12.6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Магомерзаев М.Я., соискатель кафедры Менеджмента и маркетинга ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет» им. Х.М. Бербекова,
Аннотация. В статье проведен анализ развития отечественной экономики, усиления ее социальной направленности, ориентация на создание благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития каждого гражданина страны, что выдвигает необходимость расширения и постоянного совершенствования сферы услуг. Успешное решение этой сложной проблемы во многом зависит от устойчивого развития малого предпринимательства, играющего значительную роль в данной области национального хозяйства.
Ключевые слова: сфера услуг; предпринимательские структуры; устойчивое развитие; система управления
PERFECTION OF SPHERE OF SERVICES AS RESULT OF DEVELOPMENT OF ENTERPRISE STRUCTURES
Magomerzaev M. Ja, the competitor of chair of Management and marketing of GOU ВПО «the Kabardino-Balkarian state university» ofH.M.Beebekoov
Annotation: The article analyzes the development of domestic economy, strengthen its social orientation, a focus on creating favorable conditions for a dignified life and free development of every citizen of the country, which raises the need for increased and continuous improvement of services. A successful solution to this complex problem depends largely on the sustainable development of small businesses, which plays a significant role in the field of national economy.
Keywords: service sector; business structures,
sustainable development management system
Предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования свойственна инновационная функция, связанная с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Одной из важнейших функций предпринимательства является также организаторская, проявляющаяся в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Малые организационные формы хозяйствования экономики создаются практически во всех видах экономической деятельности, в том числе и в сфере услуг, что обусловливает актуальность и своевременность данной работы.
В условиях ликвидации последствий финансового кризиса возрастает роль государства при определении приоритетных направлений регулирования сектора малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 15 мая 2008г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» [1] в законодательство федерального уровня внесены изменения, направленные на упрощение процедуры открытия нового дела и повышению уровня эффективности работы предпринимателей (юридических и физических лиц):
- установлен преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в отдельных сферах экономики;
- более чем в 40 раз сократится количество проверок малого бизнеса. По общему правилу плановая проверка (документарная и выездная) будет проводиться не чаще чем один раз в три года, за исключением здравоохранения, образования и социальной сферы (два и более раза в три года) с обязательным предупреждением о проведении проверки не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала. Данные проверки будут проводиться исключительно на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов, которые направляются в органы Прокуратуры РФ для формирования сводного плана.
При этом общий срок проведения плановой выездной проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства в течение календарного года не может превышать 50 часов для малых предприятий и 15 часов - для микропредприятий.
Проведение внеплановых проверок согласовывается с территориальным органом прокуратуры. Проверяемая сторона должна быть уведомлена о такой проверке не менее чем за сутки любым доступным способом.
Сокращены возможности для злоупотреблений со стороны проверяющих сотрудников органов внутренних дел. Исключены такие меры как: осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; досмотр транспортных средств, изучение документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность; требование предоставления в пятидневный срок копий документов; изъятие отдельных образцов сырья, продукции и товаров; расширены возможности в части использования, как декларирования соответствия, так и обязательной сертификации вместо предусмотренной ранее единственной формы - обязательной сертификации продукции; принят закон об особенностях порядка выкупа недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства с. установлением преференций на их участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества на период до 1 июля 2010 года. Продлена возможность заключения на новый срок договоров аренды помещений без проведения торгов с возможностью заключения договоров краткосрочной аренды на срок менее 30 календарных дней; законодательным органам субъектов РФ предоставлена возможность установления дифференцированных налоговых ставок (от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения - примерно в 13 млрд. рублей).
Магомерзаев СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ М.Я.
Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [2], определено три критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) численность работников микропредприятия - не более чем 15 человек; малого предприятия - до 100 человек; среднего предприятия - от 101 до 250 человек;
3) объем максимальной выручки от реализации то-
варов (работ, услуг) за предыдущий год без учета НДС: - микропредприятия - 60 млн. руб.; - малые
предприятия - 400 млн. руб.; - средние предприятия -1000 млн. руб.
Остается надеяться, что предложенные меры и их дальнейшая реализация будут способствовать росту малого предпринимательства и снижению отрицательных последствий мирового экономического кризиса.
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя, предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна пассивная роль. При анализе этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности. К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему нового товара.
Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Предпринимательская деятельность предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами понимают все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Малые организационные формы хозяйствования экономики создаются практически во всех видах экономической деятельности, в том числе и в сфере услуг.
Сфера услуг является элементом народнохозяйственного комплекса, участвует в общей системе экономических отношений, подчиняясь общим экономиче-
ским законам, действующим в обществе. В связи с этим на развитие малого предпринимательства в сфере услуг оказывают влияние многочисленные факторы экономического, технологического, правового, политического, социокультурного, демографического, институционального характера.
Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними -для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
Экономические факторы определяются масштабом рынка услуг и уровнем его развития, величиной доходов населения, уровнем платежеспособного спроса и конкуренции в отраслях, устойчивостью рубля, доступностью кредитов для предпринимателей и бизнесменов сферы услуг, состоянием основных фондов и т.д. [3-4]. Рынок услуг создает благоприятные условия для бизнеса из-за большой оборачиваемости капитала, что позволяет вовлекать множество малых предприятий в эту сферу деятельности, способствуя занятости в малом бизнесе большого числа экономически активных лиц.
Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия строят свою деятельность исходя, прежде всего, из потребностей местного рынка, объёма и структуры локального спроса. В этой связи необходимо продолжить работу по созданию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере. С целью ускорения перехода на инновационный путь развития, необходимо усилить подготовку кадров для инновационного бизнеса, особенно в части инновационных менеджеров и инновационных агентов, способных перевести научные идеи и разработки на коммерческую основу, обеспечить продажу высокотехнологичных образцов, внедрение их в производство [5].
Предшествующий опыт реализации целевых программ развития малого предпринимательства свидетельствует о необходимости государственной поддержки в решении проблем развития малого предпринимательства.
По данным официальной статистики на 1 января 2011 года число малых предприятий сферы платных услуг составило 73,5% от общего их количества. Наибольшее влияние малое предпринимательство оказывает на местные рынки, на которых он позволяет решать следующие проблемы:
- эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, рост производительности труда;
- повышение эффективности использования и увеличение интенсивности производственных и коммер-
ческих связей, вытеснение неэффективных производств;
- диверсификация местной экономики, развитие региональных рынков, приближение товаров и услуг к потребителю, территориальное выравнивание уровня жизни населения;
- содействие повышению конкурентоспособности;
- создание дополнительных рабочих мест при относительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях;
- увеличение объёмов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;
- освоение новых технологий, перспективных рынков и увеличение выпуска новых видов продукции;
- внедрение новых форм организации производства, финансирования и сбыта.
Таким образом, дальнейшее развитие отечественной экономики, усиление ее социальной направленности, ориентация на создание благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития каждого гражданина страны, выдвигают необходимость расширения и постоянного совершенствования сферы услуг. Успешное решение этой сложной проблемы во многом зависит от устойчивого развития малого предпринимательства, играющего значительную роль в данной области национального хозяйства.
Список литературы:
1. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности [Текст]: Указ Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 15 мая 2008г. № 797.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
3. Татуев, А.А. Инвестиционная привлекательность малого бизнеса в Кабардино-Балкарской Республике [Текст]/ А.А.Татуев, Н.Н.Новоселова. - Нальчик: КБНЦ РАН, 2003. -220с.
4. Новоселов, С.Н. Исследование проблем развития рынка
бытовых услуг региона [Текст]/ С.Н.Новоселов, Р.А. Егорен-ко//Мат.науч. тр. III Всероссийской научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика.- Пенза:
ПГСХА,2010.- С.8-10.
5. URL://http://www.donland.ru
References:
1. About urgent measures on liquidation of administrative restrictions at realization of enterprise activity [Text]: the Decree of the President of the Russian Fede-portable radio set of D.A. Medvedev from May, 15th 2008г. № 797.
2. About development of small and average business in the Russian Federation [Text]: the Federal law from 7/24/2007 № 209-FZ.
3. Tatuev A.A. Investitsionnaja appeal of small-scale business in the Kabardino-Balkarian Republic [Text] / A.A. Tatuev, N.N.Novoselova. - Nalchik: КбНц the Russian Academy of Sciences, 2003. - 220p.
4. Novoselov S.N. Research of problems of development of the market of household services of region [Text] / S.N. Novoselov, R.A. Egorenko//Mat.nauch. тр. III All-Russia scientifically-practical conference «Legal and social and economic problems of modern Russia: the theory and practice. - Penza: ПГСХА, 2010. - P.8-10.
5. URL://http://www.donland.ru
2З0