующие реквизиты: Наименование груза, тип груза, местонахождение, описание, путь нахождения файла обмена данными, дата последней выгрузки данных для соответствующих типов товаров, дата последней загрузки данных для соответствующих типов грузов.
При вводе данных в номенклатурный справочник товаров при помощи сканера штрих-кодов или для поиска номенклатурной позиции по штрих-коду курсор \ ста н а в л и вастс я в соответствующее поле карточки товара или справочника товарно-материальных ценностей. Затем сканером считывается штрих-код товара.
Режим загрузки файлов и режим выгрузки информации из терминала сбора данных поддерживается системой в следующих документах: приходная накладная, ГТД, временная ГТД, расходная накладная, приходная накладная внутреннего перемещения, накладная на оприходование груза, накладная на отпуск, транспортная накладная и т.д [5].
Благодаря автоматической системе идентификации и учета груза на складе значительно сокращается время на совершение типовых операций: оформление груза, заполнение документов; значительно сокращается запаздывание информационных потоков по отношению к грузовым. Учитывая то, что заполнение документации производится не вручную, а автоматически - исключаются операторские ошибки работы персонала таможенного склада, намеренно выдаваемая ложная информация и влияющий на это человеческий фактор. В результате не затрачивается время на поиск неверной информации и снижаются нагрузки на персонал таможенного склада, занятого оформлениями таможенных и транспортных документов и контролем за логистическими операциями.
Выводы
Разработанная система автоматической идентификации и учета грузов на таможенном складе позволяет достоверно, качественно и своевременно оформить таможенную документацию и ускорить процесс прохождения таможенного контроля грузов.
Перечень ссылок
1. «Коды для видов груза, упаковки и материала упаковки», Рекомендация N 21/Rev. 1
2. Methods Of Decision Making Internet-pecypc, статья. www, hu mber. ас. uk/su/leader/deci s ion. htm 1
3. Арустумов Э.А. Оборудование предприятия (торговля): Учебное пособие / Э.А. Арустумов. - М.: Издательский дом "Дашков и Ко", 2000. - 256 с.
4. Шуванова Е.В. Принципы штрихового кодирования лекарственных средств / Е.В. Шуванова, С.Н. Костив II Провизор,- 1998,- № 5,- С. 19-21.
5. Смехов A.A. Основы транспортной логистики /А. А Смехов. - М.: Транспорт. 1995.-197с.
Статья поступила 12.06.2005