Научная статья на тему 'Совершенствование системы экономических взаимоотношений в условиях эколого-экономической сбалансированности аграрного производства'

Совершенствование системы экономических взаимоотношений в условиях эколого-экономической сбалансированности аграрного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громов Е. И., Герасимов А. Н., Перепелица И. Н.

В современных условиях разработка основных направлений совершенствования экономического механизма природопользования должно осуществляться с позиций системного подхода, основанного на результатах комплексной оценки сложившейся ситуации в социальной, экономической и экологической сферах конкретного региона. Регулирование отношений в сфере аграрного природопользования необходимо производить на основании всесторонней и полной оценки эколого-экономического потенциала исследуемой территории, с позиций наиболее эффективного и рационального распределения и использование природных ресурсов, оптимизации структуры сельскохозяйственного производства и реализации производственно-экономической, социальной и экологической функций сельского хозяйства [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы экономических взаимоотношений в условиях эколого-экономической сбалансированности аграрного производства»

- формирование нормативно-законодательных основ для использования новых финансовых инструментов (ипотечных ценных бумаг) для привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская газета, 19 сентября. 2006 г.

2. Финансы, № 7, 2008 г.

3. Российская газета, 30 июня, 2006 г.

4. Эксперт, № 13, 2008, с. 43.

ГРОМОВ Е.И., ГЕРАСИМОВ А.Н., ПЕРЕПЕЛИЦА И.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В современных условиях разработка основных направлений совершенствования экономического механизма природопользования должно осуществляться с позиций системного подхода, основанного на результатах комплексной оценки сложившейся ситуации в социальной, экономической и экологической сферах конкретного региона. Регулирование отношений в сфере аграрного природопользования необходимо производить на основании всесторонней и полной оценки эколого-экономического потенциала исследуемой территории, с позиций наиболее эффективного и рационального распределения и использование природных ресурсов, оптимизации структуры сельскохозяйственного производства и реализации производственно-экономической, социальной и экологической функций сельского хозяйства [3].

Под экономическим механизмом природопользования в настоящее время понимается составная часть хозяйственного механизма природопользования, который также включает законодательно-правовой и административный механизмы. Непосредственно экономический механизм природопользования представляет собой совокупность экономических инструментов природоохранной деятельности, а именно финансирование природоохранных мероприятий, платность пользования природными ресурсами, порядок ценообразования, страхование, разработка и реализация государственных и региональных программ.

В сложившихся условиях, когда с каждым годом экологическая ситуация, как на уровне отдельных регионов, так и по стране в целом ухудшается, назрела острая необходимость скорейших преобразований, и в первую очередь в сфере эколого-экономических взаимоотношений. При выборе приоритетных направлений совершенствования экономического механизма сельскохозяйственного природопользования необходимо учитывать интересы всех субъектов рынка природных ресурсов и функции государственного управления, регулирующих их деятельность[1].

В настоящее время экономический механизм природопользования является сферой регулирующего воздействия со стороны соответствующих государственных структур, решаемые ими задачи не всегда совпадают с интересами хозяйствующих субъектов. Поэтому при исследовании экономического механизма природопользования основным предметом являются инструменты, используемые государственными органами для регулирования отношений в данной сфере.

Функционирование экономического механизма природопользования в принципе не может строиться с позиций свободного (в классическом понимании) рынка. Это ни сколько не означает, что при этом не могут использоваться рыночные методы и принципы регулирования, однако их применение должно носить отпечаток государственного регулирования. Такой подход связан, прежде всего, с тем, что цели государства в сфере охраны,

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

использования и распределения природных ресурсов тесно связаны с общественными интересами и не должны быть подвержены влиянию отдельно взятых (или группы) природо-пользователей.

Таким образом, разработка основных направлений дальнейшего преобразования экономического механизма аграрного природопользования должно основываться на следующих принципах:

- природная среда в сельском хозяйстве является неотъемлемой составляющей при создании стоимости материальных благ и услуг;

- приоритетная роль государства в формировании и развитии экономического механизма аграрного природопользования и экологизации интересов субъектов рынка природных ресурсов;

- соответствие используемых инструментов экономического регулирования аграрного природопользования существующему законодательству в данной сфере;

- совершенствование существующей системы экономического механизма природопользования должно учитывать региональные особенности отдельно взятых территорий, а местное законодательство в сфере природопользования должно соответствовать федеральному;

- в ходе текущей деятельности, а также при реализации конкретных мероприятий, связанных с развитием и совершенствованием существующей системы эколого-эконо-мических взаимоотношений, для планирования и оценки возможных последствий, контролирующими государственными органами необходимо в полной мере использовать имеющийся в наличие экономико-математический инструментарий.

Существующие к настоящему времени теоретические разработки в области экологизации экономического механизма в большинстве своём сводятся к совершенствованию способов возмещения ущерба, причиняемого хозяйствующими субъектами, и определения размеров платежей за использование и загрязнение окружающей среды. Данный аспект экономики природопользования, безусловно, имеет важное значение, так как на практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда пользователям природных ресурсов гораздо выгоднее выплачивать денежный ущерб за загрязнение окружающей среды, нежели осуществлять инвестиции в природоохранные мероприятия по закупке специального оборудования, совершенствования технологических процессов, использования экологически чистых продуктов и т.п.

Стоимостная оценка ущерба, причиненного окружающей природной среде, является сложной методологической задачей. Оптимальное решение данной проблемы является одним из первоначальных этапов в разработке организационно-экономических основ эффективного механизма природопользования в современных условиях. Природная среда включает воздушные, водные и земельные ресурсы, которым и наносится, в первую очередь, ущерб в процессе природопользования в форме загрязнения выбросами, отходами производств хозяйствующих субъектов различных сфер народного хозяйства, в том числе и агропромышленной.

В общем виде методика эколого-экономической оценки ущерба представляет собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов:

1) в зависимости от специфики осуществляемой предприятием деятельности выявляются возможные направления причиненного ущерба природной окружающей среде;

2) в рамках выделенных направлений определяются конкретные виды натурального ущерба нанесенного в процессе природопользования;

3) производится экономическая оценка причиненного ущерба.

Традиционно выделяются следующие основные направления наносимого ущерба в процессе хозяйственной деятельности предпринимательскими структурами. Так, в промышленности это физическое разрушение и ускоренный износ зданий, сооружений, оборудования, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, водоемы и почвы, и как следствие ухудшение экологической обстановки, рост заболеваемости и смертности населения. В сельском хозяйстве причиненный природной среде ущерб приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, загрязнению сельскохозяйственных угодий и др. Экономические потери в данном случае складываются

из дополнительных затрат на восстановление земель, потери от снижения урожаев и качества сельскохозяйственной продукции.

Интенсификация сельскохозяйственного производства тесно связано с использованием современных средств удобрения почв и защиты растений, применение которых зачастую приводит к увеличению концентрации токсичных элементов, как в почвенном покрове, так и в сельскохозяйственных продуктах. Следовательно, рассматривая конкретные мероприятия повышения эффективности сельхозпроизводства, необходимо учитывать степень насыщения почвенного покрова соединениями азотных, фосфорных и калийных удобрений и не доводить до верхнего ограничительного предела содержание нитратов в почве.

В результате хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса наносится непосредственный ущерб не только природной среде, но имеет место и экономический ущерб, который равен сокращению доходов общества из-за ухудшения состояния конкретного природного ресурса (водоема, почвы, атмосферного воздуха) или вредного влияния на него загрязнениями.

В сложившихся условиях явно будет недостаточным лишь совершенствование системы платежей за использование природно-ресурсного потенциала, требуется принципиально новый подход к определению взаимоотношений общества и окружающей природной среды, который должен базироваться на новейших достижениях ученых в области природопользования, учитывать характерные особенности конкретных территорий со своими экономическими условиями, ресурсами, традициями и т.д.

В рамках совершенствования экономического механизма аграрного природопользования не менее важным направлением является развитие экономических и правовых инструментов рационального землепользования. Система мер регулирования использования земельных ресурсов в настоящее время требует основательной доработки, в первую очередь, в области компенсационных выплат при изъятии земель для государственных и общественных нужд, введения жестких экономических и правовых санкций за экологические нарушения, совершенствование методики оценки земель в зависимости от их качества, назначения, расположения и другое [2].

Большое значение система рационального и эффективного землепользования имеет для регионов с развитым аграрно-промышленным комплексом, так как земля является основным средством производства для сельскохозяйственных предприятий. Механизм функционирования такой системы должен формироваться с учетом правовых, экономических, социальных и экологических особенностей распределения, использования и охраны земельных ресурсов, как на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта, так и на уровне региона в целом. Совершенствование механизма регионального землепользования необходимо осуществлять в соответствии с принципами устойчивого развития, целевого использования земельных ресурсов, а также многообразия форм хозяйствования в условиях рыночной экономики.

В методологическом аспекте эффективность функционирования механизма регионального землепользования определяется как состоянием и структурой земельных ресурсов, так и особенностями природных, экологических, социально-экономических условий региона, а также спецификой агропромышленного производства, разнообразием форм и типов организации сельского хозяйства. Следовательно, повышение эффективности использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве зависит от множества разнообразных факторов, которые условно можно подразделить на следующие группы:

1. Многообразие форм собственности и хозяйствования на земле.

2. Разработка и использование научно обоснованных систем земледелия.

3. Совершенствование инструментов экономического механизма природопользования.

Таким образом, землепользование представляет собой сложную социально-экономическую и экологическую систему, выполняющую особую целевую функцию и, следовательно, имеющую особый механизм функционирования и развития. Данная система регулируется с помощью объективно взаимосвязанных правовых, экономических, административных и экологических методов, средств и приемов воздействия государства на субъекты землепользования, посредством которых обеспечиваются условия для эффективного и экологически безопасного использования земельных ресурсов и их охраны.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Совокупность методов, средств и приёмов регулирования землепользования можно подразделить на две группы административно-правовые и эколого-экономические.

Первая группа методов (административно-правовые) включает в себя совокупность нормативно-правовых актов и приемов регулирования условий, требований и способов использования земельных ресурсов. Объектом регулирования являются земельные участки, а в качестве предмета регулирования выступает порядок предоставления, изъятия для личных и общественных нужд, установление предельных размеров земельных участков для субъектов различных форм собственности и хозяйствования, порядок регистрации их прав, решения земельных споров и т.п.

Таким образом, важнейшей составляющей механизма регулирования землепользования является наличие надежной и эффективной нормативно-правовой базы, которая бы способствовала принятию управленческих решений, исходя из взаимной экономической и экологической заинтересованности, как пользователей земельных ресурсов, так и общества. На общегосударственном уровне должны быть законодательно закреплены нормы, всесторонне определяющие основы государственной земельной политики, порядок и процедуру предоставления и изъятия земельных участков из состава государственных земель, а также положения, обеспечивающие правовые и экономические гарантии владения и пользования землей, приоритет стимулирующих экономических мер по улучшению использования земель и их охране.

Вторая группа методов (эколого-экономических) сориентирована на регулирование землепользования в условиях рыночной экономики в рамках государственной земельной политики посредством системы экономических и экологических мер воздействия на обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых и экономически приемлемых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, загрязнения, снижения плодородия почвы и обеспечение экологического равновесия в агроэкосистемах.

Экономическая система мер по рациональному и эффективному распределению, использованию и охране земельных ресурсов тесно связана с административными, экологическими, организационными, социальными и другими элементами механизма природопользования, базирующихся на четко установленной правовой основе. Данная система мер проявляется в налоговой, ценовой, финансово-кредитной политике государственного регулирования землепользования в условиях многоукладной экономики. Эффективность экономических способов регулирования взаимоотношений землепользователей и государства определяется используемой системой стоимостных показателей (земельный налог, плата за охрану и воспроизводство земельных ресурсов, плата за изменение целевого назначения земель, экономическое стимулирование рационального использования земель, регистрационные сборы, штрафные санкции и т.д.), обеспечивающих необходимые условия для рационального использования природно-экологического потенциала данной территории, в том числе и земельных ресурсов.

Таким образом, в современных условиях результаты реформирования аграрной сферы региональной экономики во многом зависят от направлений совершенствования экономического механизма сельскохозяйственного природопользования, регулирующего распределение, рациональное использование и охрану природных ресурсов, а также создания равных для всех субъектов природопользования экономических условий за нанесенный ущерб окружающей природной среде (загрязнения, выбросы и т.п.) в процессе хозяйствования. При выборе приоритетных направлений и разработке комплекса мероприятий по совершенствованию экономического механизма аграрного природопользования необходимо помнить, что его развитие должно строиться на принципиально новом подходе, учитывающем сложившиеся тенденции агропромышленного производства. В условиях, когда техногенная нагрузка на природную среду постоянно увеличивается из-за роста интенсификации сельскохозяйственного производства, применения новейших технологий и техники, особенно актуальной является проблема обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды при минимальных

эколого-экономических издержках, что невозможно без заинтересованности субъектов природопользования. Таким образом, эколого-экономический механизм аграрного природопользования должен стать неотъемлемой частью всей хозяйственной системы регионального агропромышленного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордеев А.В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 1.

2. Путин В.В. Реализация национального проекта «Развитие АПК» // АПК: экономика, управление. 2006. № 7.

3. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

ИЗМАЛКОВ С.А.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ХОЗЯЙСТВ АГРОБИЗНЕСА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Экономическая эффективность отдельного сельскохозяйственного предприятия показывает конечный полезный эффект от применения средств производства и живого труда, другими словами, отдачу совокупных вложений. В сельском хозяйстве это получение максимального количества продукции с единицы площади при наименьших затратах живого и овеществленного труда.

Различают эффективность производства как чисто экономическую, так и социально-экономическую. Социально-экономическая эффективность представляет собой степень удовлетворения потребностей населения за счет создаваемого продукта. Она также направлена на повышение уровня жизни населения, улучшения условий труда, увеличения свободного времени человека. Экономическую и социальную стороны эффективности производства не следует противопоставлять друг другу. Они находятся в органическом единстве.

В экономической литературе выделяют следующие критерии экономической эффективности: технологические, экономические, социальные и экологические.

К технологическим критериям относят: количество внесенных органических и минеральных удобрений, уровень мелиорации земель, рациональные севообороты, прогрессивную обработку почвы, эффективную систему семеноводства, использование ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Экономическим критерием землепользования является получение валового дохода в расчете на один гектар земельных угодий в случае, если собственник земли и работник представлены в одном лице, или прибыли, когда для ведения хозяйства привлекаются наемные работники.

К социальным критериям могут быть отнесены: устойчивость существующей социальной структуры сельских обществ, обеспечение добровольности отказа от земельных участков, возможность получения каждым взрослым жителем села участка для создания собственного хозяйства, получение стабильного дохода от своего участка земли (доли), возможность беспрепятственного манипулированием своей земельной собственностью.

Экологические критерии определяются сохранением естественного плодородия почвы, оптимальной ее структурой, их улучшением. Сельское хозяйство играет важную роль в сохранении плодородия почв и охране земель от эрозии и других негативных явлений природного и техногенного характера. Село выполняет важные демографические функции, включающие расширенное воспроизводство физически и духовно здорового поколения и компенсацию суженного воспроизводства населения в городах. Оно призвано сохранить специфический сельский образ жизни, национальный духовный менталитет - морально-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.