Научная статья на тему 'Совершенствование расчета ожидаемого чистого дисконтированного дохода при оценке эффективности инновационных проектов реализуемых в автодорожном комплексе'

Совершенствование расчета ожидаемого чистого дисконтированного дохода при оценке эффективности инновационных проектов реализуемых в автодорожном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ / ИННОВАЦИИ / АВТОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС / КОЭФФИЦИЕНТ ГУРВИЦА / ЧИСТЫЙ ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ДОХОД / EXPECTED IMPACT / INNOVATION / ROAD COMPLEX HURWITZ RATIO / NET PRESENT VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайруллин Виталий Агзамович, Ривкина Наталья Николаевна

Темпы строительства автомобильных дорог в России с каждым годом увеличиваются, при этом неуклонно возрастает доля дорог требующих ремонта. Кроме того, большая часть не подходит под европейские стандарты дорог с твердым покрытием. Вышеперечисленные факторы заставляют задуматься о широкомасштабном внедрении инноваций в автодорожном комплексе, с целью увеличения сроков эксплуатации, межремонтных сроков, ускорения темпов строительства и обеспечения соответствия международным стандартам. Инновационные проекты имеют определенную специфику, отличную от инвестиционных проектов в области строительства, а значит, применение стандартных методов анализа инвестиционных проектов является некорректным, в связи с этим актуальным является совершенствование методов расчёта эффекта от инновационной деятельности предприятий автодорожного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the calculation of the expected net present value in evaluating the performance of innovative projects being implemented in complex road

The pace of construction of roads in Russia every year by year, with the steady increase in the proportion of roads requiring repair. In addition, most do not fit the European standard of paved roads. The above factors raise questions about the widespread adoption of innovations in the road sector, in order to increase the service life, overhaul timing, accelerate the construction and compliance with international standards. Innovative projects have a certain specificity, different from investment projects in the field of construction, and therefore, the use of standard methods of analysis of investment projects is incorrect in this regard is to improve current methods of calculating the effect of enterprise innovation Road complex.

Текст научной работы на тему «Совершенствование расчета ожидаемого чистого дисконтированного дохода при оценке эффективности инновационных проектов реализуемых в автодорожном комплексе»

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №2 2013

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Хайруллин Виталий Агзамович

Khayrullin Vitaliy Agzamovich

кафедра «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет Department of "Economics and Management of Oil and Gas Industry" FGBOU VPO Ufa State Oil Technical University Старший преподаватель/senior Lecturer [email protected]

Ривкина Наталья Николаевна

Rivkin Natalia Nikolaevna кафедра «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет Department of "Economics and Management of Oil and Gas Industry" FGBOU VPO Ufa State Oil Technical University

Старший преподаватель senior Lecturer

Совершенствование расчета ожидаемого чистого дисконтированного дохода при оценке эффективности инновационных проектов реализуемых

в автодорожном комплексе

Improving the calculation of the expected net present value in evaluating the performance of innovative projects being implemented in complex road

Аннотация: Темпы строительства автомобильных дорог в России с каждым годом увеличиваются, при этом неуклонно возрастает доля дорог требующих ремонта. Кроме того, большая часть не подходит под европейские стандарты дорог с твердым покрытием. Вышеперечисленные факторы заставляют задуматься о широкомасштабном внедрении инноваций в автодорожном комплексе, с целью увеличения сроков эксплуатации, межремонтных сроков, ускорения темпов строительства и обеспечения соответствия международным стандартам. Инновационные проекты имеют определенную специфику, отличную от инвестиционных проектов в области строительства, а значит, применение стандартных методов анализа инвестиционных проектов является некорректным, в связи с этим актуальным является совершенствование методов расчёта эффекта от инновационной деятельности предприятий автодорожного комплекса.

The Abstract: The pace of construction of roads in Russia every year by year, with the steady increase in the proportion of roads requiring repair. In addition, most do not fit the European standard of paved roads. The above factors raise questions about the widespread adoption of innovations in the road sector, in order to increase the service life, overhaul timing, accelerate the construction and compliance with international standards. Innovative projects have a certain specificity, different from investment projects in the field of construction, and therefore, the use of standard methods of analysis of investment projects is incorrect in this regard is to improve current methods of calculating the effect of enterprise innovation Road complex.

Ключевые слова: Ожидаемый эффект, инновации, автодорожный комплекс,

коэффициент Гурвица, чистый дисконтированный доход.

Keywords: Expected impact, innovation, road complex Hurwitz ratio, net present value.

08000 - Экономические науки

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №2 2013

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

В связи с тем, что инвестиции в инновационные проекты, носящие не государственный характер, имеют небольшой удельный вес в настоящее время, а в будущем существует перспектива роста коммерческих инновационных проектов в автодорожном комплексе, следует более полно и корректно использовать формулу расчета ожидаемого чистого дисконтированного дохода (ЧДД).

При финансировании инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве наибольшее распространение имеет оценка интервальной неопределенности, которая состоит в оценке максимального и минимального эффектов.

В этом случае расчет ожидаемого чистого дисконтированного дохода рекомендуется производить по формуле:

где ЧДДтах,ЧДДШ1П - соответственно наибольшее и наименьшее из математических ожиданий ЧДД по допустимым вероятностным распределениям; X - коэффициент Гурвица;

В «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов» [1] X (коэффициент Гурвица) = 0,3 - норматив для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности. Предложенное методикой значение норматива для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности без обоснования значения норматива, на взгляд авторов, требует переосмысления. Существует ряд рекомендаций на этот счёт, мы предложим свою интерпретацию.

Будем исходить из того, что при внедрении инноваций наиболее пессимистичный сценарий это потеря всех вложенных средств в проект, то есть минимальный эффект - Эт1п это общие затраты на внедрение инноваций (доход отсутствует, получен убыток). Таким образом, учитывая тот факт, что риски и неопределённость при внедрении инноваций крайне высокие, примем сторону умеренного оптимизма и за максимальный эффект - Этах примем сумму дохода, который покроет все издержки (компенсирует риски), то есть прибыль будет равна нулю. Тогда по модулю | Этах | равен | Эт1п |, то есть Эож=0, при Х=0,5 (Эож=Этахх0,5+(1-0,5)

Что приводит нас к следующему выводу - при расчёте эффективности инновационного проекта, какую бы величину максимального эффекта от внедрения инноваций не ожидал хозяйствующий субъект, весовой коэффициент Гурвица X должен быть больше 0,5.

Предположим х- затраты на внедрение инноваций. При этом инновационный проект обеспечивает получение неопределённых результатов, которые находятся в пределах от у до 7, причём у<х<7. Интервальная неопределённость результатов проекта в этом случае будет 7-у, а максимальный ущерб составит у-х. Тогда степень риска проекта (Я) - Я=(у-х)/(7-у) будет характеризовать размер максимального ущерба на единицу неопределённости. При этом очевидно, если Х<Я - проект эффективен, Х>Я - проект неэффективен. Таким образом, для того чтобы ограничить фактор неопределённости и в значительной мере компенсировать риски при оценке эффективности инновационного проекта необходимо соблюдать следующее условие 0.5 <Х<Я. В этой ситуации X, как критерий приобретает крайне высокую значимость. Для наглядности приведен пример расчета в таблицах 1 и 2, который в полной мере демонстрирует влияние значения коэффициента X на ожидаемый эффект от реализации инновационного проекта. Также при изменении коэффициента изменяется и вариант выбора проекта.

(1)

хЭт1п=0,5хЭтах-0,5хЭт1п = 0).

Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов

права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №2 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Таблица 1

Варианты значения ЧДД инновационных проектов (млн. руб.)

Проект Высокий оптимизм ЧДД Умеренный оптимизм ЧДД Умеренный пессимизм ЧДД Пессимизм ЧДД

1 530 410 220 -220

2 490 390 300 -230

3 540 420 260 -240

Таблица 2

Варианты ЧДДож при изменении значения норматива для учета неопределенности эффекта (млн. руб.)

Проект ЧДДож при X = 0,5

1 155 95 0

2 130 80 35

3 150 90 10

лучший проект № 1 1 2

Проект ЧДДож при X = 0,3

1 305 221 88

2 274 204 141

3 306 222 110

лучший проект № 3 3 2

Таблицы 1 и 2 наглядно показывают, насколько может измениться ЧДДож, при изменении норматива для учета неопределенности эффекта при реализации инновационных проектов, вследствие чего может и измениться выбор варианта проекта для реализации.

Предложенные пути совершенствования расчёта ожидаемого чистого дисконтированного дохода при оценке эффективности инновационных проектов реализуемых в автодорожном комплексе приведет к увеличению точности и полноты расчетов, позволит в условиях неопределенности и риска более точно определять величину ожидаемого эффекта и значений коэффициентов, используемых при расчетах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477.

Рецензент: Денисов Олег Львович, профессор, доктор технических наук, кафедра «Автомобильные дороги и технология строительного производства», ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.