Научная статья на тему 'Совершенствование российского ценообразования в целях обеспечения национальной конкурентоспособности'

Совершенствование российского ценообразования в целях обеспечения национальной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / PRICE POLICY OF THE STATE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / NATIONAL COMPETITIVENESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / STATE COMPETITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохолкова Анна Анатольевна

В статье рассматривается формирование государственной ценовой политики как основного направления развития российского ценообразования. На основе экономического определения категорий разного уровня определена классификация уровней конкурентоспособности с выделением гиперуровня в контексте объединения нескольких стран, проводящих согласованную экономическую политику, где создаются совокупные конкурентные преимущества макроуровня этих стран. Рассмотрена специфика взаимодействия различных типов конкурентных преимуществ, возникающих на разных уровнях формирования конкурентоспособности. Определена схема влияния современной российской системы цен на различные уровни конкурентоспособности, базирующаяся на их интеграции через денежно-кредитные каналы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers shaping state price policy as a major direction in the development of Russian pricing system. On the basis of economic definition of categories of different levels the author puts forward classification of competitiveness levels and identifies the hyper-level in the context of several countries' amalgamation which pursue coordinated economic policy, where joint competitive advantages of macro-level are formed. The article shows specific interaction of different types of competitive advantages arising at different levels of shaping competitiveness. It designs the layout of the current Russian price system affecting different levels of competitiveness based on their integration through monetary and credit channels.

Текст научной работы на тему «Совершенствование российского ценообразования в целях обеспечения национальной конкурентоспособности»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

РОССИЙСКОГО

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Хохолкова Анна Анатольевна

аспирантка кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье рассматривается формирование государственной ценовой политики как основного направления развития российского ценообразования. На основе экономического определения категорий разного уровня определена классификация уровней конкурентоспособности с выделением гиперуровня в контексте объединения нескольких стран, проводящих согласованную экономическую политику, где создаются совокупные конкурентные преимущества макроуровня этих стран. Рассмотрена специфика взаимодействия различных типов конкурентных преимуществ, возникающих на разных уровнях формирования конкурентоспособности. Определена схема влияния современной российской системы цен на различные уровни конкурентоспособности, базирующаяся на их интеграции через денежно-кредитные каналы.

Ключевые слова: государственная ценовая политика, государственное регулирование, национальная конкурентоспособность, государственная конкурентная стратегия.

IMPROVING THE RUSSIAN PRICING SYSTEM TO ENSURE NATIONAL COMPETITIVENESS

Khokholkova, Anna A.

Post-graduate student of the Department for Finance and Prices of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article considers shaping state price policy as a major direction in the development of Russian pricing system. On the basis of economic definition of categories of different levels the author puts forward classification of competitiveness levels and identifies the hyper-level in the context of several countries' amalgamation which pursue coordinated economic policy, where joint competitive advantages of macro-level are formed. The article shows specific interaction of different types of competitive advantages arising at different levels of shaping competitiveness. It designs the layout of the current Russian price system affecting different levels of competitiveness based on their integration through monetary and credit channels.

Keywords: price policy of the state, state regulation, national competitiveness, state competitive strategy.

Переход на новый, более качественный уровень развития -главная тенденция экономики России. По данным Всемирного экономического форума, Россия находится на промежуточной ступени - от инвестиционной к инновационной стадии развития. Важнейшим условием всех экономических преобразований является прежде всего эффективно действующая система ценообразования. Государство может воздействовать на инновационное развитие страны через создание таких правил ценообразования, при которых цены, формирующиеся в условиях конкуренции, стимулировали бы развитие производства и внедрение новых технологий. Разработка государственной ценовой политики в целях обеспечения социальной и экономической стабильности государственной системы России, а также повышения конкурентоспособности национальной экономики - одно из основных направлений развития российского ценообразования.

Сам процесс формирования конкурентоспособности страны можно представить в следующем виде: на макроуровне (конкурентоспособность страны) создаются предпосылки для формирования конкурентоспособности на мезоуровне (конкурентоспособность предприятия, отрасли); на мезоуровне непосредственно создается конкурентоспособность товаров. Таким образом, макроуровень через мезоуровень опосредованно влияет на конкурентоспособность микроуровня - продукции и услуг.

Мировая история - это процесс непрерывной конкурентной борьбы наций. Она выражается в соревновании не только их экономических потенциалов, но и их национальных идеологий, их образа мыслей, хозяйственных укладов, культур [2. - С. 68]. Сегодня борьба между странами выходит на гиперуровень, охватывая уже не отдельные страны, а большие группы стран, близкие по идеологии и культурным основаниям. Выявленная уникальность страны должна постоянно реали-зовываться в стратегических решениях по всей совокупности конкурентных позиций - начиная с учета национальных особенностей хозяйственной организации и заканчивая участием страны в международном разделении труда.

К сожалению, в России пока нет полноценной конкурентной стратегии развития страны. Стратегия-2020 не имеет стратегического плана развития. Обсуждаемая сейчас правительством Стратегия-2030 также не учитывает конкурентную агрессивность окружающей международной среды. Без этой конкурентной стратегии разработка отдельных сфер, в том числе и государственной политики цен, вероятно, будет малоэффективна.

Политика цен должна учитывать особенности достижения высокой конкурентоспособности на каждом уровне, а также взаимосвязи этих уровней (рис. 1). Влияние государственной ценовой политики на

конкурентоспособность различных уровней можно представить через интеграцию информационных денежно-кредитных каналов к хозяйствующим субъектам. В частности, при получении хозяйствующим субъектом сигнала об изменении какого-либо из показателей (денежной базы, процентной ставки, валютного курса, инфляции) должны произойти изменения в динамике совокупного спроса и продаж, объемах кредитования, доходах, что ведет за собой изменение в уровне цен.

Рис. 1. Схема взаимосвязи и взаимодействия различных типов конкурентных преимуществ, возникающих на разных уровнях формирования конкурентоспособности1

Воздействие современной российской системы цен на различные уровни конкурентоспособности через денежно-кредитные каналы представлено на рис. 2.

1 Дополнено автором к схеме, представленной в [1].

Рис. 2. Схема воздействия современной российской системы цен на различные уровни конкурентоспособности

через денежно-кредитные каналы1

1 Составлено по: Ордов К. В. Теория и методология воздействия денежно-кредитной политики и конкурентоспособности компаний автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2012.

Действие денежно-кредитных каналов основывается на объективных экономических связях. К примеру, это проявляется во взаимодействии динамики процентных ставок с совокупным спросом и объемами кредитования, а также валютного курса с экспортными и импортными операциями. Макроэкономические условия повышения конкурентоспособности компаний, ориентированных на экспорт, зависят от таких показателей, как инфляция, прирост денежной массы М2, бюджетного дефицита. Главным показателем в этом секторе является валютный курс.

В качестве целевого параметра эффективности проводимой государственной ценовой политики выступает максимизация интегрированного показателя конкурентоспособности на различных уровнях. Рост интегрированного показателя и поддержание его на максимально возможном уровне в общем случае связаны с повышением экономической активности компаний, увеличением их доходов, повышением совокупного спроса. Это создает потенциал для формирования устойчивого долгосрочного положительного тренда роста экономики в целом.

В современных условиях государственная ценовая политика прежде всего представляется как создание правового поля для рыночных субъектов, формирующегося в их интересах на различных уровнях конкурентоспособности. Продуманная государственная ценовая политика, опирающаяся на законодательно-правовую базу, способна сбалансировать частные, корпоративные и государственные интересы, с одной стороны, и свободу ценообразования - с другой, а также направить весь процесс ценообразования в интересах и субъектов рынка, и общества, и государства. В противном случае ценообразование дестабилизирует рынок и экономику, становится механизмом неоправданного создания доходов одних участников рынка для реализации корпоративных интересов других, низкого качества товаров и стимулятором роста инфляции.

Задача разработки государственной ценовой политики Российской Федерации на ближайшую и более отдаленную перспективу, формирования в соответствии с ней эффективного процесса ценообразования, а также методического обеспечения государственного регулирования цен может решаться только в тесной увязке с решением проблем общих социально-экономических преобразований, от которых в определяющей мере зависит развитие всей страны и повышение ее конкурентоспособности. Решение этих вопросов, по нашему мнению, должно проходить через создание законодательно-правовой базы, методов государственного регулирования функционирования секторов экономики на различных уровнях.

Торгово-промышленной палатой Российской Федерации были разработаны концептуальные подходы к формированию государст-

венной политики цен в Российской Федерации, согласно которым механизм реализации государственной ценовой политики предполагает выделение трех этапов.

Первый этап - организационный.

Здесь предполагается:

- определение федерального органа ценового регулирования;

- образование при этом органе научно-исследовательского института по комплексным проблемам государственной ценовой политики. Главными целями НИИ должны быть выработка механизмов эффективного ценового регулирования и нахождение баланса интересов сферы предпринимательства и государства;

- распределение сфер ответственности между федеральным органом ценового регулирования и другими службами (Федеральной службой по тарифам, Федеральной антимонопольной службой, таможенными органами и др.) [1. - С. 25].

Второй этап - исследовательский.

Цель данного этапа - выход на сбалансированную систему цен внутреннего рынка через:

- анализ ценовой сферы национальной экономики для ее гармоничного развития, обеспечивающего долговременное повышение конкурентоспособности национальной экономики;

- расчет ценовых коридоров по товарным группам, а также ограничений сверхрентабельности, при этом необходимо утвердить структуру ценового баланса товарных групп;

- определение правового обеспечения государственной ценовой политики путем проведения сопоставительного анализа существующих законодательных норм в области ценообразования в России и зарубежных стран с целью разработки основного закона в сфере ценообразования, ориентированного на реализацию ценовой политики, - Федерального закона «Ценовая политика РФ».

Третий этап - регулирующий. Он предусматривает формирование сбалансированной системы цен на основе использования Федерального закона «Ценовая политика РФ», который определяет правила формирования и применения цен, а также ограничивает возможности органов исполнительной власти в вопросах формирования цен вне законодательного поля [1. - С. 26].

По нашему мнению, разработка и принятие Федерального закона «Ценовая политика РФ» является важной мерой повышения национальной конкурентоспособности. В законе необходимо установить единые правила формирования и применения цен для всех субъектов рынка и ограничения возможности вмешательства органов исполнительной власти в вопросы формирования цен вне закона. Разработав такой закон, государство сможет контролировать сферу ценообразова-

ния, в том числе и в сфере монополий. В этом случае монополии не смогут устанавливать произвольные, необоснованные тарифы и цены.

Вся система органов реализации ценовой политики должна базироваться на национальной системе ценовой информации, доступной всем участникам рынка. Для этого следует сформировать единую систему ценовой информации на всей территории страны, включающую непрерывно обновляемую базу данных об уровнях цен отечественных производителей всех видов товаров и услуг во всех регионах страны, а также импортеров, ввозящих товары через границу России [1. - С. 27]. Ее главная задача - минимизация затрат и представление возможности оптимального выбора партнеров для субъектов рынка.

Система ценовой информации обеспечит:

- включение производителей в конкурентную борьбу с целью оптимизации соотношения «цена - качество», а также для выработки стратегии повышения эффективности производства для увеличения конкурентоспособности на различных уровнях;

- оптимальный выбор товаров и услуг для потребителей, а также выбор оптимальных производственных связей для производителей с целью минимизации затрат;

- прозрачность изменения стоимости товара по мере его продвижения по производственной цепочке для дальнейшего избавления от излишнего посредничества.

Таким образом, система ценовой информации позволит производить мониторинг уровня цен внутри страны для принятия антиинфляционных решений, а также решений по необходимым изменениям в стратегии экономического развития страны (макроуровень) и ее регионов (мезоуровень). Кроме того, она даст возможность принятия решений на гиперуровне благодаря наличию в ней информации по таким важным показателям, как валютный курс, ставки кредита/депозита, таможенные пошлины и т. п.

Благодаря повышению прозрачности и стабильности принципов ценового регулирования предполагается стимулирование конкуренции между производителями и создание условий для привлечения инвестиций в расширение и модернизацию производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри страны.

Список литературы

1. Гельвановский М. И. О концептуальных подходах к формированию государственной политики цен в Российской Федерации : доклад на конференции ТПП РФ, 2009 г. / НИР РАН и ТПП РФ. - М., 2009.

2. Гельвановский М, Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / / Российский экономический журнал. - 1998. - № 3.

3. Гретченко А. И., Бородин В. А. Показатели оценки потенциала саморазвития территории // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 12 (66). - С. 70-74.

4. Ивановский Е. Л. Развитие финансового рынка и интеграция его секторов // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 12 (66). - С. 30-37.

5. Новашина Т. С. Проблемы обеспечения устойчивости национальной денежной системы в условиях финансовой глобализации // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 4 (46). - С. 41-50.

References

1. Gel'vanovskiy M. I. O kontseptual'nykh podkhodakh k formirovaniyu gosudarstvennoy politiki tsen v Rossiyskoy Federatsii, doklad na konferentsii TPP RF, 2009 g. [Concerning Conceptual Approaches to Shaping State Price Policy in the Russian Federation, the Report on the Conference of the Russian Chamber of Commerce and Industry, 2009], NIR RAN and TPP RF, Moscow, 2009. (In Russ.).

2. Gel'vanovskiy M., Zhukovskaya V., Trofimova I. Konkurentosposobnost' v mikro-, mezo- i makrourovnevom izmereniyakh [Compatitiveness in Micro-, Mezo- and Macro-Level Measurements] Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal [Russian Economics Journal], 1998, No. 3. (In Russ.).

3. Gretchenko A. I., Borodin V. A. Pokazateli otsenki potentsiala samorazvitiya territorii [Figures of Assessing the Potential of Territory Self-Development], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 12 (66), pp. 70-74. (In Russ.).

4. Ivanovskiy E. L. Razvitie finansovogo rynka i integratsiya ego sektorov [Finance Market Development and Its Sectors Integration], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 12 (66), pp. 30-37. (In Russ.).

5. Novashina T. S. Problemy obespecheniya ustoychivosti natsional'noy denezhnoy sistemy v usloviyakh finansovoy globalizatsii [Problems of Ensuring Stability of the National Money System in Conditions of Finance Globalization], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2012, No. 4 (46), pp. 41-50. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.