Н.П. Строганова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, инфляции, нестабильности налоговой системы, недостаточной квалификации менеджеров предприятия институт банкротства получает все большее распространение. Вместе с тем, в хозяйственной практике последних лет участились случаи умышленной самоликвидации предприятий, которые, обеспечив привлечение значительного объема заемного капитала (в денежной, товарной и других формах) и использовав его в целях наживы отдельных лиц, объявляют себя банкротами для того, чтобы уйти от расчетов. Механизм таких действий квалифицируется как "фиктивное банкротство". Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения. Основой методики являются три положения: диагностика банкротства; выявление факторов, влияющих на кризисное развитие; выработка антикризисных механизмов управления финансами.
Для предсказания банкротства компании используются следующие количественные факторы: низкая величина показателя отношения движения денежных средств к общим показателям; высокая величина показателя отношения долговых обязательств к акционерному капиталу и показателя отношения долговых обязательств к общей сумме активов; низкий доход на инвестиции; низкая рентабельность; низкая величина нераспределенной прибыли к общей сумме активов; низкая величина оборотного капитала к общей сумме активов и низкая величина оборотного капитала к продажам; низкая величина отношения оборотных активов к среднесрочным и долгосрочным обязательствам; недостаточный коэффициент покрытия процента; нестабильная прибыль; резкое снижение цены акций, цены облигаций и прибыли; уменьшение дивидендных платежей; значительный рост средневзвешенной стоимости капитала компании; высокий показатель отношения постоянных затрат к общим затратам (так называемый операционный леверидж); неспособность поддерживать должный уровень необоротных активов. Качественные факторы, предсказывающие банкротство, включают: плохую систему финансовой отчетности и неспособность контролировать расходы; неопытность компании; спад в промышленности; высокую степень конкуренции; неспособность получать соответствующее финансирование и значительные кредитные ограничения на любое получаемое финансирование; неспособность погасить просроченные обязательства; неквалифицированное управление; внедрение в сферы, где у руководства нет опыта работы; неспособность компании идти в ногу со временем, особенно в технологически ориентированном бизнесе; высокий уровень коммерческого риска (например, позитивная корреляция производственного оборудования, означающая, что се виды продукции компании выступают на рынке как единое целое при подъеме или при спаде деятельности, или восприимчивость к забастовкам); недостаточное страховое покрытие; мошеннические действия (например, искажение данных о товарно-материальных запасах с целью избежать надвигающегося банкротства); циклическая деятельность бизнеса; неспособность перестраивать производство в соответствии с запросами потребителей; восприимчивость к строгому правительственному регулированию (например, законы регулирования арендной платы, затрагивающие интересы арендодателей); восприимчивость к нехваткам энергии; восприимчивость к ненадежным поставщикам; пересмотр долговых и/или арендных соглашений; недостаточно качественную систему бухгалтерской и финансовой отчетности.
Задачи финансового оздоровления: произвести анализ имущественного положения предприятия посредством горизонтального и вертикального анализа; произвести анализ платежеспособности и финансовой устойчивости; произвести анализ рентабельности; проанализировать эффект финансового и производственного рычагов; проанализировать маркетинговые возможности предприятия; разработать рекомендации по улучшению финансового состояния.
Понятие об имущественном положении предприятия, имеющих место качественных изменениях в структуре средств и источников, а также динамике этих изменений можно увидеть при помощи вертикального и горизонтального анализа.
Таблица 1
Уплотненный балансовый отчет (в %)
В % Увеличение или уменьшение в%
1.01.08 А 1.04.08 В 1.07.08 С 1.10.08 Б В-А С-В Б-С
1. Внеоборотные активы 89,75 87,07 87,46 84,84 -2,7 0,39 -2,6
2. Оборотные активы, из них: 8,81 10,34 10,42 11,65 1,5 0,08 1,23
запасы, в том числе готовой продукции и отгруженного товара 6,26 6,85 6,11 7,65 0,6 -0,74 1,54
дебиторская задолженность 0,69 1,57 0,75 1,9 0,9 -0,82 1,2
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 0,1 0,19 0,0002 0 0,09 -0,2 -0,0002
ИТОГО оборотных активов 10,25 12,93 11,88 14,45 2,68 -1,1 2,57
3. Убытки - - 0,66 0,71 - 0,66 0,05
4. Собственные средства 90,21 87,90 88,74 86,95 -2,3 0,8 -1,8
5. Долгосрочные пассивы 0,06 3,06 0,06 0,06 3 -3 0
6. Краткосрочные пассивы: Заемные средства 1,25 1,23 1,24 1,19 -0,02 0,01 -0,05
кредиторская задолженность, из нее: 8,43 7,33 9,76 11,75 -1,1 2,43 1,9
поставщикам и подрядчикам 7,58 5,85 7,66 7,82 -1,7 1,81 0,2
по оплате труда 0,37 0,49 0,44 1,07 0,12 -0,1 0,6
по соцстраху 0,1 0,14 0,48 0,82 0,04 0,34 0,3
перед бюджетом 0,38 0,85 0,82 1,79 0,47 -0,03 0,9
авансы получ. 0 0,28 0,36 0,24 -0,28 0,08 -0,1
ИТОГО краткосрочных пассивов 9,73 9,04 11,20 12,99 -0,7 2,16 1,79
БАЛАНС 100 100 100 100 - - -
Из таблицы 1 можно сделать следующие выводы: основные средства предприятия велики и составляют в среднем 87 % от актива баланса, но, не смотря на это, происходит явное снижение уровня внеоборотных активов. Оборотные средства предприятия в среднем составляют 12 % от актива баланса. Их удельный вес к валюте баланса снизился в этот период на 1,1 %, а по итогам проведения горизонтального анализа заметно снижение на 0.14 %. На это незначительное уменьшение величины оборотных средств мог повлиять резкий скачок увеличения дебиторской задолженности, а предыдущем квартале, который повлек за собой ухудшение положения с денежными средствами товарно-материальными запасами на рассматриваемый период. Но, тем не менее, на конец 2008 года наблюдается положительная тенденция перераспределения структуры активов баланса в пользу оборотных средств. Запасы предприятия имеют тенденцию роста, кроме периода, приходящегося на середину анализируемого года. В среднем запасы составляют 10% от актива баланса и 83 % от общей величины оборотных средств. Т.е. сложилась отрицательная тенденция, когда значительную часть текущих активов составляют медленно реализуемые активы, что непосредственно отражается на платежеспособности предприятия. Дебиторская задолженность предприятия растет из квартала в квартал, и составила на начало 2008 года 0,7 % к итогу баланса, в первом квартале 2008 года - 1,6 %, во втором квартале заметен скачок вниз - 0,75 %, а в третьем квартале она имела наибольшее значение, составляющее почти 2 %. Убытки предприятия появились с 01.07.08 года и составили на этот период 0,66 % к валюте баланса и 0,71 % на 01.10.08 года. Собственный капитал составил на начало 2008 года 90,21 % к итогу баланса, на 01.04.08 года -87,9 %, на 01.07.08 года - 88,74 %, на 01.10.08 года - 86,95 % соответственно. Т.е. очевидна тенденция сокращения доли собственного капитала по отношению к валюте баланса.
Ликвидность имеет большое значение при ведении бизнеса, особенно при неблагоприятных коммерческих условиях. Для анализируемого предприятия:
Таблица 2
Коэффициент абсолютной ликвидности (>2)
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
0,01 0,02 0,00001 0
Таблица 3
Коэффициент ликвидности (>0,7)
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
0,08 0,19 0,07 0,15
Таблица 4
Коэффициент покрытия (>2)
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
1,1 1,42 1,07 1,11
Общая тенденция для предприятия - уменьшение ликвидности, что отражается в значениях коэффициентов на рис. 1.
1,6 1,4 1,2
1 0,8 0,6 0,4 0,2 1
0 -V 01.01.2008 -♦- 01.04.2008 01.07.2008 01.10.2008
♦ Коэфиициеш абсолютной ликвидности 0,01 0,02 1Е-05 0
Я Коэфиициент ликвидности 0,08 0,19 0,07 0,15
А Коэффициент покрытия 1Д 1,42 1,07 1,11
Рис. 1. Оценка ликвидности предприятия
Показатели значительно меньше предложенных оптимальных значений, поэтому у предприятия ухудшилась оперативная платежеспособность, перспективы платежных возможностей также весьма неблагоприятны.
Состояние оборотных средств:
Таблица 5
Обеспеченность материальных запасов собственными оборотными средствами
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
0,06 0,4 0,12 0,2
Собственные оборотные средства могут покрыть менее половины материальных запасов, что может быть причиной того, что величина товарно-материальных запасов значительно выше обоснованной потребности.
0,5 0,4
о;2
0,1 0
Обеспеченность материальных запасов собственными оборотными средствами
Коэффициент маневренности собственных средств
Рис. 2. Анализ состояния оборотных средств
Таблица 6
Коэффициент маневренности собственных средств
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
0,01 0,04 0,02 0,03
Этот коэффициент показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в подвижной форме. Иногда в специальной литературе рекомендуется принимать в качестве оптимальной величины коэффициент 0,5. Но, тем не менее, чем этот коэффициент выше, тем лучше, так как обеспечение собственных активов собственным капиталом является гарантией устойчивости финансового состояния при неустойчивой кредитной политике. О чем нельзя сказать в нашем случае.
Таблица 7
Индекс постоянного актива
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
0,99 0,99 0,98 0,97
Этот коэффициент иллюстрирует долю внеобортных активов в источниках собственных средств. За анализируемый период предприятие имеет долгосрочные пассивы, но их доля настолько мала по отношению к общему итогу баланса, за исключением периода на 01.04.08 года, что рассчитанный ранее коэффициент маневренности в сумме с индексом постоянного актива дает единицу. Собственными источниками покрываются как внеоборотные, так и оборотные средства предприятия.
01.01.08 г. 0,99+0,01=1;
01.01.2008 01.04.2008 01.07.2008 01.10.2008
0,06 0,4 0,12
0,2
0,01 0,04 0,02 0,03
01.07.08 г. => 0,98-Ю,02=1;
01.10.08 г. => 0,97-Ю,03=1.
В таких условиях увеличение коэффициента маневренности возможно лишь за счет снижения индекса постоянного актива и наоборот. Так, например, повысить маневренность собственных средств возможно лишь за счет уменьшения доли внеоборотных активов.
Состояние основных средств: как только в составе источников средств появляются долгосрочные заемные средства, то появляется достигать увеличение обоих коэффициентов.
01.04.08 г. => 0,04+0,99=1+0,03, где 0,03= Дк/Сс - коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. В нашем случае по его значению можно сказать, что предприятие неинтенсивно использует заемные средства для обновления и расширения производства.
Таблица 8
Коэффициент накопления износа
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
0,35 0,36 0,36 0,37
Значительная величина доли износа от первоначальной стоимости (20-25 %) говорит о том, что оборудование, здания и сооружения сильно изношены и требуют обновления.
Таблица 9
Коэффициент реальной стоимости имущества
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
0,99 0,99 0,98 0,97
Хотя наблюдается тенденция спада по данному коэффициенту, это не должно вызывать опасений. Так как на основе данных хозяйственной практики, нормальным считается ограничение, когда реальные активы составляют более 50 % от общей стоимости активов (коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения больше 0,5).
Таблица10
Коэффициент автономии
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
0,90 0,88 0,89 0,86
Здесь видна аналогичная тенденция - уменьшение доли собственного капитала в общей стоимости источников. Но полученные расчетные значения вполне отвечают нормальной устойчивости предприятия (норматив не ниже 0,5).
Таблица 11
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
0,1 0,14 0,13 0,15
По данным расчетам анализируемое предприятие имеет высокий уровень капитализации, что привело к низкому уровню зависимости от несобственных средств.
Деловая активность предприятия характеризуется, прежде всего, показателями оборачиваемости активов, размером выручки и прибыли за анализируемый период.
Таблица 12
Оборачиваемость
2007 г. 01.10.08 г.
0,94 (383 дня) 0,19 (1350 дней)
Полученные результаты характеризуют резкий спад оборачиваемости активов это видно на рис. 3. Значительное снижение коэффициента оборачиваемости в 2008 году произошло из-за существенного увеличения стоимости основных средств, в результате их переоценки, а также за счет увеличения производственных запасов и непогашенной задолженности за отгруженные товары. Однако если проследить динамику оборачиваемости активов за 2008 год поквартально, виден стабильный рост.
1,4
0,8 0,6 0,4 0,2 0
2007 2008
0,94 0,19
Коэффициент оборачиваемости активов
Коэффициент
оборачиваемости 1,2 0,11
собственного капитала
Рис. 3. Коэффициенты оборачиваемости
Таблица 13
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
*** 0,08 0,14 0,19
Кроме того, предприятие пользуется равномерным способом вычисления амортизации, а при ускоренном начислении этот коэффициент будет выше.
Таблица 14
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
2007 г. 01.10.08 г.
1,2 (300 дней) 0,11 (2455 дней)
Низкие значения этого коэффициента говорят о том, что часть собственных средств находится в бездействии. Поэтому существует необходимость вложения собственных средств в другой, более соответствующий данным условиям источник дохода.
Общая рентабельность предприятия значительно снизилась, вызвав уменьшение как прибыли на общую сумму активов, так и прибыли на собственный капитал. Более того, поскольку степень оборачиваемости активов понижается, постольку прибыль уменьшается из-за сокращения продаж и более высоких затрат на поддержание большей сбалансированности оборотных активов.
ЧР
ш
I-и О X •й
ш ю
П5 IX
ш
к
X
ш т
П5 X
т
12% 10% 8% 6% 4% 2% 0%
Рентабельность активов
Рентабельность собственного капитала
^ Рентабельность реализации
Рентабельность основной деятельности
2007
8%
10%
8%
10%
2008
1%
1%
5%
5%
Рис. 4. Основные показания рентабельности
Предложение по улучшения финансового состояния предприятия
Таблица 15
Система показателей для оценки риска ликвидности предприятия
Показатели 01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
1. Темпы роста объема реализации * * 1,7 1,7
2. Темпы роста товарно-материальных запасов * 1,2 1,0 1,4
3. Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости активов * 0,01 0,007 0,01
4. Удельный вес стоимости дебиторской задолженности в объеме реализации * 0,14 0,05 0,07
За анализируемый период значения темпов роста объема реализации товарно-материальных запасов практически совпадают. Необходимо снизить темпы роста товарно-материальных запасов и увеличить темпы роста объема реализации. Оборачиваемость дебиторской задолженности растет. Также наблюдалась тенденция снижения доли дебиторской задолженности в стоимости активов и объеме реализации, но, наконец, периода произошли изменения в сторону ее повышения.
Для снижения риска ликвидности требуется избавиться от устаревшего и избыточного товарно-материального запаса и отработать методы ускорения сбора платежей по дебиторской задолженности.
Таблица 16
Показатели оборачиваемости
Показатели 01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности * 7,2 19,1 14,8
2. Оборачиваемость товарно-материальных запасов * 0,7 1,4 1,8
За рассматриваемый период: оборачиваемость дебиторской задолженности больше оборачиваемости товарно-материальных запасов, которая больше единицы, но не на значительную величину. Поэтому предприятию можно было бы выбрать путь развития за счет чужих средств. Но в конкретной сложившейся ситуации, при сложностях с взысканием долгов, многие из которых представляют собой безнадежную дебиторскую задолженность, этот путь был бы рискованным. Поэтому можно порекомендовать частично воспользоваться вторым направлением развития, тем более что на предприятии долгосрочные пассивы на конец анализируемого периода составляют 0,06 % от стоимости капитала и краткосрочные пассивы - 12,99 %.
В связи с этим использование заемных средств в данном случае не является целесообразным. Для предприятия будет намного выгоднее, если оно вначале избавится от неиспользованного оборудования, зданий, сооружений, либо законсервирует некоторые из них; пересмотрит систему оплаты труда и избавится от чрезмерного штата сотрудников, как в сфере управления и обслуживания, так и в численности состава рабочих. Все это значительно повлияет на издержки, увеличение рентабельности реализации и экономической рентабельности.
Исследование, проведенные нами показывают в качестве основной меры, можно рекомендовать тщательный пересмотр всех видов непроизводственных расходов. Необходимо отметить
также, что при среднем по подразделениям структуры персонала (КСП - отношение количества управленцев и обслуживающего персонала к количеству рабочих) равном 0,22-0,23 КСП для предприятия в целом равен 0,51, т.е. почти по одному управленцу на двух рабочих. Поэтому целесообразным является уменьшение численности аппарата управления путем разработки новых должностных инструкций и проведения аттестации персонала. Руководство также может рассмотреть вопрос о количестве смен и загрузке рабочих на комбинате хлебопродуктов.
Таблица 17
Оценки конкурентоспособности основного вида продукции
Число Интегральные оценки конкурентоспособности
Отрасль опрошенных предприятий на внутреннем рынке на рынке СНГ и ближнего зарубежья на внешнем рынке
Пищевая 485 1,93 1,67 1,25
В исследовании использовались интегральные оценки, которые были получены путем пересчета исходных данных с использованием 3-х бальной шкалы. При этом варианте ответа конкретность "высокая" оценивалась в 3 балла, "средняя" - в 2 балла, "низкая" - в 1 балл, "продукция неконкурентоспособная" - в о баллов.
Таблица 18
Оценки преобладающих направлений развития производственной деятельности предприятий (в % от общего числа респондентов)
Варианты ответов
Отрасль 1 2 3 4 5
а б а б а б а б а б
Пищевая 49 18 39 14 43 13 10 9 12 6
В таблице 18 используются следующие данные: 1 - расширение ассортимента своей продукции, 2 - освоение новых рынков для своей традиционной продукции, 3 - выпуск новых видов продукции в рамках прежней специализации, 4 - изменение специализации и развитие новых видов производственной деятельности, 5 - развитие новых видов непроизводственной деятельности. Вариант "а" означает, что данное направление уже реализуется на предприятии на момент обследования, "б" - в настоящее время нет, но планируется в следующем году.
Таблица19
Оценки влияния некоторых факторов, ограничивающий сбыт основного вида продукции
Отрасль Факторы и интегральные оценка их влияния на сбыт продукции
1 2 3 4 5 6 7
Пищевая 2,58 263 2,13 2,73 1,59 2,28 1,44
В таблице 19 используются следующие данные: 1 - неплатежеспособность потребителей, 2 - высокие издержки производства, 3 - высокий уровень цен на услуги торгово-посреднических организаций, 4 - высокий уровень транспортных тарифов, 5 - отсутствие информации о ценах и спросе, 6 - разрыв старых хозяйственных связей, 7 - государственное регулирование цен, тарифов, условий организации.
Интегральные оценки были получены путем пересчета исходных данных с использованием 4-х бальной шкалы. При этом варианты ответа "степень влияния очень высокая" - в 2 балла, "вы-
сокая" - в 3 балла, "умеренная" - в 2 балла, "низкая" - в 1 балл, "влияние полностью отсутствует" - в 0 баллов.
Маркетинг продуктов сельского хозяйства имеет свою специфику. Продукты сельского хозяйства поставляются множеством мелких производителей маркетинговым посредникам, которые собирают их, сортируют, организуют хранение, транспортировку и сбыт. Предложение сельскохозяйственной полиции может в определенной мере увеличиться, но только в долговременном плане, а не за короткий срок. Продукты сельского хозяйства- товары скоропортящиеся и в силу своей сезонности требуют использования особых маркетинговых приемов. Их редко рекламируют, редко стимулируют их сбыт, однако время от времени производители проводят пропагандистские кампании за увеличение потребления своих продуктов.
Обосновывая уровень цен, нужно постоянно иметь в виду следующие соображения: при увеличении цены может сократиться спрос, а в результате общая выручка от реализации (произведение цены единицы продукции на объем продаж) может снизиться; завышенной ценой на вашу продукцию обязательно воспользуются конкуренты, чтобы расширить свое место на рынке; сокращение спроса приведет к увеличению доли постоянных расходов на единицу продукции и, в конечном счете, скажется на сумме полученной прибыли.
Также необходимо постоянно отслеживать цены, предлагаемые на оптовых отечественных и международных рынках.
При разработке ценовой политики необходимо специальное внимание уделить разработке системе скидок и рассрочек платежей. Рассрочки платежа должны, как минимум, компенсировать банковский процент. Если рассрочка предоставляется на 30 дней при 120 %-ной ставке по кредиту, то цена может быть увеличена на 10 % (120 % х 30 дней: 360 дней = 10 %). Однако, как правило, при рассрочке платежа учитываются одновременно и скидки, предоставляемые покупателю.
В условиях неплатежей особое внимание следует обращать на платежеспособность клиентов и гарантии оплаты поставок. Еще на стадии заключения договора целесообразно предложить клиенту представить копию баланса, заверенную налоговой инспекцией, поинтересоваться добросовестностью клиента в предыдущих сделках и операциях.
Таблица 20
Скидки, используемые при формировании маркетинговой стратегии
Виды скидок Маркетинговая стратегия
Скидки за платеж наличными или предоплату Обеспечение ликвидности предприятия, привлечение платежеспособных покупателей
Скидки за количество покупаемого товара Расширение рынка сбыта
Скидки постоянным покупателям Сохранение позиции на рынке
Скидки при оплате дополнительных услуг диверсификация продаж продукции
Хотя такие требования являются вполне обоснованными и обычно находят понимание у клиентов, в качестве компенсации за причиненные моральные неудобства можно предположить особую скидку, но только чтобы размер такой скидки не превышал полученного вами снижения степени риска неплатежей в результате анализа представленных документов.
Анализ систем стимулирования:
Товары широкого потребления
Реклама
Стимулирование сбыта Личная продажа Пропаганда
Относительная значимость Рис. 5. Эффективность на потребительских рынках
Товары —-
Личная продажа промышлен- ---
ного Стимулирование сбыта
назначения —-
Реклама
Пропаганда
Относительная значимость Рис. 6. Эффективность на рынках товаров промышленного назначения
Исходя из графиков на рис. 5 и рис. 6, анализируемому предприятию можно посоветовать обращать в первую очередь внимание на организацию личных продаж. Личные продажи необходимы на стадии непосредственного совершения акта купли- продажи, поскольку они предполагают живое, непосредственное и взаимное общение между двумя лицами и более. Каждый участник может непосредственно изучать нужды и характеристики других участников и немедленно вносить в общение соответствующие коррективы. Затем необходимо обратить внимание на стимулирование сбыта. Учитывая вид деятельности рассматриваемого предприятия - закупка сельхозсы-рья с его дальней переработкой и продажей, а также хранение сельхозсырья, можно предложить предприятию ряд приемов для стимулирования сбыта. Чтобы обеспечить сотрудничество со стороны оптовых и розничных торговцев, можно предложить зачет за покупку, т.е. предоставить скидку, например с каждой тонны товара, купленной за определенный отрезок времени. Подобное предложение стимулирует дилеров на совершение закупок большого объема или на приобретение нового товара, который они раньше не закупали. Производитель может также представлять несколько дополнительных льгот по хранению с каждого определенного количества поставленной сельхозпродукции. Эта мера могла бы привлечь дополнительных поставщиков, отбив их от конкурентов. Ну, и последние места отведены рекламе и пропаганде. Ими тоже не следует пренебрегать.
БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Бланк И.А.Управление финансовой стабильностью предприятия. К.: Ника- Центр, Эльга, 2004.
4. Васина А.А. Анализ финансового состояния предприятия. СПб.: Исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ», 2004.
5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2004.
6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127 - ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)».
И.И. Топилина, Н.В. Топилина
АДАПТИВНОЕ МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Высшее образование является приоритетной и стратегической сферой интересов государства. Перспективы, конкурентоспособность нации, ее инновационный потенциал определяются в настоящее время развитием экономики, основанной на знаниях и во многом - системой высшего образования. При этом следует учитывать, что переход промышленно -развитых стран к постиндустриальному обществу ведет к максимально быстрой смене промышленных и информационных технологий, а это требует высокого качества подготовки специалистов. Опыт развитых стран показывает, устойчивый переход к экономике знаний. В настоящее время на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства приходится до 90 % прироста валового внутреннего продукта. Знания непосредственно связаны с уве-