СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
С.А. Шелковников, М.С. Петухова
Аннотация. Определены наиболее объективные индикативные показатели, с помощью которых можно реально оценивать деятельность организаций и на их основе составлять программы развития сельского хозяйства.
Ключевые слова: сельское хозяйство, региональная поддержка, уровень рентабельности, коэффициенты окупаемости затрат, бюджетный субсидии, организации с простым, расширенным воспроизводством.
Проводимая в последние годы государственная политика в отношении развития агропромышленного комплекса создала благоприятные условия, сформировавшие тенденции роста в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Действительно, в 90-е годы импортозависимость достигала по ряду продуктов 70%. Сегодня ситуация значительно изменилась. В 2010 году была принята доктрина продовольственной безопасности, определившая основные направления и задачи развития сельского хозяйства в России. До середины 2014 года импорт продуктов из стран, угрожающих ввести санкции, составлял всего 13% на сумму 43,1 миллиарда долларов.
В материалах министерства сельского хозяйства подчеркивается, что сегодня мы сами практически полностью удовлетворяем потребности страны по основным видам продовольствия — по муке, макаронам, сахару, мясу птицы. На 85-90% — по растительному маслу, мясным консервам и кондитерским изделиям. Молоко и молочную продукцию поставляет Белоруссия, которая готова увеличить объем поставок. Достаточно уязвимы сегодня наши позиции в рыбе (до 40% поставляет Норвегия) и мясе, мясопродуктах. Но и здесь производители мясной продукции все больше переориентируются на страны Южной Америки (прежде всего Бразилию и Аргентину). По данным министерства, импорт мяса в 2013 году и до августа 2014 года даже снизился на 10%, за счет увеличения объемов производства российских аграриев. В основном около 11 миллиардов долларов мы тратим на импорт продукции, которую невозможно производить в условиях России, — кофе, чай, цитрусовые, бананы и тому подобные экзотические товары.
Следовательно, на фоне замедления общих темпов экономического роста страны и мировой политической напряженности в связи с событиями на Украине и присоединением Крыма к России агропромышленный комплекс показывает стабильную динамику роста. Поэтому возникает объективная необходимость совершенствования государственных и региональных программ развития агропромышленного комплекса с целью удовлетворения потребностей населения качественными и доступными по цене продуктами питания отечественного производства.
В настоящее время агропромышленный комплекс России находится, с одной стороны в благоприятной ситуации (запрет на поставку некоторых видов сельхозпродукции из стран ЕС, Финляндии, Австралии и США), которая является стимулом для развития отечественного сельского хозяйства, а с другой стороны, в сложной ситуации в связи с сокращением суммы государственной поддержки в рамках ВТО и с хлынувшим потоком дешевого мяса из Бразилии и Аргентины. Поэтому в АПК России необходимы постоянный контроль и помощь государства. Вместе с тем,
региональные органы власти также должны активно участвовать в поддержке данной отрасли экономики.
Лидирующие позиции по развитию агропромышленного комплекса России занимают Белгородская, Воронежская и Тамбовская области. Такой успех объясняется не только благоприятными климатическими условиями, но и эффективной, взвешенной и целенаправленной политикой региональных властей в области развития сельского хозяйства. Например, Тамбовская область имеет 41 программу развития, которые обеспечивают финансированием все направления отрасли в регионе, учитывая при этом климатические, почвенные и другие особенности субъекта, и уделяющие внимание модернизации сельхозпроиз-водства и финансовой поддержке сельхозпроизводителей на возмещение многих видов затрат. Также к регионам, которые ведут успешную политику в области АПК можно отнести следующие области: Ростовская, Липецкая, Новосибирская, Ленинградская, Кировская, Иркутская и Вологодская.
Калужская область - одна из немногих областей, где особое внимание муниципальных властей занимает техническая и технологическая модернизация сельхозпроизводства. В области работает программа «Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области». Данная программа направлена на создание условий для технико-технологического переоснащения и модернизации производственной базы молочного скотоводства области, увеличение объемов производства молока для удовлетворения потребностей населения в продуктах собственного производства.
За счет внедрения новой техники, роботизированных технологий и строительства новых комплексов в 2014 - 2016 годах будет обеспечено значительное повышение автоматизации производства и комплексной механизации молочного животноводства. В целях обновления парка кормоуборочной техники будет оказываться поддержка при ее приобретении. Для покупки оборудования и сельскохозяйственной техники будут привлечены инвестиционные кредиты и средства, направленные на лизинговую деятельность.
Важным направлением в молочном скотоводстве является переход ряда хозяйств к производству молока на промышленной основе. Активно ведутся работы по строительству мегаферм на 1000 и более коров в восьми хозяйствах области с применением прогрессивных технологий производства молока на промышленной основе. Всего сейчас по строительству и реконструкции животноводческих помещений ведутся работы в двенадцати сельхозорганизациях. В области уже установлено 33 роботизированных установки.
Для примера в Калужской области использовались следующие меры господдержки на развитие роботизированных молочных ферм в 2013 году:
1. Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров. Размер гранта в 2013 году: на 1 начинающего фермера до 1,5 млн руб. Размер единовременной помощи в 2013 году: до 250 тыс. руб.
2. Компенсация части затрат на приобретение роботизированных установок для доения коров 40 %.
3. Компенсация за приобретение племенного молодняка 50 руб/кг живого веса.
4. Компенсация части затрат на строительство дорог, подключение к электрическим и газовым сетям до 550 тыс. руб.
5. Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным банковским кредитам, полученным на реализацию проекта 8,25 % от суммы инвестиционных кредитов [1].
Одним из приоритетных направлений сельского хозяйства Белгородской области является развитие свиноводства. Ведомственная целевая программа «Развитие первичной переработки мяса свиней в Белгородской области и создание инфраструктуры для его глубокой переработки, хранения и сбыта на 2013 - 2015 годы» призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития первичной переработки скота и достижения независимости от импорта в снабжении населения мясом отечественного производства, что является частью достижения приоритетных целей развития сельскохозяйственного производства России, на реализацию которых направлена деятельность департамента агропромышленного комплекса Белгородской области.
Также в области разработана ведомственная целевая программа «Создание селекционно-гибридных центров по производству чистопородных племенных свиней в 2014 - 2016 годах». Создание системы предприятий по разведению высокопродуктивных чистопородных животных является одним из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса России, на реализацию которых направлена деятельность департамента агропромышленного комплекса области. В рамках реализации Программы на территории области будут созданы селекционно -гибридные центры, располагающие стадом чистопородных высокопродуктивных племенных животных нескольких пород и осуществляющие деятельность по выведению, совершенствованию и воспроизводству специализированных сочетающихся линий путем замкнутого линейного разведения.
В соответствии с принятой Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации удельный вес мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) отечественного производства должен составлять не менее 85% в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов, на сегодняшний день этот показатель по Новосибирской области составляет менее 45,0 процентов. Свиное мясо наиболее энергетическая группа питания, которая позволяет ускоренно поднять суточную калорийность потребляемого продовольствия. В стру к-туре потребления мяса в России удельный вес свинины составляет 35,0 процентов. Удельный вес свинины в структуре мясного баланса Новосибирской области составляет 30,0 процентов. Производство свинины обеспечивает основной рост в мясном животноводстве и имеет хороший ресурсный, технологический и инвестиционный потенциал развития в режиме импортозамещения и перехода в экспортную продукцию [3].
Сравним программы развития свиноводства в Белгородской и в Новосибирской области на 2014 -2016 года. Для сравнения будем использовать основные целевые индикаторы программ.
Видим, что целевые индикаторы отличаются в десятки раз. Если Белгородская область обеспечивает свининой и себя и экспортирует в другие регионы, то Новосибирская область не способна «прокормить» даже себя. Для развития свиноводства необходимо на примере Белгородской области разработать более конкретные программы по разведению свиней, переработке, хранению и сбыту мяса на долгосрочную перспективу.
Таблица 1 - Сравнительный анализ целевых индикаторов программ развития свиноводства в Новосибирской и Белгородской областях на 2014 -2016 гг.
Интересная стратегия была разработана в Волгоградской области: «Стратегия по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО с учетом социально-экономических, природно-климатических особенностей». Основой новой Стратегии стал принцип природно-климатического зонирования. В каждом районе будет произведена переориентация с акцентом на вид деятельности, являющийся оптимальным для конкретной местности и конкретного хозяйства. Приоритетным направлением в АПК станет производство и полный цикл переработки сельскохозяйственной продукции местных производителей, которые будут объединены в производственные кластеры. Таким образом, органы управления АПК Волгоградской области перешли к принципу дифференциро-ванности при оказании государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей из разных природно-климатических зон. Размер субсидий составил от 270 рублей до 396 рублей (в рамках первого транша) на 1 гектар обрабатываемой площади. Такой подход действует и при распределении субсидий на животноводство, элитное семеноводство, страхование [4].
Одной из наиболее эффективных мер поддержки сельхозпроизводителей Новосибирской области является техническое переоснащение. Также в Новосибирской области действуют различные программы софинансирования, субсидирования кредитных ставок за счет средств областного и федерального бюджетов.
По техническому перевооружению в сфере АПК Новосибирская область занимает лидирующее положение в стране. В период с 2007 г. по 2013 г. сельхозтоваропроизводители области приобрели техники в общей сложности более чем на 24 млрд рублей. К примеру, благодаря наличию необходимой техники основная масса культур в рамках посевной кампании 2013 г. была посеяна в оптимальные для природно-климатических условий этого года сроки. Ежедневно в полях работало более 15 тысяч тракторов, в том числе 520 новейших высокопроизводительных посевных комплексов, приобретенных при областной поддержке. Программа технического переоснащения хозяйств Новосибирской области является лучшей в России. Многие регионы пытаются идти по стопам Новосибирска, но они начали этот процесс только недавно, поэтому можно с уверенностью утверждать, что Новосибирская область опережает страну в целом на 2-3 года [5].
Однако, не смотря на ведущее место Новосибирской области в техническом перевооружении сельхоз-
Целевые индикаторы Белгородская область Новосибирская область
2014 г. 2016 г. 2014 г. 2016 г.
Выручка от реализации продукции, млн руб. 60 115,8 65 021,3 2617 2885
Ежегодный прирост выручки, млн руб. 2 312,1 2 500,8 451,2 137
Производство свиней на убой в живом весе, тыс. т 729,7 754 75,5 81,8
Объем финансирования программы за счет всех источников, млн руб. 1916,9 1031,1 34,3 44,1
производителей, в отношении животноводства и растениеводства область отстает от многих регионов РФ.
В соответствии с принятой Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации удельный вес молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) отечественного производства должен составлять не менее 90% в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов, на сегодняшний день этот показатель по Новосибирской области составляет менее 42,0 процентов. Производство молока является одной из важ-
нейших отраслей агропромышленного комплекса Новосибирской области. В настоящее время потребление молока и молочных продуктов на душу населения в Новосибирской области составляет 287 кг, что ниже утвержденных рациональных норм потребления данного вида продукта (320 кг) [6].
Проведем сравнительный анализ региональных целевых индикаторов программ развития молочного скотоводства в Белгородской, Ленинградской, Тамбовской и Новосибирской областях [2, 7, 8, 9].
Таблица 2 - Сравнительный анализ целевых индикаторов программ развития молочного скотоводства в Белгородской, Ленинградской и Тамбовской областях на 2014 - 2016 гг.__
Год Белгородская обл. Ленинградская обл. Тамбовская обл.
2014 г. 2016 г. 2014 г. 2016 г. 2014 г. 2016 г.
Поголовье молочных коров, тыс. гол. 70,5 72,8 81,2 82,0 50,95 54,45
Валовое производство молока, тыс. т 405,0 443,0 577,8 601,4 226,0 238,7
Выручка от реализации молока (ТП), млн руб. 7391,4 8007,2 10048,2 11042,7 3881,1 4487,6
Чистая прибыль отрасли, млн руб. - - 1482,2 1903,1 194,2 238,7
Рабочие места, чел. 1400 1640 1586 1590 250 290
В рамках ведомственной целевой программы «Развитие молочного скотоводства в Новосибирской области на 2014-2020 годы» предполагается увеличить:
1. Поголовье молочных коров: 2014г. - 207 тыс. голов, 2016 г. - 208,5 тыс. голов.
2. Валовое производство молока: 2014 г. - 675,6 тыс. т, 2016 г. - 716,8 тыс. т.
3. Выручка от реализации молока: 2014 г. - 7150 млн руб., 2016 г. - 8100 млн руб.
4. Чистая прибыль отрасли: 2014 г. - 1350 млн руб., 2016 г. - 1400 млн руб.
5. Рабочие места: 2014 г. -152 чел., 2016 г. - 160
чел.
Видим, что Новосибирская область имеет оптимистичный прогноз развития молочного животноводства: по поголовью коров и по валовому производству молока регион опережает даже Ленинградскую область - одного из лидеров России в данной отрасли, соответственно на 155% и 15% в 2014 г. Однако по выручке от реализации молока отстает и от Ленинградской (на 41%), и от Белгородской области (на 3,4%) в 2014 г.
В Новосибирской области поголовье скота мясного направления составляет 7 % от общего поголовья крупного рогатого скота. В связи этим вопрос развития мясного скотоводства остается актуальным. Для развития данной отрасли в области имеются все необходимые условия, благоприятные природно-климатические условия для выращивания мясного крупного рогатого скота, наличие необходимых сельскохозяйственных площадей для производства кормов и организации интенсивно-пастбищной технологии содержания мясного скота, достаточное количество рынков сбыта и трудоспособного населения.
В Новосибирской области развитие специализированного мясного скотоводства предусматривается по двум направлениям: совершенствование существующей племенной базы мясного скотоводства за счет завоза высокой генетики из других стран и регионов РФ; создание товарных мясных ферм на основе помесных тёлок, полученных от промышленного скрещивания маточного поголовья молочных пород скота с быками мясных пород, а также выранжированных коров и сверх ремонтных тёлок молочных пород [10].
Брянская область является регионом с наибольшим поголовьем скота мясных пород. По состоянию на 1 января 2014 года здесь в сельхозорганизациях содержалось 155,8 тыс. голов крупного рогатого скота мясного направления. Доля Брянской области в общем поголовье скота мясных пород среди сельхозорганизаций, по расче-
там составляет 22,6%. Еще в начале 2011 г. численность скота мясных пород здесь составляла всего 1,1 тыс. голов [11]. В новосибирской же области на начало 2014 г. имелось 23 тыс. голов крупного рогатого скота (в 7 раз меньше Брянской области) [10]. Такой качественный рывок Брянской области был достигнут благодаря долгосрочной целевой программе «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009-2012 годы), где показателем результативности бюджетных расходов является прирост маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород. Данный принцип распределения субсидий дает четкое понимание каждому участнику программы о размере получаемых субсидий при увеличении маточного поголовья, не зависимо от каких-либо бюрократических барьеров.
По мнению многих авторов наиболее эффективным в условиях переходной экономики методом управления сельским хозяйством является рыночно-индикативный метод. Он основывается на определении различных индикативных показателей эффективности сельхозпроизводст-ва. Такие показатели подразделяются на: социальные (средняя заработная плата, количество работников сельского хозяйства), производственные (урожайность на 1 га посевов, продуктивность 1 коровы, объем валового производства, площадь используемых сельхозугодий) и показатели экономической эффективности сельхозпроизводства (коэффициенты окупаемости затрат, уровень рентабельности) [12].
В настоящее время в качестве основного индикативного показателя аграрного производства используется уровень рентабельности продукции.
^фодущил = Валовая прибыль / Себестоимость реализованной продукции. Показатель характеризует сколько получено валовой прибыли на 1 рубль понесенных расходов.
Проведем анализ сельхозтоваропроизводителей Новосибирской области по уровню рентабельности продукции с учетом государственной поддержки за 2013 г. [14].
Таблица 3 - Классификация сельхозорганизаций Новосибирской области по уровню рентабельности
продукции с учетом субсидий за 2013 г.
Номер группы Зонирование организаций по результативности Критерий Количество организаций Доля в общем количестве, %
1 Высокорентабельные Ипрод. >40% 45 10,4
2 Рентабельные 0%< Rпрод.< 40% 270 62,4
3 Убыточные Rпрод. < 0% 118 27,2
Итого 433 100
Наблюдается заметное преобладание второй группы организаций, к которой относятся хозяйства с уровнем рентабельности продукции от 0 до 40%. Данная картина характеризует благоприятную ситуацию в сельском хозяйстве области, т.к. более 60% организаций являются рентабельными. В 2012 г. доля рентабельных хозяйств составляла 70% из общего количество. За год произошло снижение количества рентабельных организаций на 10%.
Однако уровень рентабельности продукции - это необъективный показатель, т.к. он учитывает только затраты на реализованную, а не на валовую продукцию, не отражает результативность всего сельхозпроизводства, поскольку лишь часть произведенной продукции является товарной, остальная используется внутри сельхозоргани-зации.
Органы государственной власти, основываясь на показателе «уровень рентабельности», становятся заложниками создающейся видимости благополучия отрасли и не
объемов финансирования сельхозпроизводства и метода их распределения [13].
Поэтому в качестве основного показателя результативности сельхозпроизводства необходимо использовать коэффициенты окупаемости затрат на основное производство.
Данные показатели, в отличие от «уровня рентабельности», рассчитываются с использованием затрат на производство валовой продукции и совокупных расходов сельхозтоваропроизводителей, что позволяет полнее учесть специфику аграрного производства:
1. Фактический коэффициент окупаемости затрат на основное производство (КОЗфакг) отражает, насколько выручка от реализации продукции (В) покрывает понесенные сельхозорганизацией затраты на основное производство (З), и рассчитывается по формуле: КОЗфакг = В/З.
2. Имеющаяся у сельхозорганизаций дебиторская задолженность (ДЗ), входя, по правилам бухгалтерского учета, в выручку, является, по сути, недополученной ее частью, и учет данного фактора дает нам показатель реальной окупаемости затрат на основное производство сельхозорганизации (КОЗреал): КОЗреал =(В - ДЗ)/З.
учитывают фактического положения дел при определении
Таблица 4 - Классификация сельхозорганизаций Новосибирской области по реальному коэффициенту окупае-
№ п/п Зонирование организаций по результативности Критерий Количество организаций Доля в общем кол-ве, % Описание
1 Организации с расширенным воспроизводством (зеленая зона) КОЗреал. суб. >1,3 11 2,6 Самоокупаемые организации, которые способны полностью за счет выручки от реализации сельхозпродукции за отчетный период и бюджетных субсидий на основное производство покрывать затраты на основное производство и внедрять новые технологии в производство
2 Организации с простым воспроизводством (желтая зона) 1< КОЗреал.суб.< 1,3 30 6,9 Организации, которые не полностью покрывают выручкой от реализации сельхозпродукции затраты на основное производство, но с учетом бюджетных субсидий обеспечивают простое воспроизводство
3 Неокупаемые организации (красная зона) 0< КОЗреал.суб.< 1 392 90,5 Организации данной группы относятся к группе риска, т.к. они не способны покрыть выручкой от реализации сельхозпродукции лишь затраты на основное производство
Итого 433 100
1. Скорректировав КОЗреал. на величину субсидий на основное производство (Субос. пр), мы получим реальный коэффициент окупаемости затрат с учетом субсидий на основное производство (КОЗреал суб): КОЗреал суб = ((В -ДЗ)+ Субос. пр )/З.
Таким образом, показатели отражают реальное положение дел в сельском хозяйстве, позволяют оценить результативность экономической деятельности аграрных организаций и их бюджетной поддержки и могут быть использованы в качестве индикаторов для обеспечения со стороны государства условий, при которых возможно расширенное, инновационное воспроизводство [13].
Далее для сравнения результатов оценки эффективности сельхозпроизводства по уровню рентабельности продукции и по коэффициенту окупаемости затрат проведем анализ сельхозорганизаций Новосибирской области по реальному коэффициенту окупаемости затрат с учетом государственной поддержки. Данные взяты из бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций Новосибирской области [14, 16].
Анализ показывает, что 90% всех сельхозорганизаций Новосибирской области неокупаемы, это и характеризует кризисную ситуацию в сельском хозяйстве области. Хозяйства не в состоянии покрывать затраты на основное производство даже с учетом бюджетных субсидий и обеспечивать простое воспроизводство. В 2012 г. доля неокупаемых организаций составляла 82,2%. За год произошло увеличение на 7,8%, многие хозяйства обанкротились. Это связано с большим нако-
плением кредиторской задолженности у сельхозоргани-заций и неспособностью платить по долгам.
Здесь мы видим существенное отличие результатов оценки по уровню рентабельности продукции от оценки по коэффициенту окупаемости затрат.
Таким образом, для проведения эффективной региональной политики развития сельского хозяйства Новосибирской области необходимо, во-первых: увеличение числа региональных отраслевых программ развития АПК области, которые должны затрагивать все стадии сельхозпроизводства, во-вторых: надо учитывать опыт других регионов страны и активно внедрять их программы в развитие местного производства. Нельзя «зацикливаться» на развитии какого-то одного направления сельского хозяйства, необходимо постепенно повышать эффективность всех отраслей сельхозпро-изводства.
Во-вторых: произвести полный переход региональных (муниципальных) властей к рыночно-индика-тивному методу управления сельским хозяйством, что увеличит их заинтересованность в повышении эффективности сельхозпроизводства на территории региона (района), т.к. достижение установленных целевых экономических показателей будет носить некий соревновательный характер, который заложен самой природой у людей. Каждый регион (муниципальное образование, организация) должен составить план своего развития на основе различных экономических индикаторов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. И целью каждого субъекта экономики должно стать, как можно,
точное достижение целевых значений. Также необходимо предусмотреть, что в случае неблагоприятных погодных условий (засуха, дожди), когда установленных индикаторов просто невозможно достичь, государство либо региональные власти обязаны покрыть затраты сельхозпроизводителей, так, чтобы обеспечивалось расширенное воспроизводство. Основным индикатором эффективности сельхозпроизводства должен стать не уровень рентабельности, а коэффициенты окупаемости затрат.
Список использованных источников
1 Официальный портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс] URL: http://www.admoblkaluga.ru/
2 Официальный сайт департамента агропромышленного комплекса Белгородской области [Электронный ресурс] URL: http://belapk.ru/
3 Ведомственная целевая программа «Развитие свиноводства в Новосибирской области на 2014-2020» от 27.12.2013 № 134-нпа [Электронный ресурс] URL: http://mcx.nso.ru/
4 Официальный сайт Волгоградского государственного аграрного университета [Электронный ресурс] URL: http://www. volgau. com/
5 Континент Сибирь онлайн [Электронный ресурс] http://www.ksonline.ru/stats/-/id/2165/
6 Ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства в Новосибирской области на 2014-2020 годы» от 27.12.2013 № 137-нпа [Электронный ресурс] URL: http://mcx.nso.ru/
7 Управление сельского хозяйства Тамбовской области [Электронный ресурс] URL: http://www.agro.tmbreg.ru/
8 Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственно-му комплексу Ленинградской области [Электронный ресурс] URL: http: //www.agroprom.lenobl.ru/.
9 Министерство сельского хозяйства Новосибирской области [Электронный ресурс] URL: http://mcx.nso.ru/.
10 Ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Новосибирской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] URL: http://mcx.nso.ru/.
11 Экспертно-аналитический центр агробизнеса [Электронный ресурс] URL: http://ab-centre.ru/.
12 Приоритеты реализации стратегии инновационного развития регионального АПК (монография) / А.Л. Полтарыхин, П.В. Михайлушкин, О.В. Шумакова и др. - Барнаул: Изд-во «Азбука», 2013. - 201 с.
13 Стадник А.Т., Чернова С.Г. Развитие рыночно-индикативного управления в аграрном производстве региона // Вестник НГАУ - 2(31)2014. - С. 187.
14 Шелковников С.А. Формирование и развитие механизма государственной поддержки сельскохозяйственного производства в регионе (теория, методология, практика): автореф. дисс. на соискание уч. степ. докт. эконом. наук. - Новосибирск, 2010.
15 Святова О.В. Как определить экономическую эффективность // Сахарная свекла. - 2002. - № 1. - С. 24.
16 Святова О.В. Формирование интеграции и кооперации в семеноводстве // Сахарная свекла. - 2002. - №7. - С. 8.
17 Комов В.Г., Ноздрачева Е.Н., Солошенко Р.В. О совершенствовании государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - № 2. - С.50-52.
Информация об авторах Шелковников Сергей Александрович, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и статистики ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», тел. 8-925-708-93-45.
Петухова Марина Сергеевна, студентка ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», е-mail: [email protected]
IMPROVE REGIONAL FARM PROGRAMS S.A. Shelkovnikov, MS. Petukhova
Abstract. Identified the most objective Indicative, with which you can really evaluate the activities of organizations and on their basis to make programs for agricultural development.
Keywords: agriculture, regional support, profitability, payback rates, budget subsidies, organizations with a simple, expanded reproduction.